бесплатно рефераты
 

Золотой век русской культуры

превосходство над представителями аристократии. Но уже в этой повести

проявились в зародыше некоторые черты будущих воззрений Достоевского. Он не

видит в «маленьком человеке» способности к протесту и борьбе, не верит в

возможность активного воздействия на действительность.

Молодой Достоевский состоял в кружке Петрашевского и был приговорен в

1849 г. к смертной казни, замененной каторгой. После отбытия каторги его

зачислили на военную службу рядовым. Именно в эти годы писатель пережил

внутренний надлом. Он разочаровался в идеях революционной интеллигенции,

объявил революционеров людьми, далекими от народа, и призвал обратиться к

народной правде, основой которой считал смирение, долготерпение,

простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист и

писатель неоднократно вступал в полемику со сторонниками революционного

лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.

Но и в этот период своего творчества Достоевский создает произведения

огромного критического размаха, изображает кричащие противоречия

пореформенной России. Такова его книга «Записки из мертвого дома»

(1861—1862 гг.), в которой показаны страдания людей на царской каторге.

Крупнейшее произведение Достоевского—роман «Преступление и наказание»

(1866 г.). В нем выведен человек, проникнутый сознанием своей

исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем праве нарушать

моральные нормы. Достоевский развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает

внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение

нищеты и страданий людей при капитализме, показывает распад личности и

семьи, унижение и поругание человеческого достоинства.

Реакционные взгляды Достоевского уже отчетливо сказались в этой книге,

Писатель считает, что буржуазный индивидуализм характерен для

представителей революционного лагеря и выдает индивидуалиста за

революционера. Развенчивая его, Достоевский хочет развенчать в его лице и

все революционное движение. С другой стороны, эгоизму и «наполеоновскому»

принципу подавления слабых Достоевский может противопоставить только мораль

смирения, покорности и кроткой веры.

Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного человека

Достоевский воплотил в романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге также дано

изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-

дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение

кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он

беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет

единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной

жизни.

Творчество Достоевского получило мировое признание. Его реакционные

идеи, его высказывания о том, что в сознании человека господствуют темные,

эгоистические инстинкты, которые надо подавлять при помощи религиозного

смирения, использовались идеологами господствующих классов для реакционной

пропаганды. Но, как великий реалист и страстный обличитель капитализма,

Достоевский служит своим искусством прогрессивному человечеству.

Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828—1910) занимает выдающееся место в ряду

деятелей мировой культуры. Толстой происходил из высшей дворянской знати,

но он порвал со своим классом и выступил как выразитель идей и настроений

многомиллионного русского крестьянства, воплотив в своем творчестве и его

ненависть к господствующему помещичье-буржуазному режиму, и его незнание

путей борьбы, политическую неразвитость, апелляцию к богу, наивные

представления о возможности «непротивления злу». В биографической трилогии

«Детство, отрочество и юность» (1851—1856 гг.) главный герой Николенька

Иртеньев принадлежит к числу тех нравственно чутких людей из

господствующего класса, которые остро чувствуют социальную несправедливость

и ложь окружающей жизни. Образ такого человека, мучительно ищущего правды,

желающего разобраться в происходящем, проходит через все творчество

Толстого.

Служба в армии на Кавказе и в Крыму, участие в героической обороне

Севастополя сблизили Толстого с народной массой, с крестьянами, одетыми в

солдатские' шинели. В ряде произведений, посвященных войне на Кавказе, и в

своих замечательных «Севастопольских рассказах» (1855—1856 гг.) Толстой

нарисовал картины войны, свободные от фальшивой батальной героики, и

изобразил величие русского солдата, выполняющего свой долг просто и

спокойно, без позы и громких фраз.

Роман «Война и мир» (1863—1869 гг.) — грандиозная эпопея народной войны

против Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и мировой

литературы. Толстой показал здесь все русское общество, создал широкую

картину русской жизни. Изображая титулованную аристократию, Толстой

обрисовал ее эгоизм и карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность

суетным делам. Он противопоставил ей тех представителей дворянства, которые

чувствуют связь с национальными основами народной жизни или пытаются понять

сложные противоречия действительности и найти свое место в дни великого

народного бедствия.

Толстой вывел в своем романе многочисленных русских людей, мужественно

и скромно совершающих великие подвиги. Эти люди представляют народную

Россию, которая бесконечно далека от фальшивой жизни господствующих

классов. Величие полководца Кутузова Толстой также видит в его

отчужденности от узких интересов господствующих верхов и в близости к

народу. Россия победила в войне 1812 г. потому, что война эта носила

патриотический, общенародный характер.

Но в «Войне и мире» сказались и реакционные стороны воззрений Толстого.

Защищая мысль о невозможности активного и сознательного руководства

военными операциями, он приписывает Кутузову фаталистическую пассивность и

невмешательство в стихийный ход событий. Ложная идея Толстого проявилась и

в том, что образ Кутузова внутренне связан в романе с образом крестьянина

Платона Каратаева, олицетворяющего смирение и христианскую покорность

судьбе.

Толстой — гениальный психолог, мастер изображения народной жизни—уже в

рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых

поднялась мировая литература.

Литература народов России.

Вследствие высокой идейной насыщенности и глубокой народности передовая

русская культура оказывала могучее революционизирующее воздействие на

культурное развитие других народов России. Его прежде всего испытали те

народы, которые издавна были объединены с русским народом в одном

государстве и развивались с ним в рамках общей экономической системы. При

этом единство революционных устремлений и совместное участие в

освободительном движении во многом способствовали укреплению культурных

связей между народами России. Приобщение к передовой русской культуре

вдохновляло и морально поддерживало прогрессивную национальную

интеллигенцию. Русская классическая литература являлась для национальных

писателей и поэтов сокровищницей идей и образов, школой художественного

реализма, примером беззаветного служения народу. Особенно плодотворным было

культурное общение русской и украинской интеллигенции.

