бесплатно рефераты
 

Истоки культуры восточных славян

сделаны пробные расчистки, открывшие великолепное искусство древнерусских

художников XIV—XVII вв. Здесь иконы: «Спас на престоле» 1337 г.,

«Благовещение» XVI в. и др. Эти драгоценные произведения долгое время

находились под поздними записями и считались утраченными.

Оклад иконостаса сделан в XIX в. из чеканной позолоченной бронзы, а

царские врата — из чеканного серебра.

Интересен пол собора, выполненный в XVII в. из разноцветных

полированных плиток агатовидной яшмы. По своему цвету он хорошо гармонирует

с древней росписью стен.

Благовещенский собор — неповторимый памятник раннемосковской

архитектуры. По сравнению с Успенским собором он носит более домашний

характер.

Ступенчатые своды собора покоятся на четырехгранных столбах. С паперти

в центральную часть ведут три входа — северный, западный и южный. Два из

них, северный и западный, в XVI в. были украшены белокаменными, резными,

расписанными красками порталами (по типу порталов Архангельского собора).

Тяжелые медные двери с золотой наводкой сделаны наподобие дверей

Успенского собора.

Портал с южной стороны собора восстановлен в 1950 г. по сохранившимся

фрагментам порталов XV в. В это же время в южной галерее у Грозненского

крыльца открыта резная белокаменная колонка, которую по характеру резьбы и

раскраске орнамента относят к периоду перестройки галереи в 1560-х годах.

Своды и стены галереи богато украшены росписью, которая носит

отпечаток разных времен и разных школ. Самой ранней росписью является

композиция «Троица», которая относится к XVI в.

На пилястрах стен в галерее изображены условные портреты московских

князей, начиная с князя Даниила Александровича и кончая Василием III, а

также эллинских мудрецов и философов — Аристотеля, Платона, Гомера,

Виргилия и других.

Узкая каменная лестница в толще северной стены храма ведет на хоры,

где обычно находилась женская половина царской семьи. Хоры соединялись

специальной площадкой-переходом с великокняжескими палатами. Этот переход

воспроизведен в XIX в. при постройке Большого Кремлевского дворца и

сохраняется до наших дней.

В древности Благовещенский собор непосредственно примыкал к жилым

покоям великих князей и был их домовой церковью.

Первый этаж-подклет, сохранившийся от белокаменного собора XIV в.,

представляет собой небольшие сводчатые помещения, служившие в древности

казнохранилищем.

В 1404 г. рядом с Благовещенским собором на великокняжеском дворе были

установлены первые в Москве часы. Об этом чрезвычайно важном событии

московский летописец писал с восхищением: «...сии же часник наречется

часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая

часы нощные и дневныя, не бо человек ударяше, но человековидно самозвонно и

самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью,

преизмечтано и преухищрено...»

Самым древним архитектурным памятником в Пскове является Спасо-

Преображенский собор Мирожского монастыря. Фресковая роспись его, чем

особенно славен этот монастырский храм,— редчайший памятник монументальной

живониси Руси XII века, известный далеко за пределами нашей страны.

Монастырь расположен около устья Мирожи — маленькой речки, впадающей в

Великую напротив Покровской башни. Это отдаленное от- города место было

выбрано основателем обители архиепископом новгородским и псковским

Нифонтом. Со времени основания (середина XII века) на протяжении многих

столетий слабо укрепленный монастырь подвергали опустошениям немцы, поляки,

шведы при безуспешных попытках захватить Псковскую крепость.

Необычайной массы купол собора довлеет над всем сооружением;

архитектурные формы последнего близки греческим храмостроительным канонам,

а также приемам новгородского церковного зодчества. На связь с

новгородскими традициями указывает и строительный материал — плинфа,

плоский кирпич, слои которого чередуются с основной кладкой из местного

известняка.

