бесплатно рефераты
 

Истоки культуры восточных славян

примечания для описываемых событий, в других — изречения исторических лиц.

«Погибоша аки обри», рассказывает «Повесть временных лет» о гибели племени

обров, воевавших со славянами. Выражение «беда аки в Родне» напоминало о

голоде в городе, осажденном Владимиром в 980 г. «Мир стоит до рати, а рать

до мира», «мертвии бо сраму не имуть», «един камень много горньцев

(горшков) избиваеть», «аще ся волк овця ввадит, то выносит все стадо, аще

не убиют его», «безумных ни орют, ни сеют, сами ся рожают»— все эти

пословицы исторического, политического, военного, бытового характера

возникли именно в Древней Руси.

Отзвуком бытовой поговорки веет от изречения князя Владимира

Святославича: «Руси есть веселье пити, не можем бес того быти». В

значительной степени использованы бытовавшие в то время пословицы,

поговорки, афоризмы, поучения в двух, связанных между собой сюжетно,

памятниках XII и XIII вв.— «Слове» и «Молении» («Послании») Даниила

Заточника, что создало им большую популярность на Руси.

Народные загадки также использовались летописцами. Новгородская 1-я

летопись под 1016г. рассказывает о борьбе сыновей Владимира — Ярослава и

Святополка. Однажды Ярослав направил в лагерь противника разведчика,

который должен встретиться с тайным сторонником Ярослава и спросить его:

«...что ты тому (т. е. Ярославу) велиши творити? Меду мало варено, а

дружины много». Посланец получил ответ также в форме загадки: «Рци тако

Ярославу: «да аще меду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И Ярослав

понял, что в ночь нужно идти в бой.

Среди памятников устного творчества особое место занимают былины,

известные в народе под названием «старинок». Сюжеты большинства былин

зародились в эпоху Древнерусского государства и отражают исторические

факты, идеологию и бытовые черты того времени.

Возникновение былинного эпоса в Древнерусском государстве было не

случайным явлением. Если первоначально в устном творчестве преобладали

легенды, загадки, предания, песни, пословицы и поговорки, то с образованием

государства и складыванием древнерусской народности с ее определенной

языковой, территориальной, экономической, культурной общностью возникает

потребность и создаются условия для создания широких эпических произведений

устного народного творчества. Былины создавались как исторические

произведения. В них в синтезированном виде отражалось представление народа

о князе и его власти, о дружине и ее ратных делах, о богатырях-героях,

отвечавших идеалам трудовых масс. Характерно, что одно из главных мест в

былинах занимает идея борьбы народа за свою независимость. Былины

проникнуты духом патриотизма и гордостью за свою родину.

Нет никакого сомнения, что большинство сюжетов былин возникло и

разрабатывалось в народе. В них отражалось отношение народа к историческим

событиям, фактам и явлениям, давалось свое понимание социальных отношений,

сложившихся в Древнерусском государстве.

Как правило, большинство былин, даже возникших в более позднее время,

переносит своих героев в эпоху Древнерусского государства в Киев, ко двору

Владимира Святославича. Именно это время в народной памяти приобрело

эпические черты, с ним связываются богатырские подвиги, прославление

исторического прошлого.

Устное, фольклорное творчество Руси, сформировавшееся задолго до

появления письменности, оказало большое влияние на развитие древнерусской

литературы. Литературные письменные памятники не просто использовали

богатейший материал народного творчества, но и восприняли в определенной

степени его формы, поэтический стиль, языковую традицию. Легенды,

записанные в Киево-Печерском патерике, десятки лет были известны в устной

передаче, прежде чем приняли письменную форму. Отзвуки устного творчества

видны и в «Слове о полку Игореве», автор которого вспоминает далекое от

него «время Бусово», «вещего Бонна»— творца и певца песен; «Жития» Бориса и

Глеба, несомненно, были составлены на основе устных рассказов о их гибели.

