| |||||
МЕНЮ
| Бхагавадгита, как она естьибо они имеют начало и конец, о Каунтея; не в них накормит радость мудрый. Тот, кто может еще здесь, на земле, до своего освобождения от тела, противостоять силе, рожденной желанием и страстью, тот достиг гармонии, тот счастливый человек. Тот, кто счастлив внутри, кто радуется внутри, кто освещается изнутри, тот йог, становясь Брахманом, вступает в Нирвану Брахмана. 7 Нирваны Брахмана достигают те Риши 8, которые уничтожили свои грехи, освободившись от двойственности 9, обуздали свое "я" и посвятили себя благу всех. Освободившиеся от желания и страсти, покорившие свою природу, владеющие своими мыслями и познавшие себя, те близки к Миру Брахмана. Отрешившись от внешних соприкосновений, устремив свой взор в средостение между бровями; упорядочив входящее и исходящее через ноздри дыхание. Совершенно владея своими ощущениями, чувствами и Разумом, стремящийся лишь к освобождению мудрец, победивший навсегда желание, страх и гнев, воистину обрел для себя свободу. Познав Меня, как Вкушающего жертву и подвиг, как могучего Владыку всех миров и как Возлюбившего все сущее, он обретает Мир. Так гласит пятая беседа, именуемая: ЙОГА ОТРЕЧЕНИЯ ОТ ПЛОДОВ ДЕЙСТВИЯ 1 Sannyasi, неустанно отрешающийся, святой странник. 2 Тело; называется "градом Брахмана", 3 Брахман. 4 ТО — БРАХМАН. Божественный Первоисточник Жизни, без предиката и без атрибутов. То, чему имени нет в перед чем можно лишь благоговейно склониться. 5 То есть видят Единую Божественную Суть за всеми проявленными формами. 6 Парии, не принадлежащие ни к одной касте, едят мясо; это считается большим грехом в Индии, т. к. мясо добывается убийством. Вследствие этого к ним относятся с большим презрением. 7 В мир и блаженство Брахмана. 8 Святые Индии. 9 Пары противоположностей. Беседа шестая Благословенный сказал: Кто деятельно исполняет свой долг, не рассчитывая на плоды своей деятельности, тот — Саниязи 1, тот Йог, а не тот, кто без огня и без обрядов. Знай, о Пандава, то, что именуется отречением, в есть йога; не может стать йогом тот, кто не отрешился от желания, руководимого воображением. 2 Для мудреца, стремящемся к йоге, действие является средством, для достигнувшего совершенной йоги — ясность является средством. "Достигшим совершенной йоги" именуется тот, кто отрешившись от личных желаний, не привязан ни к чувственным предметам, ни к деятельности. Да поднимет он свое "я" до своего Высшего Я и да не приходит он а отчаяние, ибо воистину Высшее Я — хотя и враг низшего "я", но также и друг его. Высшее Я — друг низшего "я" того человека, который покорился своему Высшему Я; но для непокорившегося — Высшее Я становится воистину враждебным, подобно неприятелю. Высшее Я того, кто покорил свое "я" и обрел мир, остается неизменным в холод и в жар, среди радости и скорби, среди почета и бесчестья. Тот именуется истинным йогом, кто, удовлетворенный мудростью и знанием, остается, как на непоколебимой скале, чьи чувства обузданы, для кого и ком земли, и камень, и золото — одно и то же. Тот превосходит всех, кто беспристрастно смотрит 3 на любящих и на равнодушных, на друзей и врагов, на чужих и родных, на праведных и неправедных. Пусть йог постоянно упражняется в йоге, пребывая в одиночестве, покорив свою мысль и свое "я", свободный от желания захвата. Устроив в чистом месте твердое сиденье для себя, ни слишком высокое, ни слишком низкое, из положенных друг на друга полотна, кожи черной антилопы и травы куша. Сосредоточив свой ум на одном, обуздав свою мысль и деятельность внешних чувств, пребывая спокойно на своем месте, пусть упражняется