бесплатно рефераты
 

Искусство Византии

все это утвердилось надолго как господствующие черты произведений

литературы, созданных во второй половине VII - первой половине IX

столетия. Подражание античным образцам уже не находило отзвука в обществе.

Главным заказчиком и ценителем литературного труда стало черное

духовенство. Монахи были сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и

литургическая поэзия вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения,

надежд на чудо и потустороннее воздаяние, воспевание религиозного подвига -

главное идейное содержание литературы этого рода.

Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В

середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были обработаны

и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом (Логофетом). Упадок

жанра обозначился в следующем, XI в.: вместо наивных, но живых описаний

стали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизни

святых.

Вместе с тем житийный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей

популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на развитие

византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация нередко сочеталась с

яркой образностью, реалистичностью описаний, жизненностью деталей,

динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко оказывались неимущие и

обиженные, которые, совершая мученический подвиг во славу бога, смело

вступали в борьбу с сильными и богатыми, с несправедливостью, неправдой и

злом. Нота гуманизма и милосердия - неотъемлемый элемент множества

византийских житий.

Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических

произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической поэзии

(церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и агиография,

прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремился

опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок монастырской жизни.

Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедевры

античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII вв.,

что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и художественных форм.

Как во времена античности, эпистолография, изобиловавшая

реминисценциями из древней греко-римской мифологии, стала средством ярко

эмоционального повествования, самовыражения автора, поднимаясь до уровня

изысканной прозы. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и

восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с

арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном,

разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в.

оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной

литературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы за

счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее

наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на

основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в

возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.

XI век был периодом необычайного взлета книжной миниатюры. Центром

создания поистине великолепных кодексов стал императорский скрипторий в

Константинополе. Здесь по заказу императоров создавались настоящие шедевры

книжной миниатюры. К их числу относится рукопись “Слово” Иоанна Златоуста,

выполненная для императора Никифора Вотаниата (1078-1081). На одной из

миниатюр изображен сам Никифор Вотаниан в пышном императорском облачении, в

лице его проступают восточные (армянские), черты, что говорит о портретном

сходстве, схваченном художником.

Книжная миниатюра является важной отраслью византийского искусства. В

идейном, стилистическом и сюжетном плане она прошла те же этапы развития,

что и монументальная живопись и иконопись. Византия унаследовала от

античности особую любовь к книге. До IX в. в империи господствовало

унциальное письмо с крупными буквами, оно употреблялось для создания

роскошных кодексов. С XI в. был введен минускул, малое письмо, созданное на

основе курсива и пригодное для деловых документов и писем. В XI-XII вв.

господствовал смешанный минускул, соединявший красоту и элегантность с

практичностью. Книжный кодекс Византии, как правило, является произведением

искусства, где гармонически сочетается каллиграфический почерк, миниатюры,

заставки и инициалы букв. Тщательно продумывался и формат кодекса,

художественная отделка, переплета, цвет пергамента или бумаги. Бумага

проникла в Византию от арабов в X-XI вв., но долгое время при изготовлении

книжных кодексов применялись оба писчих материала: и пергамент и бумага.

Византийское письмо было более унифицировано, чем на Западе.

Распространение грамотности в Константинополе и в других городах Византии

поражало крестоносцев. Во всей византийской литературе герои умеют читать и

писать. Для писем применялись тростниковые перья или перья птиц. Чернила

изготавливали из смеси сажи и камеди или сока различных растений. В

живописи сохранились изображения книг в виде свитков и кодексов, а также

пера-калама.

