бесплатно рефераты
 

Античное ораторское искусство

получивший прозвище Отступника. Он автор

талантливых полемических и сатирических

произведений, среди которых есть и речи

(например, прозаические гимны «К Матери

богов», «К царю Солнцу»).

3.Либаний.

Современником и отчасти образцом для

Юлиана был известный ритор и грамматик IV

века Либаний (314—393 гг.), оставивший

нам подробную речь-автобиографию «Жизнь,

или о своей судьбе», особенно ярко

запечатлевшую воспоминания детства и

юности. Либаний был родом из Антиохии,

столицы Сирии, и учился сперва на родине,

потом в Афинах. В автобиографии он живо

рисует сцену, как его встретила в Афинах

толпа софистов, из которых каждый

буквально тащил его к себе; только через

год ему удалось попасть к тому ритору, у

которого он хотел учиться. Обладая хорошо

поставленным голосом и прекрасной

памятью, Либаний вскоре достиг вершин

мастерства и стал самым уважаемым и

знаменитым ритором в родной Антиохии.

Юлиан пользовался записями его речей и

лекций, но лично они познакомились лишь в

362 году, когда Юлиан прибыл в Антиохию,

уже будучи императором. Число учеников в

школе Либания доходило до восьмидесяти

человек. Здесь читали Гомера и мастеров

аттической прозы, и ученики должны были

составлять изложения прочитанного.

Либаний придерживался традиционной

языческой религии, его любимцем и героем

был Юлиан, которому Либаний посвятил

несколько речей при его жизни и

трогательный панегирик после его смерти.

Однако оратор умел поддерживать добрые

отношения и с христианскими властями:

речи, обращенные к христианскому

императору Феодосию в связи с тем, что в

Антиохии произошло восстание, которое

могло навлечь на город строгие кары,

показывают, что Либаний мог рассчитывать

на внимание императора, несмотря на свою

приверженность к язычеству.

Либаний оставил большое количество

сочинений, получивших широкое

распространение еще при жизни автора. Он

сам много делал для этого, содержа целый

штат переписчиков. Сохранившееся наследие

можно разбить на несколько групп, из

которых наиболее интересны декламации,

риторические упражнения (прогимнасмы),

речи и письма (свыше 1500). Прогимнасмы

дают нам представление о методах обучения

будущих риторов. Они представляют собой

начальные упражнения в красноречии, с

помощью которых ученики приобретали

навыки отыскивать элементы, оживляющие

речь, учились компоновать отдельные

части. Среди этих упражнений особое место

занимает басня (типа эзоповской), диегема

(рассказ на историческую тему), хрия

(развитие морального принципа каким-либо

знаменитым человеком), сентенция

(развитие философского положения),

опровержение (или, наоборот, защита)

правдивости рассказа о богах или героях,

похвала (или, наоборот, порицание) какого-

либо человека или предмета, сравнение

(двух людей или вещей), экфраза (описание

памятника изобразительного искусства или

достопримечательной местности).

Наиболее цельное впечатление в

наследии Либания производят декламации —

своеобразные риторические «прописи»,

образцы, которые заучивались учениками

наизусть. Такой декламацией является речь

Менелая, явившегося в качестве посла в

Трою и требующего выдачи Елены, или же

речь Одиссея на ту же тему. Другим типом

декламации являются так называемые

этологии (рисующие характеры людей в

пространной речи, которую эти люди

произносят). Образцом может служить 26-я

декламация Либания—«Угрюмый человек,

женившийся на болтливой женщине, подает в

суд на самого себя и просит смерти».

Выступающий с речью рассказывает судьям,

как судьба решила ввергнуть его в беду,

женив на болтливой женщине. Поток слов и

расспросов, извергаемый его женой, довел

мужа до исступления, и он решил просить

смерти у судей. Одна мысль смущает его

при этом: «Боюсь я, как бы мне,

убежавшему от жены здесь, не встретиться

с ней немного позже, в подземном царстве,

как бы мне там опять не пришлось слушать

ее болтовню... Если умирающему дозволено

сказать слово, дайте моей жене дожить до

глубочайшей старости, чтобы я возможно

дольше мог вкушать покой».

Из семидесяти дошедших до нас речей

Либания интересны речи, посвященные

Юлиану, особенно написанный с большим

чувством «Эпитафий»; смерть Юлиана так

подействовала на ритора, что он два года

воздерживался от публичных выступлений.

