бесплатно рефераты
 

Буддизм. История возникновения

Буддизм. История возникновения

Министерство общего и профессионального образования Российской

Федерации

Московский государственный открытый университет

Факультет «Менеджмент и экономическая политика»

Кафедра русского языка

Реферат по «Культурологии»

на тему:

Буддизм.

История возникновения.

Исполнитель: студентка 1-го курса

Цыплёнкова Ирина(9002391)

заочное отделение

Москва, 2000

Содержание:

Где и когда возник буддизм. Легенды, связанные с Буддой…3 стр.

Основное содержание вероучения. Догматы…………………… 6 стр.

История развития. Разделение на Большую и Малую

колесницы……………………………………………………………10 стр.

Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране…………13 стр.

Буддизм в современной России…………………………………..14 стр.

Список литературы………………………………………………….16 стр.

[pic]

"Тем, кто охвачен враждою и страстью,

Нелегко постичь это ученье.

Страсти предавшись, тьмою объятые,

Они не поймут того, что тонко,

Что глубоко и трудно для постиженья,

Что против теченья их мысли".

Винайя-питака.

Настоящий реферат освещает тему Буддизма, и, отвечая на вопросы, с ней

связанные, последовательно повествует о том, где и когда возник Буддизм,

кто являлся его основателем, раскрывает основное содержание вероучения,

показывает историю развития и распространения Буддизма, в том числе и в

нашей стране.

Где и когда возник буддизм. Основатель буддизма. Легенды, связанные с

Буддой.

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше"

христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцать

столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран

буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и

Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы

получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил

людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму

книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни

странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего

себя Буддой (санскр. buddha), что означает "просветленный высшим знанием",

"осененный истиной".

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них

добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную

миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для

своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда

его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 -

600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно

другим людям. Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды

во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила

младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку.

Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались

приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек

новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали

Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение".

Мать Сиддхартхы умерла через несколько дней после его рождения. Раджа,

безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Повелитель шакьев

Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить

характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам

и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания,

переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана окружил ребенка

роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее

светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила

ему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.

Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается

над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг

полно страдания?

Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе со

своим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного,

сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного

в раздумья аскета. Потрясённый, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал о

неизбежных страданиях для живых существ. Он был потрясен, узнав, что это

общий удел всех людей.

В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать

путь, ведущий к избавлению от страданий. "И вот, - рассказывал Будда, -

покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим

блага истинного на несравненном пути высшего мира". В то время ему шел

тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие

его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. В течение

семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над

текстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своих

наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому

бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот, когда после многочасовой

неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену

друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все

решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от

истощения.

Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый

случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему

рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время

утолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу

реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней

огромного баньяна и остался там на ночь.

И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама

путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл

путь к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке

Урувилва, в сегодняшней Бодхгае (штат Бихар). И тут произошло самое

значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и

самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и

утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось

долгожданное "просветление". Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью

увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между

человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его

взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя,

все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило

от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь

возрождал существа. Вот он - "строитель дома"! Это Тришна - жажда жизни,

жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхарте казалось, что он

как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию

ушедшему от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести

избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он

стал Буддой - Просветленным...". Сидя под священным деревом бодхи он

познал "четыре благородные истины".

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить "просветленного" отказаться

от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим

грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его

радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и

вскоре произнес в "Оленьем парке", недалеко от Варанаси, первую проповедь,

ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников и

два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой

религии. После провозглашения "четырех благородных истин", окруженный все

умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городам

и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как

полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части

штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в "позу льва" (на правом боку,

правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился

к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: "Теперь,

о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное

обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению". Уход Будды из

жизни буддисты называют "mahaparinirvana" - великим переходом в нирвану.

Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент

"прозрения", поэтому ее называют "трижды святым днем".

Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчности

Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической

личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его

единоличным "основателем буддизма", нет оснований. "Современное состояние

изученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г. Ф. Ильин, -

позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам

вероучения - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение

многих веков, но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или

один из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая

деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского

вероучения, вполне мог существовать реально".

Основное содержание вероучения. Догматы.

Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений,

вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки; это

слово обозначает на языке пали "три сосуда" (точнее три корзины). Типитака

была кодифицирована около III в. Тексты Типитаки разделены на три части

- питаки: Виная-питака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Виная-питака

посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в

монашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Типитаки составляет

Суттапитака. Она содержит огромное количество повествований об отдельных

эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам. В третьей

"корзине" – Абхидхармапитаке - заключаются главным образом проповеди и

поучения на этические и абстрактно-философские темы.

Картина мира

Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно

насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и

неканонических сочинениях хинаяны и махаяны. Всего существуют, по

представлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг над

другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они

делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область

бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная

сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более

возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания -

рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а

воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И, наконец, последний уровень – арупалока - отрешен от формы и от

телесного материального начала.

