бесплатно рефераты
 

Ислам в России: Традиции и перспективы

действовало так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в

данном месте. А данное время и данное место оказывались в основном связаны

с завоеванием территорий, населенных мусульманами, борьбой последних за

свою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильными

действиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни его

последователей. Немалое значение в формировании негативного отношения к

исламу имели и геополитические интересы России, прежде всего ее длительное

противостояние с мусульманской Турцией.

Если внимательно присмотреться к современной действительности, то

увидим нечто схожее с прошлым: на отношение к исламу, в основном

негативное, чувствуется явное влияние событий в Афганистане, Югославии,

Алжире, Таджикистане и в других районах. И, конечно же, в Чечне.

Выход из ситуации видится в одном - Россия должна иметь всесторонне

обоснованную, учитывающую все реалии современной действительности политику

по отношению к исламу и мусульманским организациям, политику, основу

которой должны составить объективная оценка ислама, учет интересов и

настроений мусульман, установления межнационального и межконфессионального

мира и согласия в обществе. Причем совет муфтиев России готов принять самое

активное участие в разработке в реализации такой политики.

Ислам займет подобающее ему место в жизни общества лишь тогда, когда

по достоинству будут оценены его духовно-нравственный потенциал,

возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но и

общества в целом. А потенциал этот огромен. И, что очень важно, в полной

мере соответствует потребностям российского общества. Наше общество, как

всем хорошо известно, страдает от бездуховности, засилья насилия и

преступности, и многих других человеческих пороков.

Оставляет желать много лучшего отношение людей к труду, к родным

местам, мера их ответственности за судьбы стариков и детей. Не миновали эти

недуги и мусульман. Однако, по сравнению с последователями других религий,

мусульман в меньшей степени коснулись разрушительные силы. Среди мусульман

значительно меньше (на душу населения) алкоголиков и наркоманов, а многим

мусульманским народам вообще чужды женский алкоголизм и наркомания. У

мусульман, практически нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей,

очень мало детей состоящих на учете в детской комнате милиции. Меньше,

наконец, больных венерическими болезнями, в том числе и СПИДом. Вы нигде не

встретите заброшенные мусульманские селения, заколоченные дома, незасеянные

земли.

Статистические данные свидетельствуют и о другом: среди мусульман в

целом значительно ниже преступность, особенно на бытовой почве и на почве

алкоголизма. О нравственной устойчивости последователей ислама

свидетельствует и то, что среди них намного меньше, если не исключительно

редки, случаев самоубийств.

Сегодня целесообразнее, на мой взгляд, поставить вопрос: почему

ислам, обладающий колоссальным духовно-нравственным потенциалом, который

доказывался и доказывается на протяжении почти 14 веков, остается

невостребованным. К великому сожалению, ислам в общественном мнении

предстает консервативной, чуждой нововведениям религией, воспитывающей

враждебность к последователям других религий. Религией которая является

первопричиной войн и межнациональных конфликтов, бандитизма и экстремизма.

Общество, которое, неверно оценивает религию почти двадцати миллионов своих

сограждан, обречено на неустойчивость, бесконечные раздоры и

противостояние. А государство, которое не может покончить с этим, может ли

называться демократическим, считать себя цивилизованным? Всем, кто имеет

дело с исламом и мусульманами, надо помнить вот о чем мусульманами много

веков тому назад стали не татары и башкиры, не современные народы Северного

Кавказа, а их предки объединенные в роды и племена. Именно принятие ислама,

вера в общего для всех Аллаха объединило их и привело к формированию

народов, которые сегодня известны нам. Этот факт многое разъясняет в

прошлых и настоящих событиях из истории. Ислам стал этнообразующим

фактором, превратился в основу менталитета нации, его сознания и поведения,

образа жизни. Уже в зародыше он оказал влияние на становление национальной

культуры. Надо ли после этого удивляться, что личные и межнациональные

интересы воспринимались через ислам, что любое общественное движение, очень

далекое от ислама, не преследующее религиозные цели, принимало очень часто

и принимает сегодня религиозный характер. И еще: любое неосторожное слово,

сказанное об исламе, воспринимается как оскорбление национального,

национальных чувств и традиций. Без учета сказанного трудно понять

мусульманина, правильно оценить события происходящие в их жизни.

