бесплатно рефераты
 

Доколумбовая цивилизация в Америке

нож). Функция этого календаря была исключительно “астрологической”, хотя

движение светил не повлияло на его создание. Им манипулировали жрецы,

обращаясь к нему, чтобы дать новорожденному имя - имя соответствующего дня

- и установить то, что сейчас назвали бы его гороскопом.

Солнечный календарь. Этот календарь из 365 дней, или хааб,-

астрономического характера. Он связан с земледельческими работами, т.е. он

изобретен оседлыми земледельческими народами. Наблюдение за восходом

Солнцами на горизонте, за смещением точки восхода с севера на юг, а затем

обратно, за летним и зимним солнцестоянием позволило уточнить деятельность

солнечного цикла. Исходя из 365 дней, протекающих между двумя

последовательными повторениями одного и того же крайнего положения точки

восхода Солнца, древние мезоамериканцы изобрели гораздо более логичное

деление этого промежутка времени, чем наше: 18 месяцев по 20 дней и еще 5

“лишних” дней, считавшихся неблагоприятными, вместо наших месяцев из 30 и

31 дня, которые должны чередоваться, но не делают этого 2 раза в год, и

одного странного месяца из 28 дней, который каждые 4 года имеет 29 дней.

Майя знали, что длительность солнечного цикла была больше 365 дней, но не

уточняли свой календарь посредством добавления одного дня каждые 4 года. В

момент регистрации даты в какой-либо надписи они объясняли, что к этой дате

нужно добавить определенное количество лет, месяцев и дней, чтобы

компенсировать ежегодное накопление доли дня, не учтенное с даты с даты,

когда был изобретен календарь, до этого момента(“вторичная серия”).

Согласно подсчетам специалистов, коррекция календаря, сделанная майя, была

на одну десятитысячную долю дня в год точнее, чем коррекция нашего

календаря с добавлением високосного месяца.

“Календарное колесо”. Мудрецы майя заметили, что можно совместить

религиозный календарь из 260 дней и светский из 365 дней, так как 73

цолькина (260х73) давали то же число дней, что и 52 светских года(365х52),

или 18980 дней. Нужно было, чтобы истек этот период для того, чтобы

соответствие между определенным днем цолькина и определенным днем в одном

из месяцев хааба повторилось. Название, которое было у этого периода

неизвестно, но майянисты называют его “календарным колесом”.

3.4 Медицина.

Для древних майя причины заболевания могли быть естественными или

сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством

применения имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах

растений. Но если заболевания были вызваны “плохими ветрами”, или насланы

врагами, или вызваны нарушениями религиозных предписаний, считалось, что

излечить их может только колдовство.

Знахари установили настоящую симптоматологию болезней, согласно которой

они предписывали средства растительного или животного происхождения,

готовившиеся в форме настоев, отваров, припарок и мазей, эффективность

которых была доказана эмпирически.

Знахари применяли часто терапевтический метод, основанный на элементарном

принципе: лечить подобное подобным. Но сходство для майя было

поверхностным, потому что на самом деле речь шла о попытке сравнить цвет,

связываемый с симптомом с цветом растения, предназначенного для лечения.

Например, желтые цветы использовались против желтухи или разлития желчи.

Среди знахарей имелась некоторая профессиональная дифференциация.

Костоправы лечили все виды растяжений, вывихов и переломов. Хирурги были

способны осуществить, хотя и не всегда успешно, судя по археологическим

свидетельствам, такие трудные операции, как трепанация черепа.

4)РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО МАЙЯ.

4.1 РЕЛИГИЯ.

Хоть майя и умели рассчитывать циклы обращения светил, но для них светила

были божествами, так же как и различные явления природы, например дождь и

ветер. Кроме того, сама земля, растения, что они возделывали, животные, на

которых они охотились или которых приручали, тоже имели божественное

происхождение.

Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основные элементы

его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциирующимся

со смертью. Его ужасный вид объяснялся тем, что в ее лоне находится

подземный мир, в котором покоились не только тела умерших, но также светила-

Солнце после заката и Луна и звезды после рассвета.

Солнце- Ах Кин, или Кинич Ахав. Его символ - четырех- лепестковый

цветок. Рисунок цветка божество может иметь на лбу; обычно цветок

сопровождает его в иероглифических текстах кодексов. На памятниках его

часто украшают щиты, которые несут важные лица. Божество имеет лицо старца

с большими овальными или квадратными глазами, зрачки которых иногда

размещены во внутренних , верхних или нижних углах глаза; верхние резцы-

единственные зубы, сохранившиеся у него в силу преклонного возраста,

подпилены в форме иероглифа дня Ик; спираль на носу и нечто, похожее на

крючок или спираль в уголке рта, дополняют характерные черты солнечного

бога. В некоторых случаях он мог быть представлен в виде молодого человека.

