бесплатно рефераты
 

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

р е ф е р а т

ДИНАМИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРЕКРАСНОГО

В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Выполнил:

студент I курса

отделения культурологии

вечерней формы обучения

Пташинская Юлиана Сергеевна

Научный руководитель:

Асс. Сурова Екатерина Эдуардовна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2001г.

СОДЕРЖАНИЕ:

|Введение |2 |

|..........................................................| |

|................................................. | |

|Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой |5 |

|цивилизации ....... | |

|(1. Космичность чувства прекрасного |5 |

|......................................................... | |

|(2. Совершенство, гармония, эталонность - основные | |

|ориентиры |7 |

|поиска прекрасного | |

|..........................................................| |

|................................ | |

|(3. Значимость личностного восприятия |10 |

|.................................................... | |

|(4. Нравственное обоснование прекрасного |12 |

|................................................. | |

|Глава 2. Сакральность красоты в средневековой культуре |18 |

|.......................... | |

|(1. Ментальность средневекового человека |18 |

|................................................. | |

|(2. Проявление эстетического чувства в искусстве |19 |

|................................... | |

|(3. Красота человека: душа и тело |25 |

|..........................................................| |

|..... | |

|(4. Внецерковные тенденции восприятия красоты: народные | |

|празднества и куртуазная любовь |28 |

|..........................................................| |

|....... | |

|Глава 3. Осознание прекрасного в культуре Нового времени |33 |

|...................... | |

|(1. Предпосылки создания новой ментальности |33 |

|........................................... | |

|(2. Философское обоснование эстетики |36 |

|...................................................... | |

|(3. Классицизм: возвышение разума |38 |

|..........................................................| |

|.... | |

|(4. Барокко: апология чувственности |40 |

|..........................................................| |

|Глава 4. Эстетический мир современной цивилизации |44 |

|................................ | |

|(1. Двадцатый век: новая духовность |44 |

|..........................................................| |

|. | |

|(2. Бытие и феномен в западноевропейской культуре XX века |46 |

|.................. | |

|(3. Представления о прекрасном в эпоху модерна и |47 |

|постмодерна ............ | |

|Заключение |55 |

|..........................................................| |

|............................................ | |

|Список использованной литературы |59 |

|..........................................................| |

|..... | |

ВВЕДЕНИЕ.

Во всём многообразии ныне существующих и подвергающихся

философскому осмыслению понятий “красота” претендует на особый статус. С

течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему

миру, структура знания трансформируется, и сам предмет

культурологического рассмотрения остаётся подвижным. Между тем, от

человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на причудливые

изгибы философской мысли, понятие красоты и её восприятие неизменно

занимает достойное место в человеческом культурном наследии, варьируя

собственное содержание и во многом определяя и другие культурные

аспекты, на фоне которых оно проявляется.

В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению

отношение человека к миру, его место в культуротворчестве, его роль в

антропологической проблематике, поскольку в философских попытках

познания человеческой сущности фактор конструирования такого понятия,

как красота, всегда играл видную роль.

Поскольку культурология – это интегративная область знания,

вбирающая в себя результат исследования ряда междисциплинарных областей

(социологической и культурной антропологии, этнографии, социологии,

психологии, истории и др.), анализ реализуется посредством комплекса

познавательных методов и установок. Один из этапов использования

культурологических методов – сопоставление различных культур. При этом

культуролог чаще всего обращается к методам философии, психологии,

социологии, истории. Еще один этап культурологического анализа связан с

выявлением синтетических, «ведущих», т.е. определяющих особенностей

культуры: ее основной строй и устойчивость, важнейшие структуры и

образцы. В предлагаемой работе я старалась рассмотреть проблему развития

динамики канонов прекрасного в человеческом обществе. Мне потребовалось

обратиться за помощью к некоторым культурологическим методам и подходам,

как, например:

- синтетически-культурологический метод,

- исторический анализ эпох,

- антропологический взгляд на проблематику,

- отчасти герменевтический метод (в частности, при сравнении культуры

античности как языческой культуры и культуры христианства).

