бесплатно рефераты
 

Андрей Миронов

Андрей Миронов

АНДРЕЙ

МИРОНОВ

[pic]

Славутич

2004

"Жизнь - великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная.

В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц.

И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости - они делают

людей добрыми.

Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится

чище и лучше..."

/Андрей Миронов "Московская правда", 22.09.1985 г./

Краткая биография

1941, 8 марта - Андрей Александрович Миронов родился в Москве в семье

актеров Марии Владимировны Мироновой и Олександра Семеновича Менакера

[pic] [pic]

1948-1958 г.г. - Учеба в 170 школе г.Москвы.

1958-1962 г. г. - Учеба в театральном училище имени Б.В.Щукина при театре

имени Евгения Вахтангова.

1962 г., 19 марта - Первый фильм. Фильм "А если это любовь?" Мосфильм.

Авторы сценария И. Ольшанский, Н.Руднева, Ю.Райзман, режиссер Ю.Райзман,

оператор А.Харитонов. (роль - Петр).

"Мне повезло: первым кинорежиссером, у которого я снимался, был Юлий

Райзман. Меня, студента театрального училища, пригласили на роль в фильме

"А если это любовь?". На съемках царила атмосфера, близкая театральной,

поэтому работалось с удовольствием…"

(А.Миронов. Не представляю себя без театра. Интервью взял Л.Колпаков.

Молодой Коммунар"; Тула, 1980, 26 июня).

1962 г., 18 июня - Принят в труппу Московского театра Сатиры первая роль

(Гарик) сыграна 24 июня в спектакле "24 часа в сутки" О.Стукалова.

Постановщик А.Крюков.

"Театр для меня - каждодневный увлекательный труд. Здесь мои учителя,

друзья, мое рабочее место. Без театра не мыслю свою жизнь. Судьба ко мне

благосклонна - я сыграл немало ролей на сцене и экране."

"Правда", 22 ноября 1974 года.

"Мне интересен театр, как форма лицедейства, как праздник. То, что

называется - "играешь в охотку". "Театр" №3, 1991 год.

1980 г., 18 декабря - Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении

почетного звания "Народный артист РСФСР".

1987 г., 18 марта - Последняя роль в театре - Клаверов в спектакле "Тени"

М.Е.Салтыкова-Щедрина. Постановщик А.Миронов, художник О. Шейнцис,

композитор А.Кремер.

1987 г., 14 августа - В Риге, во время гастролей Московского театра Сатиры

на спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро», не доиграв последнюю

картину, теряет сознание. Доставлен в местную больницу.

1987 г., 16 августа - Андрей Александрович Миронов скончался.

1987 г., 20 августа - Похороны на Ваганьковском кладбище.

2. Жизнь и творчество А. Миронова глазами близких людей.

«О чем твоя песня, певец незнакомый,

Над чем ты смеешься? О чем ты грустишь?

Ах, как друг от друга теперь далеко мы,

Ты с черного диска со мной говоришь.

Падает снег на пляж и кружатся листья...»

Андрей Миронов родился 8 марта 1941 года в интеллигентной семье Марии

Владимировны Мироновой и Александра Менакера 8 марта 1941 года.

Жизненные дороги родителей Андрея -- Марии Владимировны Мироновой и

Александра Семеновича Менакера -- пересеклись , когда оба уже были

состоявшимися и семейными людьми. Их горячий и стремительный роман вспыхнул

в Ростове-на-Дону, куда труппа Московского театра выехала на летние

гастроли. Стремясь произвести на белокурую, голубоглазую и остроумную Машу

Миронову самое выгодное впечатление, Алик заказал у лучшего портного

моднейший костюм цвета увядшей розы, купил в Елисеевском магазине разных

сортов сыра, ананасы, вино и упаковав все в корзину, прибыл в Ростов

завоевывать сердце своей симпатии. Увидав присланные в номер подношения,

подруга Мироновой многозначительно сказала: "Это тебе, Марья, даром не

пройдет".

