бесплатно рефераты
 

Истоки культурологической науки

мысли были оторваны от массы. Она их не понимала и не вполне принимала.

Гуманистическая образованность достигла высокого уровня и, став уделом

небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее

влияние на общество сказалось значительно позднее.

Северное Возрождение

Самобытный характер Северного Возрождения проявил себя в первую

очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными

центрами этой культуры, были Антвернен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее

лидером станет Амстердам. В формировании немецкого Возрождения немалую роль

сыграл экономический фактор: развитие горного дела, текстильной

промышленности, все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-

денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы, -

касались больших масс людей и меняли их сознание.

Возрожденческая литература в Германии опиралась на средневековые

традиции мейстерзингеров. Наиболее совершенные образцы возрожденческой

поэзии даст продолжатель этих народных традиций Ганс Сакс. Наряду с Лютером

он может считаться создателем современного немецкого языка. Зависимость от

времен готики сказалась в развитии литературы Германии: в отсутствие

сколько-нибудь интересной прозы, стихи Сакса и Лютера известны всем. В

Нидерландах проза появится раньше, наиболее выдающимся прозаиком Северного

Возрождения станет Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшая книга

«Похвала глупости» выйдет в свет в 1509 г.

Лидером среди видов художественной деятельности становится –

живопись.

Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван

нидерландец Хиеронимус Босх. В его картинах, большей частью написанных еще

на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и

элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических

деталей. И даже самые страшные аллегории обладают таким красивым и

«нарядным» колоритом, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто

из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь

фантастические, граничащие с безумием, образы, но влияние Хиеронимуса Босха

XX век ощутит в творчестве сюрреалистов.

Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в

изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Дюрер оставил колоссальное наследие: картины, графические работы,

статьи, переписку.

Вершиной творчества Альберта Дюрера, становится грандиозное

изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одно из самых ярких

выражений возрожденческого гуманизма.

Неотъемлемо от достижений этой эпохи творчество Лукаса Кранаха

Старшего (1472-1553). В его живописи особенно отчетливы готические мотивы.

Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки и современницы

художника. Его лучшие работы, написанные в начале века, остаются образцом

возрожденческого видения мира.

Матис Нитхарт, известный также под именем Грюневаьд меньше известен.

Его творчество отразило все противоречия эпохи. В его картинах поражает

богатство религиозной фантазии, он рисует ангелов, играющих на виолах и

арфах для услаждения слуха Марии с младенцем Христом. Нитхарт неоднократно

возвращался к теме распятия, всякий раз, рисуя Христа? подчеркнуто

натуралистично, в виде простолюдина, много ходившего босиком, изможденного

страданиями.

В Изенгеймский алтарь вписана одна из самых мистических картин

художника – «Вознесение Христа».

Одно из самых революционных достижений в живописи этого времени

принадлежит Дунайской школе живописи. Именно художники Дунайской школы

первыми начинают рисовать природу, найдя ее поэтичной самой по себе.

Одним из лучших мастеров портрета был Ханс Хольбейн Младший. Ему

принадлежат портреты Эразма Роттердамского и астронома Николаса Кратцера,

Томаса Мора и Джейн Сеймур, трактующие образы современников как людей

полных достоинства, мудрости, сдержанной духовной силы.

Хольбейн работал как иллюстратор, создав очень разные, но в обоих

случаях убедительные иллюстрации к Библии к «Похвале глупости».

В области архитектуры собственно возрожденческие планировочные и

пластетические принципы начинают проявляться в Аугсбурге, Нюрнберге,

Галле. Во многих сооружениях, строительство которых продолжалось многие

десятки лет, вообще невозможно установить границу, отделяющую готику от

более поздних стилей. Сюда может быть отнесен самый грандиозный собор

католического мира в Кельне, собор в Ульме, а также целый ряд замковых и

дворцовых сооружений. Церкви фактически выполняли функции музея, наряду с

отправлением культовых моментов. В

Интересна музыка Северного Возрождения. К 16 веку существовал богатый

фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии

повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном

лагере. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения.

Многообразие музыкальных форм в Германии XVI века поражает: на

масленицу ставились балеты, оперы.

