бесплатно рефераты
 

История культуры Древнего Египта

чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из

дворцового быта . В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми

изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились

большие сады с прудами и озерами и даже особые помещения для зверинца.

"Царские усыпальницы - пирамиды, созданные в эпоху Древнего царства,

навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества." -

пишет В.В. Павлов. "Долгое время, следуя Геродоту, в них видели

простой памятник нелепого тщеславия и жестокости деспота. На самом . же

деле все обстояло значительно сложнее. А. Мень «Такие

грандиозные сооружения должны были родиться, подобно готическим соборам,

результатом массового воодушевления. колоссальные трудности, связанные с

возведением этих рукотворных гор, не могли быть преодолены только с

помощью бичей Люди должны были верить во что-то, когда создавали

пирамиды»^1. Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих

странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей

магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он

становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ

города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных

глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь.

«Пик вечного дома, вознесенный над полями, рощами пальм, городом и рекой,

был постоянным напоминанием о том, что Великий Маг бодрствует, что он

совершает свое служение на благо египетского народа. Это приводит нас к

вопросу о том, как представляли себе египтяне посмертную судьбу

человека". Для некоторых древних культур характерно представление о

жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что

для благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что

и "здесь". Во времена Древнего царства такая привилегия была

доступна лишь фараонам строились несколько иначе, чем гробницы фараона. В

современном языке для и очень состоятельным его приближенным. Гробницы

приближенных обычно их обозначения принято арабское слово "мастаба" в

буквальном переводе означающее "каменная скамья".

Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его

приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали

строить себе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами

росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая

рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все эти

люди должны были следовать в гроб за своим господином или будучи

убитыми еще на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий,

умирая почти сразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении

предстает страной с наиболее гуманными с нашей точки зрения законами,

здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль

отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся внутри

гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы должны были быть

изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы

остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями

"культового назначения". "Искусство здесь столь тесно связано с религией,

обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его

образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-

обрядовых обычаях египтян".

Что касается скульптуры , то она тоже была довольно своеобразной.

Статуи почти всегда раскрашивались, но раскраска эта на наш взгляд

была достаточно условной и скорее напоминала тонирование. Сходство

подчеркивается еще и архитектоничностью строения самих статуй,

составлявших неделимое органическое целое с архитектурными сооружениями,

которым они принадлежали. Здесь приходит на память сравнение со скульптурой

Античной Греции классического периода, но там назначение скульптуры было

совершенно иным. Монументальной целостности Египта там пришла на

смену одухотворенная гармония человеческого тела.

Скульптуры Древнего царства обычно сохраняют основные формы каменной

глыбы, из которой они были вытесаны. Во многих случаях скульптор

даже подчеркивал этот генезис тем, что оставлял фигуру недоотделенной от

каменного массива, выполнявшего в этом случае роль фона.

Это позволяет сделать вывод о том, что раскрашенный рельеф, из

которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от

скульптуры. Медленно но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому

что ко времени пятой - шестой династий фараоны теряют часть своего былого

могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам..

В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений,

больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется

власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с

собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они

добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их "дома вечности"

были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами.

В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что

и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что

дистанция все же соблюдалась, так как читая надписи в гробницах вельмож

мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин

мой», или подобными им.

Сам по себе египетский рельеф - явление уникальное, само по себе

требующее отдельного углубленного изучения. Египтяне всегда глубоко

чувствовали возможности материалов и техник, в которых работали. они

ставили себе задачей не создание иллюзии чего-либо, но изображения и

изображали не вещь или человека в какой-то момент времени, а идею,

субстанцию человека, вещи, животного. Эти изображения не были рассчитаны на

зрителя - человека. Известно, что во многие помещения гробниц, украшенные

непревзойденными росписями и рельефами, доступ был строго ограничен, а

иногда и запрещен. Таким образом это искусство должно было скорее

напоминать "увековечивание формы", а не творческий акт и не желание

украсить "вечное жилище" фараона. "Искусство искало немногих, но

непреложных изобразительных формул. Оно действительно выработало язык,

отвечающий идее постоянства - язык экономного графического знака,

строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных

объемов. Даже когда изображалось самое простое , самое обыденное - пастух

доит корову, или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо

гусей, - эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением

мимолетного действия, сколько чеканной формулой этого действия,

установленной на века". Нам известно три типа египетского рельефа:

выпуклый, углубленный, и с углубленными контурами. Использовались они

иногда порознь, иногда комплексно, но всегда это очень высокое

художественное мастерство, заставляющее дышать живыми изображениями

поверхность камня, не теряющего в то же время своих видимых природных

свойств и фактуры. Рельеф сам не плоский, но ориентирован на плоскость, в

этом и состоит оригинальность и своеобразие этого рода изобразительного

искусства. С одной стороны он обладает всеми преимуществами объемного

скульптурного изображения, а с другой для него вполне естественны и

живописная раскраска и абсолютная слитность со стеной, с каменным массивом.

В эпоху Древнего царства искусство рельефа переживает небывалый подъем.

Рельефы на деревянных панелях из гробницы зодчего Хесира в Саккара

иллюстрируют это как нельзя более лучше. Мастер в совершенстве владеет

техникой, не утрачивая торжественной монументальности, целостности

изображения, он создает образ, пленяющий живостью и непосредственностью,

«образ энергичного, волевого, умного человека».

Коме того, египетские художники никогда не забывали о необходимости

целостности, органичности всего(!) ансамбля, и всегда одно искусство как бы

вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался

иероглифами. Это был трех синтез искусств - архитектоника организующая

пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка

объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.

Рельеф Древнего царства был более развит, чем настенная живопись.

Материальность выступающих или заглубленных контуров раскрашенного

рельефа была понятнее и реальнее для египтян, чем чисто плоскостная

живопись.

Британская Энциклопедия сообщает, что «техника рельефа включала в

себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка

рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались

минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая - тертый малахит,

синяя - лазурит, и черная - сажа. Содержание росписей и рельефов в

захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во-

первых - прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные

им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные

таинственной будущей жизни, "жизни вечной и вечному блаженству". Сюжеты

росписей довольно типичны, всюду присутствует хозяин гробницы в

различных ипостасях: на празднике жизни - на пиру, в наблюдении за ходом

сельскохозяйственных или ремесленных работ в поместье или государстве, на

охоте или на рыбной ловле, в наблюдении процессии слуг, приносящих дары.

Композиции рельефов и росписей и всего помещения всегда задумывались

как нечто целое, и создававший их человек находил нужное решение

поставленной задаче. Монументальность, свойственная всем видам искусства в

Египте, в рельефах и росписях тесно сплетена с декоративностью.

Является типичным использование фризообразной композиции, в основе своей

подразумевающей аналогию ковра. С дальнего расстояния такая стена

смотрится пестрой красочной плоскостью. Характерный пример - росписи

весьма известной гробницы вельможи Ти (сер. III тыс. до н. э.). При чуть

более близком рассмотрении "ковер" распадается на огромное количество

отдельных эпизодов, сплавленных общим ритмом и пространственными законами

- гробница Хнумхотепа. Здесь уже трудно говорить о застылости и тому

подобных вещах. Живость и непосредственность в изображениях людей и их

занятий выше всякой критики. Возможно эти качества жанровых сцен в

сопоставлении с преопределенной фиксированностью и торжественной

представительностью парадных портретов можно объяснить разницей в том,

какую сакральную функцию выполняли различные изображения: представляли

перед богами самого Фараона, или же рассказывали о быте его подданных. В

последнем случае важно было живо и реалистично отобразить функции

персонажей, что бы они и дальше столь живо служили господину. Мы не должны

также удивляться многочисленным изображениям животных в гробницах. Многие

животные в Древнем Египте обожествлялись и их изображения являлись

изображениями богов.

Градация размеров, масштабов фигур внутри одной

композиции, дающая декоративную живость и легкую певучую вариативность

ритма была для египтян прежде всего градацией ценностей. Главный герой

росписей изображался самым большим. Его близкие родственники и

приближенные изображались немного меньшими его самого, а второстепенные

персонажи изображались меньшими его даже в несколько раз, тому примеры -

рельефы в гробнице Ти и в мастаба в Саккара.. Такая шкала была

наиболее универсальной табелью о рангах, которой не требовалось отображения

особых, различных для каждого чина аксессуаров роскоши и общественного

положения. Даже величие власти самого фараона, почитавшегося богом, не

обозначалось даже каким-либо дорогими одеждами, почти ничем, кроме

исключительной величины его фигуры и эффектной, предопределенной каноном,

позой .