Хотя он и почитался как существо, от которого зависел рост растений,

похоже, что его больше боялись, чем любили, так как засухи, которые он мог

вызвать, были гибельными для урожая.

Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной

области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству

осадков. Именно поэтому изображение бога Чаака наиболее часто встречается в

кодексах и на монументах Юкатана. Это бог, имеющий такие характерные черты,

как длинный висящий нос, глаз, обведенный спиралью, зрачок в форме запятой

и завиток над носом, рот, беззубый или с одним верхним резцом и часто с

одним крюком, выходящим из видимого уголка рта вперед, при этом лицо

изображено в профиль. Он может быть изображенным стоящим в потоках дождя

или плавающим в небольшом челноке или опорожняющим сосуд с водой. Обычно в

руке он держит каменный топор или факел.

Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя;

первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, вторая - потому, что ее

плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в

четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света. Майя Юкатана считали,

что бог дождя жил на дне сенота, поэтому, чтобы добиться его

благосклонности, они бросали в колодец различные приношения и

людей(предпочтительно детей, плач которых ассоциировался с дождем). Другим

магическим средством, якобы вызывающим дождь, служил густой черный дым,

образующийся при сжигании каучука или специального порошка и напоминающий

темные дождевые тучи. В горных районах Чьяпаса и Гватемалы считали, что бог

дождя и его слуги, молния и гром, жили в горных пещерах.

Природные явления, связанные с дождем, - ветер, молния и гром- также были

почитаемы у майя. Некоторые исторические источники упоминают о божествах

Павахтунах, насылавших ветры с четырех сторон света, при этом каждый был

связан с цветом, соответствующим его направлению. Эти сверхъестественные

существа обитали под землей; они скорее напоминали слуг бога дождя -

Чаакообов, чем самостоятельных божеств.

Похоже, у майя не было особых божеств молнии и грома; видимо, они

считались силами, происходящими от Чаакообов, или просто их орудиями.

Топор, который в кодексах очень часто сжимает Чаак, мог символизировать

гром(из-за удара, производимого при работе им) и молнию- из-за искр,

высекаемых при ударе о другой камень. Барабан, на котором иногда в кодексах

играет Чаак, также, вероятно, напоминает гром.

Важное место по многозначности функций и по связи с жизненными аспектами

деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель. Главным образом

она представляет Луну, называвшуюся на языке майя Юкатана “У”. В

календарных надписях это ,видимо, молодая богиня числа “1”.

Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и

ее предполагаемым влиянием на рост растений и здоровье людей. Поэтому она

считалась богиней- покровительницей медицины. Идол, ее изображающий,

помещался под циновку роженицы, чтобы облегчить роды. Кроме того, она

покровительствовала ткачеству. Ишчель может в целом считаться богиней,

покровительствующей женщине и ее основным занятиям.

Другая богиня, которая называется Иш Чебель Яш и находится в тесном

родстве с Ишчель. У нее тот же иероглиф, что и у Ишчель, за исключением

того, что ее лицо в морщинах и иногда у нее только один зуб, что указывает

на ее старость. По мнению Шельхаса, она является супругой Ицамны и матерью

Ишчели. Она также связана с Чаакообами, поскольку ее нередко изображают

льющей воду из сосуда. Как и Ишчель, она, видимо, была покровительницей

ткачества, живописи и вышивки. На последней странице Дрезденского

кодекса[7] она представлена со злобным выражением лица, с когтями на ногах,

юбкой, украшенной скрещенными костями, и со змеей, свернувшейся на голове.

Знак Кабан в ее иероглифе, как и в иероглифе Ишчели, указывает на то, что

обе богини связаны в некотором роде с Землей.

У майя издавна обожествлялся маис - основа их питания и, согласно “Пополь-

Вух”, плоть людей, сотворенных богами. В кодексе он представлен красивым

молодым человеком, голова которого заканчивается в виде початка или

окружена листьями маиса. Часто он изображен выполняющим какую-либо

земледельческую работу.