он в йоге ради ощущения своего "я". Прямо и неподвижно держа тело, шею и голову, пристально устремив на кончик носа невидящий взор; 4 С успокоенным "я", бесстрашный, твердый в обетах Брахмачария, 5 обуздавший свой ум, погрузивший свою мысль в Меня, пусть он, уравновешенный, стремится ко Мне. Так, пребывая в единении с Высшим Я и обуздав свой ум, Йог достигает мира и высочайшего Блаженства 6, которое пребывает во Мне. Воистину йога не для того, кто слишком много ест или совсем не ест, кто имеет склонность слишком много спать или бодрствовать, о Арджуна! Йога уничтожает всякое страдание у того, кто водворил порядок в еде и развлечении и во всех своих действиях, а также в чередовании сна и бодрствования. Когда его покоренная мысль свободная от всех вожделений, сосредоточена лишь на Высшем Я, тогда о нем говорится; "Он приведен в гармонию". Подобен лампе в безветренном месте, пламя которой не колышется, становятся тот Йог, который покорил свой ум и пребывает в единении с Высшим Я. То, в чем ум утихает, успокоенный упражнениями йоги; то, в чем он, узрев Высшее Я, через Него находит удовлетворение; То, в чем человек находит высочайшую радость, доступную Разуму за пределами чувств, пребывая в чем он не удаляется от Реальности; Достигнув чего, он не может представить себе ничего лучшего; пребывая в чем, его не потрясет даже самое тяжелое горе: Такое расторжение связи со скорбью и должно познаваться как йога, отдаться этой йоге следует твердо и без колебаний. Оставив все созданные воображением желания без остатка разумом обуздав совокупность разбегающихся во все стороны чувств, В стойкости пребывающим Разумом да достигнет он постепенного спокойствия; пребывая мыслью в Высшем Я, да изгонит он мысль о другом. Сколько бы тревожный и непостоянный ум ни разбегался, обуздывай его постоянно и подчиняй его власти своего Высшего Я. Высочайшая радость ожидает умиротворенного Йога, ум которого успокоился, и страстная природа которого покорена, кто стал безгрешен и подобен Брахману. Кто привел в гармонию свое "я" и сбросил грех, тот Йог легко испытывает беспредельное блаженство от соприкосновения с Брахманом. Йогой приведенное в гармонию "я" видит Высшее Я пребывающим во всем сущем и все сущее пребывающим в Высшем Я; всюду оно видит одно. Тот, кто всюду видит Меня и во Мне видит все, того Я никогда не покину, и он никогда не покинет Меня. Кто, утвердившись в единении, поклоняется Мне, пребывающему во всем, тот йог живет во Мне, каков бы ни был его образ жизни. Видящий подобие Высшего Я во всем и через то познающий тождество всего, и приятного, и неприятного, тот считается совершенным Йогом, о Арджуна! Арджуна молвил: Для этой йоги, которая, по Твоим словам, достигается познанием тождества всего, о Мадхусудана, я не вижу прочного основания в виду тревожности ума; Ибо ум воистину беспокоен, о Кришна; он бурный, упорный и непокорный; мне думается, его так же трудно обуздать, как трудно сдержать ветер. Благословенный сказал: Без сомнения, о мощновооруженный, ум беспокоен и его трудно обуздать; но его можно покорить постоянным упражнением и бесстрастием. Йога трудно достижима для не владеющего своим "я"; но кто покорился Высшему Я, тот может достигнуть ее верно направленной энергией, так думаю Я. Арджуна сказал: Но тот, кто не покорив себя, все же полон веры, чей ум отвлечен от йоги и не способен сосредоточиваться на ней, по какому пути пойдет он, о Кришна? З Сбившись с обоих путей, 7 неужели он, неустойчивый, уклонившийся от пути к Брахману, будет уничтожен подобно разорванному облаку, о Великомощный? Рассей, о Кришна, окончательно