бесплатно рефераты
 

Бхагавадгита, как она есть

1 Карма.

2 Рurushа, активный аспект божественной природы.

3 Врата тела — органы чувств.

4 Проявленный Бог.

5 Рurusha.

6 "Это" — вселенная, в противоположность "Тому", Источнику все- го.

7 Переход из физического состояния в иной мир.

8 То есть лунное или астральное тело. Пока последнее не побеждено,

человек неизменно рождается вновь.

Беседа девятая

Благословенный сказал:

Тебе, не осуждающему, Я объявлю эту сокровеннейшую Тайну, мудрость,

соединенную с знанием, познав которую ты освободишься от греха.

То — царственная Наука, царственная Тайна, высочайший Очиститель;

интуицией познаваемая, по мере возрастания праведности легко выполняемая,

она сохраняется навсегда.

Отрицающие это знание 1, о Парантапа, не достигнув Меня, возвращаются

на путь этого мира смерти. Мною — в Моем непроявленном виде — проникнут

весь этот мир; все существа имеют корень во Мне, но Я не имею корня в них.

Но и не во Мне Одном корень всех существ; воззри на Мою Царственную

Йогу! Поддерживая все существа, но не имея корня в них, мое Я не перестает

их питать.

Подобно тому, как могучий ветер, носящийся всюду, коренится в Эфире 2,

так и все сущее коренится во Мне; знай это.

В конце мирового проявления, о Каунтея, все существа поглощаются Моей

низшей Природой 3; при начале новой Кальпы 4 Я снова произвожу их Моей

Эманацией.

Скрытый в Природе, которая произошла от Меня же, ее силою Я снова и

снова произвожу это множество беспомощных существ.

И не связывают, о Дхананджая, эти действия Меня, пребывающего в

бесстрастии, непривязанного к действиям.

Под Моим началом Природа высылает движущееся и неподвижное; вот

отчего, о Каунтея, вращается вселенная.

Безумцы презирают Меня, когда Я облекаюсь в человеческий образ, не

ведая Моей высшей природы, великого Владыки всего сущего; С тщетными

надеждами, с пустыми делами и пустым знанием, лишенные разума, они

разделяют лживую, животную, демоническую природу 5.

Воистину, о Партха, Великие Души, разделяющие Мою Божественную

Природу, познав Меня неколеблющимся умом, поклоняются Мне, непреходящему

Источнику всего сущего.

Всегда превознося Меня, стойкие в подвигах и обетах, простираясь

передо Мной, всегда уравновешенные, они поклоняются Мне с любовью.

Другие также, принося в жертву мудрость свою, поклоняются Мне, как

Единому, Многообразному и Вездесущему.

Я — приношение 6; Я — жертва; Я — дары предкам; Я — зажигающая трава;

Я — мантра; Я — также и масло, и огонь, и самое жертвоприношение.

Я — Отец вселенной, Мать Вседержатель, Предок, непознанный Источник

Святости, Священное Слово 7, а также три Веды 8.

Я — Путь, Супруг, Господин, Свидетель, Обитель, Убежище, Возлюбивший,

Начало, Распадение, Основание, Сокровищница, непреходящее Семя.

Я — даю тепло; Я — задерживаю и насылаю дождь; Я — бессмертие, а также

смерть; Я — бытие и небытие 9, о Арджуна.

Знающие три Веды, пьющие Сому 10, очищенные от греха, поклоняющиеся

Мне жертвою, молящие у Меня пути к небесам; по достижении святой обители

Владыки 11 Светозарных, они вкушают на небе от Их божественных пиров.

Насладившись обширным небесным миром, изжив свою святость 12, они

снова вступают в мир смертных. Следуя предписанной тремя Ведами Дхарме,

предаваясь желаниям, они обретают преходящее.

Тем же, которые поклоняются Мне одному, не думая о другом, которые

всегда уравновешены, Я дарую полную безопасность.

И те, которые поклоняются с полной верой другим Светозарным, они также

поклоняются Мне, о сын Кунти, хотя и не по предписанному издревле закону.

Воистину, все приносимые жертвы вкушаются Мной, ибо Я Господь, но они

не знают Моей сути и потому отпадают.