Изумительного блеска и совершенства достигла константинопольская

книжная миниатюра в XI и особенно в XII в. Тонкий, каллиграфически четкий

орнамент, теплый, желтоватый фон пергамента, коричневые чернила, обилие

золота в декоре, мягкая колористическая гамма миниатюр, классические

пропорции фигур, легкость и непринужденность их поз - все это создает

чарующее впечатление. В XII в. миниатюры книжных кодексов становятся

особенно красочными, их декор дополняется введением архитектурных пейзажей,

сложной орнаментикой, движения фигур становятся более порывистыми и

экспрессивными, широко применяется золотой фон. От XII в. сохранилось

достаточно большое число памятников византийской миниатюры, ныне они

хранятся в библиотеках многих европейских стран, в том числе и в нашей

стране. Среди них выделяется рукопись сочинений Монаха Якова (XII в.) с

прекрасными миниатюрами. Особенно впечатляет многофигурная миниатюра

“Вознесение Христа”. Сцена Вознесения развертывается в колоннаде огромного

византийского храма, увенчанного пятью куполами и отделанной мозаикой и

разным камнем. Фигуры Марии и апостолов изображены в живых смятенных позах,

фигура Христа помещена в медальон, уносимый в небеса ангелами. Высокие

художественные качества и исключительное мастерство создателей этих

памятников выдвигают их на видное место среди произведений книжной

миниатюры средневековья. Достойные параллели они находят в Европе, пожалуй,

лишь во французских рукописях XIII-XIV вв.

X-XII века - период нового подъема византийского монументального

искусства и архитектуры - были ознаменованы также расцветом прикладного

искусства: ювелирного дела, резьбы по кости и камню, производства изделий

из стекла, керамики и художественных тканей. Художественное творчество в

Византии было подчинено единой системе миропонимания, философско-

религеозного мировоззрения, единым эстетическим принципам. Поэтому все виды

искусств были тесно связаны между собой единой системой художественных

ценностей, общностью сюжетов, стилистических и композиционных принципов.

Книжная миниатюра и прикладное искусство так же подчинялись этим общим

законам, хотя в разной степени. Их эволюция шла в русле качественных

изменений всей художественной системы византийского общества. Поэтому в

Византии, как ни где в средневековом мире, наблюдался органический

художественный синтез зодчества, живописи, скульптуры, прикладного

искусства. Прикладное искусство в Византии, помимо практических функций,

имело часто сакральное, репрезентативное, символическое назначение. Отсюда

высочайшие эстетические требования, предъявляемые к искусству малых форм.

Церковная утварь, императорские регалии, одежда церковных иерархов и

придворной знати, реликварии и ларцы императоров и императриц, роскошные

ювелирные украшения, которые носили не только василиссы и придворные дамы,

но и императоры, высшие чиновники, духовенство, - все эти украшения часто

становились недосягаемым образцом для художников других стран.

В X-XII вв. центром производства драгоценных изделий прикладного

искусства по-прежнему оставался Константинополь. Изделия столичных мастеров

славились рафинированностью вкуса и техническим совершенством. Предметы

роскоши украшали дворцы василевсов, особняки и имения знати, интерьеры

храмов. Произведения византийского прикладного искусства высоко ценились

далеко за пределами империи.

Высочайшего уровня развития в эту эпоху достигла византийская

торевтика - изготовление художественных изделий из золота, серебра, бронзы

и других металлов. Предметы культа - реликварии, лампады, паникадила,

кованные с рельефами врата храмов, складни с образцами святых, оклады икон

и книг и множество видов церковной утвари были истинными произведениями

искусства.

Огромное распространение имели изделия из металла в быту императоров и

высшей византийской аристократии. Музыкальные инструменты, ларцы,

разнообразная посуда, блюда, чаши, кубки из золота и серебра составляли

необходимую часть придворной жизни империи и императорского дворца.

Рассвет прикладного искусства в X-XII вв. был связан с торжеством

эстетики церемониала, парадности, культа императора. Пышность церемоний

утонченный придворный этикет, праздничное великолепие, блеск и элегантность

придворной жизни, ритуал процессий торжественная культовая обрядность - все

это рождало эстетику света, блеска, красоты. Отсюда особая любовь

византийской аристократии к изделиям из драгоценных материалов, торевтике,

камням, блестящей утвари, златотканым одеждам и роскошному убранству

дворцов и храмов.

