бесплатно рефераты
 

Античная литература

Италии, а затем территорию Южной Италии и остров Сицилию. Эта

территория называлась Великой Грецией и была богатой греческой

колонией. Экспансия Рима обогащала привилегированную часть его

общества. Усилилось влияние денежно-ростовщических групп так

называемого сословия всадников. Обогатилась и верхушка

непривилегированных – плебса. Она добилась права занимать высшие

государственные должности и образовала вместе с патрициями римскую

знать-нобилитет.

Победоносные войны доставляли Риму толпы рабов, и рабский труд

постепенно вытесняет труд мелких свободных собственников-крестьян и

ремесленников.

Завоевание Великой Греции дало возможность римлянам

непосредственно соприкоснуться с высокой греческой культурой.

Продолжавшаяся торговая и военная экспансия в районе Средиземного моря

столкнула Рим прежде всего с торговой аристократической республикой на

севере Африки Карфагеном, господином всего Средиземного моря. 1-я

Пуническая (карфагенская) война (264-241 гг.) доставила римлянам

Сицилию; далее заняли Корсику, Сардинию и даже часть Иллирии в Греции;

2-я Пуническая война (218-201 гг.)отдала римлянам Испанию и весь

карфагенский флот. 3-я Пуническая война (149-146 гг.) привела к

сожжению самого Карфагена Сципионом Эмилианом. Тут же были

присоединены к Риму Македония (148 гг.) и Греция (146 гг.), и таким

образом к середине II в. Рим стал владыкой всего Средиземного моря.

Одним из самых важных социальных результатов всех упомянутых выше

завоеваний и связанного с этим появления разбогатевшей интеллигенции

является эллинизация Рима, в корне преобразовавшая всю духовную жизнь

страны и народа. Вместо старых аскетических идеалов бережливости,

труда, защиты родины и жизни в пределах небольшой городской общины

теперь развивается стремление к роскоши, утонченной культуре и легко

добываемым богатствам. Греки, приходившие в Рим, приносили с собой все

плоды своей вековой культуры в суровую и строгую страну завоевателей и

политиков. Несомненно, некоторое влияние Греции было в Риме и раньше.

Достаточно указать на то, что римский алфавит и римские меры и веса

были заимствованы из Греции. Однако это влияние, вероятно, было

поверхностным и, главное, совершенно не отразилось на литературе.

Другое дело – влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один из

первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., т.е. сейчас

же после войны, ставит в Риме драму на латинском языке.

Особенно прославились своей приверженностью ко всему греческому

Сципионы – род, прославленный на войне с Карфагеном. Эта страсть к

эллинизму, конечно, не оставалась в Риме и без оппозиции. Особенной

суровостью и консерватизмом в этом отношении отличался Марк Порций

Катон (Старший), который добился в 173 г. изгнания греческих

эпикурейцев Алкея и Филиска, в 161 г. – высылки из Рима греческих

философов и риторов и в 155 г. – высылки афинского посольства, члены

которого, философы Карнеад, Диоген, Критолай, пропагандировали в Риме

свои учения. Все это было бесполезно, да и сам Катон принужден был в

конце концов изучить греческий язык и пользоваться для своих сочинений

греческими источниками, несмотря на свой староримский закал, ненависть

к новшествам, к порче нравов и эллинизму. В эпоху войн, в суровые

времена сплошных походов, опасностей, поражений и побед на темных

улицах Рима появились греческие боги со своими светлыми, беззаботными

лицами, эти небесные любители красоты и искусства, появились изящные

греческие Музы, «своей беспечнейшей улыбкой просветляя будничные

тревоги дня».

Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой.

а) Ливий Андроник (ок. 280-207), грек из Тарента, прибывший в Рим

в 272 г., после взятия его родного города. Для учебных целей он

переложил сатурнийский стихон «Одиссею». После первой Пунической

войны, в 240 г., Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и

одну комедию, переделки с греческого, имевшие огромный успех. Кроме

того, сохранились названия его трагедий: «Ахилл», «Алекс – биченосец»,

«Троянский конь», « Эгисф», «Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино»,

«Терей». Известно, что в 204 г. Ливий Андроник сочинил по поручению

властей гимн в целях предотвращения одного дурного предзнаменования.

