бесплатно рефераты
 

История отечественной культуры (лекции)

История отечественной культуры (лекции)

Культурологические теории в России

к первой половине XIX в.

Сложности.

Т. к. впервые ставится серьезно Петром Яковлевичем Чаадаевым.

«Философические

письма» - начало спора между западниками и славянофилами.

. Культура – только духовное образование (материальный характер – это

признак или неродившейся культуры, или начинающей вырождаться).

. Истинная к. – как духовное образование выражается только в

христианстве.

. Истинная духовность как христианства выраж. Только в католицизме –

в периоды средневековья.

. Христ. – католицизм способствует восстановлению совершенного строя.

. Реальное развитие запада осуществляется как в добре, так и во зле

(не идеал.).

Чаадаев надеется, что Россия объединит успехи кап.. с христ. кат., т.

к. Росссия находится в стадии юности, не обременена традицией. Россия

географический мост между Востоком и Западом.

. Критическое отношение к России.

Критики Ч. концепции – славянофилы. Течение возникло в конце XIX в.

(Хомяков, Киреевский).

Славянофилы:

. Культурный приоритет и культурная будущность России, т.к. Россия –

истинно христианская культура.

. В Западной Европе церковь и общество оказались под двойным

влиянием: христианским и языческим.

Ошибки:

Прежде всего – античного рационализма (Западная церковь не

воспринимает должным образом христ. догматы, Папа – глава церкви, З.

Христианство предоставляло логич. доказательства бытия Божьего, за этим

последовала инквизиция, протестанство, торжество формального разума над

верой, реформаторство).

Индивидуализация личности, четкий приоритет частной собственности,

теория договора, чисто правовая основа государственности.

1. Россия – страна правоставная.

2. Особенности российской общественной жизни – община

(патриархалность, простота, коллективизмом, главные не юридические,

а нравственные отношения).

Западничество

Герцен и Белинский.

Герцен – в пользу социалистической утопии (крестьянской) – «Общинный

социализм».

Культура России – очень молода отсюда естеств. принять культуру социализма,

идущую с Запада.

Культура России «самая разрытная культура» – Петровская эпоха – эпоха

внутреннего завоевания России, крепостническое порабощение крестьян

дворянством отсюда антогонизм российского общества и российской культуры.

Выход – в социалистическом переустройстве общества в результате

крестьянской революции отсюда развитие демократии.

Второй этап – вторая половина XIX века.

Данилевский, Чечерин, Соловьев, Плеханов.

Данилевский 1871 г. – «Россия – Европа» - «теория замкнутых культур».

Ошибка историков в том, что история делится по хронологии. Главное -

отношение и понимание национального общечеловеческого. Культуры изменяются

по национальному моменту.

Указывает параметры специфики:

1. религия

2. культура

3. политика

4. экономика

Одноосновные, двуосновные и многоосновные цивилищации.

Пример:

Евреи – в религии

Греки – философия, искусство

Римляне – политика.

Европейцы – двуосновные – политика, культура.

Не было ни одной полной цивилизации. Данилевский считал, что Россия

будет соответствовать всем параметрам, особенно в экономике, поэтому по

Данилевскому – славянский культурно-исторический тип.

Соловьев.

. Идеализация российской культуры – основа кот. – православие

. Россия – европейская страна.

. Проблема: Восток – Запад – Россия.

Символ культуры Востока – бесчеловечный Бог.

Символ культуры Запада – безбожный человек.

Россия должна дать человеческого Бога.

Вторая половина XIX века – Марксизм.

Г.В.Плеханов.

. Россия – европейская страна, имеющая массу особенностей – элементы

восточной деспотии.

. Разрыв то увеличивается, то уменьшается, отсюда Россия колеблется

между Западом и Востоком.

. Особенность географических и исторических обстоятельств России.

1. География: обширность России отсюда производительные силы

развиваются очень медленно.

2. История: влияние Запада и Востока: на первых порах Русь сближается

с Востоком, Петровский период – Западные ориентации.

XX век – 3 этап

Евразийцы.

Фляровский, Вернодский, Трубецкой, Савицкий, Сувчинский, Карсавин.

Революция застала врасплох всех, но она не абсурд, не случайность. Это

только новая, трагическая сторона истории.

По-новому осмыслили проблему: «Восток – Запад – Россия».

Евразия – понятие не географическое , а государственное. Естественные

границы. Задача российского народа – вписаться в географическую и

историческую область. Впервые соединив теоритические и государственные

понятия российский народ не мог походить ни на народ Европы, ни на народ

Азии. Российская культура несет в себе влияние Юга, Востока и Запада.