"Даром" гастрольный роман не прошел обоим. Осенью решительная Мария

Владимировна сообщила мужу о том, что они должны расстаться. И тут же

потребовала от Алика, отныне переименованного по ее воле в Сашу, известить

о разводе свою жену. Надо сказать, в симпатичную Марию Миронову тогда

влюбился знаменитый тенор Иван Семенович Козловский, долго ухаживал за ней

и предлагал ей руку и сердце. Но Миронова предпочла более молодого

двадцатисемилетнего Менакера. Александру Менакеру же было тяжело и больно

расставаться с первой женой балериной Ириной Владимировной Ласкари, с

маленьким сыном Кириллом, с родным и прекрасным городом Ленинградом, где он

родился и прошло его детство, юность. Однако Ирина все поняла и тихо

отпустила его. Со старшим сыном Кириллом Ласкари, ныне известным питерским

хореографом, Александр Семенович всю жизнь поддерживал очень теплые

родственные отношения, и все сделал, чтобы его сыновья были дружными

братьями.

Итак, в конце сентября Миронова и Менакер расписались. И на протяжении

45 лет каждый год 20 сентября Менакер будет посылать телеграммы: "Дорогая

Маша, поздравляю с нашим днем. Саша".

А через полтора года на вечернем спектакле накануне 8 Марта года у

тридцатилетней Марии Владимировны начались схватки прямо за кулисами. Так

вместе с долгожданным сыном возникла красивая история, что будущий великий

артист родился на сцене.

Алаксандр Менакер: "Вечером накануне 8 марта я пошел встречать Машу

после спектакля, иду за кулисы и узнаю, что ее отвезли в родильный дом

имени Грауэрмана на Арбате.

Встревоженный будущий папа неоднократно туда звонит, и наконец на

следующий день, 8 марта, ему сообщают, что у него родился сын. Ребенок

здоров, мать здорова, все в порядке. Такой подарок себе и мне сделала Маша

Миронова к Женскому дню.

Мать, Мария Владимировна, всегда ревновала к его увлечениям. Чем

сильнее Андрей привязывался к девушке, тем сильнее его мать ненавидела ее,

если же увлечение сына было не серьезным, тогда она не обращала никакого

внимания.

Андрюша был самым молодым студентом. Училище он закончил с красным

дипломом, по окончании которого был принят на ура в Театр Сатиры. Андрей

показал себя на просмотре во всей красе и был принят безоговорочно. Энергия

его била через край. И все 25 лет творческой жизни, отпущенных ему судьбой,

отдал этой сцене. Главный режиссер "сатировцев" Валентин Николаевич Плучек

влюбился в молодого артиста сразу. Его темперамент, легкость, искрометность

прямо-таки заворожили худрука, распознав в Миронове будущую звезду, он с

самого начала стал поручать ему главные роли. Справедливости ради надо

сказать, что именно Плучек выпестовал в нем изумительного театрального

актера, а потом дал возможность состояться и как режиссеру. Но даже он не

мог предположить, на какую недосягаемую высоту поднимется его "солнышко",

какая фантастическая судьба ему уготована. В итоге через много лет он не

сможет совладать с собственной ревностью к своему лучшему актеру и вольно

или невольно причинит Андрею Александровичу немало страданий.

Но в начале пути все складывалось замечательно. Первые спектакли

Андрея -- "Клоп", "Баня", "Над пропастью во ржи", "Доходное место" --

вызвали общее восхищение зрителей и критики, что нечасто случается на

театре. Роль Холдена в спектакле "Над пропастью во ржи" по повести

Сэлинджера сделала его знаменитым на всю Москву. В 60 - 70-е годы в театр

было не попасть - ходили "на Миронова". Счастливцы, видевшие Андрея на

сцене, знают, каким гипнотическим обаянием он обладал. Его удивительная

пластика и танцевальность, самозабвенная импровизация и магнетическая

энергетика завораживали зрительный зал.

Миронов рано начал сниматься. Его герои вызывали симпатию, но редко -

доверие. Развитие и кульминация образа шикарного повесы и обаятельного

плута произошли в фильме Л. Гайдая "Бриллиантовая рука". Герой Миронова,

симпатичный Геша, он же "граф", пел про "остров невезения" и лихо

отплясывал на палубе корабля нечто невообразимое. Впоследствии

музыкальность Миронова использовали все работавшие с ним режиссеры: начиная

с "Бриллиантовой руки" не было, кажется, ни одного фильма, где бы Миронов

не пел.