Равноправие, диалог религий - важный фактор устойчивого развития России.

Религия обладает силой, способной внести покой в душу каждого

человека, гармонизировать отношения между людьми разных вероисповеданий и

разных национальностей. Тем самым она может придавать устойчивость,

стабильность обществу в целом и его дальнейшему развитию. Религия может

быть также дестабилизирующим фактором если не установлен

межконфессиональное взаимодействие, взаимопонимание и веротерпимость

(пример Ирландия, Ближний Восток).

Усиление роли религии в жизни российского общества идет параллельно с

ростом явлений, которые подрывают устои государства, ведут его к

дестабилизации. По данным авторитетных научных учреждений, у современной

молодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям

других религий, другим народам. Среди 16-25 летних- доля отрицательно

относящихся к исламу и католицизму в 2-2.5 раза больше, чем у старших

поколений. В конце 1994 года в Санкт-Петербурге свыше 70% молодежи выразила

неприязнь к какой-либо национальности. Для многонациональной и

поликонфессиональной России тревожен и другой симптом, проявившийся в

выборе одной из двух позиций: "Россия- государство русских" или "Россия -

государство всех народов, живущих на ее территории". Из числа молодежи

первую позицию выбрали около 40%, в то время как из пожилых лишь каждый

десятый.

Таким образом, ожидания общества, связанные с возрождением религии и

ее ценностей, не оправдываются. Причин тому немало и их анализ дело больших

групп ученых и религиозных деятелей. Я же полагаясь на собственный опыт и

опубликованные материалы, намерен сосредоточить внимание на проблемах,

решение которых, на мой взгляд, может повысить роль религии и религиозных

организаций в устойчивом развитии общества.

Сто с лишним больших и малых народов, относящихся ко множеству

религиозных направлений, проживают в России. Поэтому устойчивое развитие

страны во много зависит от того, насколько общество глубоко и всесторонне

будет учитывать такой немаловажный фактор, сумеет обеспечить равенство всех

религий и религиозных организаций. Данный фактор приобретает особое

значение в связи с резким возрастанием национального и религиозного

сознания.

Как представляется, характер воздействия религии на состояние и

развитие общества во многом зависит от отношений, складывающихся между

верующими разных вероисповеданий, их религиозными организациями. Особое

значение будут иметь отношения между православными и мусульманами, Русской

Православной Церковью и Духовным управлением мусульман. Подчеркну лишь

аспекты, указывающие на исключительную важность этих отношений.

Почти сорок наций и народностей России, исповедующие ислам, являются

не пришельцами в России, а живут на своей исторической родине, там, где

покоится прах их предков. Ислам является неотъемлемой частью их мышления и

образа жизни, основой национальной культуры. Ислам пришел впервые на

Северный Кавказ во второй половине VII в. Татары стали мусульманами в

начале Х в. Когда в Сибирь пришли русские войска, то сибирские татары-

аборигены этой земли три века исповедовали ислам.

Поэтому ничего, кроме вреда, не могут принести раздающиеся в

последнее время все чаще и чаще утверждения о единственном - православном-

прошлом, настоящем и будущем России. История и культура, язык и религия

мусульманских народов достойны такого же уважения и внимания

государственных органов, как история и культура, язык и религия русских,

других народов России.

Население лишь менее чем 20 областей России состоит в основном из

русских или близких им по культуре, религии и языку украинцев и белорусов.