Культура нового времени

Европейская культура нового времени охватывает XVII-XVIII века. Она

базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные

ориентиры и потому образует единый организм. Вместе с тем, каждый век имеет

свое историческое лицо. XVII век – это век «революционной критики»

феодализма в Нидерландах и Англии. XVIII век - век просвещения. XIX век

«полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем –

эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его

крайнем выражении – техницизме.

Западноевропейская культура XVII века

Позиции церкви в XVII веке были сильны, ведь XVII век – это не только

время расцвета абсолютизма, но и завершающий этап Контрреформации. Несмотря

на протекционистскую политику по отношению к развитию промышленности и

науки, абсолютистское государство было заинтересовано не в меньшей степени

и в неколебимости религиозных устоев.

Развитие рационального буржуазного способа производства порождало

острую потребность в прикладных науках. Роль естественных наук в культуре

неуклонно нарастала на протяжении всей эпохи Возрождения. Теперь в

естествознании ведущее место заняла механика. Опираясь на математические

разработки, она добилась крупнейших успехов.

Небесная механика, созданная трудами Коперника (1473-1543), Галилея

(1564-1642), Кеплера (1571-1630) внесла принципиальные изменения в

библейскую картину мироздания. Разработка земной механики (Галилей,

Торричелли, Бойль, Декарт, Паскаль, Лейбниц и др.) показала

несостоятельность средневекового понимания природы, опиравшегося на

аристотелевскую физику. Математическое естествознание «века гениев», как

иногда называют XVII век, достигло вершины в трудах И. Ньютона (1643-1727).

Философы и естествоиспытатели стали утверждать, что человек постигает

мир посредством своего разума (Р. Декарт, 1596-1650), что знания являются

силой (Ф. Бэкон, 1561-1626), их источник – опыт, а не божественное

откровение или труды античных авторов, как утверждала схоластика. В

качестве важнейших методов познания философы и естествоиспытатели стали

рассматривать эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон и др.), механическую

гипотезу, механическую модель (Р. Декарт). Были изобретены микроскоп

(Левенгук) и телескоп (Галилей), благодаря чему горизонты познания

раздвинулись вглубь и вширь. Возникают новые формы организации

исследовательской работы – научные общества, Академии наук. Особо

значительную роль в Европе XVII века сыграли Лондонское Королевское

общество, существующее до сих пор, и Парижская естественнонаучная Академия.

XVII век – век Декарта и Пор-Рояля, Паскаля и Спинозы, Рембрандта и

Мильтона, век отважных мореплавателей, переселений в заморские страны,

смелой торговли, расцвета естествоиспытания, морализирующей литературы – и…

век парика, достигающего наибольшей пышной в 60-е годы, парика, который

носил всякий, кто считал себя господином – от короля, адмирала до купца…

Век крайне противоестественной непрактичной мужской моды – с узкими

камзолами, короткими, крайне широкими панталонами; костюм, перегруженный

украшениями – бантами, лентами, кружевами и т.п. Эта мода

представляла собой разительной контраст весьма сухому, бесстрастному,

рационалистическому XVII веку.

Печатью рационализма отмечен утопический роман, который представлял

почти единственную легальную форму критики феодального общества. Сирано де

Бержерак, поклонник философии Декарта и Гассенди, в своих фантастических

ромах осыпал градом насмешек устои феодально-абсолютистского общества и

развивал идеи прогресса, обогащая традиции гуманизма Рабле. Появление со

второй половины XVII века романов-путешествий, наиболее значительным из

которых является «История севарамбов» Д.Вераса, ориентировало общественное

сознание в направлении поиска гармоничного общественного устройства.

ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Два наиболее широких и влиятельных художественных течения рассматриваемой

эпохи – барокко и классицизм – сложны и двойственны по своей природе. Стиль

барокко получил преимущественное распространение в католических странах,

затронутых процессами Контрреформации. Сущность барокко шире вкусов

католической церкви и феодальной аристократии, которая стремилась

использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для

восславления могущества, пышности и блеска государства, мест обитания лиц,

приближенных к трону. Стиль барокко с особой остротой выражает кризис

гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к

неведомому. По сути, он открывает мир в состоянии становления, а

становящимся миром был тогда мир буржуазии.

