бесплатно рефераты
 

Функции культуры

человеку, детерминирующее формы его жизнедеятельности, но как способ

реализации его творческих возможностей.

Примечательно и то, что культура представляется не как линейный процесс,

складывающийся из необратимой временной последовательности прошлого,

настоящего и будущего, а как система, в которой сосуществуют прошлое,

настоящее и будущее и между которыми возможен диалог. И этот межкультурный

диалог реализуется в человеке.

Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается

напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся

исторических условиях. Эта особенность социально-исторического процесса

заставляет представителей нового поколения заниматься творческой

переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство

пронизывают культурную жизнь общества.

Проиллюстрирую данную мысль следующим житейским примером, взятым из

истории моды. Функционирование обычая (традиции) теснейшим образом связано

с действием моды. Между обычаем и модой происходят своеобразные и сложные

взаимодействия. Если обычай сравнивать с камнем, а моду с водой, то можно,

сообразно поговорке, сказать, что вода камень точит. Мода, не входя, как

правило, в резкое противоречие с обычаем и даже по большей части как будто

базируясь на нем, вместе с тем понемногу замещает в нем некоторые элементы,

“вымывая” из обычая то, что входит в противоречие с изменившимися условиями

и добавляя в обычаи новое. В этом взаимодействии иногда создаются довольно

комичные ситуации, как, например, на Среднем Востоке, где молодые девушки в

городе ходят в чадре (обычай) и в мини-юбке (мода). При этом с точки зрения

данной культуры одно не противоречит другому. Обычай, будучи более

долговременным и консервативным явлением, оказывает сопротивление моде, но,

как правило, не одерживает победы над ней.

Вторая плодотворная идея в понимании культуры связана с реализацией в

ценностях творческих возможностей человека. В этой идее заложена

фундаментальная функция культуры — креативная (творческая, порождающая).

Обращаясь к творчеству выдающихся представителей науки, искусства,

философии, нельзя не видеть, что их титанические усилия приводили к прорыву

из одной культурной парадигмы к другой. Так, например, эпохальная работа

Н.Коперника “О вращениях небесных сфер” — переход от геоцентрической

картины мира к гелиоцентрической. Или художники Возрождения, отказавшись в

живописи от канонов христианства (обратная перспектива, временное

совмещение священного сюжета, подчиненная роль пейзажа, канонизация

цветовой гаммы и т.д.) и введя прямую перспективу, пейзаж как объект

самостоятельного эстетического любования и эмпирического, смертного

человека, достигли того реализма, который позволил им и их потомкам

обратиться к природе как к самооценке, т.е. перенести свои взоры с мира

небесного на мир земной. Это явилось одной из предпосылок формирования

научного знания.

Уникальная возможность культуры проявляется в ее диалогичности. Культура

невозможна без внутренне” переклички. “Персонажи” прошлых культур не уходят

со сцены, не исчезают и не растворяются в новом, а ведут диалог как со

своими собратьями по прошлому, так и с героями, пришедшими им на смену. И

по сей день человека волнуют трагедийные образы Эсхила и Софокла;

пушкинские и шекспировские герои заставляют нас по-прежнему размышлять о

добре и зле, а кантовские идеи о всеобщем мире созвучны нашей эпохе.

Обращение к культуре прошлого, переосмысление ее ценностей в свете

современного опыта — это один из способов реализации творческих

возможностей человека. Осмысливая и переосмысливая прошлое, мыслитель и

художник, ученый и изобретатель творят новые ценности, обогащают предметный

мир культуры.

Определяя культуру как способ реализации творческих возможностей

человека, было бы ошибкой выводить сами новаторские потенции личности за

скобки культуры. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве

средств удовлетворения своих потребностей человек формирует особый мир

предметов (от

швейной иглы до космических аппаратов, от церковной организации до судебной

палаты, от понятия красоты до научной абстракции кривизны пространства),

объективируя свой внутренний мир и тем самым расширяя предметное поле

культуры. Работая с этим предметным полем, человек невольно сам

опредмечивается, расширяя круг своих потребностей и способностей. В этот

круг входят цели и средства. Новаторские цели, как правило, базируются на

полученных результатах, которые, в свою очередь, становятся средствами

культурной экспансии человека и предполагают преобразование существующих

материальных и духовных ценностей.

Человек — сам культурная ценность, и самую важную часть этой ценности

составляют его творческие возможности, весь механизм реализации замыслов и

планов: от вовлеченных в творческой процесс природных задатков,

нейродинамических систем мозга до самых утонченных и возвышенных

эстетических идеалов и “диких” научных абстракций, от эмоциональных

переживаний, рвущихся выразиться во вне, до сложнейших знаковых систем. И

естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей

человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект

человеческой практики и ее результатов.

Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности,

так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается для того, чтобы

человек всем напряжением своей нелегкой жизни мог разорвать это единство и

в очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздать

его. Вне такого единства бытие человека невозможно.