Российская культура – просто другая.

Н.А.Бердяев.

1946 г. – «русская идея».

Народ необыкновенной полярности. В ней совмещается государственность и

склонность к анархии, деспотизм и абсолютная вольность, необыкновенная

жестокость и фанатичная доброта, искание Бога и безбожие.

Исток – в положении России – в ее метании между Востоком и Западом,

отсюда прерывистость и даже катастрофичность.

5 периодов: Киевский, Татарский, Московский, Петровский, Советский.

Федотов. «Судьба и грехи России».

Россия – посередине Восточных и Западных потоков.

Россия знала Восток в двух обличиях: в языческом и православном.

4 периода:

1. Киевская Русь, кот. Очень свободно принимала все влияние.

2. Монгольская Русь – время выбора – З.(Литва) или В (Орда).

3. Петровский период – З. поворот – сложности – разрыв дворянства и

народа, отсюда европеизация России – неудачна. Последовала за

Петром только самая энергичная часть. II половина XIX века –

энергичная част общества повернула по радикальному пути культурного

развития России второй половины XIX века – опасный бег на скорость.

Разрыв.

Культура XIX в. – или «освободительная европеизация» или «московский

бунт».

Культура Российской цивилизации

Особенности Российской цивилизации:

1. самодержавная форма государственной власти («восточное гос-во»);

2. коллективистская ментальность;

3. подчинение общества гос-ву;

4. незначительный объем экономической свободы, отсюда свободы вообще.

Стадии развития Российской цивилизации:

А: в ареале, который называется Россия, была одна цивилизация, имеющая

несколько этапов:

1. Древняя Русь (IX – XIII вв)

2. Московское царство (XIV – XVII вв)

3. Имперская Россия (XVIII - по сей день)

В: к XIII в. существовала русско-европейская (славяно-европ.) цивилизация,

с XIV в. – сменилась еврозийской, повернутой на Восток.

Древняя Русь.

Доминантной цивилизацией этого времени было православие, которое было

принято государством, но в значительной степени оно было автономно. Русская

церковь приняла христианство от Византии, и до XIII в. было зависимо от

Византии.

Середина XV в. – падение Константинополя, русская церковь становится

автокефальной.

Православие дало России нормативно-ценностный порядок. Православие

захватило почти все слои общества, но не всего человека, поэтому все ученые

отмечают поверхностный уровень христианизации безмолствующего большинства,

утилитарное восприятие христианства, невежественность.

Киевские князья обрели опору в Православии, следовательно это дало им

возможность образовать государство как задачу миссионерскую – обращение

язычников в христианство.

Но, в связи с этим, христианство поддерживало власть в ущерб своей

духовной нравственной деятельности, отсюда особый тип православия:

формальный, невежественный, синтезированный с невежеством.

б) Тем не менее, культура Древней Руси имела много общего с Европой:

1. Христианские ценности;

2. Городской характер официальной культуры;

3. Преобладание земледельческого производства;

4. Военно-демократический характер государственной власти;

5. Отсутствие синдрома (явления) рабства.

Общее с Азией:

1. отсутствие честной собственности и экономических классов;

2. господство принципа централизованного распределения (власть рождает

собственность);

3. медленный эволюционный характер общественного развития.

1) Южная субкультура – Киевская

2) Новгородская субкультура – Ганзейскаму союзу. Она деградировала

после присоединения к Москве.

3) Северо-Восточная субкультура.

С середины XII в. – началась крестьянско-княжеская колонизация:

- по рекам – развивается интенсивное земледелие – занимало леса, где

крестьяне вели экстенсивное подсечно-огневое земледелие, отсюда

разбросанность крестьянских общин.

- Княжеская колонизация – реки и ополья, низменность.

Контроль.

Главный удар татаро-монгольского нашествия – на княжеские колонии,

отсюда княжеская власть в первое время чрезвычайно ослабела! Следовательно,

на Руси в этот период появилась максимальная независимость личности от

власти.

Татаро-монгольский период.

Продолжается крестьянская колонизация, отсюда (кр. кол.) абсолютное

преобладание экстенсивной системы труда. Экстенсивное земледелие – особый

образ жизни, который формирует национальный характер. Необходимо: глубокое

знание природы + крестьяне живут догосударственной жизнью, вне сферы

власти, законов частной собственности.

Население в лесах растет значительно быстрее, чем в городах. Оно

обретает ощущение свободы, независимости.