Снявшись в нестареющем фильме "Бриллиантовая рука", он покорил всю

страну.

" Бриллиантовая рука " сделала Миронова кумиром публики. В 1970-ые

годы его носили на руках, в буквальном смысле: например, от служебного

входа театра Сатиры до ждавшего его автомобиля.

Между тем восхождение Миронова к вершинам успеха продолжалось.

15 киноролей за год! В "Достоянии республики" он наконец сыграл самого

себя - красивого, доброго и сумбурного, азартного и скрытно-нежного,

максималиста в душе, не признающего половинчатых дел и чувств... с припевом

"Кто на новенького" и романтическая смерть героя в финале.

Потом были встречи с Эльдаром Рязановым в "Стариках-разбойниках" и

"Невероятных приключениях итальянцев в России", где все рискованные трюки

Миронов исполнял сам (!) без дублера. Итальянские актеры, наотрез

отказывавшиеся выполнять самостоятельно какие бы то ни было трюки,

приходили в шок, глядя, что выделывал "сумасшедший русский"! Миронов же на

скорости 60 км в час (да еще по нашим-то дорогам!) вылезал из кабины

пожарной машины, залезал на аварийную лестницу, на четвереньках пробирался

к ее концу - а это 11 метров, сползал на крышу ехавших под лестницей

"Жигулей" и влезал в салон автомобиля. По свидетельствам опытных

каскадеров, это - сложный трюк даже для бывалых профессионалов. Однако

Андрей не боялся проделывать и не такое... Он спускался с шестого этажа

гостиницы "Астория", держась руками за ковровую дорожку. Висел над Невой на

высоте двадцатиэтажного дома, ухватившись за края разведенного моста,

причем под актером в это время проплывал пароход...

Особая группа фильмов Миронова - советские мюзиклы, в которых он был

царь и бог. "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки" стали классикой жанра

именно благодаря участию в них Миронова. Благодаря телевидению стал самым

популярным Остапом Бендером экрана. Одной песенки про бабочку и воробушка,

которую Миронов спел в "Обыкновенном Чуде", было бы достаточно для успеха

всего фильма. "Министр-администратор" в его исполнении - смесь цинизма и

шарма, любитель и любимец женщин - великолепен, хотя и несколько отступает

от характера шварцевского персонажа.

[pic]

Лучшая его роль в серьезном кино - Ханин в фильме Алексея Германа «Мой

друг Иван Лапшин»" (1984). Сцена в ванной, когда герой Миронова пытается и

не может застрелиться, - из тех, по которым учат актерскому ремеслу в

киношколах. Ошеломленный зритель увидел в роли писателя Ханина. Увидел и...

не узнал. Это был новый Миронов. Вот там он и побывал на волоске от смерти:

и когда от невыносимой душевной боли после смерти жены пытался покончить с

собой, неумело засовывая в рот пистолет, и когда, одинокий и беспомощный,

догонял убегающего бандита и падал в грязь с распоротым животом. До

настоящей смерти Андрею оставалось три года.

После "Итальянцев в России" Рязанов приступил к "Иронии судьбы", не

сомневаясь, что Ипполита сыграет Андрей. Но тот попросил роль Жени

Лукашина, и отказать ему режиссер не мог.

- Андрюша, я дам тебе на пробу каверзную сцену. Убедишь меня в этом эпизоде

- роль твоя.

И вот Миронов, пряча глаза, застенчиво произносит: "Я у женщин никогда

не пользовался успехом... еще со школьной скамьи... Была у нас девочка,

Ира. Я в нее в восьмом классе втюрился... Потом она вышла за Павла".

Поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как

Миронов, было невозможно. Роль Лукашина досталась Мягкову.

Не было такой "Иры". Девчонки со всей дачной округи часами просиживали

на лужайке у калитки: вдруг выйдет Андрей. На площадь Маяковского стекались

толпы посмотреть, как он выходит из театра - обаятельный, жизнерадостный, с

глазами цвета синьки. Поклонницы ради автографа своего кумира готовы были

броситься под колеса его автомобиля, а иногда действовали и вовсе

экстравагантно - прокалывали шины. Они не оставили его и теперь: земля

вокруг могильного холма на Ваганьковском расшита как ковер, красиво уложены

ветки, горят свечи...