Нельзя также однозначно утверждать, что какие-то фигуры в росписях

или рельефах разработаны тщательнее других. И росписи и рельефы дают

картину жизни текущей одинаково размеренно и неотвратимо для всех.

Композиция, как правило, построчная, с соблюдением симметрии и

уравновешенная. Изображения на рельефах и росписях выполнялись как и в

круглой скульптуре соблюдением строгой подчиненности архитектурным формам,

с ориентацией на их пропорции и ритмы, на их масштабы.

Египтянам удавалось добиваться неподражаемой гармонии и единства в

совместном использовании иероглифов и изобразительных композиций. Кроме

информативной функции, иероглифы также служили выразительным средством

декорации архитектуры. Внося в живописную или рельефную композицию

элемент регулярности и стабильности, они были первой ступенью шагом на

пути к подчинению архитектонике здания (помещения) живописи или рельефа.

Сходство композиций построения иероглифов и композиций росписей и

рельефов позволяют заключить, что первое произошло из второго, сохранив

многие характерные черты. В качестве первого примера пиктографии

(рисуночного письма) обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной

стороны несомненно являющуюся произведением высокого искусства, и с другой

стороны несущую в своем изображении вполне конкретную статистическую

информацию. Здесь изображение тождественно письму. В дальнейшем произойдет

дифференциация, которая, впрочем, не убьет родственности и совместимости:

живопись и рельефы Древнего царства довольно часто сотрудничают с

иероглифическими надписями. Наблюдая это соседство мы отмечаем

несомненное родство форм этих способов передачи информации. Иероглифы для

непосвященного человека предстают если не самостоятельными изобразительными

знаками, дополняющими основное изображение, то сложным многокомпонентным

орнаментом. В обоих случаях от сотрудничества не проигрывает ни одна из

сторон.

Роль канона и условных композиционных черт в искусстве Древнего Египта.

Образно-философская сущность канона.

В каждом захоронении изначально фиксировалось имя умершего.

Упоминание имени логически требовало, чтобы были также перечислены и все

прижизненные титулы и заслуги покойника. Из этого вырос подробный

изобразительный или письменный рассказ о его жизни. композиционные формы,

"знаки" постепенно отбирались и канонизировались, становясь "священными".

Со временем уже сам факт изображения чего-либо делал изображенное

предметом сакрального мира, предметом магически увековеченным. Древнему

царству была свойственна "вера в безусловную реальность

художественных образов".

Говоря о "каноне" не следует никогда преувеличивать его значение

в искусстве древнего Египта. Он лишь предписывал средства и форму, но

никогда - содержание. Последнее во все времена зависело от самого

художника, его личности и его мастерства. В качестве наиболее

характерного примера приведем сравнение трех скульптур сидящих людей -

писца из Лувра, писца из каирского музея и зодчего Хемиуна. Их позы

предопределены и зафиксированы каноном, но при их сравнении у нас не может

возникнуть и сомнения в природной оригинальности каждого из них,

свойственной истинным шедеврам человеческого гения. Здесь и остро

индивидуальные портретные характеристики, и своеобразие авторского решения

в каждом отдельном случае, и анатомическая точность мастера. Прежде всего

бросается в глаза то, что у каждого из персонажей неповторимо-конкретное

портретное выражение лица. Взгляды писцов отображают их преданность

господам. Взгляд напряженно-порывистый - у писца из Лувра и спокойно

ждущий у писца из Каирского музея. Выражение лица Хемиуна определяет его

как уравновешенного и властного важного государственного сановника,

знающего цену и себе и другим.

Отрасли знания , которые наиболее эффективно развивались в Древнем

Египте .

Значительного развития в этот период достигают ремесла, в частности

обработка дерева, камня, металла, глины, папируса, выделка тканей и кожи. В

эпоху архаики и Раннего Царства все рощи были сведены и поэтому обработка

дерева имела в этот период большое значение. При изготовлении мебели,

кораблей, погребальных ящиков и др. предметов пользовались как местными

породами дерева — акацией, пальмой, так и привозными сортами, — сосной,

которую привозили из Сирии, и черным деревом, которое доставляли из Нубии.