На Западе: «Воздух города делает человека свободным», в городах

формируется гражданское общество, противостоящее власти.

В России свободным человека делает крестьянский мир. Т.о., в

результате обстоятельств вкладывается две Руси:

- городская, княжеско-монархическая, христианско-православная;

- земледельческая, крестьянская, языческо-православная.

Московская Русь.

Черты азиатского деспотизма стали еще более очевидны.

!Доминанта – государственность.

Меняется социальный генотип России. Страна переходит в эволюционного

пути на мобилизационный: XVI в. – голод, демографический рост, плохие

урожаи, неблагоприятный климат, кризис экстенсивного земледелия.

Выход: если люди не могут остановить кризис, то общество делигирует

государству право на проведение радикальных реформ.

С XV в. утверждается экстенсивный характер труда, то, что для Европы

было кратковременным, то для нас становится постоянным.

Крестьяне покидают леса, они вовлекаются в жизнь государства, церкви,

народа, жившего на равнинах. Попадают в абсолютную зависимость государства,

монастыря, вотчинника.

Эта разорванность (крестьянства и княжества) преодолевается.

Россия – мобилизационное состояние развития:

- внеэкономические факторы государственного хозяйства;

- экстенсивное использование ресурсов;

- ставка на принудительный труд;

- внешеполитическая экспансия на колонизацию.

Культура Московской Руси являлась дивергентной (лат. divergere –

расходиться), оказалось самой изолированной.

Выбор, который в этот период не существовал, был решен в пользу

Москвы. Культура была дивергентной, ориентированной на сомоизолированность.

В XVI в. полностью исчезла возможность выбора и в России утвердился особый

тип культуры – маргинальный (пограничный): с одной стороны культура

устранила связь с европейской цивилизацией, но с другой стороны не ставила

цель быть частью западной цивилизации. В московском царстве бюрократический

…………….. как способ функционирования общественных культур, презрительное

отношение к производительной деятельности, этическое неприятие и торговли,

и купечества.

В церкви происходила очень острая борьба за двух течений – иосифлян

(Иосиф Полоцкий - ……..), кот. призывала к смирению, покорности, союзу с

властью, и нестежателей (во главе монах Нил Сорский), которая провозглашала

обязательное …, … как служение господу. В результате борьбы победили

иосифляне. Церковь не приобщилась к проповеди труда, как к …

Традиционализм мышления.

Существует традиционализм религиозный ….., который пресекал любые

проявления независимой мысли. Общинный – базировался на сохранении общины,

артели общинного быта, что привело к тому, что личность растворилась в

обществе, подчинялась ему, личность чувствовала себя честью целого.

Русскому человеку был присущ традиционный стиль мышления: то, что

было, должно быть таким же (Протокол Авскуди: «Что положено, тому быть

вечно). На этом основано неприятие ничего иностранного. Особенно ленинизм

(философич. наука). В этом случае главная задача личности – подчиниться

тому, что происходит вокруг. Юродство – феномен Московского царства – стиль

жизни, лицедейство. Считались святыми и пользовались уважением.

существовало природное и добровольное юродство. Добровольное – вослед.

Христу.

Юродство на Руси – это компенсация татальной несвободы, оппоцизия.

Юродство пассивное и активное – «ругаться миру», обличать пороки и грехи.

Даже при всем великодушии Василия Белого Иван Грозный боялся подойти к

нему. На Руси юродство – тоска по братству и любви.

В XVII в. – смена культурных доминант – повышенное внимание к

человеку. Менялось представление о царе. После избрания Романовых

получилось, что царя можно избрать, т.е. он ответственен, т.е. его поступки

могут быть подвержены осуждению.

Появляется нравственно-психологическая оценка – совесть, стыд.

Андрей Курбский попытался объяснить причины своего бегства из Руси.

Сначала говорил о причинах: дьявол вселился в многочисленных жен Ивана

Васильевича. Объяснение слишком …….. следовательно причина в злом праве

царя. В 17 в. самодержавие строилось по татарскому образу.

Сергей Радонетский, Нил Сарский, Рублев, Дионисий – эта культура

уходила.

Западная Европа.

Преобладала светская доминанта в жизни общества, произошла религиозная

реформация; Европа достигла компромисса, результатом явилось течение –

либерализм – отстаивает свободу предпринимательства, демократические права,

свободу личности, мысли, парламентский строй. Это привело к идеям свободы.