Он исполнялся хором девушек в 27 человек.

б) Гней Невий (около 270-201) был свободнорожденным уроженцем

Кампании; его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после

первой Пунической войны. Его трагедии были тоже близким

воспроизведением греческих подлинников. Сохранились такие заглавия:

«Троянский конь», «Даная», «Гесиона», «Ликург», «Выступающий Гектор»,

«Ифигения», «Андромаха». Невий впервые вводит римскую национальную

драму, претекстату (претекста – римский сенаторский костюм с

пурпуровой каймой). Имеются известия о драмах «Ромуле» и «Кластидии».

Гораздо более популярен был Невий в комедии, в которой он допускал

«контаминацию» (объединение и переработку 2 греческих пьес в одну) и

внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес).

Известно, например, «Тарентиночка» с ярким образом гетеры. Будучи

либерально настроенным, он пытался подражать древней аттеической

комедии и нападал на современников, но этот плебейский задор встретил

отпор со стороны правительства и привел к изгнанию его из Рима.

Прославилась и его эпическое произведение «Пуническая война», где

рассказ шел еще об отбытии Энея из пылающей Трои, посещении им Дидоны

в Африке, о внуке Энея Ромуле – основатели Рима. Изложение, очевидно,

было весьма сухое.

Конец доклассического и начало классического периода. Время

кризиса и гибель республики (середина II в. – до 30 г. 1 в. до н.э.)

Социальная и политическая борьба. Начиная со второй половины II

века до н.э. в римском обществе проявляются острейшие классовые

противоречия.

Беспощадно эксплуатируя захватываемых в беспрерывных войнах

рабов, верхушка общества организовывала богатейшие обширные имения –

латифундии. Вследствие этого с неслыханной силой проявилось основное

противоречие рабовладельческого общества – противоречие между рабами и

рабовладельцами, выразившееся в грандиозных восстаниях рабов в

Сицилии, Малой Азии, наконец, в Италии под предводительством Спартака

(74-71 гг. до н.э.)

Не менее острым были противоречия в среде самих свободных граждан

– противоречие между крупными и мелкими собственниками, особенно между

владельцами богатейших поместий и крестьянством. Мелкие земельные

собственники разорялись, продавали свои участки и уходили в города,

становясь в большинстве люмпен – пролетариями. Богатые землевладельцы,

пользуясь правом сильного, захватывали даже землю, принадлежавшую

всему обществу свободных граждан, так называемый ager publicus.

Во второй половине II в. до н.э. в Риме образовались две

политические партии – оптиматов и популяров. Оптиматы были

выразителями интересов сенатской знати и крупных земельных

собственников. Популяры отражали инетерсы демократических кругов

города и деревни. Под влиянием массового демократического движения,

особенно крестьянства, усилилась роль народных трибунов и, наоборот,

несколько ослабла роль сената. Демократическое движение, руководимые

Тиберием и Гаем Гракхами, пытавшимися восстановить крестьянское

землевладение, окончилось неудачей.

Когда Рим стал мировой державой, его государственная форма –

аристократическая республика – потребовала уже более широкой

социальной основы. Нужна была иная форма власти. Борьба за

политическую власть вызвала длительные, ожесточенные гражданские

войны, в которых основную роль играло войско, теперь уже большей

частью наемное, а не навербованное из крестьянства, как это было

раньше. Такое войско было послушным орудием в руках тех или иных

полководцев, жаждавших встать у кормила государства. В 82 г. власть

взял в свои руки Сулла и установил кровавую диктатуру оптиматов. После

падения режима Суллы создается в 60 г. первый триумвират (Помпей, Юлий

Цезарь Красс), который был выражением военной диктатуры в государстве.