Другой влиятельнейший стиль характеризуемой эпохи – классицизм.

Абсолюстским государствам не могла не импонировать идея величавого порядка,

строгой соподчиненности, внушительного единства. Претендующее на

«разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели

уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало. В противовес

барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни,

а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию,

с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Помимо того, привлекательной

стороной классицизма выступал его нравственный пафос, гражданская

направленность.

В XVII веке складывается еще одно направление в искусстве – это

реализм. Вершиной голландского реализма является творчество Рембрандта

(1606-1669). Талант Рембрандта таков, что позволяет превратить любое

полотно в философское обогащение, в героический образ эпохи и общества, в

многогранную характеристику человеческой личности. Главными выразительными

средствами у художника выступают цвет и свет.

В XVII веке оформляются национальные школы в искусстве. Кроме

итальянской, фламандской, голландской и французской очень влиятельной

художественной школой была испанская.

Культура XVIII века

Конец XVII - начало XVIII века ознаменовано кризисом абсолютизма,

длительное время определявшего жизнь, мироотношения, культуру европейских

стран. Наступает новая эпоха, формируется новая культура.

Восемнадцатый век в Европе – завершающий этап перехода от феодализма

к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идет

борьба за освобождение от религиозно-феодального миросозерцания, образуются

первые политические партии, появляется периодическая печать.

Наряду с дальнейшей разработкой уже сложившихся наук, таких как

математика и механика, в XVIII веке усиленно развиваются новые отрасли

физики учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Широко разворачиваются

химические исследования. Прогрессируют биологические науки – анатомия,

физиология, эмбриология.

Одновременно с ростом знаний во всех областях идет популяризация

достижений науки, решаются задачи просвещения. Достаточно сказать, что во

Франции существовало множество научных и учебных заведений – Академия наук,

Королевский колледж, школа военных инженеров, Парижская обсерватория и т.д.

Академии и университеты возникают во многих провинциях. Одних только

университетов перед революцией было более 20. Выпускаются научные труды,

журналы, ученые записки, идет активный обмен результатами исследований.

Широкой популярностью пользуются в это время такие книги, как

«Теология воды» Фабрициуса, «Творец природы» Буасси, «Астрономическая

теология» и «Физическая теология» Дергеля.

С поразительной быстротой распространилось масонство. Масонами были

Вольтер, Гете, Монцарт и др. Существовала вера в розенкрейцеров, алхимиков,

чудеса и знамения, кабалу и дьявола, на которой паразитировали авантюристы

типа графа Калиостро, Казановы.

Духовный кризис начала века нашел своеобразное разрешение в эпоху

регентства герцога Орлеанского, когда прежняя атмосфера ханжества и

педантизма, характерная для Версальского двора, сменяется таким

высвобождением чувств и страстей, что выливается зачастую в оргии, разгул,

пренебрежение всякими приличиями.

Противоречивый, переходный XVIII век показывает нам сложное

взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культур в политике,

морали, науке, теориях общественного развития.

В XVIII веке центром духовной жизни Европы становится Франция.

Наступившая после смерти Людовика XIV эпоха Регентства внешне выглядит как

резкая смена декораций. Эта эпоха породила стиль рококо. Часто об этом

стиле говорят как о вырождающемся барокко, как о стиле изысканном и весьма

легковесном. В рококо причудливо соединяются гедонизм, прихотливость,

пренебрежение к разуму и апофеоз чувства, пренебрежение естественным ради

эстетства, экзотики, и – блестящая художественная культура. Рококо –

выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и

противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных

подходов.

В Италии в это время строится театр «Ла скала», творят свои

неподражаемые комедии Гоцци и Гольдони, пишут картины Пьяцетто и Тьеполо.

Основной вклад в итальянское искусство 18 века внесла Венеция. Праздничный,

маскарадный венецианский стиль сродни французскому рококо.

В XVIII веке искусство становится преимущественно светским: исчезает

принципиальная несовместимость культур религиозных различных конфессий,

светское зодчество впервые берет верх над церковным, «обмирщение» идет в

живописи и скульптуре, где жанровое направление завоевывает одно из главных

мест. Театр и музыка стали ведущими видами искусства. Парадный портрет

сменяется камерным, интимным, развивается «пейзаж настроения», в нем

усиливаются романтические тенденции. Главным результатом развития искусства

XVIII века было рождение основ художественной культуры грядущих столетий.