В работе я использую подходы, которые, взаимодействуя друг с

другом, способны помочь определить уровень актуальности темы работы.

В ходе исследования обнаружилось, что довольно большой круг

авторов затрагивает данную проблематику. Многих выдающихся философов,

культурологов интересовала проблема поиска значения таких понятий как

«прекрасное» и «красота». Используя те или иные культурологические

методы, они рассуждали в своих работах о восприятии «прекрасного» через

призму собственной концепции.

Вопросы, касающиеся культурологической проблематики, и связанные с

ними антропологические константы возникают фактически в каждую эпоху

человеческой истории. Но среди множества эпох и культурных типов следует

выделить некоторое определяющее направление для исследования данной

проблематики. Предлагаемая работа является историко-антропологическим

рассмотрением указанного понятия и, что существенно, связанных с ним

проблем в истории европейской философской мысли. При этом, поскольку

рамки данной работы крайне ограничены, рассмотрению будут подвергнуты

лишь несколько важнейших, можно даже сказать “опорных” эпох в истории

западноевропейской культуры, что позволит далее в заключение работы на

основании уже продуманного провести их сравнительный анализ. Такими

эпохами в данном случае будут выступать: античность (рассмотрение

которой предполагается ограничить лишь анализом древнегреческой

культуры), средневековье, Новое время (XVII-XVIII вв.) и современность

(двадцатое столетие).

Данный выбор указанных эпох в качестве основных пунктов

исследуемой традиции обусловлен, прежде всего, классическим характером и

“парадигмообразующим” значением этих этапов становления

западноевропейской культуры. Помимо этого, его актуальность обусловлена

следующим обстоятельством: при первом рассмотрении способов и типов

эстетического мировосприятия, культивируемых данными эпохами, бросаются

в глаза многочисленные различия в их тематических горизонтах,

терминологии, лексике, форме построения мысли - тогда как их

концептуальная общность остаётся открытой проблемой. Поэтому до сих пор

не исчерпаны возможности ответа на вопрос: были ли переходы от эпохи к

эпохе эволюцией в осознании человеком прекрасного, эволюцией,

определяющейся имманентными законами развития человеческой культуры, или

же это был скачок, прерывание постепенности. Иными словами, являются ли

античный, средневековый и т.д. варианты раскрытия смысла прекрасного

различными совершенно независимыми друг от друга усилиями или же между

ними существует какое-то родство? При этом следует учитывать, что если,

например, учение о прекрасном в эпоху Нового времени относительно

завершено (в том смысле, что представлено в работах виднейших немецких

философов как относительно завершённая понятийная система), то

современное представление о прекрасном претерпело и продолжает

претерпевать чрезвычайно существенные трансформации, в том числе и на

методическом уровне, что требует, с одной стороны, обстоятельного

анализа его структуры в исторической перспективе, с другой же стороны -

выявления проблемных мотивов этих трансформаций.

В связи с этим данное исследование прежде всего будет посвящено

выявлению и описанию различных “пластов” восприятия и осознания красоты

в указанную эпоху, не претендуя на создание некой универсальной матрицы

или шаблона средневековой эстетики, а, скорее, указывая на

проблематичность и неоднозначность этого аспекта взаимодействия человека

с природным и культурным универсумом.

Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации.

(1. Космичность чувства прекрасного.

Для зарождающейся древнегреческой цивилизации эталоном красоты

становится Космос, который представал как одухотворённое, упорядоченное,

целесообразное, самодостаточное целое, управляемое Логосом. Небо с

торжественным движением светил, вечной размеренностью; сияющим дневным и

ночным великолепием, всеобъемлющим величием, тайной трансцендентной

глубины - было не просто неодушевлённым скоплением движущихся тел, и

даже не метафорой божественного, но реальным воплощением космической

разумности, истоком миропорядка, образцом гармонии, ритмичности,

соразмерности, выражением наивысшей красоты.