У майя обряд человеческого жертвоприношения путем обезглавливания

связан, видимо, с культом маиса. На одной из сцен Дрезденского кодекса

изображено, как воздается культ именно голове бога маиса; отсеченные головы

вместо початков помещены среди листьев маиса на крестообразной фигуре в

Паленке, известной как “Лиственный крест” и находящийся в храме того же

названия.

Другим обожествляемым растением было какао. Бог какао Эк Чуах

изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с

поклажей на спине и посохом в руке, т.к. он был богом- покровителем

торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций

какао и богатыми торговцами.

В различных упоминаниях, содержащихся в колониальных источниках,

подтверждается важность культа бога Ицамны. Он почитался как творец

вселенной и мог быть самим Хунаб Ку или, как считают некоторые авторы, его

сыном.

Ицамна был по преимуществу богом неба. Он олицетворял небеса в их

бесконечности и вечности, небо дневное и ночное. От Ицамны зависело все,

что было связано с небом: солнечный свет, лунные влияния, дождь и как

производное всех этих природных сил урожаи. Как небесный бог и творец, он

изображался беззубым старцем, а как божество, дарующее жизнь

растительности, - иероглифом в виде листьев, растущих из его лба. В

Дрезденском и Мадридском кодексах Ицамна изображен в виде двуглавой змеи.

Ицамне приписывались многочисленные свойства, поэтому к нему часто

обращались по различным поводам - и чтобы предотвратить коллективные

бедствия, например засуху, и чтобы испросить хорошего здоровья.

В ритуальном календаре каждому дню соответствовало предсказание для

родившегося в этот день, предопределявшее его будущие качества, а также род

предстоящих ему занятий и судьбу. Согласно верованиям майя, влияние дней

ритуального календаря сказывалось на судьбе не только отдельной личности,

но и коллектива людей, т.е. одни знаки были благоприятны, а другие

наоборот, опасны для данных занятий. Кроме того, жрец, занимавшийся этими

предсказаниями, учитывал влияние- хорошее или плохое- числительного,

сопровождавшего каждый день, которое в зависимости от обстоятельств могло

бы изменить судьбу, зависящую от названия дня.

По сообщениям хронистов и по изображениям в кодексах и на монументах, а

также по археологическим находкам, можно до некоторой степени восстановить

ритуал, через который проявлялись религиозные верования майя. Известно, что

больше всего майя были озабочены добыванием пищи и продлением жизни. Они

считали, что в этом им могут помочь различные обряды, индивидуальные или

коллективные. К их числу относились посты и воздержания; молитвы;

приношения, возлагаемые перед изображениями божеств и состоявшие из цветов,

плодов, пищи растительного или животного происхождения, живых или только

что принесенных в жертву животных; возжигание душистой смолы-копала;

жертвенные кровопускания, когда человек извлекал из своего тела капли

крови, главным образом из ушей и языка; человеческие жертвоприношения.

Церемонии религиозного характера сопровождали все важнейшие моменты

коллективной и индивидуальной жизни. Например, одни обряды сопровождали

земледельческие работы, другие были связаны с жизненным циклом человека.

В похоронных обрядах отмечаются различия в отношении к телу умершего в

зависимости от социальной категории данного лица: кремация правителей и

важных лиц, пепел которых хранился в глиняных урнах или деревянных статуях;

простая яма под хижиной или рядом с ней- для простых людей. Археологи

определили, что в зависимости от социального положения усопшего захоронение

могло быть простой ямой, вырытой в земле, ямой, обложенной изнутри камнями

и закрытой сверху плитой, камерой с каменными стенами и сводчатым потолком.

Захоронение могло находится под полом хижины, внутри платформы религиозной

или гражданской постройки, в кургане, насыпанном с похоронными целями;

некоторые гробницы украшались настенной живописью. Оно могло быть

индивидуальным или коллективным, в последнем случае легко опознаются

останки, соответствующие главному лицу, и останки сопровождавших его людей,

принесенных в жертву для служения ему на том свете. Количество и качество

предметов, положенных как приношения, также варьировались.

Во время религиозного праздника Нового года изображение бога -

покровителя ушедшего года заменялось изображением покровителя

начинающегося года. Каждый месяц устраивались праздники в честь богов -

покровителей некоторых профессий(лекари, жрецы, охотники, рыбаки,

пчеловоды, воины и т.д.). Конец некоторых больших периодов отмечался

особенно пышно.

Очевидно, что религия у древних майя играла огромную роль. Она

регулировала не только все стороны социальной жизни, но и личную жизнь

любого человека, члена этого общества. Жречество, осуществлявшее это

всестороннее регулирование, использовало свою неограниченную власть над

простым народом и держало его в повиновении.

