бесплатно рефераты
 

Европейская культура

Гайдна.

Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях

свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов

чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая

наблюдательность - характерные черты искусства XVШ в. как в жанре портрета,

так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни

являются вкладом XVШ столетия в развитие мировой художественной культуры,

хотя следует признать, что это было достигнуто ценой утраты универсальной

полноты в изображении духовной жизни, цельности в воплощении эстетических

воззрений общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда,

Пуссена.

Просвещение как мощное идейное движение, начавшееся в Англии, формируется

и во Франции с 40-х годов XVШ в. Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо

происходили из разных слоев общества, но отношение к старому режиму,

несостоятельность которого была для них очевидна, требование равенства,

оценки человека по заслугам личности, а не по сословным привилегиям

объединили мыслящих людей Франции. Так во Франции началась эпоха

Просвещения, определенные нравственные, этические и эстетические принципы

которого направили искусство в новое русло.

4. Роль немецкой классической философии в формировании духовной культуры

конца XVIII – начала XIX веков.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной

революции. Февральская революция предшествовала политическому перевороту.

Важную роль в формировании Немецкой классической сыграли достижения

естествознания и общественных наук. Кант - основоположник немецкого

классического идеализма. Он разработал концепцию происхождения

солнечной системы из гигантской газовой туманности. Считал, что решению

таких проблем в философии, как проблемы бытия, морали и религии

должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и

установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а

только так как он нам является. Кант утверждал существование некоего

предмета вне нашего сознания. Но последний с другой стороны,

принципиально непознаваем, является потустороннем нашему

сознанию.

Существовало два периода творчества - докритический и критический.

Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из

туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют

исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика

классического разума, практическая теория познания, этика, эстетика и

теория о целесообразности.

Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Он

предлагал объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то

конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод

познания: истину можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза.

Тезис - высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез =

тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный

идеалист.

Вершиной классической немецкой философии считается творчество Гегеля.

Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым

представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном

развитии.

Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и

категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод

познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее

объективно, чем сущность.

В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей

науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном

праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности.

Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал

действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой

действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью,

отказ от построения должного разумного права и государства и стремление

оправдать как разумное существующее.

Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство,

трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система

потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем

формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое

государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в

государстве гарантией публичной свободы.

Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию

суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив

всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал

при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и

других немецких государств.

Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском

мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в

истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение

последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих

философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих

достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде

бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он,

моет быть рассмотрено как образец диалектики.

Однако, диалектика с ее борьбой противоположностей , духовный и

исторический прогресс фактически обращен в прошлое. Им нет места ни в

настоящем, ни в будущем : ведь “абсолютная цель” прогресса достигнута.

Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического

осмысления и преобразования действительности.

5. Романтизм в литературе, музыке, живописи и архитектуре. От романтизма

к реализму.

1. Черты романтизма.

Романтизм - это художественное направление, которое возникает в начале

XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в

литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде,

психологии людей.

Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая

французская буржуазная революция. Как это стало возможно?

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия,

каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду”

общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло

чувство одиночества. Жизнь - поток, жизнь - игра, в которой кому- то

повезет, а кому- то нет. В эту эпоху возникают и приобретают огромную

популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают

игорные дома, публикуются руководства по игре в карты.

В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой.

Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок”

Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное - это цвета

рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки”

Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь

только в игре человек может почувствовать силу рока.

Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений

приезжают и снова уезжают. В литературе возникают образы почтовой кареты,

путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие

Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает

“Лечился, говорят, на кислых он водах...”) , а потом вновь куда-то уезжает

(“Карету мне, карету!”). Эта идея отражает существование человека в

постоянно меняющемся мире.

Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология

бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в

произведении “Путешествие Чайльд-Гарольда”. Популярность этого произведения

была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”, и целые

поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в

“Герое нашего времени” Лермонтова).

Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности.

“Я” - это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм

романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в

конфликт с действительностью.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - это мир странный, фантастический, необыкновенный, как

в сказке Гофмана “Щелкунчик”, или уродливый, как в его сказке “Крошка

Цахес”. В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и

вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий

разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится

основной ТЕМОЙ лирики романтизма.

2. Романтизм в Европе.

Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вулкана, работы

немецкого ученого Винкельмана его вышедшая в начале 60-х годов "История

искусства древних" изменили эстетические идеалы, вкусы, требования.

Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был идеалом для

художников Ренессанса и классицистов XVП в., а Эллада, ибо в греческом

искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности. Стилизация греческого

искусства окрашена романтическим чувством. В моду входит английский

ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой человека, полная

противоположность французскому регулярному. Красота образа складывалась из

простоты и ясности пропорциональных членений и форм. Изящество рококо

соединено в нем с ясностью рождающегося неоклассицизма.

Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие искусства,

просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дидро были первой

формой критической литературы по искусству. Утверждение просветительских

идей шло от имени третьего сословия, вышедшего на арену истории и

заявившего о себе и в искусстве. Обозначившийся в 60-70-х годах интерес к

голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В русле

этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона

Шардена, художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему.

Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции.

Столь же искренен, достоверен и тонко живописен Шарден в жанровой

живописи. В противовес аристократическим галантным праздникам праздникам и

пастушеским идиллиям Шарден, выражая вкусы буржуазии, начинает изображать

размеренность, порядок, уют буржуазного быта.

6. Возникновение Марксизма, его социокультурные истоки.

Марксизм, философское, экономическое и политическое учение,

основоположники которого — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Опираясь на

изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.),

английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического

социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали

диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о

коммунизме. Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре

которого производительные силы определяют производственные отношения, формы

собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру

общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию,

искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную

общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс

поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных

классов — движущая сила истории, а ее высшее выражение — социальная

революция. Капитализм — последняя эксплуататорская формация, которая

создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в

препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат,

свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью

которой осуществляется переход к коммунизму (уничтожение частной и

утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и

условий свободного развития личности). См. также Социализм

Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же

время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и

ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных

антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции

буржуазного общества, значение частной собственности как основы

гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата,

неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась

необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей;

отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической

основой социал-демократического движения, которое с начала 20 в.

разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э.

Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические

основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В

революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма.

После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и

вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.

Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где

марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и

оценки.

Основные тезисы марксизма:

1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или

идеалистические, а выводы современного естествознания;

2) марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного

класса - пролетариата;

3) как следствие ставится принципиально новая задача - не

ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его

преобразования, в первую очередь - преобразования общества на

основе сознательной революционной деятельности;

4) отсюда центр философии исследований переносится из области чистого

познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области

абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область

практики;

5) это приводит к тому, что материализм впервые

распространяется на понимание общественной жизни;

6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному.

7. Кризис религиозного сознания и его отражение в культуре. Позитивизм и

прагматизм как философия буржуазного сознания.

XX век своей культурно-исторической революцией вызвал в жизни

множество течений, отражающих духовные поиски западного мира в

условиях глубоких социально-экономических потрясений. Напряженность

философских исканий обуславливалась также нарастанием глобальных

кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во

взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности XX

столетия заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе

человека. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это

стимулировало появление философии антропологии, задачи которой создать

целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого

человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм,

экзистенциализм, течение философии жизни.

Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный),

философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное)

знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно

позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в

30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают «классический»

позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г.

Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия);

эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм

(см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и

общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).

Неопозитивизм - задача философии в логическом анализе "языка

науки". Своими методологическими и конкретно научными исследованиями

они внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики,

оснований математики и логики науки. Агностики.

Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского, выдвинувшего

принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытаются

использовать достижения наук для доказательства существования бога.

Прагматизм - философы этого направления отталкивались от принципа

практичности. Философия должна перестать быть простым размышлением о мире,

началах бытия и сознания, она должна стать общим методом решения

тех практических проблем, которые ежедневно перед людьми в различных

жизненных ситуациях. Противоположна Экзистенциализму и Философии

жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха.

Представители Джон Дью, Вильям Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е

годы XIX века в США.

Экзистенциализм (Философия существования) - иррационалистическое

направление возникло в конце первой мировой войны, основатели Лев Шестов,

Николай Бердяев, которого называли Гегелем своего времени. Затем

развивается в Германии (Хайдегер, Ясперс, Бубер) после второй мировой войны

во Франции (Камю, Сартр, Марсель, Симон..., Лаконти). В конце 50-х

получил распространение в США и других странах. Примыкают

религиозные направления:

Французский персонализм (Лакруа, Недонсель), нем. диалектическая

теология (Тиллех, Гультман). Экзистенциализм подразделяется на религиозный

( Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдегер, Камю, Сартр,

Лаконти). Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского,

Паскаля. Основные проблемы:

1)онтологическая проблема (бытия), бытие - не опытная данная

реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через

интуицию. Экзистенция это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто,

незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни

человека называется модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. РЭ:

смысл бытия бог, АЭ: жизнь в целом абсурдна(смысла нет);

2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс). Отвергают, что свобода

осознанная необходимость, и что свобода раскрытие возможностей человека.

Свобода вытекает из бытия. РЭ: свободным может быть верующий; АЭ: только

чел. может определять свою жизнь. Если человек не свободен он не

личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются

только бунтуя против жизни

Литература

1. Липатов. Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963

2. История искусства зарубежных стран. Том 3. М., 1964

3. История западноевропейского искусства III-XXвв. М.,1940

4. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789г.

М.,”Музыка”,1982

5. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском

искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966

6. Розеншильд История зарубежной музыки до середины XVIIIв. М.,”Музыка”

7. Русское искусство барокко. Ответственный редактор Алексеева. М.,

“Наука”

8. Эскина Н. Барокко. В журнале “Музыкальная жизнь” 1991г. №1,2

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.