Итак, культура XVIII века наследует основные черты культуры

предшествующего столетия, такие как рационализм, сциентизм,

антропоцентризм, телеологизм и др. Вместе с тем, она привносит ряд новых

моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих

проблем.

В понимании конечной цели общественного прогресса культура

Просвещения дает широкую палитру мнений. Но моментом, объединяющим

мыслителей разных направлений, была апелляция к Разуму и Природе.

Европейская культура XIX века

В культуре нового времени XIX век занимает особое место. В это время

буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию

кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни

общества, в художественной культуре.

Вступление капитализма в зрелую фазу сопровождалось созданием

соответствующего технического базиса в виде машинного производства,

кардинальными преобразованиями в содержании и характере труда,

соответствующими изменениями в непроизводственной сфере, общественном

сознании. Машинный переворот. Произведя замену мануфактуры фабрикой,

ручного труда машинным, обеспечил беспрецедентный рост производительной

силы общественного труда; привел к образованию класса наемных рабочих –

пролетариев.

Искусство претерпевает существенные изменения в институциональном

аспекте. Хотя уже XVIII век приходит к осознанию специфики художественной

деятельности, только в XIX веке складывается ее классическая модель в виде

институтов художественной культуры.

В мир художественной деятельности наряду с профессиональным

творчеством входит фольклор, который, начиная с романтизма, начинает

функционировать по правилам высокой культуры, (фольклорные тексты кладутся

в основу литературных, музыкальных и других произведений), а также

прикладное искусство и художественная промышленность. Союз художественной

культуры и фабричного производства, обозначенный 19 веком, не был

безопасен. Он привел к стандартизации предметного мира человека, снижению

эстетической ценности бытовой вещи, а массовое тиражирование произведений

искусства – при всей его значимости для повышения общеобразовательного

уровня населения, ставило искусство на поток, лишало его тайны. Не случайно

именно в XIX веке зарождаются «индустрия словесности», «индустрия зрелищ» и

т.п. – составляющие массовой культуры XX века.

В развитии искусства XIX века можно выделить два основных этапа:

эпоха романтизма (первая половина XIX века) и эпоха декаданса (с конца 50-х

гг. до первой мировой войны). Постоянное брожение в Европе, связанное с

незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и

национальных движений вряд ли могло найти более адекватную форму выражения

в искусстве, чем романтическое бунтарство.

Присущее культуре нового времени признание высокого ценностного ранга

личности и неповторимости личности. Тем самым романтизм может

рассматриваться как продолжение нововременной традиции и перенос принципов

свободной конкуренции, личной свободы и инициативы в область морали,

искусства, духовной жизни в целом. Особенно высоко ценится, наряду с

великими, незаурядными личностями, личность художника.

Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза

искусств». С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения

максимальной живости и естественности художественного обеспечения

максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты

отображения жизни. С другой стороны, она же служила глобальной цели.

Искусство развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. «Синтез

искусств» - это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я»,

разорванности человеческого общества.

Наряду с романтизмом в 40-е годы XIX века складывается и утверждается

как самостоятельное течение реализм. Вообще развитие реализма сопровождает

становление капиталистического способа производства, и это не случайно: все

более острыми становятся социальные противоречия, все более пронизывающим

влияние чистогана на быт и нравы общества, на духовное развитие человека, и

зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство. Социально-

исторический или критический реализм 19 века был наследником лучших

традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства: реализма

Возрождения, реализма Просвещения. Но в истоках он связан также и с

революционным романтизмом. С последним реализм сближает отрицание

бесчеловечных буржуазных порядков, обращенность к духовному миру человека.

В 80-е годы XIX века на базе реализма возникает натурализм, связанный

в своих основах с позитивизмом и эволюционной теорией Ч.Дарвина. Но если

реализм был пропитан «тоской по идеалу», то натурализм был совершенно лишен

какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. В отличие от реализма,

проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и

смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование

характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество представителей

натурализма утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность

человека будничным опустошающим потоком жизни, и в то же время возводило в

абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и

пессимизму, а у натуралистов, близких к декадентскому миросозерцанию,

принцип «беспристрастности» становится оправданием социальной апатии.