Поклоняющиеся Светозарным, идут к Светозарным, поклоняющиеся предкам

13, идут к предкам; те, которые поклоняются силам природы, идут к духам

природы 14; но Мои поклонники идут ко Мне.

Если кто с благоговением приносит Мне в жертву лист, цветок, плод или

воду, Я принимаю то от подвигающегося, как дар благоговейной любви.

Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в

дар, какой бы подвиг ни совершал ты, о Каунтея, все это делай, как

приношение Мне.

Так освободишься ты от оков деяний, рождающих добрые и дурные плоды;

уравновешенный йогой отречения, ты, освобожденный, придешь ко Мне.

Я один и тот же для всех существ; нет для Меня ненавистного или

приятного. Но, воистину, те, которые поклоняются Мне с благоговением, те во

Мне, и Я также в них.

Даже если самый грешный поклоняется Мне нераздельным сердцем, тот

также должен считаться праведным, ибо он решил праведно.

Быстро станет он исполнителем долга и направится к вечному миру; знай,

о Каунтея, что с любовью поклоняющийся Мне никогда не погибнет.

Все, которые нашли убежище во Мне, о Партха, хотя бы они были грешного

происхождения, женщины, Вайшии 15 и даже Шудры 16, они также направляются

на Высочайший Путь.

Насколько же более — святые Брамины и благоговейно преданные Мне

царственные Риши. Посему пребывай в этом преходящем безрадостном мире,

поклоняйся Мне.

На Меня устремляй свой ум; будь предан Мне; жертвуй Мне; поклоняйся

Мне; достигнув таким образом гармонии с высшим Я, ты придешь ко Мне, твоей

высочайшей цели.

Так гласит девятая беседа, именуемая:

ЙОГА ЦАРСТВЕННОЙ НАУКИ И ЦАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.

1 Закон духа.

2 Akacha, космический эфир.

3 Рrakriti космическая материя.

4 Период деятельности, период проявления.

5 Природу асур, не светлых, противящихся воле Бога.

6 Кrashu, особый вид ведической жертвы.

7 Аumkara, обладающее творческой силой, священное слово аум (Ом.

8 Три Веды: Rig-Vеda (гимны; Samaveda (священные песни; Yajuraveda

(молитвы, сопровождающие жертвоприношение. Четвертая Веда (Аtharvaveda

часто не поминается, как дополнительная.

9 Sat и Аsat, последняя пара противоположностей, за которой пребывает

лишь Единое. Переводится так же, как Реальное и Нереальное.

10 Напиток, дававшийся в древнее времена посвященным перед тем, как

они впадали в транс. Символ посвящения и экстаза (Samadhi, Сок сомы играет

роль в ритуалах.

11 Индры, Бога богов и ангелов.

12 То есть истощив свою естественную награду, плоды своих добрых

деяний.

13 Pitris.

14 Элементам, Bhutas.

15 Принадлежащие к касте торговцев ремесленников и земледельцев.

16 Принадлежащие к касте слуг. В древней Индии было 4 касты: Шудры,

Вайшии, Кшаттрии (воины) и Брахманы (священники). Первая учила послушанию,

вторая — разумной деятельности, третья — мужеству и бескорыстию, четвертая

— сверхличному служению.

Беседа десятая

Благословенный молвил:

Снова, о мощновооруженный, услышь Мое высочайшее слово, которое Я

объявлю тебе, любимому, ради блага твоего.

Не знают Моего происхождения ни сонмы Светозарных, ни сонмы великих

Риши, ибо Я, воистину, — начало всех Светозарных и всех великих Ришн.

Кто среди смертных знает Меня, Нерожденного, Безначального, великого

Господа вселенной, тот, не подверженный заблуждениям, освобождается от

всякого греха.

Разум, мудрость, отсутствие иллюзии, всепрощение, правда,

самообладание, спокойствие, удовольствие, страдание, бытие, небытие, страх,

а также бесстрашие; Незлобивость, ровность, довольство, подвижничество,

дела милосердия, слава и бесславие, — таковы разновидные признаки существ,

происходящих от Меня.

Семь великих Риши, древние Четыре 1, а также Ману, родились от Моей

природы и Моего разума; от них произошел этот род.

Кто знает по существу это Мое превосходство и йогу Мою, тот приведен в

гармонию устойчивой йогой; в этом не должно быть никакого сомнения.