Развитие деревообрабатывающего производства нашло свое отражение в

значительном усложнении и усовершенствовании инструментария. Каменные

орудия постепенно заменяются металлическими. Дерево рубят при помощи

топора, распиливают однорукой пилой, обтесывают теслом, размечают плоским

нумеровочным камнем. В особых мастерских изготавливают лук и стрелы,

пользуясь целым набором инструментов.

Большое значение имела обработка дерева и для кораблестроения. В

официальных летописях сообщается о сооружении больших грузовых кораблей из

различных пород дерева, в основном из акации, привезенной из Нубии.

Высокого расцвета и технического совершенства достигает в это время

обработка камня. Представление о технике обработки камня дают ценные

сосуды, сделанные из очень твердых пород камня с поразительной точностью и

совершенством. Но особых успехов достигают египетские каменотесы в

строительном деле. Огромные царские гробницы (пирамиды) и расположенные

около них храмы дают яркое представление о расцвете строительной техники.

Для их постройки пользовались огромными каменными плитами. Так, камни,

расположенные у входа в заупокойный храм фараона Хафра, достигают длины

5,45 м и весят 42 тыс. кг. Ведущим и наиболее хозяйственно важным видом

ремесла была металлургия, также достигшая в период Древнего Царства

значительного развития. Каменные орудия все больше вытесняются

металлическими, чаще всего изготовленными из меди, добытой в рудниках

Синайского полуострова. Наряду с техникой ковки была известна и техника

литья.

Высокого расцвета достигает в эту эпоху ювелирное искусство. Из

золота, серебра и естественного сплава золота с серебром египетские ювелиры

выделывали изящные изделия и украшения. О совершенстве ювелирного искусства

этого времени яркое представление дают массивные серебряные браслеты,

найденные в гробнице царицы Хетси-Херес. Эти браслеты украшены тончайшими

инкрустациями из малахита, лазурита, яшмы, изображающими изящных стрекоз.

Наконец, значительного развития достигают в эту эпоху и другие ремесла, в

частности обработка глины, папируса, кожи, и выделка льняных тканей.

Ярким показателем развития духовной культуры этого периода является

появление письменности, которая, подобно шумерской, возникает из простейших

рисунков и узоров первобытной эпохи. Эта сложная рисуночная система

письменности была весьма наглядной, но не удобной. По мере усложнения языка

и потребности обозначения множества отвлеченных понятий знак-пиктограмма

превращается в алфавитный знак. Таким образом, уже в эпоху Древнего Царства

в египетской письменности появляется система алфавита, служившая для

обозначения 24 основных звуков. Однако египетские писцы не смогли

отрешиться от архаических пережитков древности и создать систему

письменности, состоявшую лишь из одних алфавитных знаков. В силу

консервативных традиций египетские писцы сохранили большое количество

сложных слоговых и картинных словесных знаков, обозначая целые слова

иероглифами.

За почти четыре тысячи лет было создано огромное количество самых

разнообразных литературных произведений, которые свидетельствуют о высоком

уровне развиития этой древней культуры, о богатстве художественного

творчества египетского народа.

Свое наиболее яркое развитие египетская литература получила в эпоху

Среднего царства (ок. 2050 — 1700 до н. э.), которая считается временем

расцвета классической литературы Древнего Египта.

К глубинным пластам устного народного творчества восходят сказки, часто

сохраняющие сюжеты из народной жизни, отражающие быт и мировоззрение

земледельцев. Они облечены в форму народной речи, впоследствии лишь

подвергшейся художественной литературной обработке.

Основными сказочными героями являются невинные и праведные страдальцы;

таковы «Сказка о двух братьях» и «Сказка о правде и кривде». Мотив первой

из них — о злой жене и невинном юноше, которого она хочет обольстить,

чудесных превращениях главного героя сказки и, наконец, о торжестве

несправедливо страдавшего праведника — встречается не только в египетской

литературе, но и в литературе многих народов позднейшего времени,

испытавших влияние египетской культуры.

К сказкам очень близки мифы, в частности широко известный миф об Озирисе,

дошедший до нас в сочинении великого древнегреческого писателя, историка и

философа Плутарха «Об Изиде и Озирисе». В данном мифе и в других египетских

мифах космического и солнечного цикла рассказывается о сотворении мира, об

истреблении людей богами, о воскрешении героев.