Речь «К императору Феодосию о храмах» —

Своеобразное открытое письмо, содержащее

просьбу защитить храмы олимпийских богов

от разорения, которое учиняют в них

христианские монахи. С душевной болью

говорит оратор об уничтожении прекрасных

произведений искусства, доставлявших

высокое эстетическое наслаждение многим

поколениям людей.

Либаний сочувственно относился к

стоицизму, это особенно заметно в его

речи «О рабстве», основная идея которой

заключается в том, что, по сути, каждый

человек—раб. «Два слова— «раб» и

«свободный»—звучат по всей земле, и в

домах, и на площадях, и на полях, н на

лугах, и в горах, а теперь уже и на

кораблях и на лодках. Одно из

них—«свободный»—якобы связано с понятием

счастья, а другое —«раб»— с его

противоположностью...» По мнению Либания,

одно из этих слов — а именно «свободный»—

следует упразднить, так как все люди, в

той или иной степени, рабы — своих

страстей, болезней, условий жизни и

прежде всего неумолимой судьбы, Мойры.

Либаний— одна из самых характерных

фигур поздней софистики. Как художник

слова — он прежде всего стилист,

культивирующий изощренное мастерство в

духе классического аттицизма (кумиром его

был великий Демосфен), убежденный в том,

что только это мастерство способно

облагородить человека, воспитать его

вкус. Мир Либания — это мир греческих

идей и образов, населенный великими

мыслителями, ораторами, писателями н

поэтами древней Эллады, мир эллинских

богов и посвященных им прекрасных храмов,

хранящих воплощенные в мраморе и

драгоценном металле образы олимпийцев...

Христианство оставалось для него мрачной

силой, губительно действующей на все

прекрасное, что было создано эллинской

культурой.

4.Фимистий и

Гимерий.

Современниками Либания были два

знаменитых ритора— Фимистий (320—390 гг.)

и Гимерий (315—350 гг.). Фемистий был

настолько же известен в Константинополе,

насколько Либаний— в Антиохии, но, в

отличие от Либания, Фемистий серьезно

занимался философией и составил ряд

популярных изложений (парафраз) работ

Аристотеля. Помимо литературного труда и

преподавания, он занимался

государственной деятельностью и был

близок к императору Феодосию,

наградившему его рядом: высших отличий.

Сохранились 34 речи Фемистия,

затрагивающие проблемы философии,

государственного права, теории риторики.

Его излюбленным термином, с которым мы

постоянно сталкиваемся в его речах, была

«филантропия» (человеколюбие)— это делает

понятной для нас его веротерпимость.

Фемистий так и не принял христианства, но

к нему тем не менее благоволили такие

известные деятели церкви, как Григорий

Назианзин, высоко его ценивший (он даже

назвал Фемистия «царем речей»).

Гимерий, происходивший из Вифинии,

провел жизнь в основном в Афинах, лишь на

короткий срок покинув их в правление

Юлиана (призвавшего ритора к своему двору

в Константинополь). В отличие от

Фемистия, Гимерий был чистым ритором без

всякого интереса к философии. Он

пользовался особой популярностью как

наставник, риторическую подготовку

получили у него видные деятели

христианской церкви Василий Великий и уже

упоминавшийся Григорий Назианзин. В своем

творчестве Гимерий следовал традициям

аттицизма, хотя в речах его (не

отличающихся большой глубиной содержания)

заметно влияние и азианского стиля. Они в

изобилии украшены риторическими фигурами

и поэтическими тропами. Для его

творчества характерны фиктивная речь

Гиперида в защиту политики Демосфена,

речь Демосфена, предлагающего вернуть

Эсхина из изгнания (явно надуманный

сюжет), и другие в том же роде.

Философская проблематика затронута лишь в

одной речи— против философа Эпикура,

обвиненного ритором в безбожии.

Трогательно звучит плач (монодия) по рано

ушедшему из жизни сыну Руфину (23-я

речь), но перегруженность мифологическими

фигурами и здесь ослабляет впечатление.

Гимерий был знатоком античной поэзии,

особенно лирики. В его речах до нас дошли

пересказы произведений классической

греческой поэзии, и это делает их ценным

источником для истории греческой

литературы.

Ораторское искусство

древнего Рима.

Развитию красноречия в Риме во многом

способствовали блестящие образцы

греческого ораторского искусства, которое

со II в. до н. э. становится предметом

тщательного изучения в специальных

школах.