Роль культуры как способа реализации творческих возможностей человека

разнообразна. Культура не только приглашает личность творить. Она же и

накладывает на нее ограничения.

Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу.

Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных

действий антисоциальных элементов, поклонников животного эгоизма, трубой

физической силы, фашизма и расизма. Но опасно и отсутствие культурных

ограничений в попытках управления силами природы. Экологический кризис.

Переживаемый ныне человечеством, в определенной мере — результат отсутствия

общечеловеческих норм, предписывающих определенный порядок в отношении

общества к природе. Культура как способ реализации творческих возможностей

человека не может не включать в себя понимания ценности природы как среды

обитания людей, к незыблемой основы культурного развития общества.

Коммуникативная функция.

Эта функция неразрывно связана с информационной. Воспринимая информацию,

заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем

самым вступает в косвенное. Опосредованное общение с людьми, создавшими эти

памятники.

Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово

сопровождает все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую

очередь литературный, является "ключом" к овладению той или иной

национальной культурой. В процессе общения люди используют и специфические

языки искусства (музыки, театра, кино и т.д.), а также языки науки

(математические, физические, химические и другие символы и формулы).

Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может переноситься в

другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих

образах художник .отразил не только свои собственные представления, но и

современные ему чувства, настроения, взгляды.

Культуры разных народов, как и люди — представители различных

культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно

сравнение Б. Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда

обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же

обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен

идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную

культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том

ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в

человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек

растет к человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура — это культ

роста, как иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек

приобщается, не теряя себя, к мудрости человеческого рода.

Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме

современной культуры: развитие средств массовой коммуникации (радио, кино,

телевидение, газета, журнал, грампластинка, магнитофон); становление

индустриально-коммерческого типа производства и распределение

стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и

повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на

досуг в бюджете семьи. Все перечисленное преобразует культуру в отрасль

экономики, превращая ее в массовую культуру.

Через систему массовой коммуникации печатная и электронная продукция

охватывает большинство членов общества. Через единый механизм моды массовая

культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от

стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологии до форм ритуалов

интимных отношений. В настоящее время массовая культура замахнулась на

культурную «колонизацию» всего мира.

Временем рождения массовой культуры можно считать 1870 год, когда в

Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. Всем

стал доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман. Вторая

веха — 1895 год. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий даже

элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха

— легкая музыка. Магнитофон и телевидение усилили позиции массовой

культуры.

Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее

продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для

каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит,

может заказать свою музыку. Искусство открыло охоту на подростка — юношу и

девушку, домохозяйку, спортсмена, рабочего и т.д.

Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себе

реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного

манекена, человека-винтика. Серийный характер ее продукции обладает рядом

специфических признаков:

а) примитивизация отношений между людьми;

б) развлекательность, забавность, сентиментальность;

в) натуралистическое смакование насилия и секса;

г) культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами;

д) культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура — это тоже культура, точнее — часть ее. И достоинство ее

произведений состоит не в том, что они демократичны, всем понятны, а в том,

что они базируются на архетипах . К таким архетипам относится

бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И в любом обществе

подобный интерес ищет пути для удовлетворения. Это, так сказать, бытовой

интерес, и он составляет базу успехов массовой культуры, ее произведений.

Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение

творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного

потребления. Высокая культура требует высокого интеллектуального

напряжения. И встреча с “Монной Лизой” в выставочном зале совсем не похожа

на встречу с ней на этикетке спичечного коробка или на майке. Осмысление

проблемы массовой культуры было начато книгами О.Шпенглера “Закат Европы”,

А. Швейцера “Культура и этика”, Х.Орте-ги-и-Гассета “Восстание масс”,

Э.Фромма “Иметь или быть”, где массовая культура осмысливается как

предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения

человеческой личности.

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает

элитарная культура, основная задача которой сводится к тому, чтобы

сохранить в культуре творческое начало и пафос.

Русский искусствовед П.П.Муратов. писал: “Современное искусство

оказалось весьма чувствительным психическим аппаратом... Изумляет небывалое

преобладание абстракций. Нынешний живописец мыслит отвлеченными категориями

цвета, композиции, пространства, формы, фактуры... Человек есть начало и

конец всего в античном и западноевропейском искусстве. Антропоморфизм был

основным мироощущением, которое делало возможным это искусство.

В конце XIX в. эта подпочва европейского мироощущения явно колеблется.

Природа становится сцеплением объективных фактов, которые может разъединить

художественный анализ... Художник перестал видеть и чувствовать все по

образу своему и подобию. У мира изображаемого нет того центра, каким был

человек. Сама видимость человека подлежит развитию, расчленению на те

первичные элементы, на которые разлагается видимость предметов. Нет чувства

организма ни в природе, ни в человеке, но есть взамен того сознание

конструкции” .