Храм построен в 1156 году. Первоначально он имел в верхней части

крестообразную форму и позакомарное покрытие основного объема. Пониженные

западные углы имели плоские двускатные крыши. Однако вскоре углы были

надстроены, фасады выровнены по высоте. Эти переделки значительно изменили

пропорции собора, он стал менее строен и, несмотря на увеличение общего

объема, менее строг и монументален. Разновысокие арочные деления на

северном и южном фасадах соответствуют внутренним формам собора, повторяя

контуры рукавов креста (высокие арки) и угловых отделений (низкие арки).

Вершиной креста соборного плана служит алтарная апсида — объемная, мощная,

достигающая высоты основной стены.

В XVI веке на продолжении северной стены была возведена звонница в два

верхних и три нижних проема. Огражденный с севера основанием звонницы

притвор построен в XVII веке; закомарные плоскостные углубления на его

наружной стене соответствуют первоначальным угловым понижениям здания.

Конструкция звонницы указывает на то, что притвор вначале был меньшей

ширины и вытянут до боковых фасадов позже.

Опорных столбов храм не имеет, внушительный барабан держится на

стенах, опираясь северной стороной непосредственно на стену, а

противоположной — на систему арок. Над узкими окнами у карниза купола

выложен выступающий арочный пояс, типичный для древних новгородских храмов

и почти не встречающийся в других церквах старого Пскова. Глава —

луковичной формы, несколько сплюснута.

Главной достопримечательностью памятника являются его знаменитые

фрески, выполненные вскоре после постройки собора и бывшие долгое время

скрытыми слоем позднейшей штукатурки. Их случайно обнаружили при ремонте

храма в 1858 году, а в конце XIX века очистили от наслоений. Характер

росписи — типы лиц, традиционные византийские одежды, надписи — выдает ее

близость к греческим образцам. Однако некоторые черты стиля исполнения

фресок — в особенности четкость линий, графичность — позволяют

предположить, что исполнителями их были не византийские, а русские мастера.

По разнообразию композиций, по высоте художественного исполнения, по

древности стенописи и объему работы (росписью заняты все внутренние

поверхности собора) мирожские фрески принадлежат к числу редчайших

памятников монументальной русской живописи древнейшей поры.

Ныне монастырь обнесен каменной стеной. Ограда эта недавняя — сделана

на рубеже XVIII — XIX столетий. До той поры монастырская территория была

огорожена бревенчатым частоколом. На месте нынешней церкви Стефана, в

восточной части главного корпуса, построенной в конце XVII века, полтора

века стояла ее предшественница — церковь Стефана постройки 1404 года, а с

1546 года — другой возведенный заново одноименный храм.

Монастырские ворота находились западнее Стефановской церкви, а еще

дальше к реке Мироже стояли рубленые покои настоятеля. Южнее собора

располагалось каменное здание (его остатки ныне расчищены), служившее, по

всей вероятности, трапезной, а над ним возвышались деревянные кельи и

маленькая церковка при них. Напротив собора, у северной границы нынешнего

фруктового сада, до сих пор сохраняется нижний каменный этаж здания, над

которым в деревянном верхе с 1800 года размещались жилые покои настоятеля.

Дальше к югу занимали место разного рода хозяйственные постройки и обширные

«черные» дворы. Перестройка фасада — объединение церкви Стефана с новыми

воротами и построенным на месте старых покоев настоятеля тяжелым каменным

зданием,— законченная к концу XIX века, привела к тому, что вид на основную

ценность монастыря — его собор — был с севера закрыт. После Великой

Отечественной войны новые ворота (над ними в конце прошлого века соорудили

колокольню) были заделаны, а древние «раскрыты». Мирожский монастырь,

являвшийся в свое время крупным культурным центром древнего Пскова, сыграл

известную роль в развитии культуры общерусской. В его стенах мастера

фресковой живописи и иконописания сохраняли и развивали русские

национальные традиции этого вида искусства, копиисты манускриптов

размножали произведения древнерусской литературы, сберегаемые в монастыре.

Существует мнение, что копия, донесшая до нас великое творение славянской

литературы «Слово о полку Игореве», была выполнена в монастыре на Мироже.

Элементы прикладного искусства нашли отражение и в резьбе по камню.