мое сомнение; ибо кроме Тебя никто не может разрушить его. Благословенный молвил: О сын Притхи, ни здесь, ни в будущем мире нет уничтожения для него; воистину никогда стремящийся к правде не пойдет по пути зла, возлюбленный мой! Достигнув миров праведных и оставаясь в них бесчисленные века, отпавший от йоги рождается вновь в чистом и благословенном семействе; Или даже может родиться в семье мудрых Йогов; но трудно достигается такое рождение в этом мире. Там он снова обретает достигнутую в предыдущей жизни способность слияния с духом, 8 и снова начнет стремиться к совершенству, о радость Куру. Усилиями предыдущей жизни он устремляется непреодолимо. Воистину даже тот, кто лишь пожелал познать йогу, и тот уже переступил за пределы Вед. Но тот йог, который ревностно стремится, который очистился от грехов и многими воплощениями достиг совершенства, тот идет к Высшему Пути. Йог выше аскетов, даже выше мудрецов, Йог выше человека действия; посему стань ты Йогом, о Арджуна! И среди всех Йогов того Я считаю выше всех, который исполнен веры в Меня и своим сокровенным Я, пребывая во Мне, поклоняется Мне. Так гласит шестая беседа, именуемая: ЙОГА САМООБУЗДАНИЯ 1 Аскет — подвижник, который не зажигает жертвенного огня и не совершает жертвоприношений и церемоний; но это отсутствие внешних обрядов, без истинного отречения, еще не дает настоящего Саннази, святого странника. 2 Sankalpa, способность строить планы на будущее. 3 То есть одинаково добр и спокоен со всеми. 4 Дело идет о внутреннем взоре, а не о физических глазах. 5 Брахмачария дает обет целомудрия. 6 Нирваны. 7 То есть с пути нормальной эволюции, по которому идет все человечество, и с путы ускоренной эволюции, по которому идет Йог. 8 Йога состоит в способности слияния низшего с высшим Я человека. Для этого внутреннее его внимание из сферы чувственно-интеллектуальной должно перейти в мир духовный (Buddhi. Этим начинается духовное достижение. Беседа седьмая Благословенный сказал: Мыслью устремленный ко Мне, о Партха, выполняющий йогу, обретший приют во Мне, выслушай, как ты несомненно можешь прийти к конечному познанию Меня. Раскрою перед тобой знание и мудрость во всей их полноте; если познаешь их, не останется для тебя здесь ничего, требующего познания. Среди тысячи людей едва ли один стремится к совершенству; среди успешно стремящихся едва ли один познает Меня в сущности Моей. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, душа и Разум 1, а также самость 2, - таково восмиричное разделение Моей природы 3. Такова моя низшая природа. Познай мою иную природу, высшую, которая есть элемент жизни, о мощновооруженный, посредством которой держится мир. Познай в ней лоно всего сущего. Я есмь источник возникновения вселенной, и во Мне исчезает она. Нет ничего выше Меня, о Дхананджая. Все нанизано на Мне, как жемчужины нанизаны на нити. Я — и вкус воды, о сын Кунти, Я — и блеск луны и солнца, и Священное Слово 4 в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях. Я — чистый запах земли и свет огня; Я — жизнь всего сущего и подвиг подвижников. Познай Меня как вечное семя всего сущего, о Партха! Я — мудрость одаренных Разумом и блеск всех великолепных вещей; Я — сила сильных, свободных от вожделения и страсти. Во всех существах Я — не противное дхарме желание, о повелитель Бхарат. Знай, что и гармоничные, и деятельные, и ленивые натуры, 5 все от Меня; воистину, не Я в них, а они во Мне. Весь этот мир, введенный в заблуждение тремя незванными свойствами, исходящими от трех гун, не знает Меня, Неисчерпаемого, стоящего над ними. Воистину, трудно