бесплатно рефераты
 

Искусство чайной церемонии

основателя сект или Сакьямуни вместе с Кафиапа и Ананда, двумя старейшими

патриархами Дзен. На алтаре стоят цветы и курится ладан в память великих

заслуг этих мудрецов. Уже упоминалось о том, что именно монахи Дзен

установили обряд чаепития из круговой чаши перед изображением Бодхи-Дхарма,

что и послужило основой для возникновения чайной церемонии. Можно здесь

добавить, что алтарь дзенистской часовни был прообразом таконома- почетное

место в японской комнате, где помещаются обыкновенно живопись и цветы для

поучения гостей.

Все великие тимейстеры были студентами дзен и пытались провести дух

дзена в практическую жизнь. Таким образом, чайная комната, как и другие

детали чайной церемонии, отражает многие доктрины дзен. Размер

ортодоксальной чайной комнаты, равняющийся четырем с половиной матам иди

десяти квадратным футам, определяется одним отрывком из Сутра

Викрамадиться. В этом интересном произведении говорится, как Викрамадитья

приветствует святого Манджушири и восемьдесят четырех учеников Будды в

комнате такого размера - аллегория, основанная на теории несуществования

пространства для истинно- просвещенного. Затем роджи, садовая дорожка,

которая ведет из макиаи в чайную комнату, означала первую стадию

размышления, - переход к самоозарению. Роджи предназначалась, чтобы

прервать сообщение с внешним миром и вызвать обновленное настроение,

подготовительное к полному наслаждению чувством прекрасного, в самой чайной

комнате. Тот, кто проходил когда-либо по этой дорожке, вспомнит многое . .

. Он вспомнит и прозрачный полумрак вечнозеленых деревьев, под которыми он

проходил, и правильную неправильность каменных плит под ногами, и сухие

иглы сосен на землю, и поросшие мхом гранитные башенки, и то, как душа его

постепенно возвышалась над будничными маслами. Можно быть в центре города -

все же чувствовать себя как будто в лесу, далеко от пили и сутолоки

цивилизации. Тимейстеры обнаружили большое искусство в воспроизведении этих

эффектов ясности и чистоты. Характер переживаний, которые должны были

возбуждаться у проходящего через роджи, изменялся в зависимости от

тимейстера. Некоторые, как Рикьу, стремились вызвать чувство крайнего

одиночества, они говорили, что секрет устройства роджи содержится в

старинной песенке:

Смотрю вперед, - и нет цветов

И ярких листьев нет.

А там, на берегу морском,

Стоит один пустынный дом

на желтизне песков,

И призрачно горит на нем

вечерний свет,

осенний свет...

Другие, подобно Кобори Эншьу, искали много эффекта. Эншьу сказал, что идею

садовой дорожки можно найти в следующих стихах:

Листва деревьев над волной,

И море в искрах золотых

под бледною луной.

Он стремился создать образ вновь пробудившейся души, которая никак не может

стряхнуть с себя туманные сны прошлого, но уже радостно тянется к льющемуся

ей навстречу мягкому призрачному свету сладкого небытия и жаждет той

свободы, которая лежит где-то там, за пределами достижимого.

Подготовленный таким образом гость, молчаливо подходит к святилищу и, если

он - самурай, оставляет свой меч на решетке под стропилами, так как чайная

комната - это, главным образом припев мира. Затем он низко наклонится и

вползет в комнату через маленькую дверь, не больше, чем три фута в высоту.

Все гости, знатные и простые одинаково, должны пройти через это, - так

пробуждается в них чувство смирения. Еще отдыхая в мадиаи, гости уже

сговариваются относительно порядка при входе в комнату, и так они бесшумно

входят один за другим и, прежде чем занять свое место, склоняются перед

картиной, или цветами на токонома.

Хозяин войдет в комнату лишь тогда, когда все гости уже уселись и между

ними царит молчание, прерываемое лишь пением воды в железном котелке.

Хорошо поет вода, потому что пластинки железа на дне устроены так, что они

производят свою особую мелодию. В ней можно уловить и эхо водопадов,

окутанных облаками, и далекий шум моря разбивающегося на скалах, и раскаты

грома в Бамбуковой роще, и вздохи сосен где-нибудь на далеком холме.