А все остальные территории являются многонациональными (в основном русские

+ мусульманские народы) и поликонфессиональными (православие + ислам). Так,

по данным переписи населения 1989 года, в 7 из 8 республик, коренное

население которых исповедует ислам, русскоязычное население составляет

от30% до 75% (только в Дагестане- 10%). В 20 с лишним областях, республиках

и городах России проживает от 50 тыс. до полмиллиона мусульман. В Москве,

по данным мэрии, живет 800 тысяч представителей народов, исповедующих

ислам.

Русскоязычное население составляет весьма заметную численность ныне

суверенных мусульманских государств - 4-х центрально-азиатских Казахстана и

Азербайджана. Отношение к этому населению всегда будет носить отголосок

православно-мусульманских отношений в России. Через отношение к мусульманам

и исламу будут строить свои отношения с Россией многие мусульманские страны

дальнего зарубежья.

Мусульманская умма в России - составная часть исламской цивилизации

Среди ряда многих цивилизаций ныне существующих на планете исламская

цивилизация занимает одно из видных мест. Ее вклад в развитие человечества

общеизвестен... За последние полтора тысячелетия некоторые цивилизации

"сошли с дистанции". Исламская же цивилизация не просто продолжает

существовать, но и бурно развивается. И происходит это потому, что у нее

мощное духовное основание - наша священная мусульманская религия.

Мусульмане нашей страны - а их около 20 миллионов человек - являются

составной частью этой великой исламской цивилизации.

Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромных

просторах страны - от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибири

и Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воедино

духовно-нравственными ценностями ислама.

Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов

- будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многие

другие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помог

сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной

национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный

характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные

ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии

мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим

корням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл и

играет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима,

направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов

России не увенчались успехом.

Многие поколения российских мусульман способствовали формированию

исламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению ее

достижений среди соседних народов - казахов, киргизов и других. Во многом

благодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себе

цивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами к

ним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священном

Коране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике.

У них возникла достаточно развитая для своего времени система

образования...

Аргументируя вывод о мусульманах России как составной части исламской

цивилизации мы были бы не правы, если бы на этом поставили точку. Будучи

частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не

перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок

с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий,

взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы

внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в

формирование ее социокультурного своеобразия.

Для разностороннего взаимодействия с людьми разных национальностей и

мировоззренческих ориентаций мусульмане черпали и черпают духовные

ориентиры в священном Коране. Аят 200 суры 3 "Семейство Имран" призывает

мусульман терпеть и быть терпимыми. Аят 13 суры 49 "Комнаты" призывает

последователей мусульманской религии к позитивному сотрудничеству с другими

народами и последователями других вероисповеданий. В нем говорится, что

Аллах создал людей "народами и племенами", чтобы они взаимодействовали.

Коран зовет мусульман верить во "все книги Божии", то есть и Тору, и в

Новый завет, почитать всех "посланников Божиих", то есть Авраама, и Моисея,

и Христа, дает ориентацию на взаимопонимание между мусульманами и людьми

нерелигиозными, ибо в нем сказано: "Кто хочет пусть верует, кто хочет,

пусть не верует" (Аят 28 суры 18 "Пещеры"). Иудеи и христиане названы в

Коране "людьми Писания" (Аят 115 суры 2 "Корова").

Таким образом, в Коране содержится мощный идейный потенциал, который

создает духовную основу для организации доброго сотрудничества между

народами во имя их общего благополучия. И мусульмане России четко

руководствовались и руководствуются этими священными указаниями Аллаха. В

результате, они не только дружно сотрудничали и сотрудничают с русским и

другими народами нашей страны. Они стали фактически связующим звеном между

миром ислама и миром православия. Более того. Я бы сказал, что они

способствовали формированию России как особой цивилизации. Об этом хорошо

и обстоятельно писали русские философы и историки конца XIX - начала XX

веков, особенно те из них, которых стали называть евразийцами.

Разработанные ими концепции, высказанные ими идеи сегодня вновь

актуализировались.