Возрастание роли рационального начала в жизни общества,

преодоление безоговорочного авторитета мифологической традиции, которая

была предметом абсолютной веры, носила императивный характер, -

позволили древним грекам глубже осознать значимость и сущностные

проявления вселенского закона Гармонии, единства многообразного.

Вместе с тем, для античного мировосприятия космическое

совершенство проявлялось и в неисчерпаемости земного бытия. В период

становления древнегреческой цивилизации человек был уже способен гораздо

тоньше и глубже чувствовать гармонию самых разнообразных явлений. Он

острее сознавал их неповторимость, быстротечность, значимость, улавливая

десятки оттенков в одних и тех же вещах многоликого мира, соизмеряя

хрупкость земного сущего с вечным сиянием Космоса.

Так, например, “Илиада” и “Одиссея” дают богатейший материал,

отражающий природоощущение человека того времени и позволяющий судить о

степени развития эстетического чувства. В эпических поэмах Гомера речь

идёт: о вечно-шумном, сверкающем, фиалково-тёмном, пурпурном,

беспокойном, бурном, пенном, виноцветном, широкоразливном, зыбью немного

чернеющем море; седом, многошумном, кипящем прибое; нежноцветущем луге в

вешнюю пору; многоснежных вершинах туманных гор; блеске осенней звезды,

которая в небе светозарнее блещет, омывшись в водах океана; пышных,

лёгких, златых облаках и светлой влаге, капающей из них; серебряном

месяце, далеко разливающем свет; серебристопучинной речке; студёном

ключе; нежно-пушистом тростнике; сочной, медвяной траве; душистом

кипарисе; виноградных ягодах, как янтарь золотых; заре, которая в платье

шафрановом поднялась из струй океана.

У Гомера весь Космос, от конкретных вещей до жизни богов, является

единым и высшим совершенством. Вся природа предстаёт опоэтизированной,

облечённой в красоту, которая мыслится в виде тончайшей, прозрачной,

светоносной материи льющегося сияющего потока.

Вечно-золотой, ослепительно-сверкающий, радостно манящий солнечный

свет преображает всю природу, пронизывает мир, в котором долго

странствуют и возвращаются домой; мучительно страдают и радуются;

побеждают и гибнут; любят и пылают ненавистью; трудятся и безмятежно

отдыхают герои Гомера. Жить, - значит видеть сияние солнца, - утверждает

великий поэт. Недаром Ахиллес мечтает: лучше быть на земле батраком у

бедного человека и хотя бы недолго видеть сияние солнца, чем царствовать

среди мёртвых.

Вот что прекрасней всего из того, что я в мире оставил:

Первое - солнечный свет, второе - блестящие звёзды с месяцем...[1]

Праксилла

Радуйся жизни, душа. Другие появятся скоро люди.

А вместо меня чёрная будет земля.[2]

Феогнид

В целом у Гомера переживание гармонии приобретает всеобъемлющее

значение. Термин “прекрасный” применяется как к одушевлённому, так и к

неодушевлённому миру. Прекрасны одеяния, щиты, шлем, мечи, дома, кубки,

чаши стол, ларец, созвездия, стихии, сад, пашня, волны, фиалки, маслина,

клён, лошади, внешний вид мужчин и женщин. Прекрасно чувство сытости,

довольства, удовлетворение от пиршества, музыки, пения, от воинских дел,

от жизни вообще. Прекрасно всё целесообразное и всё, происходящее

вовремя и осмысленно, разумно. Гомер, наблюдая различные вещи и любуясь

своими героями, испытывает при этом не просто пафос холодного

созерцания, но и тончайшим образом наслаждается бесконечным

многообразием прекрасных картин.[3] Хотя монументальный, величественный

характер отношения к действительности у Гомера является доминирующим.

(2. Совершенство, гармония, эталонность - основные ориентиры

поиска прекрасного.