Даже в дневное время в комнате царит полумрак, так как низкие стропила

покатой крыши мешают солнечным лучам проходить в комнату. Потолок, пол и

все предметы в комнате отличаются спокойными, мягкими тонами. Так же одеты

и гости, со вкусом и незаметно. Все в комнате уютно -старомодно,

чувствуется, что все современное изгнано из обстановки, и только в одном

звучит нота контраста: бамбуковый ковш для разливания и полотняная скатерть

Оба безукоризненно белы и новы. Какими бы тусклыми не казались чайная

комната и сервиз, все абсолютно чисто. Ни одной пылинки нельзя найти даже в

самом темном углу, а если найдешь, это значит, что хозяин - не тимейстер.

Самое главное, что требуется от тимейстера - это, чтобы он умел подметать,

чистить и мыть, ибо уборка и наведение чистоты - это тоже искусство. При

чистке старинных металлических вещей надо воздерживаться от неразборчивого

усердия голландской домашней хозяйки. Если с цветов в вазе капает вода, не

надо ее вытирать, - это напоминает о росе и прохладе.

Название "Приют фантазии" вызывает представление о постройке,

предназначенной удовлетворять некоторые индивидуальные художественные

запросы. Чайная комната создается для тимейстера а не тимейстер для чайной

комнаты. Она не предназначается для потомства, а потому она эфемерна.

Мысль, что каждый должен иметь свой собственный дом, основана на старом

японском обычае, что каждый дом должен быть покинут после смерти его

главного обитателя.

Буддизм с его теорией тщетности и преобладания духа над телом считал дом

только временным убежищем для тела, и самое тело было лишь хижиной в

пустыне, хрупкой постройкой из связанных вместо трав, что растут вокруг.

Как только разрывалась их связь, они воз вращались в свое первоначальное

состояние. В структуре чайной комнаты эта мысль о бренности всего

отразилась в соломенной крыше, хрупкость - в тонких колоннах, легкость - в

бамбуковых подпорках, наружная небрежность - в употреблении простых

материалов. Вечное должно чувствоваться только в духе, который воплотившись

в этой простой обстановке, делает ее прекрасной, озаряя ее возвышенным

светом своей утонченности.

Термин "Жилище пустыни", помимо того, что напоминают о даосской теории

Всесодержащего, связан еще с идеей непрерывной потребности в перемене

мотивов убранства. Чайная комната абсолютно пуста за исключением того

немногого, что временно помещается в ной для удовлетворения самого

аскетического вкуса. На этот случай в комнате помещается какой-нибудь

специальный предмет искусства, и все остальное подбирается и расставляется

так, чтобы усилить красоту главной темы. Невозможно в одно и тоже время

слушать различные музыкальные вещи, ибо настоящее восприятие прекрасного

возможно только при сосредоточении, внимания на каком-нибудь прекрасное

центральном мотивов.

Отсюда ясно, что система убранства чайной комнаты совершенно противоположна

западной, где дом часто превращается в музей. Для японца, привыкшего к

простоте убранства и к частым изменениям в методе украшения, западная

комната, наполненная картинами, статуями и безделушками, создает

впечатление просто вульгарного хвастовства богатством. "Жилище

несимметричного" создает представление иной фаза развития нашей

декоративной схемы.

Отсутствие симметрии в японских предметах искусства часто комментировалось

западными критиками. Несимметричность также является результатом проработки

идеалов даоизма через дзен.

Однако же, понятия совершенства у даосов и дзен были совершенно различны.

Динамический характер их философии придавай больше значения самому

процессу, путем которого достигалось совершенство, чем самому совершенству.

Настоящую красоту может различить лишь тот, кто мысленно завершил

несовершенное.

Каждому гостью чайной комнаты предоставляется в воображении пополнить общий

эффект в отношении к себе. С тех пор, как дзен сделался преобладающей

формой мысли, выражения не только законченного, но и повторения.

Однообразие рисунка считалось гибельным для свежести воображения. Поэтому

ландшафт, птицы и цветы сделались излюбленными предметами изображения, в

предпочтение человеческой фигуре, которая представлялась в лице самого

зрителя. Часто мы бываем излишне заметными и даже самолюбование делается

монотонным.