Свобода выбора и ответственность за него. Вольтер говорил: «я не разделяю

ваших убеждений, но готов отдать жизнь за свободу их высказываний», «Моя

свобода заканчивается там, где начинается ваша». Компромиссность – это

уважение чужих ценностей, чужих высказываний. Так Европа пришла к сознанию

того, что такое свобода. Эволюционный путь развития. Формируется

гражданское общество, свободное от влияний государства; наука и техника

позволяет сознательно вмешиваться в общественную жизнь.

Свобода привела к научному рывку. Для того, чтобы перейти на этот путь

развития была необходима корректировка этики, которая привела бы труд к

одному из человеческих, религиозных ценностей. Это было достигнуто в

результате реформации. Протестантизм создает трудовую этику. Труд – это

служение Господу, промысел Божий. Главное занятие человека: молись и

работай; предложил протестантизм.

Человек сам решает свои проблемы, он решает их здесь, теперь, а не

откладывает на завтра. Меняется ментальность Европейского человека, он

предпочитает решать свои проблемы самостоятельно. Выбор между экстенсивным

и интенсивным хозяйством в пользу второго. Выбор между зависимостью и

свободой в пользу последнего.

Россия XVII в.

Петр I пробовал перейти с дивергентной на конвергентную Россию. К тому

времени Российская культура конвергентного типа. Пытался подвергнуться

вестернизации. Петр пытался сделать рабов свободными и свободолюбивыми,

образцовыми, отсюда сложилась ситуации, которая называлась дихотомия –

деление целого на 2 части. Возникли субкультуры:

А) дивергентная – почвеническая;

Б) конвергентная – западническая.

Носители первой культуры: трудящиеся, не принимавшие Петровских

реформ: бояре и церковь – второй культуры: европеизировынный верх.

Ключевский: вначале появилось стремление украсить по европейски свой

дом, а потом – стремление украсить на европейский манер свой….. . Поэтому

смысл их был непонятен. В результате в русском обществе сложилось две

привычки – утрата охоты к размышлению и потеря понимания действительности.

В результате народ хранил допетровские традиции, отсюда разрыв между

высшими и низшими сословиями.

И почвеническая и западническая культуры имели общественные черты

(Россия)

А) доминантой Российской культуры являлся ее интровертный характер

Б) этноцентризм – это стремление оценивать все явления мира сквозь

призму своих ценностей (культуры) или придание своей культуре

универсального характера, отсюда появление мессианства (черта Рос. культ.)

– это вера пришествия мессии, отсюда вера в праведность нашей культуры -

…………., кот. рассматривала высшие цели государства (абсолютный приоритет

государства).

Правовой нигилизм – паториалистическое отношение к государству

(государство – отец), следовательно, в случае принятия такого отношения к

государству, человек отказывается от своего политического выбора. Западный

ориентир на личность, почвенический – на общество.

Западный на дивергентность как средство общественного развития. Зап.

на свободу личности. Дивергентный на приоритет государства. Архитип (arche

– начало, typos – образ) культура всегда связана с прошлым и представляет

собой коллективную память.

Это коллективная бессознательность, которая………

а) проявляется на поверхности сознания в виде символов (смутных)

б) недоступна непосредственному наблюдению

в) нельзя осмыслить.

Существует понятие ментальности – это мироощущение, мировсприятие.

Существует понятие национального характера – это генотип + культура

(генотип – это то, что поступает от природы через вены).

Православие и архитип.

Что вошло из православия в архитип.

Земное существование – это миг, а раз так, то сомоценности оно не

представляет, отсюда смысл земного существования – подготовка к смерти:

смирение, благочестие, аскетизм, сознание греховности, отвержение сытости и

комфортности, следовательно отвержение от земных благ.

Бердяев: «Русский человек плохо обустраивается», следовательно

возникает моментная связь: нищета – духовность, которую хорошо воспринял

Достоевский.

Православие всегда противопоставляет божественное, скрытое – это

истинное и земное, открытое, следовательно земное не может постичь истину,

и: открывается только Господу и Отцам церкви. И подвластна только

Православию, следовательно совершенная нетерпимость к инакомыслию,

отсутствие когерентности + мессионизм. М. – XVI век – псковский инок

Филофей. Два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не бывать. XIX век –

славянофильство: приоритет России.

Вторая половина XIX века – Достоевский – русский – это «всечеловек»,

который вбирает в себя все, открыт всему миру. Тютчев и Соловьев: Россия

станет всемирной христианской монархией: необходимо воссоединение Восточной

церкви (Византия), истинной веры, с Западной верой (организ. духовная

власть, независимая от гос-ва). Мощь объединенной церкви соединяются с

политической мощью государства, следовательно создается вселенская

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.