бесплатно рефераты
 

Древнеиндийская культура

Древнеиндийская культура

Калининградский военный институт Федеральной пограничной

Службы Российской Федерации

Центр дополнительного профессионального образования

РЕФЕРАТ

по предмету: Культурология

Студентки 41-й группы, 1 курса,

| |

|Фамилия, имя, отчество |

| |

|Домашний адрес, телефон |

| |

тема: Древнеиндийская культура

|Рецензент: |

|__________________________________|

|_ |

|Оценка |

|__________________________________|

|_ |

|Дата |

|__________________________________|

|_ |

|Подпись рецензента |

Калининград

2002 год

Древнеиндийская культура

Содержание:

| |Введение ……………………………………………….. |3 |

|1. |Генезис древнеиндийской цивилизации ………….. |5 |

|2. |Религия и культура Древней Индии ………………. |10-17 |

|2.1.|Древние боги ……………………………………………………. |10 |

|2.2.|Ритуалы …………………………………………………………. |11 |

|2.3.|Ведизм, джайнизм, индуизм – основы духовной | |

| |культуры индийского ареала ……………………………………………… |12 |

|3. |Искусство древней Индии ………………………….. |18-21 |

|3.1.|Литература ……………………………………………………… |18 |

|3.2.|Архитектура …………………………………………………….. |19 |

|3.3 |Скульптура и живопись ………………………………………. |20 |

| |Заключение …………………………………………… |22 |

| |Список использованной литературы ……………… |27 |

Введение

Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление

многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних

временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое

цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной

степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно

в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-

технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно

себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли

можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и

практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в

практике повседневной жизни.

Становление древнеиндийской культуры связывают с приходом в долину

Инда и Ганга арийских племен («ариев» или «арийцев») во второй половине

второго тысячелетия до н.э. По предположению ученых, арийские племена

формируются уже в середине третьего тысячелетия до н.э. к северу от Черного

и Каспийского морей, в междуречье Днепра, Дона и Волги. Несомненна их

близость к праславянским и праскифским племенам, о чем говорят многие общие

черты этих культур, в том числе и языковая близость. В середине III

тысячелетия до н.э. арии по неизвестной до сих пор причине двинулись на

территорию нынешнего Ирана, Средней Азии и в Индостан. Миграция, по всей

видимости, проходила волнами и заняла по крайней мере 500 лет[1].

Характерная черта древнеиндийского общества — деление его на четыре

варны (от санскритского «цвет», «покров», «оболочка») — брахманы, кшатрии,

вайшьи и шудры. Каждая варна представляла собой замкнутую группу людей,

занимающих определенное место в обществе. Принадлежность к варне

определялась рождением и наследовалось после смерти. Браки заключались

только внутри отдельно взятой варны.

Брахманы («благочестивые») занимались умственным трудом и являлись

жрецами. Только они могли совершать обряды и толковать священные книги.

Кшатрии (от глагола «кши» — владеть, править, а также уничтожать, убивать)

представляли собой воинов. Вайшьи («преданность», «зависимость») составляли

основную массу населения и занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Что

же касается шудр (происхождение слова неизвестно), то они находились на

самой низшей социальной ступени, их уделом был тяжелый физический труд. В

одном из законов Древней Индии сказано: шудра — «слуга другого, он может

быть по произволу изгнан, по произволу убит». В своей основной массе варна

шудр была сформирована из порабощенных ариями местных аборигенов. Мужчины

первых трех варн приобщались к знаниям и потому, после посвящения

назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это было

запрещено, ибо, согласно законам, они ничем не отличались от животных[2].

Несмотря на крайнюю застойность древнеиндийского общества, в его

недрах шла постоянная борьба между варнами. Разумеется, эта борьба

захватывала и культурно-религиозную сферу. На протяжении веков можно

проследить столкновения, с одной стороны, брахманизма — официальной

культурно-религиозной доктрины брахманов — с движениями бхагаватизма,

джайнизма и буддизма, за которыми стояли кшатрии. Отличительная особенность

древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они

малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало.

Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых

иногда в диапазоне целого тысячелетия.

Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах,

которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это

обусловило религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской

культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью.

1. Генезис древнеиндийской цивилизации

Обширная территория Индийского субконтинента делится на несколько зон

по климатическим условиям, рельефу местности и характеру почв. Различна

была и значимость отдельных регионов в исторических судьбах древней Индии.

Полупустынные ныне области северо-запада в глубокой древности,

возможно, были покрыты лесами. Почвы аллювиальных долин Инда и его притоков

отличались особым плодородием. Здесь и возникли первые поселения

земледельцев, а в III тысячелетии до х.э. — древнейшая в Южной Азии

городская цивилизация. С севера и северо-востока Индия отделена от

остальной части Азии хребтами Гималайских гор, поэтому именно северо-запад

был той областью, через которую проникали переселенцы и завоеватели, шли

торговые караваны, распространялись иноземные культурные влияния. Во II

тысячелетии до х.э. здесь пролегал путь индоевропейских племен ариев, в I

тысячелетии до х.э. отдельные районы подчинялись то персидским царям, то

македонским наместникам, то греческим или скифским (сакским) правителям.

Наконец, в начале христианской эры вся эта территория вошла в состав

Кушанской державы[3].

Центральная часть Индо-Гангской равнины уже в древности считалась

священной «землей ариев» (Арьяварта). Между бассейнами великих рек и в

верховьях Ганга складывалась в первой половине I тысячелетия до х.э.

древнеиндийская цивилизация. С различными районами этой обширной равнины

связаны эпические предания, сохранившиеся в знаменитой поэме Махабхарата.

Северо-восток — средняя и нижняя часть бассейна Ганга — район повышенной

влажности и буйной тропической растительности. В сезон дождей в долине

Ганга нередки наводнения, дельта в древности была заболочена.

Первоначальное население занималось преимущественно рыболовством, охотой,

примитивным земледелием; лишь к середине I тысячелетия до х.э. в упорной

борьбе с джунглями началось широкое хозяйственное освоение этого района. Во

второй половине того же тысячелетия здесь располагались важнейшие

политические и культурные центры древней Индии[4].

Невысокие горы Виндхья отделяют Индо-Гангскую равнину от п-ова Декан

(древнеинд. Дакшина — «юг»). Декан представляет собой плоскогорье, сложный

рельеф которого способствовал изоляции отдельных районов. Переход к

цивилизации на юге произошел позднее, чем на севере. В труднодоступных

горных и лесных областях до нового времени население продолжало жить в

условиях племенного строя. Однако к концу эпохи древности на территории

Декана сложились крупные государства, которые по уровню социального и

политического развития не уступали странам, расположенным в долине Ганга.

Центральную часть о-ва Шри-Ланка (Цейлон) составляет лесистое нагорье,

отделяющее северную равнину от южной низменности, покрытой густыми лесами.

Соперничество между этими двумя основными областями характеризует

политическую историю страны. Географическое положение острова обусловливало

тесные связи с южноиндийским побережьем, а с развитием мореплавания в

начале христианской эры — также с Юго-Восточной Азией, Аравией и Египтом.

Основное население современной Южной Азии принадлежит к европеоидной

расе, однако народности южной части п-ова Индостан и Шри-Ланки по некоторым

расовым признакам (темный цвет кожи и волос и др.) близки к австралоидам.

Встречаются и немногочисленные чисто австралоидные племена. Ряд племен

северо-востока относится к южномонголоидной расе. На севере ныне

преобладают индоевропейские языки (хинди, бенгальский и др.), на юге —

дравидийские (например, тамильский), ряд языков Декана и Северо-Восточной

Индии находится в родстве с языками Юго-Восточной Азии, Тибета и Китая

(языки тибето-бирманские и мунда). Большая часть антропологически

однородного населения Шри-Ланки говорит на индоевропейском (сингальском)

языке, меньшая — на дравидийском (тамильском).