проникнуть через покров этой божественной Майи, созданной тремя гунами; приближающиеся но Мне переступают эту иллюзию. Творящие зло, заблуждающиеся, худшие среди людей, не приходят ко Мне; Майя 6 лишает их мудрости, и они предаются природе демонов 7. Есть четыре вида праведных, поклоняющиеся Мне о Арджуна: страдающие жаждущие мудрости, ищущие личных достижений и мудрые, о Владыка Бхарат! Их всех превосходит уравновешенный и беззаветно преданный Мне мудрец; воистину Я дорог, превыше всего для мудрого, и он дорог Мне. Все они благородны, но мудром Я почитаю подобным Себе; слившись со своих Высшим Я, он устремлен ко Мне, на Верховный Путь. В конце многих рождений, исполненный мудрости приходит ко Мне; "Васудева 8 есть все, — говорит тот, который обладает трудно достижимыми качествами Махатмы 9. Те, мудрость которых развеяна желаниями, обращаются к иным источникам Света 10, прибегая к внешним обрядам, соответствующим их собственной природе. Я упрочу веру каждого, кто поклоняется таким источникам с непоколебимой верой. Проникнутый этой верой, он молится и получает из того источника, во дарование ему желаемого блага идет от Меня. Воистину недолговечен плод, принадлежащий неразумным. Поклоняющиеся иным источникам Света идут к этим источникам, а возлюбившие Меня идут ко Мне. Лишенные мудрости считают мою непроявленную Природу проявленной, не ведая Моей высшей природы, непреходящей исполненной славы. Скрытый в моей творческой иллюзии 11, не всеми познаюсь Я. Заблуждающийся мир не знает Меня, нерожденного, вечного. И прошедшие, и настоящие, и будущие существа знаю Я, о Арджуна, но Меня не знает Никто. Благодаря иллюзии двойственности, возникшей от притяжения и отталкивания, о Бхарата, все сущее странствует по вселенной в полном заблуждении, о Парантапа! Но люди чистых дел, у которых грех пришел к концу, — они, освобожденные от обманчивой двойственности, поклоняются Мне, верные обетам своим. Стремясь к освобождению от рождения и смерти, прибегая ко Мне, они пришли к познанию Брахмана, к полному познанию Высшего Я и всякого действия. Те, которые знают Меня как познание элементов 12, как познание Светозарных 13 и как познание жертвоприношения 14, те, гармоничные в душе, познают Меня воистину в час ухода 15 своего. Так гласит седьмая беседа, именуемая: ЙОГА РАСПОЗНАЮЩЕГО ВЕДЕНИЯ 1 Buddhi. 2 Ahankara. 3 Prakriti, материя в самом широком смысле, включающая все, что обладает притяжением. "Высшая Prakriti", о которой говорится в следующем стихе, называется тогда Daiviprakriti, Свет Логоса. 4 Священное слово (Ом, творческий Глагол, Правана. 5 То есть те, в которых преобладает одна в из трех космическими сил, гун. 6 Иллюзия. 7 Asuras, противоборствующий божественным силам, Suras. 8 Одно из имен Кришны как представителя Вишну. 9 Махатма — великая душа, совершившая путь Богочеловеческий. 10 К Дэвам. 11 Yoga-Мaya, творческая сила Божественной йоги, т. к. все существующее есть мыслеобразы Единого. 12 Аdhibhuta. 13 Adhidaiva. 14 Познание через внешний культ и поклонение. 15 Смерти. Беседа восьмая Арджуна сказал: Что есть Брахман, что — Самопознание и что — Действие, о лучший из людей? Что объявлено как знание Элементов и что названо знанием Светозарных? Что есть знание Жертвы и как познается она у воплощенного, о Мадхусудана? И как тот, который покорился своему Высшему Я, познает Тебя в час кончины своей? Благословенный сказал: Неразрушимый и Высочайший есть БРАХМАН; Его истинная природа именуется Самопознанием; эманация, которая производит рождение существ, именуется Действием 1. Знание элементов касается Моей преходящей природы, а