Шиферные плиты полов храмов, каменные наличники и другие украшения имели

плоский растительный или геометрический орнамент.

Бесспорно, что прикладное искусство оказало влияние на развитие

искусства в целом.

В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и

пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной

частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой

сопровождались «игрища межю селы», княжеские развлечения. Нестор в «Житии

Феодосия Печерского» так описывает это зрелище: «многыа играюща перед ним

(князем): овы (одни) гусленыа гласа испущающим и инем мусикыискыа гласящем,

иныа же органныа — и тако всем играющим и веселящимся, яко же обычай есть

пред князем». Красочная картина описания пира богача дается в «Слове о

богатом и убогом», где описывается выступление артистов — музыкантов «с

гусльми и свирельми», певцов, танцоров, шутов.

Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлечениям,

видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим

религиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви.

Песенные мелодии, мотивы инструментальной музыки, танцы пока нам

неизвестны. Однако некоторые суждения о них мы можем вывести на основе

знакомства с сохранившимися источниками.

Источники свидетельствуют и о том, что на Руси очень рано появились

нотные записи. Этому способствовало распространение христианства.

Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческим

рукописям-книгам.

Уже с VII-VIII вв. господствовавшее в хозяйстве восточных славян

земледелие соседствовало с высокоразвитым ремеслом. В поселениях, особенно

на пересечении торговых путей, концентрировались ремесленные мастерские:

кузнечные, гончарные, кожевенные. Впоследствии на месте таких поселений

образовались русские города - политические, военные, религиозные, торговые

и ремесленные центры, обнесенные укреплениями. «Повесть временных лет»

называет к IX веку около 30 крупных городов. Однако именно земледелие было

тем основным занятием, которое во многом определило структуру

древнеславянского общества, его характер.

В западноевропейских летописях Русское государство называют

Гардарикой, страной городов. В летописях указывают по крайней мере 24

русских города, но ученые считают, что их было значительно больше. Названия

древних городов Руси в основном славянские: Белоозеро, Вышгород, Перемышль,

Новгород и т.п. К концу XII века существовало уже 238 городских поселений,

но и эта цифра не исчерпывает их количество.

Место для города выбирали сообразуясь с его безопасностью. Крепость

обычно строили на холме, в некотором отдалении от реки. Но развитие

ремесел, торговли тянуло людей с «горы» в «подол». Так и делился древний

город на аристократический, более защищенный «детинец» (центральную

часть) и торгово-ремесленный подол — менее безопасный, но зато более

выгодный и удобный. Городские: посады (предградья) возникают на Руси

с конца X — начала XI веков. Именно тогда появились названия,

обозначающие городское население: горожанин, гражанин и гражданин.

Почти все города Киевской Руси (в отличие от западноевропейских) имели

не каменные, а деревянные укрепления. Вместо выражения «построить город»

говорили «срубить город». Городские укрепления состояли из деревянных

срубов, наполненных землей, которые приставлялись один к другому, образуя

кольцо укреплений. Слово «город» имело в то время несколько значений:

крепость, крепостная стена, ограда, населенный пункт.

В город вели ворота... Количество ворот зависело от размеров города. В

Киеве было пять ворот. Самые торжественные — Золотые. Над ними была

сооружена надвратная церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами.

Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою силу,

через них же въезжали и самые почетные гости.

В детинце находились все крупные сооружения. Главным среди них был

собор, возвышавшийся посреди площади. В соборе хранили городскую казну,

принимали послов, здесь создавалась библиотека и работали переписчики,

здесь «сажали на стол» князя. Был храм и последним прибежищем защитников

города. Словом, это было главное здание и принадлежало оно всему городу.

Где святыня — там и город, сердце города. Жители Новгорода говорили: «Где

Святая София (главный новгородский храм) — там и Новгород».

Одной из главных частей города был торг. Обычно торг раскидывался под

кремлевскими (крепостными) стенами и становился связующим звеном между

кремлем и посадом. Торговая площадь была местом не только оживленным, но и

неспокойным. Поэтому на ней очень часто строили церковь. Само присутствие

церкви сдерживало страсти. Церкви принадлежал контроль за правильностью мер

и весов — в храмах на торгу хранились торговые мерила.