4.2 ИСКУССТВО МАЙЯ.

Искусство майя не может быть отделено от искусства Мезоамерики. Оно не

родилось и не развивалось изолированно от внешнего мира. Майяское искусство

- это часть мезоамериканской культуры, и как таковое оно выражает общие

концепции, существовавшие в той же или иной форме у других народов.

Но искусство майя имеет свои характерные черты и легко отличимо от

искусства остальных народов Мезоамерики.

Архитектура.

Основные принципы архитектуры майя проистекают из принципов устройства

жилища крестьянина, которое существенно не изменилось за тысячи лет. Хижина

возводится на низкой платформе, предохраняющей ее от затопления в сезон

дождей; несколько ступеней ведут от поверхности земли к полу хижины. Пол

может быть просто из утоптанной земли или покрыт штуком. Хижина обычно

прямоугольна, но на Юкатане может быть эллипсовидной; она имеет одну дверь

на переднем фасаде, у нее нет окон и отверстия в потолке. Стены - из

столбов и веток, скрепленных лианами; они обмазаны глиной и часто побелены

известью изнутри и снаружи. Крепкий каркас из стропил, жердей и слег и

держит крышу из пальмовых листьев. Внутри помещения темно и тесно, но так

как хижина сделана из естественных материалов, то вентилируется она

достаточно хорошо. Крыша из пальмовых листьев или из травы хорошо

пропускает воздух, но задерживает влагу.

Первые постройки майя, возведенные с ритуальными целями или как жилища

жрецов и вождей, представляли собой простые хижины разных размеров, стоящие

на платформах различной высоты и облицованные камнем и штуком. В поздний

доклассический период они превратились в ступенчатые пирамиды в результате

наложения одна на другую нескольких платформ. Пирамида “Е-VII” из

Вашактуна, несмотря на богатое украшение из алебастровых масок, несла на

себе храм, который был простой хижиной.

Позже, когда строители майя научились делать стены из камня, но еще не

знали свода, они продолжали использовать пальмовые кровли, как это

удалось установить при исследовании постройки “К-5” в Пьедрас-Неграс.

Пальмовая крыша была заменена каменной только с изобретением свода,

который получил название ложной арки, или майяского свода. Подобные своды

были известны некоторым народам Старого Света на несколько тысячелетий

раньше(микенцам), другим - несколькими веками позже(кхмерам), чем майя.

Майяский свод возводился посредством сближения стен, начиная с определенной

высоты, при этом ряды камней накладывались один на другой так, чтобы каждый

выступал над предыдущим, до тех пор пока в верхней части не оставалось

небольшое отверстие, которое накрывалось плитой. Длительное время майя

строили своды с помощью накладываемых одна на другую плит. Они надежно

вмуровывались в стену, из которой выступала лишь их часть. Но со временем

майя стали использовать более короткие плиты, затем слегка обработанные

каменные блоки и в конце концов - достаточно небольшие тесанные камни.

Свод, построенный таким образом, походил изнутри на кровлю хижины. В

поперечном разрезе он имел форму треугольника или трапеции. Но фантазия

архитекторов майя привела их к изобретению таких вариантов кровли, как

криволинейный свод, который в некоторых случаях почти приближается к

романскому, свод в форме бутыли и др.

Майяский свод, неизвестный другим мезоамериканским народам, был, без

сомнения, наиболее подходящим архитектурным решением, т.к. он прочнее, чем

плоская земляная кровли на балках, к тому же дерево не может сохранятся

долгое время во влажном тропическом климате и не выдерживает разрушительной

деятельности термитов. Кроме того, большая высота внутреннего пространства

и толщина кровле обеспечивали помещению достаточную прохладу.

Недостаток майяского свода состоял в том, что он позволял перекрывать

только узкие пространства и не годился для больших помещений. Однако такие

своды были возведены в могильном склепе “Храма Надписей” в Паленке и в

поперечных коридорах, разделяющих центральное здание “Дворца правителя” и

боковые пристройки в Ушмале.

Скульптура.

Майя знали и применяли в большей или меньшей степени все скульптурные

приемы: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для

изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и другие

твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость. В крупных

скульптурах использовались главным образом известняк и иногда дерево. Их

орудия изготовлялись из твердых пород камня; при их помощи резали, ваяли,

сверлили; полирование достигалось посредством каменной пыли, песка и воды.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.