В устройстве чайной комнаты чувствуется постоянный страх перед повторением.

Различные предметы убранства должны бить так выбраны, чтобы ни один цвет,

ни один рисунок не повторялись. Если есть живые цветы картина с цветами

недопустима. Если чайник круглый, кувшин для воды должен быть угловатый.

Чашка с черной глазурью не должна соединяться с черной лакированной

чайницей. Когда ваза помещается на курильнице для ладана на алтаре, надо

чтобы она не попала как раз в центр и не развалила бы пространства на две

равные части. Колонны таконома должны быть сделаны из иного дерева, чем все

другие в комнате, чтобы устранить всякую мысль о монотонности.

Простота в чайной комнате, полное отсутствие вульгарности в ней, делает ее

настоящим святилищем, убежищем от волнений вышнего мира. Там и только там

можно спокойно и всецело отдаться почитанию Прекрасного. В шестнадцатом

столетии чайная комната предоставляла желанное место отдыха для свирепых

воинов и государственных деятелей, принимающих участие в деле объединения и

возрождения Японии. В семнадцатом столетии, после того, как утвердился

суровый формализм господства Токугава, чайная комната единственно создавала

возможность для свободного общения артистически настроенных умов. Перед

великим произведением искусства не было различия между дайме, самураем и

простым человеком. В наши дни во всем мире индустриализм делает настоящую

утонченность все более и более трудной.

Возможно именно сейчас люди более всего нуждаются в чайной комнате.

Глава 6. Чайные процессы.

Чай - это взаимодействие огня, воды, чайного листа, пространств и

состояний. Все эти составляющие должны быть сбалансированы спокойной

безмятежностью внимательности человека, заваривающего чай. Огонь, на

котором кипятится вода, лучше всего добывать из древесного угля, сделанного

из твердых пород дерева.

Вот что говорит Лу Ю в своей «Книге Чая».

Лучший чай растет на камнях, обыкновенный чай растет на каменистой почве.

Дикорастущий чай – лучший из всех, культивированный чай – обыкновенный.

Лучший чай растет на южных склонах скал близ густого леса. Красные сорта

наилучшие, зеленый чай занимает второе место.

Чай с листочками в виде бутона – лучший, а чай в виде нежных побегов

следует за ним.

Чай собирают в весенние месяцы. Чай в виде бутонов растет на скалах и

достигает в длину четырех-пяти дюймов. Его собирают ранним утром, когда

бутоны вот-вот раскроются. Чай в виде побегов растет кустами, имеющими три,

четыре или пять ветвей. Срывать нужно центральную ветвь – там, где она

становится тонким побегом. Нельзя собирать чай в дождливую или влажную

погоду.

Собранный чай надлежит выдержать на пару, затем высушить, связать ниткой и

уложить для хранения.

Для заваривания чая лучше всего пользоваться дождевой водой, а следом идет

вода из колодца. Что до воды из ручья, то лучше всего брать воду из

быстрого и чистого потока, бегущего среди камней. А воду из реки нужно

брать подальше от человеческого жилья. Среди колодцев же наилучшие – те, из

которых постоянно берут воду.

Подогревая воду, нужно ждать, когда на поверхности воды появятся маленькие

пузырьки, издающие тихое шипение. Это называется «первым кипением». Когда

по краям сосуда появляются большие пузыри, это называется «вторым

кипением», а когда вода начинает бурлить, это называется «третьим

кипением». Тогда кувшин с водой нужно, не мешкая, снимать с огня, ибо в

противном случае вода станет «старой» и хорошего чая не получится.

В последнее время чайная церемония появилась и в России. Теперь каждый

может немного прикоснуться к тайне древнего Востока, хотя сама церемония

претерпела существенные изменения, проходя адаптацию к нашей культуре.

Хочется рассказать немного о современной чайной церемонии, или вернее было

бы сказать, церемонии приготовления чая.

Сначала следует ополоснуть чайник кипятком и слить эту воду в чашки, из

которых мы собираемся пить чай. Важно быть спокойным, внимательным и

собранным, сохраняя плавность и последовательность движений так, чтобы вода

не расплескивалась и минимально колыхалась в сосудах, струя не прерывалась,

была плавной, длинной, тонкой и мягкой, т.е. точно такой же, какой должна

быть струя вдоха и выдоха в вашем теле, чтобы обеспечить вам максимально

длинную, спокойную и здоровую жизнь.