знание Светозарных касается жизнедающей энергии 2, знание Жертвы свидетельствует обо Мне, как о носителе тела; о лучший из живущих. И тот, кто сбрасывая с себя тело, в час кончины думает лишь обо Мне одном, тот несомненно вступает в Мое Существо. К тому существу, о котором человек думает в час кончины, о сын Кунти, к нему он идет, как к сродному своей природе. Поэтому помни обо Мне непрестанно и сражайся. Душой и Разумом пребывая во Мне, ты несомненно придешь ко Мне. Уравновешенный йогой, с мыслями, не разбегающимися по сторонам, пребывая в постоянном размышлении, о Партха, человек идет к высшему божественному Духу. Кто думает о Древнем, Всеведущем, Владыке мира, о Том, что менее наименьшего, об опоре всего, невообразимом по форме, сияющем подобно солнцу за пределами мрака; Кто в час кончины, со стойким разумом и утвердившись в преданности, погружается в созерцание, сосредоточив жизненное дыхание в средостении между бровями, — тот направляется к этому высочайшему божественному Духу. Путь, который знатоками Веды объявлен нерушимым, на который вступают достигшие самообладания и освободившиеся от страсти, к которому стремятся Брахмачарии, этот Путь объясню тебе вкратце. Замкнув все врата 3, разум заключив в сердце, сосредоточив жизненное дыхание в голове, погрузившись в йогу, Кто покидает свое тело, повторяя односложное "ОМ" Брахмана и думая обо Мне, тот достигает высочайшего пути. Кто постоянно думает обо Мне, не мысля ни о чем другом, тот уравновешенный йог, о Партха, легко достигает Меня. Придя ко Мне, эти Великие Души более не возвращаются к рождению в преходящие обители скорби, они достигли высочайшего совершенства. Миры, начиная с мира Брахмы, являются и исчезают, о Арджуна; но тот, кто пришел ко Мне, о сын Кунти, тот более не знает рождения. Кто знает День Брахмы 4, длящийся тысячу веков, и Его Ночь, завершающуюся в тысячу веков, тот знает День и Ночь. Из непроявленного вытекает все проявленное при зачатии Дня; при наступлении Ночи оно растворяется в Том, имя которому Непроявленный. Это множество существ, снова и снова проявляющихся, исчезает при наступлении Ночи; с наступлением Дня они, согласно закону, неизбежно, являются вновь, о Партха! Воистину, превыше этого Непроявленного есть иное вечное Непроявленное, которое остается во время разрушения всех существ. Это непроявленное именуется: "Неразрушимое"; Оно называется Высшим Путем. Достигшие Его, более не возвращаются. Это Моя высочайшая обитель. Он, высочайший Дух 5, о Партха, достигается непоколебимой преданностью Ему одному, в котором пребывают все существа и через которого проявилось все Это. 6 То время, когда уходящие 7 Йоги более не возвращаются, а также то, когда они возвращаются, о нем Я объявляю тебе, о царственный Бхарат. Уходя при огне, при свете дня, во время прибывающего месяца, в течение шести месяцев северного пути (солнца, Йоги, знающие Брахмана, идут к БРАХМАНУ. Уходя в дыму, в ночное время, при ущербе месяца, в течение шести месяцев южного пути (солнца, йоги, обретая лунный свет, 8 возвращаются. Свет и Мрак, таковые два вечные пути мира; по одному идет тот, кто не возвращается, по другому идет тот, кто возвращается вновь. Зная эти два пути, о Партха, йог не впадает в смущение. Будь же всегда тверд в Йоге, о Арджуна! Все плоды заслуг, которые Веды связывают с жертвоприношениями, подвигами, а также милостыней, над всех этим поднимается Йог, владеющий познанием; он идет к высочайшей и древнейшей Обители. Так гласит восьмая беседа, именуемая ЙОГА НЕРУШИМОГО ВЫСОЧАЙШЕГО БРАХМАНА. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|