В целом же искусство Европы с конца 50-х годов вступает в эпоху

декаданса. Декаданс – в своем генезисе явление сложное и противоречивое: на

начальных этапах был связан с различными направлениями реализма. Этот

термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной

культуре конца XIX – начала XX века, отмеченных настроениями безнадежности,

пессимизма, упадничества. Впервые эти черты проявятся во французском

символизме. Однако подобные настроения имели место уже у прерафаэлитов, а

также в английском эстетизме, у теоретиков концепции «искусства для

искусства». Позже они проявятся у модернистов. В известной степени они

характерны и для импрессионизма.

Встает вопрос: как и почему в условиях восходящего капиталистического

развития, блистательных успехов в науке и технике, в духовной культуре

наступает эпоха декаданса? Отражением, каких процессов в жизни общества,

каких перемен в общественном сознании являются кризисные явления в

культуре? И в праве ли мы в целом говорить о кризисе культуры рубежа XIX-

XX веков?

Импрессионизм в качестве философской базы использовал позитивизм. Это

направление возникло в недрах французского реалистического искусства.

«Впечатление. Восход солнца», - именно так назывался пейзаж К.Моне,

показанный на первой выставке импрессионистов в 1874 году. Импрессионисты

(К.Моне, Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар и др.), ставили перед собой задачу

непосредственного наблюдения и изучения окружающей действительности в ее

разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов

своих наблюдений. Иначе говоря, они стремились выразить не только то, что

видят, но и как видят, а новое виденье обращалось преимущественно к

«зрительной сущности» вещей. Отсюда в импрессионизме подчеркнутое внимание

к передаче света, дающего вещам зримость, раскрывающего их цветовое

богатство, а также к движению воздушных масс, меняющих формы предметов,

передающих динамику окружающего мира.

Еще более отчетливое выражение кризис реалистической традиции получил

в постимпрессионизме (П. Сезанин, В. Ван-Гог; П. Гоген и др.). Для него

характерен поиск новых форм реализма, способных отразить дегуманизацию

условий жизни человека, диссонансы большого города, а также – и новых

творческих приемов, способных помочь решению этой задачи. Формальные

искания постимпрессионистов приводили к тому, что искусство становилось все

более рассудочным, регламентированным. Общим для них являются также черты

субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности.

Эти же черты получат наиболее последовательное воплощение в

символизме. У истоков символизма (Малларме, Верлен и др.) стоит Ш. Бодлер с

его книгой «Цветы зла» (1857). Мастерская передача настроений усталой

подавленности и душевной распутицы, цепенящего страха за мятежное

богоотступничество, выносящее приговор всему земному творению,

способствовали распространению славы Бодлера к концу XIX века, когда эти

настроения станут определяющими в духовной атмосфере эпохи и символизм

превратится в культурное общеевропейское движение, охватывающее театр

(Метерлинк), музыку (Скрябин), живопись (Врубель) и т.п. Это подлинное

искусство шло вразрез с официальной полуидеалистической,

полупорнографической безвкусицей, поддерживаемой сверху – правительством, а

снизу – толпой лавочников, прекрасно усвоившей «ценности» буржуазного

образа жизни.

XIX век, так же как и его предшественник - XVIII век, твердо верит в

прогресс, связав его с чисто геометрическим вектором «вперед», уверенностью

в «больше» и «лучше». Однако в XIX веке техническое развитие начинает

неправомерно отождествляться с прогрессом всей культуры, что приводит к

переоценке роли экономического фактора в общественном сознании. Между тем

складывается такая ситуация, что в результате технического, экономического

прогресса может погибнуть культура.

Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация и техника, несущие смерть

культуре – эта проблема со своей остротой была поставлена XIX веком. И то,

что такая постановка вопроса имела под собой весьма серьезные основания,

подтвердил не только опыт грядущих десятилетий, но и ближайшее будущее –

август 1914 – начало новой эпохи «переоценки ценностей».

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.