В обстановке социальной и политической борьбы конца II – начала I

в. до н.э. значительное развитие получила проза: красноречие,

историография, мемуарная и эпистолярная литература.

Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское

искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало

влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу. Развитию

красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы

греческого ораторского искусства, которое со II в. до н.э. становится

предметом тщательного изучения в специальных школах. Со страстными

речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы

братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной

силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях

пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов

широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от

ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречи были известны два

направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался

цветистым языком, пристрастием к афоризмам. Представителем этого

направления был Гортензий Гортал, старший современник Цицерона, консул

69 г.

Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким

писали греческий оратор Ликсий и историк Фукидид. Аттическому

направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв,

республиканец Марк Юний Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат

«Брут». Сам же Цицерон выработал средний стиль, в котором сочетались

особенности азианского и аттического направления.

Биография, политическая и литературная деятельность Цицерона.

Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, оилцетворяет наравне

с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине к юго-

востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил

блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался

греческой литературой. В Риме он учился у знаменитых ораторов Антония

и Красса красноречию, слушал и комментировал выступавшего на форуме

известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору

необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у

популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий

язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с

эпикурейцем Федром, стоиком Деодором и главой новоакадемической школы

Филоном. У него же он научился диалектике – искусству спора и

аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы,

но во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к

стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О

государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля,

который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека.

Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства.

Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой

части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший

государственный строй существовал в Римской республике до реформы

Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть

аристократии – в лице сената, а демократии – народного собрания. Для

лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние

законы, возродить «обычай предков».

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о

возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону

успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен

его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В

защиту Росция Американского». Защищая Росция, которого из корыстных

целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил

против насилий сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита

Суллы, Карнелия Хризабона, с помощью которого родственники хотели

овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей

оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия,

философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических

Язык и стиль речей Цицерона. Для политического и особенно

судебного оратора важно было не только правдиво осветить суть дела,

сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, отражавшая судебный

трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора

считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на

решения судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от

искусства оратора. Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мысли и

слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь

внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на

полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое

освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное

значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией,

часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались

драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму.

Признавая, что оратору следует преувеличить факт, Цицерон в своих

речах считает закономерной амплификацию – прием преувеличения. Цицерон

не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников

обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Живость его речи

приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию

архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из

коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями.

Послеклассическая литература.

Ранняя римская империя.

(I в. н.э. – первая половина II в. н.э.)

Утвердившийся в конце I в. до н.э. принципат Августа, рядившийся

вначале в ветхие одежды республики, превращается в первом веке н.э. в

Римскую империю с тиранической властью императора, опирающегося на

войско. Римская империя расширяет свои границы на Рейне, Дунае и на

Британских островах. Она хищнически эксплуатирует свои многочисленные

обширные провинции. Рим ведет оживленную торговлю, особенно с

западными провинциями. В столицу империи приводятся массы рабов. В Рим

приезжают со всех концов обширного государства философы, поэты,

художники. Императоры стремятся украсить Рим монументальными

постройками, пышными храмами, театрами, великолепными памятниками так,

чтобы и архитектура и скульптура отражали мощь и блеск империи. Но, не

смотря на внешнее величие, в Римской империи уже выступают черты

загнивания и разложения рабовладельческой системы. В первом в. н.э.

произошла перемена и в социальном составе римского общества. Старая

сенатская аристократия была сломлена и в значительной мере заменена

знатью провинций и италйских городов. Она еще пыталась иногда путем

договоров, убийств произвести переворот и вернуться к традиции римской

аристократической республики, но победа оставалсь за императорским

режимом. И сенатская оппозиция искала себе утешение в стоической

философии, проповедующей нравственное самоусовершенствование и уход от

активной политической деятельности. Второе привилегированное римское

сословие – всадники – превратилось в период Римской империи в

бюрократическое чиновничество, всецело зависящее от императора. Но, в

конце концов все римские горожане – и знать, и богачи, и мелкие

свободные труженики, и люмпен-пролетарии – были совершенно бесправны.