Я — Родоначальник всего; все развивается от Меня; понимая так, мудрые

поклоняются Мне с пламенным чувством.

Устремив свои мысли ко Мне, всей своей жизнью сокровенно пребывая во

Мне, просветляя друг друга, постоянно беседуя обо Мне, они довольны и

радостны.

Этим всегда уравновешенным и с любовью поклоняющимся, Я дарую йогу

распознавания 2, посредством которой они достигают Меня.

Из сострадания к ним, пребывая в их Высшем Я, Я уничтожаю сияющим

светильником мудрости их неведением рожденную темноту.

Арджуна молвил:

Высочайший Брахман, высочайшая Обитель, высочайшая Чистота, ты -

вечный божественный Человек, первичное божество, Нерожденный, Господь наш!

Все Риши провозглашали Тебя, также и святейший из святых Нарада 3, также и

Азита 4, и Девала 5, и Виаса 6; а ныне Ты Сам поведал мне то же.

Я считаю истинным все, что Ты говоришь мне, о Кешава. Твое проявление,

о благословенный Господь, непостижимо ни для Светозарных, ни для Данавов 7.

И Ты Сам знаешь Себя лишь через Себя, о Совершенный! 8 Ты — источник

всех творений, Господь всего сущего, Светозарный из Светозарных, Правитель

вселенной! Удостой поведать мне, ничего не тая, о Твоей божественной славе,

в которой Ты пребываешь, воистину, проникая все миры.

Как мне познать Тебя, о йог, непрестанным размышлением? В каких

аспектах должен я мыслить Тебя, о Благословенный Господь? Подробно поведай

мне снова о Твоей йоге и славе, о Джанардана; воистину никогда не насыщусь

я, внимая Твоим жизнь дающим словам.

Благословенный сказал:

Будь благословен! Тебе Я поведаю Мою божественную славу в ее главных

чертах, о лучший из Куру; подробностям о ней нет конца.

Я — Атма, что пребывает в сердцах всего сущего, о Гудакеша, Я -

начало, сердцевина, а также и конец всех существ.

Из сыновей Адити 9 Я — Вишну 10; из всех сияний Я — лучезарное Солнце;

из ветров Я — Глава ветров 11; из всех созвездий Я — Луна.

Из Вед Я — песнопение 12; из Светозарных Я — Индра; из чувств Я — ум;

из всех живых существ Я — сознание 13.

Среди Рудров 14 Я — Шанкара; Я — князь демонов и гениев 15; из

небожителей 16 Я — Агни 17; из высоких гор Я — Меру 18.

Познай во Мне, о Партха, и Главу священнослужителей домашнего очага

Брихаспати 19; из военачальников Я — Сканда 20; из озер Я — океан.

Из великих Риши Я — Бхригу 21; из речей Я — единый слог 22; из

жертвоприношений Я — приношение безмолвных повторений 23; из неподвижных

вещей Я — Гималайя.

Из всех дерев Я — древо познания 24; из божественных Риши Я — Нарада

25; из божественных музыкантов 26 Я — Читрарата 27; из совершенных мудрецов

Я — Муни Капила 28.

Из всех коней знай Меня, нектаром рожденного, как Уччайшраву 29; среди

царственных слонов Я — Айравата 30; среди людей Я — Монарх.

Из оружия Я — громовой удар; из коров Я — Камадук 31; из зарождающих Я

— Кандарпа 32; из змей Я — Вазуки 33.

Из Нагов 34 Я — Ананта 35; из обитателей морей Я — Варуна 36; из

предков Я — Ариаман 37; из правителей — Яма 38.

Из Даитиев Я — Пралада 39; из счетчиков Я — Время; из диких зверей Я -

царь животных 40; из птиц Я — Вайнатея 41. 3О Из очищающих стихий Я —

ветер; из воинов Я — Рама; из рыб Я — Макара; из рек Я — Ганга.

Творениям Я — начало, конец, а также середина, о Арджуна. Из наук Я -

наука о "Божественном Я"; Я те и красноречие ораторов.

Из букв Я есмь буква А, Я же связь в сложных сочетаниях 42; Я — также

- вечное Время; Я — многоликой Вседержатель.