В театре Андрей Миронов сыграл много серьезных ролей мирового

драматического репертуара. Все их не перечислишь - Фигаро, Жадов,

Хлестаков, Чацкий, Лопахин, купец Васильков, Дон Жуан, Жорж Дюруа,

Грушницкий, молодой Вишневский и не говоря уже о ролях современной тематики

...

Роль Фигаро в блестящей комедии Бомарше казалась написанной специально

для родившегося полтора века спустя артиста Миронова. С такой лучезарной

элегантностью, лёгкостью и в то же время страстью и азартом вёл он свою

рискованную игру со всемогущим графом. Множество театральных и киноработ

Миронова были богаты тем же феерическим обаянием, искромётным остроумием,

музыкально-пластической одарённостью - словом, всем, что делало Миронова на

протяжении многих лет любимцем женщин огромной страны. Недаром же Андрей

родился 8 марта, в Женский день - шутили его родители. " Хлестаков в

«Ревизоре» и Мэкки-Нож в "Трехгрошовой опере" в театре - каждая из этих

ролей была по-настоящему "звёздной".

Однако за блистательным имиджем героя-победителя скрывалось нечто.

Даже в Фигаро, его "коронной" роли, прорывался затаённый напряжённый

драматизм и нервная рефлексия. То же, едва ли не в большей степени

относится к мироновскому Жадову и, особенно, к Чацкому. В творческом багаже

актёра осталась и работа с великим русским режиссёром Анатолием Эфросом над

ролями Грушницкого в "Герое нашего времени" и Дон Жуана, в современной

обработке классического сюжета. Переигравшего десятки главных ролей

отечественного и мирового, классического и современного репертуара,

Миронова не назовёшь невостребованным артистом. И всё же во всем блеске

славы и признания зрителей и коллег, его, по отзывам близких, томила некая

неудовлетворённость собой, собственным творчеством. Потенциал артиста

безусловно превосходил собою сыгранные им роли. О том, что ещё мог бы

сыграть Андрей Миронов, не оборвись так рано его жизнь, сегодня можно лишь

гадать. Но к счастью, сохранилось то, что было им сделано: с нами остались

записи его спектаклей, его фильмы, его голос на плёнке .

Когда Анатолий Эфрос пригласил Миронова на роль Грушницкого в

телеспектактль "Старицы журнала Печорина" по "Герою нашего времени"

Лермонтова, многие удивлялись - почему именно Андрея. "Потому что он не

злодей, не интриган. Нужно, чтобы Грушницкий был душою компании, но с

некоторыми комплексами, а это именно Андрей".

Миронов обладал чувством юмора, способностью импровизировать,

остроумием и находчивостью. А музыкальность унаследовал от отца. Его любили

все - взрослые и дети, рабочие и интеллигенция, писатели и музыканты,

режиссеры и зрители. Он и в жизни был добрым, воспитанным, интеллигентным

человеком. На любой дружеской вечеринке Андрей становился центром веселья,

придавал ей праздничность, украшал остроумием, восхищал всплесками своего

вдохновения, легкой и блестящей ироничностью, мгновенной и неотразимой

импровизацией. Он был душой общества.

Он спешил жить. Играл в театре, снимался в кино, выступал с

концертами, причем каждый отрабатывал серьезно и до конца, прекрасно знал

английский и французский, шутил, смеялся, грустил, восхищался другими,

обожал джаз. Он был педантом и чистюлей, обладал деликатностью и широкой

душой. А если сталкивался с хамством и резкостью, то, говорят, с

неподражаемым "мироновским" жестом произносил: "Мы их простим".

Чуткий к женской красоте, Андрей был влюбчивым человеком и романов

имел немало. Но никогда это не было пошло, он увлекался искренне и

трогательно, вел себя с возлюбленными, как настоящий мужчина и интеллигент.