Вот как, например о влиянии мусульман, в частности, татар на Русь

писал один из видных евразийцев Петр Николаевич Савицкий: "Действием ли

примера, привитием ли крови правящим они дали России свойство

организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр,

достигать устойчивости; они дали ей качество - становиться могущественной"

державой. Далее он подчеркивал, что именно татары способствовали

"государственной организации России", формированию русского духовного

своеобразия, "стержень которого русское благочестие". Они "своим примером

привили ей навык могущества", писал П.Н. Савицкий.

Другой евразиец князь Николай Трубецкой отмечал, что "в таких

важнейших функциях (российского) государства, как организация финансов и

почтовых сообщений татарское влияние было решающим". Похвальное стремление

евразийцев установить все компоненты российской цивилизации и, в частности,

вклад мусульманского и тюркского начала в нее, смущало иных русских

философов. "Любовь к исламу, склонность к магометанству слишком велики у

евразийцев", - писал, например, Николай Бердяев, и заключал: "Магометане

ближе евразийскому сердцу, чем христиане Запада".

Сегодня мы не будем спорить о том, кто ближе, русскому евразийскому

сердцу. Но можем подчеркнуть, что многовековое сотрудничество мусульман,

христиан, людей других вероисповеданий на просторах нашей общей Родины,

способствовало взаимообогащению национальных культур различных народов,

формированию этнической и конфессиональной толерантности, умения ставить

общие цели и сообща добиваться их достижения, то есть тех качеств, которые

особенно нужны сейчас нашему обществу, раздираемому социальными,

национальными и политическими противоречиями.

Обращение к исторической памяти наших народов, раскрытие духовно-

нравственных источников их взаимопонимания, приумножение позитивного опыта,

накопленного прошлыми поколениями позволит российскому обществу успешнее

двигаться вперед сегодня.

Сведения об основах вероучения (Из разъяснения ДУМЦЕР)

Ислам - одна из трех мировых религий, внесшая значительный вклад в

становление и развитие человеческой цивилизации.

Ислам начал распространяться в начале VII в. в Хиджазе среди племен

Западной Аравии и еще при жизни основателя ислама - Махаммада (570 - 632)

стал заметным и влиятельным духовным движением эпохи. Исламское вероучение,

завершающее монотеистическую миссию основоположника единобожия Ибрагима

(Авраама), в концептуальном виде выражено в Коране - главном Священном

Писании мусульман, а также Сунне посланника Аллаха - своде сообщений о

земной жизни и учении Мухаммада.

Ислам - не только религия, основанная на вере в единого Бога - Творца,

но и определенный диктуемый Сунной Пророка образ жизни. Культ ислама

опирается на пять "столпов веры", которые составляют нормативную основу

жизнедеятельности каждого правоверного:

1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада (да

благословит его Аллах и приветствует).

2. Ежедневное ритуальное поклонение Аллаху посредством пятикратной

молитвы.

3. Пост раз в году в течение месяца Рамадан.

4. Добровольная очистительная милостыня (закят).

5. Паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку, совершаемое в

двенадцатый месяц - зу-ль-хиджа мусульманского календаря.

Иногда в структуру мусульманской культовой практики в качестве шестого

столпа включают джихад - "усиление" по распространению истинной веры, при

этом оговаривая его сугубо внутренний характер, направленный на искоренение

человеческих недостатков и пороков.

Согласно мусульманскому вероучению религия представляет собой

совокупность веры, исполнения религиозных предписаний, искренности и

благочестия при исполнении религиозных обязанностей.

В основе мусульманского вероучения лежит вера в Аллаха - творца и

правителя Вселенной, в его ангелов, священные писания, его посланников,

Судный день, божественное предопределение добра и зла. Все люди

оцениваются с точки зрения следования заветам Аллаха и исполнения

канонического закона ислама - шариата. В зависимости от этого они делятся

на правоверных, вероотступников и неверных. Для мусульман смысл бытия в

Аллахе. Он - начало и конец всего сущего. Исходя из этого формулируются

основные догматы веры:

- Вера в Аллаха. Ислам утверждает, что бог существует, Он един и

единственный, Он творец всего сущего, Он вечен, всемогущ и всезнающ, нет

нигде ничего равного или подобного Ему, нет Ему начала и конца, Он не

исчезал и не исчезает, живой и бессмертный, "не родил и не был рожден", все

Его качества вечны и непостижимы, Он совершенен и лишен любых недостатков.