Принятие христианства

На укрепление единства восточнославянских земель была направлена и

религиозно-реформаторская деятельность князя Владимира:

V Была проведена попытка унификации языческих божеств: их число сокращено

до шести. Возглавлял пантеон Перун. Одна стать полноценной

государственной религией язычество уже не могло.

V В 988 г. в качестве государственной религии принято христианство. Процесс

общения в новую веру растянулся на несколько лет (приблизительно с 990 по

1015 гг.) и часто сопровождался сопротивлением населения.

Решение Владимира о принятии Русью христианства, конечно, не было

случайностью. Тому было много причин. Вот важнейшие из них:

V Принятие единобожия способствовало укреплению великокняжеской власти и

всего государства в целом. Религия становилась мощным фактором духовного

единения людей.

V Рост имущественного и социального неравенства неизбежно приводил к

обострению противоречий между различными слоем общества. Христианство с

его гуманистическими идеалами несколько снимало это напряжение и

способствовало общественном прогрессу.

V С принятием христианства Русь естественно становилась на одну позицию с

другими государствами Европы. Это очень помогло росту ее международного

авторитета, что не замедлило сказаться в династически браках.

Итак, принятие христианства было объективно необходимо для Руси и

открывало перед ней новые перспективы развития.

Но почему же Владимир избрал именно православие? Вероятно, из-за

давнишних тесных культурных и политических контактов с Византией. Кроме

того, первые русские христиане (княгиня Ольга, например) крестились в

Византии. В Киеве была православная община еще до всеобщего принятия

христианства. Очень важно также то, что православие допускало ведение

службы на родном языке. Это делало религиозные обряды понятными для простых

людей. И, наконец, ориентация на Византию позволила Руси приобщиться к ее

высокоразвитой культуре.

Значение принятия христианства

Крещение Руси привело к появлению особого общественного института -

церкви, деятельность которой постепенно стала оказывать заметное

воздействие на жизнь русских людей.

Во-первых, это было духовно-нравственное влияние: на смену «злым»

языческим богам с их кровавыми жертвоприношениями пришла проповедь

жертвенной любви Бога к людям и, как следствие, братской любви между

людьми, равенства их перед Богом. Во-вторых, огромная просветительская

деятельность: монастыри стали центрами книжности и грамотности, которая

затем распространялась среди самых широких слоев населения. В-третьих,

экономическое, и политическое влияние: церковь способствовала сближению

племен, формированию древнерусской народности, развитию общерусского

патриотизма.

Приведенные материалы свидетельствуют о высоком уровне развития

материальной и духовной культуры восточных славян.

История этой культуры неразрывно связана с историей создавшего ее

народа. Истоки ее уходят в глубь веков, она впитала в себя опыт и традиции

восточнославянских племен. Развитие феодальных отношений, формирование

древнерусской народности повлекло за собой изменения в области

древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианства способствовало

развитию письменности и просвещения, литературы, искусства, созданию основ

общерусской культуры, ярко проявившихся в последующем в новых исторических

условиях.

[pic]

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

o Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. А.В. Муравьев, А.М. Сахаров,

Москва, «Просвещение», 1984

o Пособие по истории России. СПб, «Тригон», 1996

o Хрестоматия по истории СССР. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова, Москва,

«Просвещение», 1989

o Справочник школьника 5-11 классы. О.Л. Соболева, Москва, «АСТ-Пресс»,

2001

o Краткий справочник школьника 5-11 классы. П.И. Алтынов, П.А. Андреев,

А.Б. Балжи и др., Москва, «Дрофа», 1997

o Я познаю мир. История. Н.В. Чудакова, А.В. Громов, Москва, «Издательство

АСТ-ЛТД», 1997

o Краткий путеводитель по Кремлю. Москва, «Московский рабочий», 1956

o Путеводитель по Пскову. А.А. Бологов, «Лениздат», 1979

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.