Чай, перед тем, как насыпать его в чайник, следует посмотреть и понюхать в

специальном сосуде из фарфора, который называется “ча-хэ”, или “чайная

коробочка”. Если этого предмета нет, тогда чайную коробочку можно сделать

из собственной, чисто вымытой и насухо вытертой ладошки.

После этого чайный лист высыпается в предварительно прогретый чайник и

заливается кипятком. Существуют определенные особенности и тонкости заварки

чаев типа у-лун и пу-эр. При создании взаимодействия воды и пространства

посуды всегда следует помнить, что “переполнение” навлекает беду, а

умеренность призывает богатство. Поэтому не нужно наливать воды слишком

много.

Первая заварка может считаться готовой буквально через несколько секунд

после залива кипятка в чайник. Когда чай разливается по чашкам (которые не

должны быть большими, так как чай - это не объем воды, а тонкость качества

энергии в чайном состоянии), нужно помнить, что вкус первой и последней

налитой чашки будут значительно отличаться. После первого разлива нужно

сразу же залить чайный лист кипятком снова и в дальнейшем стараться не

оставлять его голым, то есть без воды.

Уже много было сказано о пользе чая и об оздоровительном влиянии, которое

он оказывает на организм человека. Однако церемония не была бы полной, если

бы в ней не было каких-то ограничений, поэтому отдельно следует упомянуть о

«Десяти запретах на чай».

Запрет первый на чай на пустой желудок:

Когда пьешь чай на пустой желудок, холодная природа чая, проникая вовнутрь,

может охладить селезенку и желудок, что подобно “проникновению волка в

дом”, в Китае издревле советовали “не пить чай на пустое сердце”.

Запрет второй на обжигающий чай:

Слишком горячий чай сильно стимулирует горло, пищевод и желудок. Длительное

употребление очень горячего чая может привести к болезненным изменениям

этих органов. По данным зарубежных исследований, частое употребление чая

температурой выше 62оС ведет к повышенной ранимости стенок желудка и дает

симптомы различных болезней желудка. Температура чая не должна превышать

56оС.

Запрет третий на холодный чай:

В то время, как теплый и горячий чай придают бодрость, делают ясным

сознание и зрение, холодный чай дает побочные эффекты: застой холода и

скопление мокроты.

Запрет четвертый на крепкий чай:

Высокое содержание кофеина и теина в крепком чае может стать причиной

головной боли и бессонницы.

Запрет пятый на долгое заваривание чая:

Если чай заваривать слишком долго, чайный фенол, липоиды, эфирные

компоненты начинают самопроизвольно окисляться, что не только лишает чай

прозрачности, вкусовых качеств и аромата, но и значительно снижает

питательную ценность чая за счет окисления содержащихся в чайных листьях

витаминов С и Р, аминокислот и других ценных веществ. Кроме того,

настаиваясь, чай подвергается воздействию окружающей среды, в нем

значительно увеличивается содержание микроорганизмов (бактерий и грибков).

Запрет шестой на многократное заваривание:

Обычно после третьей-четвертой заварки в чайных листьях уже мало что

остается. Эксперименты показывают, что первый настой вытягивает

приблизительно 50% полезных веществ из чайных листьев, второй – 30%, а

третий всего лишь около 10%, четвертая заварка добавляет еще 1-3%. Если же

продолжать заваривать чай дальше, то в настой могут выходить и вредные

составляющие, поскольку вредные элементы, содержащиеся в очень небольшом

количестве в чайных листьях, выходят в настой в последнюю очередь.

Запрет седьмой на чай перед едой:

Чай, выпитый перед едой, ведет к разжижению слюны, пища начинает казаться

безвкусной, кроме того, может временно снизиться усвоение протеина

пищеварительными органами. Следовательно, пейте чай за 20-30 минут до еды.

Запрет восьмой на чай сразу после еды:

Содержащийся в чае танин может привести к затвердеванию протеина и железа,

что ухудшает их усвоение. Если хотите попить чай после еды, подождите 20-30

минут.