- Вера в ангелов - существ иной, чем человек субстанции, созданных из

божественного света, исполнителей воли Всевышнего; они безгрешны, всегда

поклоняясь Ему. Существует несколько категорий ангелов: самые влиятельные

из них - архангел Джабраил, Азраил, Микаил и Исрафил. Общее количество

ангелов известно только Аллаху. Кроме того, каждый человек при жизни имеет

двух ангелов, которые фиксируют все его добрые и злые деяния, определяющие

его последующую жизнь - в раю или аду.

По исламу Сатана (араб. - Иблис или Шайтан) - самое знающее создание

Аллаха, которое, обуянное гордыней, не подчинилось Аллаху, и было

низвергнуто с небес, чтобы совращать людей с праведного пути. Мусульманские

молитвы часто начинаются заклинанием против него: "Прибегаю к Аллаху за

помощью против Шайтана, проклятого (пробиваемого камнями)".

- Вера в Священные Писания. Мусульмане верят, что Аллах через

посланников ниспослал людям божественные книги в виде откровений, в которых

разъяснены повеления и запреты. Ими являются 100 свитков и 4 книги: Тора

(араб. - ат-Таура) ниспослана Мусе (Моисею), Псалтырь (аз-Забур) - Дауду

(Давиду), Евангелие (аль-Инжиль) - Исе (Иисусу) и Коран - Мухаммаду. Коран

считается прямым божественным откровением, которое Аллах передавал

Мухаммаду на протяжении 23 лет.

- Вера в посланников от Аллаха. Они были посланы людям для проповедей,

разъяснений, увещеваний и предостережений. Имена 25-ти из них упомянуты в

Коране: Адам, Идрис, Нух (библейский Ной), Худ, Салих, Ибрагим (Авраам),

Лут (Лот), Исмаил, Исхак (Исаак), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Айюуб

(Иов), Шуайб, Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифль, Дауд (Давид),

Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Ясаа, Йунус (Иона), Закария, Яхъя

(Иоанн Креститель), Иса (Иисус) и Мухаммад.

Согласно исламским убеждениям, среди всех пророков и посланников,

которых было на земле около 125 тыс., "печатью пророков" является Мухаммад.

Шестеро пророков: Адам, Нух, Ибрагим, Муса, Иса и Мухаммад провозгласили

народу повеления Бога, новые законы, постановления и изменения в вере. В

отличие от предыдущих посланников, каждый из которых был специально послан

только к своему племени или народу, миссия Мухаммада универсальна для всего

человечества и после него не будет ни одного пророка. Для правоверного

мусульманина все предыдущие монотеистические вероучения являются лишь

последними ступенями на пути человечества к Истине, возвещенной Кораном.

Лучшими людьми после пророков считаются сподвижники Мухаммада, особенно

четыре праведных халифа - Абу Бакр, Умар, Усман и Али, правившие

мусульманами после него.

- Вера в Судный день. В определенное богом время наступит Судный день,

на котором люди, все вместе, предстанут перед справедливым судом и каждому

воздастся за его деяния на Земле. Людям будут показаны все совершенные ими

дела, добрые и греховные, после взвешивания их на специальных весах и

совершения суда, каждый пойдет по тончайшему и острейшему мосту, через ад -

в рай.

- Вера в предопределение. Оно означает, что все происходящее во

Вселенной, как добро, так и зло, обусловлено волей Всевышнего, его

творением и определением. Деятельность людей осуществляется в соответствии

с их выбором, их никто не принуждает совершать то или иное деяние, но

хорошее и плохое им разъяснены, равно как и последствия того или иного

действия.

Ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, религии,

государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу в

принципе чуждо разделение светского и религиозного. Ислам, как религия

всемирного значения духовно и исторически представлен во всех частях свет

(более 120 стран), включая Россию и сопредельные с ней регионы.

Шариат.

"Мусульманский образ жизни", "законы веры", "правильный путь"- таков

смысл понятия шариат (буквально -"глубокое знание"). Можно сказать и так:

шариат- это совокупность закрепленных Кораном и Сунной предписаний,

которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях,

чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в

рай. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие всю

общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические,

нравственные и культурные предписания, определяющие поведение верующих и

считающихся обязательными для всех мусульман.

Шариат начал оформляться в VIII в. и включил такие нормы, которые

регулируют государственные, имущественные, семейно брачные, гражданские,

бытовые и другие взаимоотношения мусульман.

Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - запретное

(харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного формирования

шариата действия были разделены на пять категорий: фарз- действия ,

выполнения которых считалось обязательным, суннат- выполнение желательно,

мухоб - добровольные действия, маккрух - нежелательные действия, харом -

строго запрещенные виды действия.

По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра на

музыкальных инструментах, украшение дома художественными картинами и

скульптурными изображениями человека и животных, вступление в брак

иноверцем, если последний не примет ислам, и т.п. В настоящий момент многие

из этих запретов утрачивает свою силу.

По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены всего два)

является праздник "ит аль-адха" - великий праздник жертвоприношения (тюрк.

"курбан-байрам") и "ид аль-фитра"- малый праздник разговения (тюрк. "ураза-

байрам"). Отмечается также мавлюд (день рождения Мухаммеда), мирадж

(вознесение Мухаммеда на небо) и пятница день общественной молитвы. Кроме

того, у каждого народа в регионе традиционного распространения ислама

существуют и переходят из поколения в поколение специфические обряды и

ритуалы, а также доисламские обряды и праздники.

Джихад.

Важным понятием в вероучении ислама является джихад ("усилие")- борьба

за веру. Пророк Мухаммед в разные периоды жизни во исполнение джихада

рекомендовал не искать конфликта с язычниками, кто бы они не были, а

склонять их к истинной вере "мудростью и хорошим увещеванием"; бороться с

неверными всегда и везде; но только не в священные месяцы. Столь разные

смыслы одного понятия отражают этапы становления ислама как мировой

религии. Позже появились такие понятия как "джихад сердца", подразумевавший

борьбу прежде всего с собственными несовершенствами верующего; "джихад

языка" - верующий одобрительно говорит о богоугодном и при каждом удобном

случае порицает то, что осуждает Коран; "джихад руки" , подразумевавший

наказание за преступления перед верой, и, наконец "джихад меча", под

которым понималась уже прямая вооруженная борьба с неверными, сулившая

участникам райское блаженство. Последний вид джихада называют также

"газават" (мн.ч. от газва - "набег") или "фатх"- завоевание победа. В такой

войне запрещалось убивать женщин, детей, стариков и невооруженных

священнослужителей любого вероисповедания. Воинам противника можно

оказывать пощаду (аман) без каких дальнейших обязательств (ср. С мирным

договором сулх), население и движимая собственность могут быть получены

победителем как добыча (ганима, фай)

В словах Пророка: "Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к

джихаду великому ", под "малым" джихадом понималась война с неверными, а

под "великим" - духовное самосовершенствование.

Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую

связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для

язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. "Людям Писания"

(иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата

постоянного налога (джизии) или война.

С точки зрения исламского богословия XX века джихад- это борьба с

собственными несовершенствами для более полного принятия веры сердцем

человека и борьба с неверными (например, джихад часто упоминается

исламскими экстремистами в борьбе с Израилем; делались попытки придать

характера джихада чеченскому конфликту).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.