Я и всепоглощающая Смерть и происхождение всего грядущего; а из

женских качеств Я — слава, процветание, речь, память, ум, стойкость,

прощение.

Из гимнов Я — Брихатсаман 43; из поэтических размеров Я — Гайатри 44;

из месяцев Я — Маргаширша 45; из времен года Я — цветущая весна.

Я — и в игре плутующих, и в великолепии великолепных вещей; Я -

победа; Я — решимость; и Я — правда правдивых.

Из потомков Ясу 46 Я — Васудева 47; из Пандавов 48 Я Джананджая 49; из

Муни Я — Виаса 50; из бардов Я — Ушана 51 Я — скипетр правителей; Я —

государственность стремящихся к победе; Я - безмолвие тайн; Я есмь знание

познающих.

И все, что есть семя всего сущего, это — Я, о Арджуна; и нет ничего

движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне Меня.

Нет границ Моим божественным силам, о Парантапа. Все объявленное тебе

- лишь пояснение к бесконечной Славе Моей.

Все, что славно, хорошо, прекрасно и могущественно, познай, все это

лишь ничтожная часть Славы Моей.

Но к чему тебе знание всех этих подробностей, о Арджуна? Отдав частицу

Себя на проявление этой вселенной, Я остаюсь.

Так гласит десятая беседа, именуемая:

ЙОГА ЦАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

1 Четыре Кумара, Девственника — Юноши, стоящие на высочайшей ступени

оккультной иерархии, правящей землей.

2 Будхи-йога.

3 Известный мудрец и подвижник Индии.

4 Азита — сын Бхарата и Риши, мудрец.

5 Девала — также мудрец.

6 Виаса — мудрец, собравший Веды, автор Махабхараты.

7 Данавы — полубоги в греческом смысле слова.

8 Purushottama.

12 сыновей Адити, матери богов.

10 Второе лицо Тримурти, Индусской Троицы.

11 Маричи, глава ветров, рожденный мыслью Брамы.

12 Sama-Vedas.

13 Chetana.

14 Могучие; небесное воинство, рожденное Брамой.

15 Якши и Ракшазы.

16 Васу.

17 Павака, Агни, символ проявленного Бога, 2-го лица Тримурти

браманизма и вместе с тем Дух Огня.

18 Священная гора, Обитель Богов.

19 Буквально: домашних священнослужителей, т. е. отцов семейств.

20 Мифический предводитель богов.

21 Мудрец, сын Варуны, один из семи Риши.

22 Священное слово ОМ.

23 Jара, молчаливо повторяющаяся молитва, 24 Ashvatthа.

25 Знаменитый мудрец и подвижник Индии.

26 Gandharvas.

27 "Имеющая сияющую колесницу". Имя музыкантши, пребывающей в раю

Индии.

28 Мудрец, подвижник, основатель одной из 6 философских школ Веданты.

29 Uchchaishravas, белый конь Индры.

30 Аiravata, слон Индры.

31 Каmadhuk, корова желания.

32 Кама, страсть или земная любовь.

33 Vasuki, царь змей.

34 Мистический змей, с человеческим ликом, живущий в подземном

царстве. Так звали Учителей Мудрости.

35 Аnаntа, царь Нагов.

36 Бог морей.

37 Аriaman, первый Ариец.

38 Yаmа, бог смерти.

39 Рrahladа, имя знаменитого Даития — получеловеческого существа.

40 Лев.

41 Vainаteyа, Гарушмет, птица-вещун, сын Гоината, царь-птицы. На ней

летают Вишну и Кришна.

42 Dvandva, сочетание двух букв в санскрите.

43 Вrihatsaman, главный гимн.

44 Gaуatri, древняя молитва, имеющая глубокое мистическое значение;

размер ее приближается к нашему гекзаметру.

45 Margashirsha, первый в десятый месяц года, когда луна стоит в 3-м

своем доме.

46 Vrishnis, потомки Ясу: род Кришны.

47 Vasudeva, сам Кришна.

48 Рandava, название одного из индусских кланов.

49 Dhananjaуa, потомок Панду, из рода Арджуны.

50 Vyasа, составитель Вед. Муни — Мудрецы.

51 Ushana, победитель в сражениях.

Беседа одиннадцатая

Арджуна сказал:

Это слово о сокровеннейшей Тайне, именуемой "Высочайший Атман", Ты

поведал мне из сострадания; этим рассеялось мое неведение.