В эпоху Среднего царства возник новый литературный жанр — описания

путешествий, являющийся самым ранним предшественником позднейшего жанра

приключенческих романов .

Высокого развития в Египте достигли изобразительное искусство и

архитектура. О техническом совершенстве архитектурных форм говорят

сохранившиеся до наших дней храмы и гробницы. Предшественницами громадных

царских усыпальниц — пирамид были погребения в скалах и небольшие наземные

гробницы, увенчанные плитой пирамидальной формы. По мере развития

строительной технологии гробницы становились все

монументальнее. Классическая монументальная пирамида, сооруженная из плит-

блоков, получалась благодаря заполнению пустых пространств между уступами

пирамиды при помощи внешней облицовки. Поблизости от пирамид строились

заупокойные «храмы царей». Стены этих храмов украшались рельефами,

изображавшими жизнь и подвиги обоготворенного царя.

Отличительными чертами египетского изобразительного искусства периода

архаики и Среднего царства является величественная монументальность формы,

строгий и четкий, почти геометрический конструктивизм, фронтальность и

статичность. Все эти особенности египетского искусства сочетались с

реалистическими тенденциями, в особенности в портретных изображениях. Но

при этом если царь, вельможа изображался приукрашенно, идеализированно, как

сверхмощный человек, то изображения «простых смертных» (статуэтки слуг,

рабов) более реалистичны и носят черты портретного сходства. И только в

эпоху Нового царства изображения царей и цариц становятся реалистическими,

носят черты портретного сходства (таковы статуи Аменхотепа III,

скульптурный портрет Нефертити).

В школах помимо письменности давали знания прикладного характера. Так,

знания арифметики и геометрии использовались при определении размеров поля,

кучи зерна или вместимости амбара; египтяне так же, как и вавилоняне, умели

составлять схематические карты местности и примитивные чертежи. О высоком

уровне развития математических знаний древних египтян свидетельствуют

грандиозные здания (пирамиды Долины Смерти, храмы Луксора и Карнака и пр.),

которые могли быть воздвигнуты лишь на основе ряда точных вычислений.

Одним из крупных достижений египетской математики было развитие

десятичной системы счисления. В египетской письменности уже существовали

особые знаки для обозначения чисел 1, 10, 100, 1000, 10 000, 100 000 и даже

миллиона, обозначавшегося фигуркой человека, поднявшего руки в знак

удивления. Очень характерны для египетской математики своеобразные единицы

длины. Этими единицами были палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми

египетский математик установил определенные соотношения.

Математические знания широко использовались в искусстве. Египетский

художник для того, чтобы изобразить на плоскости фигуру человека, чертил

квадратную сетку, в которую «вписывал» тело человека, пользуясь при этом

знанием математических соотношений длины частей тела.

Древние египтяне обладали знаниями в области астрономии, в частности, они

отличали планеты от звезд; на потолках различных зданий, главным образом

гробниц и храмов, сохранились карты звездного неба, предназначавшиеся для

определения времени в ночные часы. Днем время определяли при помощи

солнечных и водяных часов. Составленными египтянами картами расположения

звезд пользовались и значительно позднее, в греко-римскую эпоху.

Значительное развитие в Египте получила медицина. Проводившиеся во время

мумификации вскрытия трупов способствовали развитию медицины; египетские

врачи имели достоверные познания о строении человеческого тела и

функционировании организма человека; в дошедших до нас папирусах описаны

симптомы многих болезней, способы их диагностики и лечения. В медицинских

текстах отмечается специализация по отдельным видам болезней — гинекологии,

глазным болезням, хирургии. В эпоху Среднего царства высокого уровня

развития достигла хирургия.

Названия некоторых болезней и рецептов свидетельствуют о значительном

уровне развития египетской медицины, достижения которой были широко

заимствованы авторами медицинских трактатов в эпоху античности.

Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития от

возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской

культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного

развития человеческой культуры.

Заключение Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других

народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия,

оставленного египетским народом. Нельзя недооценить значение всей

древнеегипетской культуры: искусства , архитектуры , живописи , скульптуры

и прочих достижений в различных отраслях научной и культурной жизни .

Многие тайны египетского народа и по сей день остаются не разгаданными .

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.