Древняя этническая история Южной Азии может быть реконструирована лишь

в самых общих чертах. Известно, что носители индоевропейских языков (арии)

проникли в Индию во II тысячелетии до х.э. Возможно, в древности

дравидоязычные племена занимали более обширные территории в центральной и

северо-западной части Индостана, а племена тибето-бирманские и мунда - на

северо-востоке. Сингалы переселились на Шри-Ланку с материка в середине I

тысячелетия до х.э., появление на острове тамильского населения объясняется

также неоднократными миграциями из Южной Индии (преимущественно в начале

христианской эры). В Южной Азии, как и повсюду на древнем Востоке, с

древнейших времен шел интенсивный процесс смешения народов и рас, и расовые

различия не совпадают с лингвистическими.

Всю древнюю историю Южной Азии можно условно разделить на следующие

периоды:

Древнейшая цивилизация (Индская) датируется примерно XXIII- XVIII вв.

до х.э. (возникновение первых городов, образование ранних государств).

Ко второй половине II тысячелетия до х.э. относится появление

индоевропейских племен, так называемых ариев. Период с конца II тысячелетия

до середины I тысячелетия до х.э. именуется «ведийским» — по созданной в

это время священной литературе вед. Можно выделить два его основных этапа:

ранний (XIII-Х вв. до х.э.) характеризуется расселением племен ариев в

Северной Индии, поздний — социальной и политической дифференциацией,

приведшей к образованию первых государств (IX- VI вв. до х.э.), главным

образом в долине Ганга.

«Буддийский период» (V-III вв. до х.э.) — время возникновения и

распространения буддийской религии. Памятники, связанные с буддизмом,

являются наиболее важными историческими источниками. С точки зрения

социально-экономической и политической истории данный период отмечен

началом урбанизации и появлением крупных государств — вплоть до создания

общеиндийской державы Маурьев.

II в. до х.э. — V в. х.э. можно рассматривать как «классическую эпоху»

древнеиндийской цивилизации, время становления наиболее характерных

особенностей социальной организации и культуры Южной Азии[5].

Южная Азия — одна из тех областей древнего мира, для которых особенно

характерна преемственность развития. В древности и в средние века здесь не

было резкой смены населения, устойчивостью отличались как социальные

отношения (кастовый строй), так и культурные традиции. Многие произведения

на литературных языках древней Индии (санскрите, пали) до сих пор

почитаются как священные книги индуизма или буддизма. Их веками и даже

тысячелетиями заботливо сохраняли, переписывали и комментировали.

Последствия этого двояки. В отличие от большинства стран Ближнего

Востока памятники классической древнеиндийской литературы не были найдены

археологами и не требовали для своего прочтения дешифровки забытой

письменности и реконструкции мертвого языка. Фонд письменных источников,

находящихся в распоряжении соврмененного индолога, поистине необозрим,

поскольку значительная часть древних текстов сохранилась. Изучение

санскрита основывается на трудах самих древнеиндийских грамматиков, главным

образом грамматики Панини IV в. до х.э.

Однако, с другой стороны, возникают значительные сложности при

исследовании этого обширного материала, уже отобранного многими поколениями

в качестве священного наследия. Литература представлена главным образом

религиозными гимнами (Ригведа и другие веды) и ритуальными комментариями,

эпическими поэмами (Махабхарата и Pa-маяна), сборниками назиданий и притч.

Для изучения общественных отношений в качестве основных источников

приходится использовать специальные трактаты о религиозно-моральном долге

(так называемые Законы Ману), о политическом искусстве (Артхашастра) или о

любви (Камасутра). Содержащиеся в них рассуждения нередко имеют

отвлеченный, схоластический или тенденциозный характер. К тому же

практически все эти произведения многослойны, время и место их составления

не может быть определено с достаточной точностью. Колоссальная по объему

комментаторская литература средневековья зачастую не столько помогает

современному исследователю, сколько тяготеет над его сознанием, препятствуя

непредвзятой интерпретации древнего текста.

