бесплатно рефераты
 

Буддизм. История возникновения

прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них,

освобождение и отделение от них".

В своем основном и главном значении палийское слово "ниббана" или

санскритское "нирвана" означает "затухание", "угасание", "успокоение".

Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние

"полного небытия", при котором "перерождения-страдания" кончаются.

Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением

состояния полного небытия. Некоторые исследователи с этим не согласны: "Что

же угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание

существования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощущения

и желания; потух мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности".

"Четвертая благородная истина" - практический путь, который ведет к

подавлению желаний. Этот путь именуется обычно "срединным путем" или

"благородным восьмеричным путем" спасения.

Это:

1. Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах".

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание

единства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых”

форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов:

телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико

значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном

Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы

(сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившейся та же личность,

необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в

прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из

сансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовки

спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, - индивидуальное

сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется

в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При

этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается

по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни,

над усилием, вниманием, и полная сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что

лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально

означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид

перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой,

но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах,

действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга

превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма

определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще

при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в

монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи,

собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета),

пять из которых обязательны для каждого буддиста.

Таким образом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этический

кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:

1. Воздерживайся от убийства.

2. Воздерживайся от воровства.

3. Воздерживайся от блуда.

4. Воздерживайся ото лжи.

5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде, его

учению и ордену.

История развития. Разделение на большую и малую колесницы.

Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозные

учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокая

городская культура, включавшая в себя и письменность, и развитые формы

искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами

мировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений

превосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры

(середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более

поздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складываться

те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили

литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и

ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал

черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и

буддизма.

К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое

связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного

состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме,

как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыми оказались состав

пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были

развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и

животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже

отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей,

объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено

высшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась

учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи,

совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство

институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к

выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные

лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости

последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще

запрещены.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий

в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной

раздробленности и исключительности. К середине 1-го тысячелетия до н.э. эти

черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие

с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись

основной причиной возникновения буддизма.

В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческое

хозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры,

несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу, показывают

начало изживания существующей системы и отражают страх перед острыми

классовыми столкновениями.

Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период её объединения

империей Маурья. "Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многие

основные черты социальной структуры, сословно - кастовой организации,

важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получил

развитие ряд религиозно – философских течений, в том числе буддизм, который

постепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трех

мировых религий.

"Появление буддизма на исторической арене, - пишет К. К. Жоль, -

совпадает по времени со значительными изменениями в социально -

политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьма

активно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры,

в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие на

руководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырех

царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходят

существенные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечном

итоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии -

империи Магадхи, основателями и руководителями которой явились

представители династии Маурьев. Таким образом, на территории современного

южного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия до

н. э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новых

принципах социального взаимодействия и в новой идеологии".

Рейснер полагал, что возникновение буддизма явилось следствием...

разложения феодальных отношений и установления господства торгового

капитала (!).

Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе от

ранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему и

пронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальной

жизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая

"первая благородная истина" буддизма - утверждение тождества бытия и

страдания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощением

трудящихся, неуверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокая

борьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основной

закон бытия.

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее

развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача

создания личной заинтересованности работающего в результате его труда,

одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия

души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия.

Соответственно появляется идея человека - не члена определенной варны, а

человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов

для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как

фактора спасения для любого человека независимо от его национальной или

социальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее дал

буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др.

религиозными и религиозно - философскими системами древней Индии. Анализ

этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и

объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был

порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это

утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно

считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором

имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно

общественными условиями эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает

буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам.

Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1

вв. до н. э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы,

созданный около 80 г. до н. э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака"

(санскр. - "трипитака") - "три корзины закона".

В 3-1 вв. до н. э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие

буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается

каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические

"обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией

буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно

небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время

схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально -

культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к

прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием,

которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в

повиновении.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области

индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения,

как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью

сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее

распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие

исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и

это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не

религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный

характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным

культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды

образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами

распространения религии.

В 1 в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая

повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде

всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях

Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду

человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только

через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не

только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на

активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и

государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче

приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество

толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь

него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна

полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно

отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов,

уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-

за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам,

заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом

является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с

рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым

сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды

добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены

молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения,

возник пышный ритуал.

Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране.

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный

упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII

- XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения,

переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных

условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и

Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны.

Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесный) - монах в

ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) -

воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом

высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом

существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было

прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить

его в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа

верховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды,

представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм

не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.

Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после

страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю.

Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение

верование в существование неведомого идеального государства (Шамбалы),

которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и

Земли.

За многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском

регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на

общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство

церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние

Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже

монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийские монастыри выступают в

качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и

искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.

Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.

Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным

Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления

носит сан бандидо-хамболабы и достаточно долгое время находился в

Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.

Буддизм в современной России.

Буряты с древних времен были шаманистами. Во всех случаях жизни они

видели вмешательство духов. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо

– Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманистским понятиям, является серединным

миром.

Чтобы стать шаманом, человек должен обладать прежде всего

наследственностью – утха, т. е. иметь предка шамана. Шаманисты не имели

специально построенных храмов. Шаманские тайлаганы проводились на открытом

воздухе в особо почитаемых местах. Считалось, что человек может

воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, соблюдением

определенных правил и традиций. Некоторые традиции сохранились до наших

дней. На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру,

оставаясь шаманистами, а на восточном берегу под влиянием монголов

обратились к буддизму.

В XVIII–XIX веках все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались под

влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию Бурятии

проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году в

Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 году

императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии

признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150

штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 г. в

Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам.