Со страстными речами выступали

политические деятели, как, например,

реформаторы братья Гракхи, особенно Гай

Гракх, который был оратором

исключительной силы. Увлекая народные

массы даром слова, он в своих

выступлениях пользовался и некоторыми

театральными приемами.

Среди римских ораторов широко,

например, был распространен такой прием,

как показ рубцов от ран, полученных в

борьбе за свободу.

Как и Греки, Римляне выделяли два

направления в красноречии: азианское и

аттическое.

Для аттицизма же был характерен

сжатый, простой язык, каким писали

греческий оратор Лисий и историк Фукидид.

Аттическому направлению в Риме следовали

Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв,

республиканец Марк Юлий Брут, которому

Цицерон посвятил свой трактат «Брут».

Но ,к примеру, такой оратор как

Цицерон выработал свой, средний стиль, в

котором сочетались особенности азианского

и аттического направления.

Цицерон.

Биография, политическая и

литературная деятельность Цицерона. Марк

Туллий Цицерон, знаменитый оратор

древности, олицетворяет наравне с

Демосфеном высшую ступень ораторского

искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э.

Он родился в Арпине к юго-востоку от

Рима, происходил из сословия всадников.

Цицерон получил блестящее образование,

изучал греческих поэтов, интересовался

греческой литературой. В Риме он учился

красноречию у знаменитых ораторов Антония

и Красса, слушал и комментировал

выступавшего на форуме известного трибуна

Сульпиция, изучал теорию красноречия.

Оратору необходимо было знать римское

право, и Цицерон учился ему у популярного

для того времени юриста Сцеволы. Зная

хорошо греческий язык, Цицерон

познакомился с греческой философией

благодаря близости с эпикурейцем Федром,

стоиком Диодором и главой

новоакадемической школы Филоном. У него

же он научился диалектике — искусству

спора и аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался

определенной философской системы, во

многих своих произведениях он излагает

взгляды, близкие к стоицизму. С этой

точки зрения во второй части трактата «О

государстве» он рассматривает лучшего

государственного деятеля, который должен

обладать всеми качествами

высоконравственного человека. Только он

мог бы оздоровить нравы и предотвратить

гибель государства. Взгляды Цицерона на

лучший государственный строй изложены в

первой части этого трактата. Автор

приходит к заключению, что лучший

государственный строй существовал в

Римской республике до реформы Гракхов,

когда монархия осуществлялась в лице двух

консулов, власть аристократии — в лице

сената, а демократии — народного

собрания.

Для лучшего государства Цицерон

считает правильным установить древние

законы, возродить «обычай предков»

(трактат «О законах»).

Свой протест против тирании Цицерон

выражает и в ряде произведений, в которых

преобладают вопросы этики: таковы его

трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в

последнем он порицает Цезаря, прямо

называя его тираном. Он написал трактаты

«О пределах доброго и злого»,

«Тускуланские беседы», «О природе богов».

Цицерон не отвергает и не утверждает

существования богов, вместе с тем

признает необходимость государственной

религии; он решительно отвергает все

чудеса и гадания (трактат «О гаданий»).

Вопросы философии имели для Цицерона

прикладной характе и рассматривались им в

зависимости от практического их значения

в области этики и политики.

Считая всадников «опорой» всех

сословий, Цицерон не имел определенной

политической платформы. Он стремился

сначала приобрести расположение народа, а

затем перешел на сторону оптиматов и

признавал государственной основой союз

всадников с нобилитетом и сенатом.

Его политическую деятельность можно

охарактеризовать словами брата его Квинта

Цицерона: «Пусть у тебя будет

уверенность, что сенат расценивает тебя

по тому, как ты жил раньше, и смотрит на

тебя как на защитника его авторитета,

римские всадники и богатые люди на

основании прошлой жизни твоей видят в

тебе ревнителя порядка и спокойствия,

большинство же, поскольку речи твои в

судах и на сходках показали тебя

полуляром, пусть считают, что ты будешь

действовать в его интересах»[1].

Первая дошедшая до нас речь (81 г.)

«В защиту Квинкция», о возвращении ему

незаконно захваченного имущества,

принесла Цицерону успех. В ней он

придерживался азианского стиля, в котором

был известен его соперник Гортенсий. Еще

большего успеха добился он своей речью «В

защиту Росция Америпского». Защищая

Росция, которого из корыстных целей

родственники обвиняли в убийстве родного

отца, Цицерон выступил против насилия

сулланского режима, разоблачая темные

действия фаворита Суллы, Корнелия

Хризогона, с помощью которого

родственники хотели овладеть имуществом

убитого. Цицерон выиграл этот процесс и

своей оппозицией аристократии добился

популярности в народе.