В эпоху классики в античной культуре утверждается не только

значимость эпических событий, подвигов легендарных предков, возвышенных,

грандиозных природных явлений, но и возрастает роль лирического

настроения, интимных переживаний, отражающих глубину внутреннего мира

человека, усиливающийся интерес к обыденным житейских радостям. Уже

Гесиод в поэме “Труды и дни” говорит о различных временах года,

прилетающих и отлетающих птицах, звуках кукушки. Осенью, закончивший

свою работу пахарь с удовольствием отдыхает в прохладной тени, глядится

в прозрачный источник. В поэме живописуется суровая зима в Беотии, когда

земля покрывается корой жестоких морозов, стонут деревья от ветра,

дикие звери прячутся по норам. Гесиод замечает весенний листок

смоковницы и след лапки вороны.

Аристократ Алкей предлагает своему лирическому герою не бояться

зимней непогоды и полнее ощутить вкус одиночества, которое располагает к

внутренним переживаниям. У Сапфо образ красоты становится более

трепетным, чувственным, чутким; душа вспыхивает упоительным восторгом от

соприкосновения с лунным светом, сладостным запахом аниса, медуницы,

росным лугом. Если в природе Гомера преобладает строгость и мощь, то у

Сапфо природная гармония отвечает тончайшим движениям души.

Сверху низвергаясь, ручей прохладный

Шлёт сквозь ветви яблонь своё журчанье,

И с дрожащих листьев кругом глубокий

Сон истекает.[4]

Возвышение общества над природой, тенденция к построению культуры

на рациональной основе дали возможность не только глубже осознать

гармонию окружающего мира и совершенство Космоса, но и привели к

открытию человеческой красоты, которая носила ярко выраженный осязаемый,

телесный характер. В основе понимания личностной красоты древних греков

длительный период лежало так называемое “скульптурное” мышление, как

более интеллектуальное, объёмное в отличие от живописного способа

выражения. Оно требовало не столько внешнего впечатления, мгновенного

отклика на различные явления действительности, сколько глубокого знания

структуры изображаемого объекта. Рационализм античной скульптуры

проявился в её геометризме, в точном расчёте пропорций и получил

отражение в известном “Каноне” Поликтета.

Более того, гармоничное человеческое тело становится универсальной

мерой красоты. Вот почему греческому искусству не были свойственны

масштабность, монументальность Востока, необъятность, безмерность,

стремление возводить гигантские пирамиды, башни, дворцы. Здесь

культивируется идея соразмерности сил человека и природы, гармонии микро-

и макрокосма.

Один из самых почитаемых образом античной культуры, в котором

воплотился идеал человеческой красоты - стройный, обнажённый юноша,

атлет, не выдающий внутренних коллизий и душевного смятения. Его

мироотношение уравновешенно, бесстрастно; взгляд твёрдый, спокойный. Во

всём облике физического совершенства чувствуется цельность натуры,

надёжность. Творцы Древней Эллады стремились передать в статуях атлетов

не столько индивидуальные, личностные черты, сколько сущностные,

типические свойства совершенного человека, его универсальные, наиболее

ценные качества с точки зрения античной культуры. Формируется значимость

образа героя, борющегося за утверждение на земле всеобщей гармонии с

помощью физической силы, ловкости, храбрости, целеустремлённости. Именно

в этой борьбе выявлялась ценность героического усилия, готовность к

колоссальной энергии преодоления, отражавшей подлинное совершенство,

воплощалось оптимистическое ощущение господства человека над миром.

Красота уникального, изменчивого, неповторимого была чужда греческому

духовному сознанию в период становления античной культуры. Главными

объектами изображения становились боги и легендарные герои,

олицетворяющие образ идеального человека. Поэтому Зевс был прекрасным

атлетом в расцвете могучих сил, Аполлон - безупречно сложенным юношей,

Гера олицетворяла образ возвышенной женщины. Наиболее талантливо этот

тип красоты был воплощён в работах Мирона, Поликтета, Фидия, Леохара.

Почитание атлетического, гармоничного мужского тела настолько

глубоко проникло в сознание древнего грека, что наложило отпечаток даже

на интимную сферу. Размышляя в “Пире” о низкой, пошлой и небесной любви,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.