Устным творчеством как источником пользовались авторы

«Повести временных лет». Страницы летописи пестрят передачей прямой

речи, которая произносилась до появления письменных источников и

сохранялась в памятниках устного характера. Летописец использовал и

многочисленные сказания, предания, легенды о походах на Константинополь, о

князьях-варягах, о вещем Олеге и мудрой Ольге и др.

Возникнув ранее появления письменности, фольклорное творчество

продолжало жить и развиваться. Наслаивались новые темы и элементы,

совершенствовалась форма, вкладывались новые идеи и содержание, но характер

творчества оставался прежним, отражая прошлое, события настоящего, надежды

народа на лучшее будущее.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Вопрос о появлении русских письменных памятников тесно связан с

проблемой возникновения письменности у восточных славян. Эта проблема до

конца еще не решена, однако основные пути и особенности зарождения

письменности могут быть прослежены. Составление упорядоченной славянской

азбуки относится ко второй половине IX в. Тогда же великие славянские

просветители братья Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский

язык многие, в первую очередь богослужебные, книги. Эти переводы, дошедшие

до нас в рукописях X—XI вв., были написаны на старославянском языке. По

мере своего развития этот язык претерпевал значительные изменения под

влиянием живых языков, на -которых говорили славянские народы,

пользовавшиеся церковными книгами на старославянском языке. Ряд

исследователей, особенно дореволюционные (А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев, Л.

А. Шахматов и др.), полагали, что утверждение христианства па Руси в 988 г.

как государственной религии требовало и установления письменности, прежде

всего путем распространения церковных, богослужебных книг.

Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. XI в. —

время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам

произведений «Слово о законе и благодати» (около середины XI в.) будущего

митрополита Иллариона. Оно содержит рассказ о том, как слово Божие

распространялось в мире, как оно достигло Руси и утвердилось в ней. Большую

роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси

князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим братом Святополком.

Блестящим образцом светской литературы стало «Поучение Владимира Мономаха»

(конец XI — начало XII в.) — рассказ о своей жизни мудрого государственного

деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея единения, преодоления княжеских

междоусобиц во имя общерусских интересов пронизывает «Слово о полку

Игореве» (около 1187 г.). Своеобразием отличается «Слово», или «Моление

Даниила Заточника» (начало XII в.), обедневшего мелкого феодала, который

просит князя о милости, используя выразительные аллегории, остроумные

присказки и пр. Важнейшую роль в русской литературе играло летописание:

помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили

поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на

Царьград и пр. Самым значительным памятником является «Повесть временных

лет», составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского Монастыря

Нестором. По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский

характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-волынские и

пр.

Существование письменности на Руси до принятия христианства

подтверждается археологическими находками. Глиняный сосуд, найденный во

время раскопок в районе Старой Рязани в конце XIX в., носит на себе, как

предполагают, знаки письмен. Сходные знаки имеются на медных бляхах из

Тверских курганов XI в. Аналогичные «чертам» и «резам» знаки — на кости из

Черниговских курганов X в.

Но особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменности

имеет находка, сделанная советским археологом Д. А. Авдусиным во время

раскопок так называемых Гнездовских курганов под Смоленском. На глиняном

сосуде типа амфоры первой четверти X в. рукой русского человека

кирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается и

расшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща»,

другие читают, как «горушна». И в том, и в другом случае это слово означает

горчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд для

хранения или перевозки горчичного семени, пряности.

Приведенные материалы позволяют утверждать, что появление письменности

на Руси не связано с принятием христианства. Восточные славяне были знакомы

с письменностью еще раньше. Возможно, на первых этапах в разных районах

были свои письменные знаки. Развитие языка, являющегося продуктом целого

ряда эпох, вызывало к жизни потребность не только в устной передаче мыслей,

но и фиксацию их в письменной форме. Разложение первобытнообщинных

отношений способствовало распространению письменности, сближению различных

форм письма, появившихся у разных племен.