Из опасения репрессий со стороны

Суллы Цицерон отправился в Афины и на

остров Родос, якобы ввиду необходимости

более глубоко изучить философию и

ораторское искусство. Там он слушал

ритора Аполлония Молона, оказавшего

влияние на стиль Цицерона. С этого

времени Цицерон стал придерживаться

«среднего» стиля красноречия, занимавшего

середину между азианским и умеренным

аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское

дарование, удачное начало адвокатской

деятельности открыли Цицерону доступ к

государственным должностям. Реакция

против аристократии после смерти Суллы в

78 г. оказала ему в этом содействие.

Первую государственную должность квестора

в Западной Сицилии он занял в 76 г.

Снискав своими действиями доверие

сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их

интересов против наместника Сицилии

пропретора Верреса, который, пользуясь

бесконтрольной властью, разграбил

провинцию. Речи против Верреса имели

политическое значение, так как по

существу Цицерон выступал против

олигархии оптиматов и одержал над ними

победу, несмотря на то, что судьи

принадлежали к сенаторскому сословию и

защитником Верреса был знаменитый

Гортенсий.

В 66 г. Цицерон был избран претором;

он произносит речь «О назначении Гнея

Помпея полководцем» (или «В защиту закона

Манилия»). Цицерон поддерживал

законопроект Манилия о предоставлении

неограниченной власти для борьбы с

Митридатом Гнею Помпею, которого он

неумеренно восхваляет.

Речь эта, защищая интересы денежных

людей и направленная против побилитета,

имела большой успех. Но этой речью

заканчиваются выступления Цицерона против

сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия

усиливала свои требования радикальных

реформ (кассация долгов, наделение

бедноты землей). Это встретило явную

оппозицию со стороны Цицерона, который в

своих речах резко выступал против

аграрного законопроекта, внесенного

молодым трибуном Руллом, о закупке земли

в Италии и заселении ее бедными

гражданами.

Когда в 63 г. Цицерон был избран

консулом, он восстановил сенаторов и

всадников против аграрных реформ. Во

второй аграрной речи Цицерон резко

говорит о представителях демократии,

называя их смутьянами и мятежниками,

угрожая, что сделает их такими смирными,

что они сами будут удивлены. Выступая

против интересов бедноты, Цицерон клеймит

позором их предводителя Люция Сергия

Катилину, вокруг которого группировались

лица, пострадавшие от экономического

кризиса и сенатского произвола. Катилина,

так же как и Цицерон, выставил в 63 г.

свою кандидатуру в консулы, но, несмотря

на все старания левого крыла

демократической группы провести Катилину

в консулы, ему это не удалось вследствие

противодействия оптиматов. Катилина

составил заговор, целью которого было

вооруженное восстание и убийство

Цицерона. Планы заговорщиков стали

известны Цицерону благодаря хорошо

организованному шпионажу.

В своих четырех речах против Катилины

Цицерон приписывает своему противнику

всевозможные пороки и самые гнусные цели,

такие, как желание поджечь Рим и

уничтожить всех честных граждан.

Катилина покинул Рим и с небольшим

отрядом, окруженный правительственными

войсками, погиб в бою вблизи Пистории в

62 г. Вожди радикального движения были

арестованы и после незаконного суда над

ними по приказанию Цицерона были задушены

в тюрьме.

Заискивая перед сенатом, Цицерон в

своих речах проводит лозунг союза

сенаторов и всадников.

Само собой разумеется, что

реакционная часть сената одобрила

действия Цицерона по подавлению заговора

Катилины и даровала ему титул «отца

отечества».

Деятельность Катилины тенденциозно

освещена римским историком Саллюстием.

Между тем сам Цицерон в речи за Мурепу

(XXV) приводит следующее замечательное

высказывание Катилины: «Только тот, кто

сам несчастен, может быть верным

заступником несчастных; но верьте,

пострадавшие и обездоленные, обещаниям и

преуспевающих и счастливых... наименее

робкий и наиболее пострадавший — вот кто

должен быть призван вождем и знаменосцем

угнетенных».

Жестокая расправа Цицерона со

сторонниками Катилины вызвала

неудовольствие, популяров. С образованием

первого триумвирата, куда входили Помпеи,

Цезарь и Красе, Цицерон по требованию

народного трибуна Клодия вынужден был в

58 г. отправиться в изгнание.