Проникновение буддизма в Бурятию, способствовало распространению среди

народа тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны), где

перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды,

обогащающие опыт бурятских эмчи-лам.

В медицинских трактатах "Чжуд-ши" и "Вайдурья-онбо" описано 1300

лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов минералов и

металлов, 150 видов животного сырья. Тибетские лекарства отличаются

многокомпонентностью (от 3 до 25 составляющих) и применяются в виде

различных лекарственных форм: порошков, отваров, сиропов, настоев, мазей.

После Октябрьской революции 1917 года в стране началась борьба как

против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская

письменность была заменена латинской, в 1939 г. – русской. С 1927 по 1938

гг. все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в

Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 год не действовал ни один

дацан. В 1947 г. в 40 километрах к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинский

дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан. В течение последующих 44

лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991

году к двум действующим добавились еще 10.

С 1991 г. ведется строительство новых дацанов во многих районах Бурятии.

Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине,

Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике.

Иволгинский дацан.

В 40 километрах от Улан-Удэ находится Иволгинский дацан, построенный в

1947 году. На протяжении длительного времени Иволгинский дацан был

резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов России и его главы

Хамбо-ламы. Прежде чем войти в храм, необходимо обойти территорию дацана по

ходу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворот

барабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовое

здание, главный храм дацана, построен и освящен в 1972 г. Внутри храма

центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя

Будды, в позе призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент,

предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли с

просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой

(Сатаной). Вокруг статуи изображены 16 найданов (подвижников). Ниже статуи

Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто больше не

имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.

На территории дацана находится также малый храм, суборганы – ступы,

которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со

священным деревом Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов.

Большая часть старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языки

они не переведены.

Ежегодно в дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы. В феврале

– марте празднуется Новый год по восточному календарю. Главный хурал лета –

это праздник Майдари.

На праздник Майдари-хурал (бодисатва Майтрейя) собирается значительное

количество верующих. Церемония продолжается несколько дней, кульминацией

становится шествие вокруг храма со статуей Майдари под удары барабанов,

звон бронзовых колокольчиков хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб

ухэр-бурэ. Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его

статуя, которую несет на руках один из лам. Бодисатва Майтрейя

символизирует любовь, сострадание и особые надежды на будущее. Считается

что, Майтрейя как преемник, избранный самим Буддой, должен прийти на землю

как Бог грядущего.

Гусиноозерский дацан (Тамчинский).

Тамчинский дацан – третий по счету из основанных в Бурятии дацанов. В

1741 г. он представлял собой большую юрту. В 1750 г. был построен первый

деревянный храм, к 1848 г. в комплексе насчитывалось уже 17 храмов. В

1858–1870 гг. был выстроен главный трехэтажный храм. Ежегодно проводился

традиционный Цам – грандиозное религиозное театрализованное представление,

на которое съезжались тысячи верующих. С 1809 по 1937 год Тамчинский дацан

оставался главным дацаном Бурят-Монголии (так называлась республика до

1958 г.). Мирян обслуживало 900 лам, 500 из которых проживали постоянно в

дацане. После закрытия дацана в конце 20-х – начале 30-х годов храмовые

здания методично разрушались. С середины 30-х годов в зданиях бывших храмов

размещалась тюрьма для политических заключенных.

В 1957 г. Тамчинский дацан постановлением правительства Бурятии был

объявлен историко-архитектурным памятником, и на его территории начались

реставрационные работы. В октябре 1990 г. два отреставрированных храма

вновь были открыты для верующих. В декабре 1990 г. дацан освятили. Тот

храм, в котором идет служба, называется Чойра. Второй дуган - это бывший

главный храм Цогчин.

На территории дацана, перед входом в Цогчин, находится легендарный

археологический памятник – олений камень ("Алтан-сэргэ" – золотая

коновязь), которому по определению археологов 3,5 тыс. лет. Оленный камень

получил свое название от высеченных на нем изображений оленей.

Первоначально "Алтан-сэргэ" был установлен на погребальном комплексе

святилища, а спустя сотни лет перевезен ламами и установлен у портала

центрального дацана Цогчин. По легенде каменная стела, стоящая у входа в

главное здание монастыря, служила коновязью для священных лошадей

небожителей, когда те приезжали на праздник Цам-хурал (Термен, 1912). В

1931 г. "Алтан-сэргэ" с территории комплекса исчез, и только в 1989 г. в

фундаменте одной из разрушенных построек случайно были найдены фрагменты

оленьего камня. Из шести найденных обломков был восстановлен первоначальный

вид памятника.

"Алтан-сэргэ" изготовлен из цельного 2,6-метрового куска камня

четырехгранной формы. На всех четырех гранях-плоскостях размещены

высокохудожественные многофигурные композиции. Среди насыщенного орнамента

выбиты летящие в галопе олени.

[pic]

Журнал “КАГЬЮ" (2.94)

Журнал "Традиционная медицина", Москва, 1992

ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "КАКИМ ВСЕ ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ ".

ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "МАХАМУДРА. БЕЗГРАНИЧНАЯ РАДОСТЬ И СВОБОДА".

ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ УМА"

ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "ШЕСТЬ ОСВОБОЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ".

ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "108 ВОПРОСОВ БУДДИЙСКОМУ ЙОГИНУ".

ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "ПРАКТИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ. ПУТЬ КАГЬЮ".

ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "ВЕРХОМ НА ТИГРЕ".

ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "ОТКРЫТИЕ АЛМАЗНОГО ПУТИ".

КАЛУ РИНПОЧЕ. "ОСНОВАНИЕ БУДДИЙСКОЙ МЕДИТАЦИИ".

Александр Берзин. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМ

Радхе Берме "Парадоксы духовного плана"

[pic]

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.