Чудесные произведения прикладного искусства были в то же время орудием

политики и дипломатии - раздача наград, дары храмам и монастырям, подкуп

правителей иностранных государств и их послов, что содействовало

распространению драгоценных произведений искусства византийских мастеров

далеко за границами империи. Сложные орнаментальные мотивы в соединении с

христианскими сюжетами проникают в украшение окладов икон и богослужебных

книг. Ковровые узоры лиственного орнамента, пальметты, виноградные лозы

часто сходны с узором заставок иллюминованных рукописей. На светских

предметах - чашах, блюдах, кубках - соседствуют библейские и античные

мотивы, сцены мифов и охоты, богатый орнамент - иногда ориентального

характера. Разумеется, была распространена и массовая продукция из металла

для широких слоев населения Византийского государства. Наряду с мозаиками,

торевтикой и ювелирными изделиями наиболее ярким проявлением византийского

художественного гения были перегородчатые эмали на золоте. Утонченная

линейная стилизация, полихромия, блестящий золотой фон, чистота и яркость

локальных цветов, благородство колористических сочетаний, одухотворенность

образов - вот характерные черты византийских эмалей, роднящие их с лучшими

произведениями монументальной живописи и книжной миниатюры. Сохранилось не

мало шедевров высокого искусства византийских эмальеров. Одно из первых

мест среди них принадлежит знаменитой Пала д’Оро в разнице собора св. Марка

в Венеции. Пала д’Оро представляет собой запрестольный образ, состоящий из

83 эмалевых золотых пластин византийского происхождения. В центре находится

изображение Христа, на других эмалях имеются воспроизведения библейских

сюжетов, в частности портрет василиссы Ирины. Создавалось это знаменитое

произведение в разное время, но лучшие эмали относятся к XII в. Не меньшей

известностью пользуются две короны венгерских королей, подаренные им

византийскими императорами. Первая из них - подарок императора Константина

IX Мономаха венгерскому королю Андрею I (1047-1061). Корона состоит из семи

золотых с перегородчатой эмалью створок, на них изображен Константин IX

Мономах, стоящий между своей супругой Зоей и ее сестрой Феодорой. Фигуры

танцовщиц и орнамент из стилизованных птиц и растений, расположенные по

сторонам византийских правителей, свидетельствует об устойчивом влиянии

арабского искусства на византийское художественное творчество XI-XII вв.

Другая корона создавалась в несколько приемов. Первоначально это была

диадема с изображением Императора Михаила II Дуки - дар жене венгерского

короля Гейзы . Во второй половине XII в. при венгерском короле Беле III

диадема была переделана в корону со сферическим верхом.

Прикладное искусство Византии, подарившее миру столько прекрасных

шедевров, отражало вкусы, эстетические представления и интересы различных

социальных слоев византийского общества. В своей основе оно было более

тесно связано с народной культурой, зачастую питалось образами и

представлениями, порожденными социальной психологией широких кругов

населения империи. Вместе с тем оно одновременно подчинялась общим

мировоззренческим установкам и художественным канонам, господствующим в

византийском обществе. Ремесленники, естественно, должны были считаться со

вкусами знатных заказчиков, императорского дворца, церкви. И все же

прикладное искусство смелее отходило от тематических и стилистических

штампов, черпая новые импульсы из народного общественного сознания, из

творчества народных масс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Рассказывать о Византии можно бесконечно, но это уже удел

специалистов. На данном этапе в этой работе можно сделать следующие выводы.

Сохраняя в своих недрах плоды античной цивилизации, Византия служила

для западноевропейских народов обильным источником знаний и просвещения. До

конца XII столетия о Византии смело, можно сказать, что она стояла на

недосягаемой для западных народов высоте в области богословия, философии и

литературы.

Процесс развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи

подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы

господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали

рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Опыт Византии сыграл существенную роль в культурном развитии стран

Европы и Востока, в становлении идей Ренессанса. Она оказала огромное

влияние на развитие православной культуры в Восточной Европе и, особенно в

Древней Руси.

Краткий словарь искусствоведческих терминов.

Абсида (апсида) - выступ в восточной части храма, полукруглый или

многоугольный, перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался

алтарь.