После классического периода литература в дальнейшем была

представлена писателями, поставившими свое искусство на службу

императорскому режиму или же на службу практической морали и

пропаганде философских идей, главным образом идей стоической философии

(Сенека, Персей). Характерным было также появление ряда писателей из

провинциалов (Марциал, Квинтилиан). В произведениях этих писателей

господствует риторический стиль, стремление сблизить художественную

прозу с ритмической поэзией. Для этого типичны жанры поэмы и трагедии

с мифологическими сюжетами и жанр сатиры-беседы.

Сенека. Еще больший интерес к стоической морали, чем при Августе,

обнаруживается во времена Нерона, с правлением которого связана жизнь

и деятельность Луция Аннея Сенеки.

Луций Анней Сенека, философ и писатель (4 г. до н.э.) родился в

Испании в Кордубе. Отец его, написавший труд о римских риторах, был

всадником. Он оказал большое влияние на риторическую подготовку сына.

Луций Сенека получил образование в Риме. Он учился философии у стоиков

Аттала и Папирия Фабиана, пифагорейца Сотиона. До конца своей хизни он

сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и

Эпикуром.

Литературное наследство Сенеки сосоит из сочинений философского

характера и поэтических произведений. К первой группе относятся: 1)

три утешительных послания к Марции, дочери пострадавшего при Тиберии

историка Кремуция Корда, послание из ссылки к матери Гельвии и к

влиятельному вольноотпущенику Клавдия Полибию; 2) трактаты-диалоги,

содержанием которых являются вопросы этики («О гневе», «О

кратковременности жизни», «О милосердии», «О досуге», «О счастливой

жизни», «О стойкости мудреца»).

К поэтическим произведениям принадлежат эпиграммы, сатира на

убитого императора Клавдия «Отыквление» и 10 трагедий: «Безумствующий

Геркулес», «Троянки», «Финикиянки», «Медея», «Федра», «Эдип»,

«Агамемнон», «Тиест», «Геркулес на Эте» и «Октавия».

В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы

стоической философии, главным образом ее практическую сторону. Поэтому

особенный интерес он проявляет к вопросу о благе людей и о добродетели

как средстве к достижению этого блага. Задача философии - научить

жить и научить достойно умереть. Человек, по его мнению, должен искать

счастья не в материальных благах, а внутри себя, поэтому Сенека

превозносит простоту нравов, показывает преимущества радостей бедняка

перед пресыщенностью богачей.

Заключение.

Подводя итог всей античной литературы, можно сказать следующее.

Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной

литературы, - это огромная склонность античных писателей изображать

главным образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир

субъективных переживаний и мир психический, несомненно, отступают на

второй план и многих писателей совсем не интересуют. Этим античная

литература резко отличается от средневековой литературы.

Античная литература обращала пристальное внимание на материальный

и телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном

виде.

В русской литературе нашли свое воплощение все стороны

античности. Здесь классическая драма (Ломоносов, Сумароков, Озеров) и

классический эпос (Херасков). Пушкинская школа и прежде всего сам

Пушкин – это расцвет красивой и благородной античности в первой

половине XIX века. В середине века высокую оценку античной литературы

находим у революционных демократов (Белинский, Герцен). Античной

тематикой наполнено творчество Аполлона Майкова, особенно его драмы.

Литература:

1. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд.,

перераб. М., «Просвещение», 1973. Стр. 5-10,254 – 262.

2. История римской литературы. Под ред. Н.Ф. Дератани. М., 1954.

Стр. 46-54.

3. Покровский М.М. История римской литературы. М., 1942.

4. Тронский И.М. История античной литературы. Л.,1957. Стр 79-86.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.