В 57 г. Цицерон снова возвратился в

Рим, но уже не имел прежнего

политического влияния и занимался главным

образом литературной работой.

К этому времени относятся его речи в

защиту народного трибуна Сестия, в защиту

Милопа. В_это же время Цицероном был

написан известный трактат «Об ораторе». В

качестве проконсула в Киликии, в Малой

Азии (51—50 гг.), Цицерон приобрел

популярность в войске, особенно благодаря

победе над несколькими горными племенами.

Солдаты провозгласили его императором

(высшим военным начальником). По

возвращением в Рим в конце 50 г. Цицерон

примкнул к Помпею, но после его поражения

при Фарсале (48 г.) он отказался от

участия в борьбе и внешне помирился с

Цезарем. Он занялся вопросами ораторского

искусства, издав трактаты «Оратор»,

«Брут», и популяризацией греческой

философии в области практической морали.

После убийства Цезаря Брутом (44 г.)

Цицерон снова вернулся в ряды активных

деятелей, выступая на стороне сенатской

партии, поддерживая Октавиана в борьбе

против Антония. С большой резкостью и

страстностью он написал 14 речей против

Антония, которые, в подражание Демосфену,

называются «Филиппинами». За них он был

внесен в проскрипционный список и в 43 г.

до н. э. убит.

Цицерон оставил сочинения по теории и

истории красноречия, философские

трактаты, 774 письма и 58 речей судебных

и политических. Среди них, как выражение

взглядов Цицерона на поэзию, особое место

занимает речь в защиту греческого поэта

Архия, присвоившего себе римское

гражданство. Возвеличив Архия как поэта,

Цицерон признает гармоническое сочетание

природного дарования и усидчивой,

терпеливой работы.

Литературное наследство Цицерона не

только дает ясное представление о его

жизни и деятельности, часто не всегда

принципиальной и полной компромиссов, но

и рисует исторические картины бурной

эпохи гражданской войны в Риме.

Язык и стиль речей Цицерона.Для

политического и особенно судебного

оратора важно было не столько правдиво

осветить суть дела, сколько изложить его

так, чтобы судьи и публика, окружавшая

судебный трибунал, поверили в его

истинность. Отношение публики к речи

оратора считалось как бы голосом народа и

не могло не оказать давления на решение

судей. Поэтому исход дела зависел почти

исключительно от искусства оратора. Речи

Цицерона, хотя и были построены по схеме

традиционной античной риторики, дают

представление и о тех приемах, которыми

он достигал успеха.

Цицерон сам отмечает в своих речах

«обилие мыслей и слов», в большинстве

случаев проистекавшее от желания оратора

отвлечь внимание судей от невыгодных

фактов, сосредоточить его только на

полезных для успеха дела обстоятельствах,

дать им необходимое освещение. В этом

отношении для судебного процесса имел

важное значение рассказ, который

подтверждался тенденциозной

аргументацией, часто извращением

свидетельских показаний. В рассказ

вплетались драматические эпидозы, образы,

придающие речам художественную форму.

В речи против Верреса Цицерон

рассказывает о казни римского гражданина

Гавия, которого не имели права наказывать

без суда. Его секли па площади розгами, а

он, не издавая ни одного стона, только

твердил: «Я римский гражданин!».

Возмущаясь произволом, Цицерон

восклицает: «О сладкое имя свободы! О

исключительное право, связанное с нашим

гражданством! О трибунская власть,

которую так сильно желал римский плебес и

которую наконец ему возвратили!» Эти

патетические восклицания усиливали

драматизм рассказа.

Таким приемом варьирования стиля

Цицерон пользуется, но редко.

Патетический тон сменяется простым,

серьезность изложения— шуткой, насмешкой.

Признавая, что «оратору следует

преувеличить факт», Цицерон в своих речах

считает закономерной амплификацию— прием

преувеличения. Так, в речи против

Катилины Цицерон утверждает, что Катилина

собирался поджечь Рим с 12 сторон и,

покровительствуя бандитам, уничтожить

всех честных людей. Цицерон не чуждался и

театральных приемов, которые вызывали у

его противников обвинение в его

неискренности, в ложной слезливости.

Желая вызвать жалость к обвиняемому в

речи в защиту Милона, он говорит сам, что

«от слез не может говорить», а в другом

случае (речь в защиту Флакка) он поднял

на руки ребенка, сына Флакка, и со

слезами просил судей пощадить отца.

