бесплатно рефераты
 

Духовный мир греческого полиса

сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и

демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на

“видимое” (земля, дом, рабы и т.п.) и “невидимое”, способное “ускользать”

от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).

Частная земельная собственность считалась предоставленной

государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о

сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Обременением, лежащим

на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать

за свой счёт празднества (литургии). Размер расходов на литургию

определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых

возлагалась и триерархия – обязанность снаряжать за свой счёт военный

корабль.

Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не

требовавшее особых формальностей. Но важные договоры заключались в

письменной форме. В зависимости от характера договора документ подписывался

или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной

(договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком,

поручительством третьих лиц и залогом. Особое значение имел залог земли –

ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании

должника, лишённого, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении

обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные

движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать,

если должник не исполнил обязательство.

Брак и семья. Безбрачие осуждалось. Брак заключался посредством

договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за

невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многожёнство не

допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под

властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был

свободен, для женщины затруднён. Власть отца над детьми была значительной.

Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за

неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

Преступления и наказания. Право различало преступления против

государства и преступления против личных интересов. Наиболее тяжкими

преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение

противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов,

безбожье, кража храмового имущества. К серьёзным преступлениям относились

также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое

обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки.

Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог).

Характер наказания зависел от тяжести содеянного. При преступлениях

против личных интересов речь шла о возмещении вреда и штрафе (в двойном

размере от ущерба), при преступлении против интересов государства – о

наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие,

умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в рабство. Были

распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания

применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была

более суровой, чем у свободных. Распространение получила атимия

(бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном

собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в

политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

Воспитание и образование

Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан.

Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали

посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье.

Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и

кифариста (или одновременно, или последовательно – сначала в школе

грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и

поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имеющих средств

граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы

(“дидаско” – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов,

называвшийся педагогом (от слов “пайс” – ребёнок, “агогейн” – вести). В

школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Для обучения письму

использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем)

писались буквы. В школе кифариста мальчику давалось литературное

образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации

(читались отрывки из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики переходили

в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение

двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений, которая

получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу,

метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и

нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре

руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре

было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось.

Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию,

политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении

государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет

переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание.

Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в

городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и

театральных представлениях.

Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что

разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев.

Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли

обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это

было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были

обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от

материальных забот о престарелых родителях.

Искусство, литература, театр

Великолепный памятник античной культуры — поэмы Гомера "Илиада" и

"Одиссея" (VI в. до н. э.). Афинская молодежь заучивала их наизусть, что

являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения,

как произведения искусства, им предавалось также важное государственное,

социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о

добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они

читались, как глубоко современные.

Античная культура — это также культура Сократа, философа, поставившего

знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих

учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет,

становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по

Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своим знанием, не

абсолютизировать его ("Я знаю, что ничего не знаю"). Самое позорное

невежество — "воображать, что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был

постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били.

Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ

отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?".

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру

способом жизни. Это относилось не только к философам, но и к искусству,

поэзии. Основными символами греческой культуры были два бога: Аполлон и

Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных

мироощущения и две культуры. Бог Аполлон – бог пластического искусства,

умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис – бог раскованности и

свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и

чрезмерности.

Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства,

искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии; почитание Диониса

— к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни,

к философскому пессимизму и нигилизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться

аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна

гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет, в конце

концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению,

протесту ради протеста.

IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания

различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение

риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи,

Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было

доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные

философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту.

Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась

на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам

искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э.,

уже не играло в следующем столетии прежней социально-воспитательной роли.

Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но

если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то

проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское

искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось

непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и

красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не

только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами

Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру,

прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим

творениям Фидия, Поликлета и Мирона.

Особое место в жизни греков занимал театр. Он во многом не был похож

на современный театр. В Афинах театральные представления происходили

первоначально раз в год (затем – дважды) во время праздника бога Диониса

(Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем

открытие навигации после зимних ветров), когда в течение трех дней с утра

до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года.

Театр в отличие от хоровой лирики обращен ко всему демосу, он более

демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто

стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно

своего наивысшего расцвета театр достиг в V в. в Афинах, наиболее

демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем

народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Театр был

общественным институтом, включенным в систему полисных праздников.

Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть

граждан, организация представлений – одна из самых важных и почетных

литургий. Со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги

для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный

характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан,

определяло победителя.

Наука

Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной

обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько позднее)

италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужила той средой,

которая способствовала зарождению особой формы умозрения, приведшей в

дальнейшем к развитию теоретического – как философского, так и научного –

мышления.

Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору,

засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию

искусства устной аргументации и, в конечном счете, к разработке приемов

логического доказательства.

Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие

заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало, что

античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне

развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения греческой науки,

греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело,

кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических

достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у

народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации.

Так, например, Геродот приводит несколько примеров достижений инженеров с

острова Самос, которые особенно славились в то время. В частности он

говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и проходившем по

туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около одного

километра. Долгое время историки относились к этому сообщению Геродота с

недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция

действительно обнаружила этот туннель. Самым интересным было то, что в

целях ускорения работы туннель рыли одновременно с обеих сторон горы.

Впоследствии Герон привел в сочинении "Диоптра" геометрическое построение,

которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие

туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача,

требовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в

проведении геодезических измерений.

Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых,

еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические

теоремы – о том, что круг делится диаметром на две равные части; о том, что

углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами по себе

эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными.

Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать. Тем

самым он положил начало дедуктивной математике – той математике, которая

впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами

Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Евклида, Апполония Пергского и

других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия

этих ученых очень мало использовались в повседневной жизни.

Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда.

Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице

гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт

историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие,

которое приняла наука нового времени.

Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла

на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира,

который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира

нашел свое отражение и в других сферах античной культуры – в частности, в

греческой литературе и греческом искусстве.

Как было указано выше, основным методом греческой науки было

созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в античности

получила астрономия. Действительно, что могло быть более достойным объектом

созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу светилами? Это

прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему знаменитой апофеме. На

вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не родиться, Анаксагор

отвечал: "чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".

Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и занимались,

что конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне

несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно, без

учета данных о движении небесных тел. Таких данных вначале у греков вообще

не было. Но к началу IV в. до н. э. греческая наблюдательная астрономия уже

имела существенные достижения.

Греческие игры

Состязательное начало греческой культуры породило целую систему

знаменитых греческих игр. Настоящей жемчужиной среди них были олимпийские

игры, прославившие Древнюю Грецию в веках.

В греческом обществе постепенно утверждалась идея о победе в каком-

либо состязании как высшей ценности, приносящей победителю почет и уважение

среди граждан полиса. Еще в поэмах Гомера знатные аристократы состязались в

силе, ловкости и упорстве, а победа в этих соревнованиях могла принести

лишь славу, а не материальные блага.

Игры в Греции носили аристократический характер – участвовать в них

могли лишь полноправные граждане полиса (из этого числа исключались

женщины, рабы, полусвободные и иноземцы).

Древнейшими и самыми важными были игры, впервые проведенные в 776 году

до нашей эры в области Олимпия на юге Греции и посвященные Зевсу. Начиная с

этого времени, они повторялись каждые четыре года (до IV века нашей эры,

когда римский император Феодосий I отменил Олимпийские игры, объявив их

языческими забавами, не совместимыми с победившим в Риме христианством).

Кроме олимпийских в Греции существовали еще Пифийские игры (в Дельфах),

Истмийские (в Коринфе) и Немейские в тех местах, где когда-то Геракл убил

каменного льва. Все игры сопровождались общегреческим перемирием, а

наградой победителям были лишь венки из оливы, лавра или сосны. Но эта

скромная награда означала, что получивший ее является любимцем бога, и в

этом качестве его чтили и прославляли, воздвигали в его честь статуи и

слагали гимны.

Общегреческие игры и состязания сыграли огромную роль в истории

античного искусства: прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых

распространенных мотивов древнегреческой скульптуры.

Заключение

Особенностью греческой культуры является то, что она вырастает и

развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на

вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни.

Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла

огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники

архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством

высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как

произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас

сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются

современными. В социальной философской проблематике античности преобладает

этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют

задумываться нас и сегодня.

На почве древнегреческой культуры впервые появились и стали

развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие

астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и

наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени,

развитии техники.

Отточенность, яркость и глубина философской мысли, обширность

вопросов, волновавших древнегреческих философов, вершины, которых достигло

ораторское искусство, не перестают восхищать нас и сегодня.

Древняя Греция создала тот особый способ отношения человека к космосу,

обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира.

Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность

понимается как синоним классического, непревзойденного образца в

скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и

других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к

миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей

древнегреческого мира, к которой обращались многие великие мыслители,

поэты, писатели, художники и музыканты.

Список литературы

1. Боннар Андре, "Греческая цивилизация". I-III книги.– Искусство, 1992.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

4. Гаспаров М. Занимательная Греция. – Наука и религия, 1990-1991.

5. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. – М., 1986.

6. Историки Античности. Древняя Греция. Древний Рим. Т. 1-2. – М., 1989.

7. История Европы. Т. 1 "Древняя Европа". – Наука, 1988.

8. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. – М., Высшая

школа, 1990.

9. Левек П. Эллинистический мир. – М., 1989.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.