Алтарь (от лат. "alta ara" - высокий жертвенник) - главная часть

христианского храма, располагавшаяся в его восточной части. В православном

храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался

престол - возвышение для совершения главного христианского таинства -

евхаристии.

Алтарь створчатый - икона, состоящая из нескольких складывающихся

досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих,

полиптих).

Алтарная преграда - невысокая стенка или колоннада, отгораживающая

алтарную часть храма в православных храмах (с IV века). Отделяла

священнослужителей от мирян и придавала евхарическому действу особую

торжественность, окутывая его покровом тайны.

Амвон - (от греч.) - возвышение в центре храма, с которого произносили

проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими

крышу (киворий).

Аркбутан - открытая полуарка, служащая для передачи давления на

контрафорсы храма.

Атриум - закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами

(столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Баптистерий - крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или

восьмиугольное в плане (пример - Баптистерий в Равенне, Италия).

Византийский антик - произведения ранневизантийского искусства (IV-VII

в.), выполненные в античном стиле. Пример - серебряные блюда с изображением

сцен из античной мифологии и традиционных античных сюжетов - Силен и

Минада, Аякс и Одиссей, пастух с козами, резвящиеся дельфины и т.п. Все это

настолько напоминает памятники классической античности, что только

византийское клеймо на серебре позволило дать им точную датировку.

Дьяконник - помещение в алтарной части православного храма к югу от

алтаря.

Евхаристия - главное христианское таинство - Пресуществление Святых

Даров, т.е. превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову.

Елеус - ("умиление") - одно из канонических изображений Богоматери

(поясное изображение, Иисус прикасается к щеке Богоматери).

Жертвенник - помещение в алтарной части православного храма к северу

от алтаря.

Замковый камень - камень, которым завершается свод или арочный проем.

Икона (от греч. "образ") - символическое, аллегорическое изображение

ликов святых и сцен Священного писания, служащее объектом поклонения.

Иконопись - вид средневековой монументальной и станковой живописи с

четко определенным каноном.

Канон - совокупность строго установленных правил, определяющих

основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для

произведений искусства данного вида.

Контрафорс - вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную

несущую конструкцию.

Конха - полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде

раковины.

Купол - покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Мартирий - тип раннехристианского поминального храма над могилой

мученика.

Мозаика - излюбленная в средние века разновидность монументальной

живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла - смальты,

натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет

на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая

волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос - центральная часть византийского крестово-купольного храма,

увенчанная главным куполом.

Нартекс - пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более

вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма -

наоса - стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра - ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф - (от греч. "неус" - корабль) - внутренняя, отделенная от других

рядом колонн, часть базилики.

Оранта - ("молящаяся") - одно из трех канонических изображений

Богоматери (с воздетыми вверх руками). Палаццо - дворец, городской особняк

в юго-западной Европе.

Парус - элемент купольной конструкции в форме сферического

треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа - плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и

элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал - декоративно оформленный дверной проем здания.

Средокрестие - пересечение центрального нефа крестово-купольного храма

с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт - поперечный неф крестово-купольного храма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Всемирная история государства и права. Энциклопедический словарь. /

Под редакцией А.В. Крутских. – М.: Инфра-М, 2001.

2. Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.

3. Ресурсы Интернета.

Тема реферата: «Искусство Византии»

Содержание.

Стр.

Введение

1

1. История Византии

2

1.1. Время императора Юстиниана

2

1.2. Период «иконоборчества»

4

1.3. Византийские ренессансы

5

2. Архитектура Византии

8

2.1. Византийский крестово-купольный храм

9

2.2. Мавзолей Галлы Плацидии и церковь Сан-Аполинаре 10

3. Живопись Византии

12

3.1. Византийский иконографический канон

12

3.2. Иоанн Дамаскин

13

3.3. Богоматерь Владимирская

14

3.4. Жизнь и творчество Феофана Грека

15

4. Другие виды искусства Византии

16

Заключение

20

Краткий словарь искусствоведческих терминов

21

Список используемой литературы

23

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.