Применение этих приемов в

соответствии с содержанием речей создает

особый ораторский стиль. Живость его речи

приобретается благодаря пользованию

общенародным языком, отсутствию архаизмов

и редкому употреблению греческих слов.

Порой речь состоит из коротких простых

предложений, порой они сменяются

восклицаниями, риторическими вопросами и

длинными периодами, в построении которых

Цицерон следовал Демосфену. Они

разделяются на части, обыкновенно имеющие

метрическую форму и звучное окончание

периода. Это создает впечатление

ритмической прозы.

Риторические произведения. В

теоретических трудах о красноречии

Цицерон обобщил те принципы, правила и

приемы, которым следовал в своей

практической деятельности. Известны его

трактаты «Об ораторе» (55 г.), «Брут» (46

г.) и «Оратор» (46 г.).

Произведение «Об ораторе» в трех

книгах представляет собой диалог между

двумя известными ораторами,

предшественниками Цицерона—Лициннем

Крассом и Марком Антонием,

представителями сенатской партии. Свои

взгляды Цицерон выражает устами Красса,

считающего, что оратором может быть

только разносторонне образованный

человек. В таком ораторе Цицерон видит

политического деятеля, спасителя

государства в тревожное время гражданских

войн.

В этом же трактате Цицерон касается

построения и содержания речи, ее

оформления. Видное место отводится языку,

ритмичности и периодичности речи, ее

произнесению, причем Цицерон ссылается на

выступление актера, который мимикой,

жестами добивается воздействия на душу

слушателей.

В трактате «Брут», посвященном своему

другу Бруту, Цицерон говорит об истории

греческого и римского красноречия,

останавливаясь более подробно на

последнем. Содержание этого сочинении

раскрывается в другом его наименовании—«О

знаменитых ораторах». Большое значение

этот трактат получил в эпоху Возрождения.

Цель его— доказать превосходство римских

ораторов перед греческими.

Цицерон считает, что недостаточно

одной простоты греческого оратора Лисия,—

эта простота должна быть дополнена

возвышенностью и силой выражения

Демосфена. Давая характеристику множеству

ораторов, он считает себя выдающимся

римским оратором.

Наконец, в трактате «Оратор» Цицерон

излагает свое мнение о применении

различных стилей в зависимости от

содержания речи, с целью убедить

слушателей, произвести впечатление

изяществом и красотой речи, и, наконец,

увлечь и взволновать возвышенностью.

Большое внимание уделяется периодизации

речи, подробно излагается теория ритма,

особенно в концовках членов периода.

Дошедшие до нас труды оратора имеют

исключительную историческую и культурную

ценность. Уже в средние века, а особенно

в эпоху Возрождения, специалисты

интересовались риторическими и

философскими сочинениями Цицерона, по

последним знакомились с греческими

философскими школами. Гуманисты особенно

ценили стиль Цицерона.

Блестящий стилист, умеющий выражать

малейшие оттенки мысли, Цицерон явился

создателем того изящного литературного

языка, который считался образцом

латинской прозы. В эпоху Просвещения

рационалистические философские взгляды

Цицерона оказали влияние на Вольтера и

Монтескье, написавшего трактат «Дух

законов».

Заключение.

Как видно из всего вышеизложенного,

жанр Древнегреческой и Древнеримской

культур не погиб вместе с античной

цивилизацией, но, не смотря на то, что

высоты этого жанра до сих пор так и

остались недосигаемыми для современников,

он продолжает жить в нынешнее время.

Живое слово было и остается важнейшим

орудием христианской проповеди,

идеологической и политической борьбы

современности. И именно риторическая

культура античности лежит в основе

гуманитарного образования Европы со

времен Рененсанса вплоть до 18 столетия.

Не случайно в наши дни сохранившиеся

тексты речей античных ораторов имеют не

только исторический интерес, а оказывают

мощное влияние на события современности,

сохраняют огромную культурную ценность,

являясь образцами убедительной логики,

вдохновенного чувства и истинно

творческого стиля.

Литература

С.И. Радциг «История Древнегреческой литературы», г. Москва, из-во

«Высшая школа», 1969 г.;

М. Гаспарова, В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», г.

Москва, из-во «Художественная литература», 1985г.;

«Античная литература», г. Москва, из-во «Просвещение», 1986 г.;

О.М. Тронский «История Античной литературы», г. Ленинград, УЧПЕДГИЗ, 1946

г.

-----------------------

[1] «О домогательствах консульства».

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.