То, как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картина

религиозного содержания, называемая "сансариин-хурде", т.е. "колесо

сансары".

На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыки

смерти, держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару. В

центре круга - небольшое круглое поле, в котором сплелись тела змеи, петуха

и свиньи. Это символы тех сил, которые вызывают неизбежные страдания:

злобы, сладострастия и невежества. Вокруг центрального поля расположено

пять секторов, соответствующих возможным в сансаре формам перерождения. При

этом ад помещается всегда внизу, а миры людей и небожителей - в верхней

части круга. Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этого

сектора расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания:

рожающая женщина, старик, мертвец и больной. Слева вверху такой же величины

сектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры.

Они мечут друг в друга копья и стрелы. Справа и слева расположены секторы

животных и "биритов". Животные терзают друг друга, сильные пожирают слабых.

Страдания биритов состоят в непрерывном голоде. Земной суд, земные пытки и

казни нашли отражение в нижнем секторе круга. Посреди на престоле сидит сам

владыка смерти и ада - Эрлик-хан (санскритское -Яма).

"Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного закона

перерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующие

друг за другом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытия

распадается, символически изображены на твердо установленных для каждого из

них рисунках. Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкому

ободу, охватывающему снаружи основной круг колеса.

Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в виде

слепой старухи, незнающей, куда она идет. Это - символ "омраченности"

(авидья), констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни,

наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение.

Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлением

сосуда. Это - "содеянное" (сансара или карма). Настоящая (данная) жизнь

передана 8-мью ниданами.

1-ая нидана - обезьяна, рвущая плоды с дерева, - символ "сознания"

(виджняна), вернее лишь первого момента новой жизни, которая, согласно

буддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания.

2-ая и 3-яя ниданы "настоящей жизни" протекают в период эмбрионального

развития человека. Эмбрион переживаний не имеет. Постепенно складываются

"шесть баз", служащих "органами чувств", точнее "актами ощущения" - зрение,

слух, обоняние, осязание, вкус и "манас", под которым понимается "сознание

предыдущего момента". Символы - человек в лодке и дом с заколоченными

окнами.

4-ая нидана "соприкосновение" (спарша) символизируется обнимающимися

мужчиной и женщиной. Считается, что еще в утробе матери ребенок начинает

видеть и слышать, т.е. элементы чувства соприкасаются с сознанием. Но

приятных или неприятных эмоций не возникает.

5-ая нидана - "чувство" (ведана), т.е. сознательное переживание

приятного, неприятного, безразличного, эмоциональная область сознания.

Ведану символизирует изображение человека, в глаз которого попала стрела.

"Чувство" вырастает в "вожделение" (тришна), которое появляется в

возрасте полового созревания и воплощено на "сансариин-хурдэ" в виде

человека с чашей вина.

"Стремление" – 7-ая нидана, соответствующая всестороннему формированию

взрослого человека, когда у него складываются определенные жизненные

интересы и привязанности. На рисунке - человек, рвущий с дерева плоды.

"Бава", т.е. жизнь, - последняя нидана данного существования человека.

Это расцвет его жизнедеятельности, упадок ее, старение и смерть. Символ

бавы - курица, высиживающая яйца.

Будущая жизнь охватывается двумя ниданами - "рождением" (джати) и

"старостью и смертью" (джара-марана). Первая символизируется изображением

рожающей женщины, вторая - фигурой слепого старика, еле держащегося на

ногах. Рождение - это появление нового сознания, а старость и смерть - вся

жизнь, так как "старение" начинается с момента рождения, а новая жизнь

опять порождает стремления и желания, вызывающие новое перерождение.

Учение о душе

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то, что

принято считать личностью, состоит из:

а) "чистого сознания" (читта или виджняна);

б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта);

в) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа);

г) сил, сплетающих, формирующих предыдущие категории в конкретные

сочетания, конфигурации (санскара, чэтана).

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто

души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность,

временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после

смерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую

материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания",

которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в

процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване. В

соответствии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума, в

конечном счете, является порождением "мировой души", непознаваемого

сверхбытия.

По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных

взглядов на душу, как на поток, как "непрерывность постоянно меняющихся

индивидуальностей".

Отношение к земной жизни

Первая из четырех "благородных истин" формулируется так: "В чем состоит

благородная истина о страдании? Рождение - страдание; расстройство здоровья

- страдание; смерть - страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и

отчаяние - страдание; союз с нелюбимым - страдание; разлука с любимым -

страдание; неполучение страстно желаемого - страдание; короче говоря, пять

категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) -

страдание".

Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного.

Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огромной быстротой. Можно

лишь проследить достаточно длинные "цепи моментов", которые в своей

совокупности и составляют "поток сознательной жизни" каждого индивидуума.

Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию

человека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нет

никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не

существует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мир

страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение "неведения",

"заблудшего" сознания.

Путь к спасению

"Вторая благородная истина" гласит, что источником страданий являются

"жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества". "Что же является

благородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание и

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.