О происхождении и разрушении всех существ слышал я от Тебя, о

Лотосоокий, слышал я также о непреходящем величии Твоем.

Каким Ты описываешь Себя, о великий Господь, я жажду узреть Тебя, Твой

всемощный образ, о лучший из Существ! Если Ты думаешь, что я достоин видеть

его, Господи, яви мне Свое вечное Я, о Владыка Йоги! Благословенный молвил:

Созерцай, о Партха, Мою форму, столикую, тысячевидную, божественную,

разнообразную по цвету и очертаниям.

Созерцай Адитиев 1, Вазу 2, Рудров 3, двух Ашвинов 4, а также Марутов

5; созерцай бесчисленные, до сих пор невиданные чудеса, о Бхарата.

Созерцай в Моем теле, о Гудакеша, всю вселенную, со всех, что движется

и что неподвижно, со всем, что ты жаждешь узреть.

Но, воистину, ты не в силах созерцать Меня этими твоими глазами;

божественные очи дарую тебе. Воззри на Мою царственную Йогу.

Санджая сказал:

Молвив это, о Царь, великий Господь Йоги, Хари 6, явил Арджуне

царственную форму Свою7.

С бесчисленными устами и очами, во многих чудесных явлениях, с

бесчисленными божественными украшениями, с многообразным поднятым

божественным оружием; Облаченный в божественные одежды и ожерелья,

помазанный божественными благоуханными маслами, всечудесный беспредельный

Бог, с обращенными всюду ликами.

И если бы сияние тысячи солнц одновременно вспыхнуло на небе, таким

великолепием могла бы сиять слава этой Великой Души 8.

В Ней Арджуна увидел всю вселенную, разделенную на множество частей,

соединенных воедино в теле Бога Богов.

Тогда он, Дхананджая, потрясенный изумлением, с волосами, вставшими

дыбом, склонил голову перед Богом в сложив благоговейно руки, заговорил.

Арджуна сказал:

Внутри Твоей формы, о Бог, я вижу Богов. Все виды существ и каждый с

отличием своим; Брама, Господь, и под Ним его чудесный лотос-престол, и все

Риши, и Мудрости Змии из породы высокой.

С руками, грудями, устами, очами без счета. Всюду я вижу Тебя;

беспредельны твои проявленья. Источник, начало, середину, конец Твоей

славы, Господь без конца, без границ, не могут узреть мои очи.

Сиянье Твое, бесконечный Твой блеск вездесущий, Твой диск, и венец, и

тиару я зрю; подобный огню, пламенея, как солнце, слепящее взор, стремишь

Ты потоки лучей с небес необъятных.

Превыше всех мыслей моих, неизменный Господь, Высочайший Ковчег,

изливающий творчества силу, Вечной Дхармы бессмертный Хранитель, ЧЕЛОВЕК,

Пребывающий вечно: таким мыслит ум мой Тебя.

Без конца, середины, начала; беспределен по силам, Твои руки без

счета, словно солнца и луны — очи Твои! Когда ж лик Твой я зрю, как

жертвенный пламень загорается Он и славою Своею сжигает миры.

Тобой лишь одним наполняются небо и земли, и все, что незримо

простерлось меж ними; Весь мир триединый пред Тобой трепещет, Могущий, Пред

Твоим страх наводящим проявленным Ликом.

В Тебя вступают сонмы Светозарных, Сложив в благоговейном страхе руки,

взывают все к Тебе, И воинство святых, поющих Тебе славу 9, слагают

песнопенья, которые звучат и наполняют мир.

И тьмы низших духов, сыны Адити, Вазу, и гении Также и светлые Духи,

которых нельзя перечислить, Тьмы Мудрецов и Святых, а также Ракшазов

могучих. Все, восхищенные, полные страха, глядят на Тебя.

Узрев Твой образ могучий с очами и ртами без счета, Со многими чревами

в рядом страх-наводящих зубов, С бесчисленным множеством рук и ступней,

увидев это, так Же как я — миры все трепещут.

Как радуга, переливаясь яркими цветами, касаешься Ты сводчатых небес.

С отверстыми устами, вращая необъятные зрачки очей, Ты проникаешь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.