Запрет девятый на запивание чаем лекарств:

Дубильные вещества, содержащиеся в чае, расщепляясь, образовывают танин, от

которого многие лекарства дают осадок и плохо усваиваются. Поэтому китайцы

говорят, что чай разрушает лекарства.

Запрет десятый на вчерашний чай:

Чай, постоявший сутки, не только теряет витамины, но также, из-за высокого

содержания протеина и сахаров, становится идеальной питательной средой для

бактерий. Но если чай не испортился, его вполне можно использовать в

лечебных целях, но только как наружное средство. Так, настоявшийся за сутки

чай богат кислотами и фтором, которые препятствуют кровотечению из

капилляров, поэтому вчерашний чай помогает при воспалениях полости рта,

болях в языке, экземе, кровоточащих деснах, поверхностных повреждениях

кожи, гнойниках. Промывание глаз вчерашним чаем помогает уменьшить

неприятные ощущения при проявлении в белках кровеносных сосудов и после

слез, а полоскание рта утром перед тем, как чистить зубы, и после еды не

только оставляет ощущение свежести, но и укрепляет зубы.

Заключение.

Чайная церемония — самое полное и совершенное выражение восточной эстетики,

— по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной буддизма. В

ней соединилась медитативность дзен буддизма и эстетические идеалы древнего

Востока.

Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка,

доскональное знание правил поведения и определенные познания в восточной

философии. В общем, привычка и определенный набор знаний требуются и для

того, чтобы начать ценить некоторые виды европейского искусства — к

примеру, классическую оперу или абстракционистское направление в живописи.

Другое дело, что к их восприятию наша культура подготавливает нас все-таки

в большей степени, чем к восприятию чайной церемонии.

Доскональное знание правил поведения просто необходимо потому, что чайная

церемония подразумевает восприятие не зрителя, а участника. Она почти в

равной степени творится усилиями хозяина и гостей. Собственно, если

"аудитория" неподготовлена, то чайная церемония превращается в некое мини-

шоу, демонстрацию — и в значительной степени теряет свое значение.

Чтобы прочувствовать всю красоту и значительность чайной церемонии, надо

принять главные идеи восточной философии. Прежде всего, надо отвлечься от

сидящей у нас в крови ориентированности на результат. Наслаждаться

процессом. Не искать подтекста — учиться просто видеть красоту в каждом

движении. Расслабиться и почувствовать, что находишься здесь и сейчас.

Опять-таки, для того, чтобы оценить чайную церемонию, нужно понимать

восточную эстетику. Уметь увидеть красоту в неглазированной керамической

чашке неправильной формы, в скромных стебельках полевых цветов, стоящих в

токонома, в бамбуковом ковшике, в тесном чайном домике из некрашеного

дерева... Конечно, не всем это удается, но кто сказал, что столь древнее и

утонченное искусство должно быть доступно для понимания большому количеству

людей?

Эта тема заинтересовала меня как в рамках моей увлеченности историей,

религией и философией Востока, так и из-за того, что в последнее время

Запад все чаще и чаще обращается к культуре Востока и пытается заимствовать

для себя какие-то ритуалы.

Сейчас культура Востока становиться все более и более популярной, однако,

это чревато поверхностным прикосновением к искусству, недопониманием цели и

средств. Многие интересуются искусствами из-за того, что это становится

модным или просто в силу экзотичности и новых ощущений. Мне кажется, что

это неправильная позиция. История Востока действительно несет в себе

огромный, нераскрытый и совершенно неясный нам потенциал, который может

дать мощный толчок к самосовершенствованию и достижению поставленных целей.

Но эту энергию нельзя слепо перенимать, иначе может оказаться, что «платье»

не подходит по размеру и приобретено «на вырост».

Как известно, европейское мировоззрение базируется на стремлении достигнуть

цели, выбрав соответствующие средства. В рамках этого реалистического

мировоззрения, сформированного еще Аристотелем, человек ставит перед собой

цель и начинает выстраивать пути ее достижения, как бы в обратном порядке

от цели к себе: "что надо сделать до того, как, и для того, чтобы …". В

результате появляется траектория движения к выбранной цели. Последний шаг

этого умозрительного анализа и есть первый шаг к выбранной цели. Такая

схема действий в материальном мире была перенесена и на выстраивание

отношений нематериальных, таких как взаимоотношения между людьми, процессы,

происходящие в обществе и т.п.