Исторические события упоминаются в литературе довольно редко, и обычно

в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских

монастырях на Цейлоне в первые века христианской эры, и посвящены они были

преимущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между

монастырями. Не дошло до нашего времени ни государственных, ни частных

архивов с политической или хозяйственной документацией. Документы, как

правило, записывали на таком непрочном материале, как пальмовые листья,

кусочки ткани или бересты, — в жарком и влажном тропическом климате они не

могли сохраниться. Вместе с документами пропали, видимо, и многие

литературные произведения, не вошедшие в число тех, которые в средние века

особо почитали и хранили, постоянно переписывая.

Если не учитывать плохо еще читаемые короткие надписи на печатях

Индской цивилизации (III-II тысячелетия до х.э.), то первые эпиграфические

памятники относятся лишь к эпохе Маурьев (надписи Ашоки III в. до х.э.).

Древнеиндийская эпиграфика не отличается ни богатством, ни разнообразием.

Надписи на камне, высеченные по приказу правителей, в основном повествуют

об их благочестивых деяниях — дарениях жрецам и монастырям, строительстве

водоемов или совершении крупных жертвоприношений. Даже о военных походах и

победах в них говорится редко. Монеты в Северной Индии появились в середине

I тысячелетия до х.э., но долгое время они оставались простыми клеймеными

кусочками меди или серебра. Значительную помощь в восстановлении хронологии

политических событий, экономических связей и культуры, нумизматика

оказывает для классического периода древнеиндийской истории.

Длительное использование в качестве строительного материала дерева (а

не кирпича или камня), немногочисленность погребений вследствие

распространения обычая кремации и сравнительно позднее появление скульптуры

из камня и бронзы существенно ограничивают количество археологических

памятников. К тому же систематическое изучение индийских древностей

началось сравнительно поздно, в основном лишь в XX столетии. До недавнего

времени главной задачей индийской археологии являлось выяснение

стратиграфии (последовательности археологических слоев на городищах). Лишь

очень немногие городские центры, преимущественно древнейшие, такие, как

Мохенджо-Даро и Хараппа, раскапывались большими площадями.

Таким образом, несмотря на обширность литературного наследия, изучение

экономической и политической истории древних народов Южной Азии

основывается пока еще на довольно узкой базе источников. За немногими

исключениями, достоверные данные о политических событиях скудны, а

социально-экономические отношения можно характеризовать лишь в общих

чертах, рассматривая крупные исторические периоды и обширные регионы.

Исследователь часто вынужден обращаться к методам исторической аналогии и

реконструкциям, исходящим из материала значительно более поздних эпох.

Основная масса сведений относится к области религии и культуры, но и они,

по указанным особенностям источников, с трудом могут быть рассмотрены в

исторической перспективе.

2. Религия и культура Древней Индии

2.1. Древние боги

Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской

литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных

верований ариев. Сравнение с мифологией других народов показывает иногда

далекие индоевропейские истоки ведийской религии. Прослеживаются, между

прочим, и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья

соответствует Перуну, бог огня именуется Агни (ср. рус. «огонь»), бог ветра

— Ваю (ср. рус. «веять») [6]. Особую близость обнаруживают веды с религией

и культурой древнего Ирана, так как индийская группа арийских племен

довольно поздно отделилась от своих иранских собратьев. И в Индии, и в

Иране поклонялись, например, богу Митре, во время религиозных церемоний

пили сому — священный напиток, обладавший, видимо, наркотическим действием.

Даже некоторые мифы у древних индийцев и иранцев были общими.

Мифологические описания в гимнах Ригведы часто связаны с явлениями

природы. Устойчивой иерархии богов не наблюдается (как не видно ее и в

обществе той эпохи), однако некоторые персонажи были излюбленными героями

мифов. Так, многие гимны Ригведы повествуют о подвигах бога Индры, который

во главе своей дружины на колеснице, с «молнией» в руке, сражался с

бесформенным чудовищем. Когда дракон был побежден, потоки вод помчались,

как стада коров, — это дождь пролился на поля. Большая часть гимнов Ригведы

была связана с ритуалом, и повествование о сражении Индры с драконом,

пелось на празднестве Нового года.

Считалось, что боги обитают на небесах, и само их название — дэвы —

ассоциируется со словами, означавшими небо, дневной свет. Отдельные черты в

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.