Культура выполняет и регулятивную. или нормативную функцию, выступая

как система мер и требований общества ко всем сторонам деятельности людей

(труд, быт, сферы общественно-политической деятельности и межличностных

отношений). Регулятивная функция культуры поддерживается такими

находящимися в ее структуре нормативными системами, как мораль и право,

сложившиеся традиции, обряды, обычаи, образцы поведения. Выступая оценочной

характеристикой степени соответствия поведения и деятельности той или иной

общественной группы или личности определенным социально-нравственным нормам

и принципам, культура регулирует поведение человека во всех сферах

общественной жизни.

Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве,

он продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с

героями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В таком

общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого

общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает

способность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения

коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы

ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это

другого человека — это значит признавать равенство каждого по отношению к

человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме

гуманизма. Разумеется, в культуре есть множество норм и правил поведения.

Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей.

Существуют нормы права и морали, нормы в искусстве, нормы религиозного

сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека,

обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми

в той или иной культуре.

Общество испокон веков распадается на социальные группы. Социальные

группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие

интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически

определенного общества. В каждой группе воплощаются некоторые специфические

взаимосвязи индивидов между собой и с обществом в целом.

Групповые интересы могут быть выражены через кастовые, сословные,

классовые и профессиональные.

Каста наиболее полно раскрывается в культуре Индии. До настоящего времени

Индия настойчиво держится за это разъединяющее людей явление. Даже

современное образование не может победить в индусе его приверженность к

касте.

В книге “Культура Индии” С.Ф.Ольденбург рассказывает, с чем пришлось

столкнуться у себя на родине образованному по-европейски индусу,

пожелавшему посетить Всемирную выставку в Европе. Вернувшись домой, он был

исключен из касты. Молодой человек страшно переживал это наказание и подал

в суд, требуя восстановления своих прав. А основанием для столь сурового

приговора послужило обвинение нашего путешественника в том, что он обедал

совместно с иностранцами, что строжайше запрещено индуизмом. В суде

исключенный из касты говорил, что у него на пароходе был запас риса и что

он сам готовил себе обед. “К несчастью для него, свидетели выясняли, что он

бывал за общим столом на пароходе, и дело его было проиграно” .

Эпизод сам по себе забавный, если бы не трагизм исключения из касты,

лишающего индуса всякой социальной опоры у себя на родине. Высшей кастой в

Индии признается каста брахманов. Брахман не имеет права кому-либо

кланяться. Он принимает поклоны других, благословляя их в ответ. Индуизм

предписывает верующим каждый свой шаг согласовывать с брахманами. Без их

благословения нет праведной жизни и смерти. Но быть брахманом — почетно и

ответственно. Малейшее нарушение этических норм брахманом грозит ему

позором и изгнанием из касты.

Еще один характерный пример проявления группового начала в культуре — это

рыцарство:

Рыцари- это представители господствующего сословия, но их жизнь была

подчинена строгому регламенту. Кодекс рьщарской чести предписывал сложные

процедуры и соблюдение этикета, отход от которого даже в мелочах мог

уронить достоинство рыцаря в глазах других членов привилегированного

класса. Подчас регламентация этого этикета выглядела лишенной здравого

смысла. Например, прискакав к королю в разгар битвы с важным донесением,

рыцарь не мог обратиться к нему первым и ждал, когда государь заговорит с

ним. А ведь в эти мгновения могла решаться судьба битвы и его товарищей по

оружию.

Рыцарю предписывалось знать и выполнять ряд придворных ритуальных

функций: петь, танцевать, играть в шахматы, фехтовать, совершать подвиги во

славу прекрасной дамы и т.д. Рыцарь должен был являть собой. образец

придворного этикета.

Феномен рыцарства внес в культуру ряд таких общезначимых ценностных

установок, как возвышенная любовь к женщине, самоценность чести и

достоинства, верность данному слову, безупречная манера поведения.

Проявлением группового в культуре является и классовое. Классы

воспринимаются как стабильные социально-экономические группы общества,

принадлежность к которым диктует индивидам определенную культуру поведения.

Метод классового анализа имеет длительную историю и является важным

завоеванием научной социологии, особенно ценным при изучении общественных

процессов индустриальной эпохи. Но абсолютизация классовых характеристик,

подчинение им всех аспектов человеческого бытия, видимо, ложны и заключают

в себе мощное деструктивное начало. Возведение классового подхода в

“категорический императив” исторического познания приводит к

познавательному и социально-практическому тупику.

Последовательное осуществление классового подхода реализуется через

отношения господства и подчинения, где одни — знающие, просвещенные,

передовые и сознательные — командуют другими, предписывая всем следовать

одному методу, четко проводить в жизнь принцип: “кто не с нами, тот против

нас”. В пролетарской идеологии даже язык классового сознания приобретает

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.