Но в последнее время явно проступает несовершенство этой модели

взаимоотношений и некоторые предлагают искать помощи опять же у Востока.

Где существует очень интересная система межличностного общения. Например,

стоит сказать, что в рамках восточной модели "задача - не прямо и

непосредственно добиваться результатов заранее поставленной цели, а

постепенно создавать условия, вследствие которых результат не мог бы не

появиться" (Лао-Цзы ).

Этот подход кажется мне более мудрым и способным добиться равновесия и

гармонии в общении, которых мы не то, что лишились, но, по-видимому,

никогда и не знали. Просто сейчас это стало заметнее в силу нарастания

конфликтов, которые разрушающе действуют на культуру и мировоззрение людей.

На мой взгляд, сейчас назрела необходимость пересмотреть сквозь призму

восточного мировоззрения позиций, на основе которых строится и

соответственно оценивается сфера общественных отношений и неразрывно

связанная с ней PR-деятельность.

Ведь кто еще как не PR- специалисты способны синтезировать культуру Востока

и попытаться адаптировать некоторые ее моменты для нашей действительности с

тем, чтобы научиться управлять энергией нужного тебе направления,

использовать в своих целях энергию поверхности, а не идти наперекор всем и

вся.

И ведь стоит с чего-то начинать эти преобразования, почему бы не сделать

первый шаг с помощью искусства чайной церемонии, которая, как известно,

способна добавить спокойствия, мудрости и уравновешенности во

взаимоотношения людей? Если определенные PR-компании смогут сделать чайные

достойной альтернативой времяпрепровождения барам и дискотекам, то можно

будет считать, что искусство мудрости постепенно приходит и в нашу

культуру.

Заключение.

Чайная церемония — самое полное и совершенное выражение восточной эстетики,

— по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной буддизма. В

ней соединилась медитативность дзен буддизма и эстетические идеалы древнего

Востока.

Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка,

доскональное знание правил поведения и определенные познания в восточной

философии. В общем, привычка и определенный набор знаний требуются и для

того, чтобы начать ценить некоторые виды европейского искусства — к

примеру, классическую оперу или абстракционистское направление в живописи.

Другое дело, что к их восприятию наша культура подготавливает нас все-таки

в большей степени, чем к восприятию чайной церемонии.

Доскональное знание правил поведения просто необходимо потому, что чайная

церемония подразумевает восприятие не зрителя, а участника. Она почти в

равной степени творится усилиями хозяина и гостей. Собственно, если

"аудитория" неподготовлена, то чайная церемония превращается в некое мини-

шоу, демонстрацию — и в значительной степени теряет свое значение.

Чтобы прочувствовать всю красоту и значительность чайной церемонии, надо

принять главные идеи восточной философии. Прежде всего, надо отвлечься от

сидящей у нас в крови ориентированности на результат. Наслаждаться

процессом. Не искать подтекста — учиться просто видеть красоту в каждом

движении. Расслабиться и почувствовать, что находишься здесь и сейчас.

Опять-таки, для того, чтобы оценить чайную церемонию, нужно понимать

восточную эстетику. Уметь увидеть красоту в неглазированной керамической

чашке неправильной формы, в скромных стебельках полевых цветов, стоящих в

токонома, в бамбуковом ковшике, в тесном чайном домике из некрашеного

дерева... Конечно, не всем это удается, но кто сказал, что столь древнее и

утонченное искусство должно быть доступно для понимания большому количеству

людей?

Список используемой литературы:

1.Окакуро Какузо, «Книга о чае» (перевод Е.Чаадаевской) электронная версия.

2. Лу Ю, «Книга чая» (перевод В.В. Малявина) электронная версия.

3. Официальный сайт «Клуба чайной культуры»в интернете www.chadao.ru

4. Сайт искусства и традиции Китая. http://ilin.dol.ru/

5. Игнатович А.Н. Чайное действо М., Русское феноменологическое общество.

1997 г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.