Как мужчина он был очень интересным. Высокий, крепко сбитый, с копной

пшеничных волос и ярко-голубыми глазами. Всегда такой подтянутый,

элегантный, с колоссальным мужским обаянием. Я не знаю кого еще так любили

женщины, как его. На женщин он действовал неотразимо".

В начале 70-х годов в жизни Миронова произошло важное событие. 30-

летний Миронов женился на молодой актрисе своего же театра, 24-летней

Екатерине Градовой. Она была дочерью известного профессора-архитектора и

актрисы. Зрителем она запомнилась как радистка Кэт из телевизионного

шедевра "Семнадцать мгновений весны". От семейного союза с Градовой у

Миронова осталась его единственная наследница - дочь Маша.

Екатерина Градова: "Андрей как муж был очень консервативен, но неизменно

нежен. Он был симпатичным отцом. Как мужчина Андрюша уже был очень

самостоятельным, все умел делать сам. Меня он очень многому научил. Он

всегда, везде и во всем помогал мне. ". ...У него было уникальное качество

- постоянное сомнение в себе. "Меня снимут", - говорил после репетиций.

"Тебя? А кем тебя можно заменить?" - в ответ он начинал перечислять

товарищей по театру, искренне считая, что может быть другая трактовка

образа....Развод наш не был основан на неприязненных чувствах друг к другу.

Но жизнь бурлила, предлагала новые варианты... Андрей был в этом смысле

породистым, благородным человеком. К нам с Машей он относился очень нежно и

всегда был рядом".

Говорят, причиной их развода были сложные отношения Градовой со

свекровью Марией Владимировной Мироновой.

Через несколько лет Миронов женился на актрисе театра Советской армии

Ларисе Голубкиной. Она была его старше на год, и тоже имела дочь Машу,

которая была ровесницей его собственной дочери Маши. Знакома с Мироновым

она была много лет. Сейчас Л. Голубкина при каждом удобном случае раздает

интервью, где часто приводит недостоверные факты...

И все же, какая удивительная судьба -- человек, которого обожали

миллионы, который не раз испытал любовь, не мог найти ее в семейном быту.

Зато какие верные и горячие у него были поклонницы! "Миронистки" --

совершенно особое явление в жизни театральной Москвы того времени.

Миронова многие считали везунчиком, которому все достается само собой.

Но так мог рассуждать только тот, кому глаза застилала зависть. Андрей

Александрович всю жизнь трудился как вол.

Миронов был слишком умен и хорошо воспитан, чтобы пользоваться своей

популярностью и даже стыдился собственной славы. Когда во время записи

одной из телепередач в Останкино его спросили, что бы он хотел пожелать

своим поклонниками, артист просто ответил: "Я желаю вам быть порядочными

людьми". В застойные годы это прозвучало, как минимум, неожиданно.

Его жизнь была похожа на фейерверк: ему было некогда остановиться и

задуматься о том, что может произойти несчастье. Было ощущение - несмотря

на череду историй и друзей, проходящих через судьбу Андрея, что он очень

одинок.

Юрий Катин-Ярцев, преподаватель: "Как-то само собой получилось, что вскоре

после окончания училища Андрей при встречах на улице или приглашая на свои

спектакли, стал здороваться так: "Здрась-с-те, учитель". И в этом обращении

звучала все та же любимая мною застенчиво-ироническая интонация, не

изменившаяся и тогда, когда Миронов стал очень знаменитым...

Пятого декабря 1986 года на бурном заседании в Центральном Доме актера шли

выборы кандидатов в Правление СТД СССР. Было уже около двенадцати часов

ночи, и накал страстей достигал высокой степени. Вдруг за моей спиной почти

в самое ухо прошелестело знакомое приветствие: "Здрась-с-те, учитель". Я

обернулся - Андрей сидел усталый, почему-то в пальто с поднятым воротником,

вероятно, чтоб не узнавали и не приставали, с лицом, отрешенным от

бушевавшей в зале бури.

- Почему вашей кандидатуры нет в списках? И почему вообще вы не участвуете

в голосовании? - вырвалось у меня.

Андрей устало покачал головой: его состояние в этот момент явно было

"строчкой из другого цикла".

- Нет, нет, - снова прошелестел он, - эти игры не для меня.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.