Как и письменность других народов, русское письмо прошло сложный путь

от рисунка, изображавшего образ или понятие, звуковому, фонетическому

письму.

Все дошедшие до нас памятники древнерусской письменности используют

алфавит, получивший распространение среди ряда славянских народов во

второй половине IX в.

Вопрос о создании этого алфавита весьма сложен. Обычно его появление

связывают с именами Кирилла и Мефодия — византийских монахов. Будучи в

качестве миссионеров в Моравии, Паннонии, они переводили на славянский язык

церковные книги, готовили местные кадры церковнослужителей. Оба брата были

известны своей ученостью, знали славянские языки. Разрабатывая славянский

алфавит, Кирилл и Мефодий, очевидно, приспосабливали уже имевшиеся

славянские письмена для передачи церковных, греческих текстов.

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый

создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету,

богословию. Имелись школы высшего типа, готовившие лиц для государственной

и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском

монастыре: Наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика.

Преподавание велось на родном языке. «Книжными мужами» были Ярослав Мудрый,

Всеволод Ярославич, Владимир Мономах и др.

Получали образование и некоторые женщины в княжеских семьях.

Новгородские берестяные грамоты, найденные археологами, доказывают наличие

грамотности среди простых горожан, ремесленники оставляли надписи на своих

изделиях.

[pic]

Образованность ценилась высоко: «именье книг паче злата». В XII в.

возникло ремесло «книжных описателей». При монастырях создавались

библиотеки: древнейшими из сохранившихся книг являются два «Изборника»

князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Большинство же памятников

домонгольской культуры Киевской Руси погибло в многочисленных иноземных

нашествиях и феодальных войнах.

Отмечая любовь Ярослава к книгам, летописец особо подчеркивает

создание им библиотеки при Софийском соборе. Такое большое участие Ярослава

в книжных делах, просвещении могло быть связано и с делом летописания.

Однако большинство современных исследователей отмечают, что события этого

времени отражены в летописи неполно, фрагментарно, что затрудняет решение

вопроса о создании нового летописного свода.

Вероятно, что уже в первой половине XI в. летопись получила погодную

форму изложения событий. Считают, что первой датой было сообщение о победе

Святослава над печенегами в 968 г. В летописи оформилось сказание о трех

братьях: Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди. Сказание легендарного

характера повествует о построении Киева. Внимание летописца обращалось на

описание соседей славян, княжения Олега, Ольги, Владимира, крещение Руси,

истории Бориса и Глеба.

Одним из главных сюжетов, занимавших мысль составителей летописи, была

победа христианства на Руси. Поэтому и подбор материала проводился с этой

точки зрения. В центре этого повествования стоит речь греческого

«философа», убеждающего Владимира принять христианство. Летописец стремился

нарисовать картину образования и роста Древнерусского государства. Он

показывал объединение земель, могущество киевского князя, большое

международное значение Руси. Устные сказания и легенды, подвергавшиеся под

пером летописца переработке, вплетались в историческую канву летописи.

Возникшая летопись была историко-литературным произведением,

отражавшим высокий уровень русской культуры.

АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне

строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе

народных умельцев.

Шедевры древнерусской архитектуры вызывают восхищение простотой и

благородством форм, оригинальным решением строительных вопросов, богатством

внутренней отделки.

Русские мастера, в течение веков возводившие в городе и деревне

различные жилые и хозяйственные постройки, хоромы феодалов, городские

башни, стены, мосты, накопили большой опыт и выработали свой архитектурный

стиль.

С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего

церковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствован

крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма,

в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил свое

развитие.

[pic]

Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси — 13-

купольный Софийский собор в Киеве (около 1037 г.) имел ярко выраженную

ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье,

была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу

киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (сер.

XI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие

форм. В Новгороде в XII—XIII вв. создается множество церквей — Бориса и

Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и пр., которые при

небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной

красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве

складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом

пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский

и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало

монументальной живописи — мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики

покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Ораната, т.е.

молящаяся); остальная часть храма была покрыта фресками — сцены из жизни

Христа, изображения проповедников и пр., а также светские сюжеты: групповые

портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более

поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви

Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения

иконописи известны лишь с XII в.; большую известность приобрела в это время

новгородская школа («Спас Нерукотворный», «Успенье», «Ангел златые власы»).

Первый каменный храм Благовещения был построен сыном Димитрия

Донского, великим князем Василием, в 1397—1416 гг. В 1405 г. его расписали

знаменитые художники того времени — Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с

Городца.

В 1482 г. за ветхостью собор разобрали до подклета, и на его месте при

Иване III в 1484—1489 гг. псковские мастера построили новый трехглавый храм

из кирпича. С трех сторон его окружала открытая паперть-гульбище.

В пожар 1547 г. собор сгорел и был восстановлен при Иване Грозном в

1562—1564 гг. Паперть перекрыли сводами, на углах образовавшейся галереи

возвели четыре небольшие церковки в память христианских праздников. С юго-

восточной стороны собора пристроили крыльцо, получившее впоследствии

название Грозненского. Купола и кровли покрыли медными листами и

позолотили. Новый девятиглавый собор получил название Златоверхого.

Большую художественную ценность представляет настенная живопись в

соборе. Впервые она была выполнена русскими художниками в 1508 г. Об этом

говорят слова из летописи, написанные на южной стене собора: «Лето 1508

повеле князь великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь

Благовещения святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосии Деонисьев

сын с братнею».

На протяжении многовековой истории фрески в соборе много раз

обновлялись. В 1882 г. была сделана попытка расчистить их от всех записей.

Работу поручили художнику В. Д. Фартусову. Открывшаяся живопись отличалась

высоким мастерством и яркостью колорита. Но Фартусов, мало знакомый с

техникой реставрации и стилем древней живописи, не распознал ее, и работа

по расчистке была приостановлена. Иконописцы-ремесленники во главе с

Сафоновым вновь записали фрески грубой живописью.

Долгое время считали, что древние фрески Благовещенского собора

погибли безвозвратно, но первые пробные расчистки, сделанные в 1946 г.,

показали, что это не так.

Полная расчистка стенописи была проведена в 1947г. бригадой художников

Центральной реставрационной мастерской Академии строительства и архитектуры

СССР и села Палеха.

Древняя живопись по характеру композиций, трактовке образов и

красочному колориту близка к фрескам Ферапонтова монастыря, которые были

написаны художником Феодосией совместно с отцом Дионисием и братом

Владимиром. Достоверность летописных данных о росписи собора 1508 г.

художником Феодосией «с братнею» подтвердилась.

Фрески Благовещенского собора посвящены многочисленным темам

апокалипсиса, основным богословским проблемам средневековья (борьба добра и

зла и т. д.), рассказывают о преемственности власти московских князей от

князей киевских, а через них — от византийского императора.

На стенах изображены византийские императоры (император Константин и

его мать Елена, император Михаил и др.) и русские князья (Владимир «Красное

солнышко», его сыновья Борис и Глеб, княгиня Ольга, Димитрий Донской).

Большую историко-художественную ценность представляет иконостас

собора. Два яруса его (2-й и 3-й), как говорят письменные источники,

написаны в 1405 г. художниками Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором

с Городца.

Кисти Феофана Грека приписывают иконы деисусного чина — «Богоматерь»,

«Спас на престоле», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел» и др., а кисти

Андрея Рублева — «Апостол Петр» и, как предполагают многие искусствоведы,

«Архангел Михаил».

Андреем Рублевым написаны также шесть икон праздничного чина (3-й ряд)

— «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Сретение», «Рождество Христово»,

«Крещение» и «Благовещение». Они отличаются светлым, радостным и

праздничным колоритом.

В 4-м ярусе иконостаса также сохраняются интересные памятники живописи

XVI в.

В первом ряду расположены иконы , разного времени, на них в 1946 г. были

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.