С 20-х годов XIX в. значительный размах приобрело изучение истории

украинского народа и его устного творчества, что свидетельствовало о росте

национального самосознания среди местной, тогда еще преимущественно

дворянской, интеллигенции.

Иван Петрович Котляревскпй (1769—1838) первым обратился к живому

народному украинскому языку, широко используя устное творчество родного

народа. Переработанная нм в бурлескном стиле «Энеида» Вергилия и пьесы

«Наталка-Полтавка» и «Солдат-Чародей» отличались мастерским изображением

украинского народного быта. Реалистические тенденции проявил в своем

творчестве также Григорий Федорович Квитка (1778—1843), выступавший под

псевдонимом «Грицко Основьяненко» (повесть «Маруся», комедия «Шельменко-

денщик» и др.). Если на Котляревского оказали благотворное влияние русские

писатели XVIII в. (Д. И. Фонвизин, В. И. Майков и др.), то Квитка был лично

связан с В. А. Жуковским и испытал воздействие идей и художественного

мастерства Гоголя. Свой роман «Пан Халявский», получивший высокую оценку

Белинского, Квитка написал на русском языке.

Процесс становления новой украинской литературы и формирования

украинского литературного языка завершила деятельность великого народного

поэта мыслителя и революционера Тараса Григорьевича Шевченко. Его

мировоззрение сложилось под непосредственным влиянием передовой русской

общественной мысли. Личное знакомство с петрашевцами, изучение

декабристской литературы, а позднее — встречи с Чернышевским и Добролюбовым

имели для него решающее значение. Творчески развивая гоголевские традиции,

Шевченко стал основоположником критического реализма в украинской

литературе. Гневно обличал он произвол крепостников и царский деспотизм

(поэмы «Наймичка», «Кавказ», «Сон», «Катерина» и др.), воспевал народные

восстания (поэма «Гайдамаки») и подвиги народных мстителей (поэма

«Варнак»). Осуждая стремление украинских националистов идеализировать

феодальное прошлое Украины, Шевченко выступал страстным поборником дружбы

украинского и русского народов. Ряд произведений был написан им по-русски.

В Белоруссии пробуждение национального самосознания среди передовой

части интеллигенции нашло выражение в собирании местными историками и

этнографами памятников устного творчества и истории белорусского народа. К

40-м годам XIX в. относится начало деятельности писателя Викентия Дунина-

Марцинкевича (1807— 1884), отразившего в сентиментально-дидактических

поэмах быт белорусской крепостной деревни. Позднее в белорусской литературе

возникает революционно-демократическое направление, наиболее ярко

представленное в 60-х годах боевой публицистикой отважного революционера,

ученика Чернышевского и редактора первой нелегальной белорусской газеты

«Мужицкая правда» — Кастуся Калиновского.

Развитие национальной 'культуры народов Прибалтики происходило в борьбе

против реакционной феодально-клерикальной идеологии немецко-шведских

баронов и ополячившихся литовских магнатов. Злейшими врагами местных

просветителей выступали церковники из числа католического и лютеранского

духовенства. Зарождавшейся национальной литературе народов Прибалтики была

свойственна с самого начала определенная антифеодальная направленность.

Литовский поэт Антанас Страздас (1763—1833), как и талантливый собиратель

эстонского народного эпоса Фридрих Крейцвальд, смело выступал против

крепостничества.

Под влиянием революционной ситуации в России среди латышской

интеллигенции возникло буржуазно-национальное движение «младолатышей»,

органом которых являлась газета «Петербургский вестник». Большинство

«младолатышей» стояло на либерально-реформистских позициях и

эволюционировало в сторону буржуазного национализма, но некоторые из них,

такие, как поэт Андрей Пумпурс (1841—1902), придерживались буржуазно-

демократических взглядов и ратовали за укрепление культурных связей

латышского и русского народов.

Благодаря присоединению к России усилились прогрессивные тенденции в

культурной жизни народов Кавказа, что нашло выражение в появлении там

светской школы, возникновении газет и журналов, национального театра.

Личные встречи с приезжавшими на Кавказ выдающимися русскими

писателями—Грибоедовым, Пушкиным, Лермонтовым, Бестужевым и ознакомление с

их произведениями идейно обогащали передовых деятелей местной

интеллигенции.

Влияние русского романтизма сказалось в творчестве грузинских поэтов

Николая Бараташвили (181/—1845), Александра Чавчавадзе (1786—1846) и др.

Этим поэтам, создавшим в 30-х годах XIX в. романтическую школу в грузинской

литературе, были присущи вольнолюбивые устремления и глубокие

патриотические чувства. К 60-м годам XIX в. относится начало общественно-

политической и литературной деятельности Ильи Григорьевича Чавчавадзе

(1837—1907), утвердившего критический реализм в грузинской литературе. Его

повесть «И это человек?» (1863 г.) продолжала развивать обличительную

тенденцию, впервые ярко проявившуюся в повести Даниела Чонкадзе (1830—1860)

«Сурамская крепость» (1859 г.). Протест против феодального произвола и

сочувствие угнетенному крестьянству привлекали к Чавчавадзе передовую

грузинскую молодежь, среди которой выделялась группа «испивших воды Терека»

(«тергдалеули»), т. е. побывавших в русских университетах и подвергшихся

влиянию прогрессивной русской общественной мысли. Самого И. Чавчавадзе его

политические противники рисовали в карикатурах с мечом в одной руке и

томиком сочинений Белинского — в другой.

Основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян также получил

образование в России и глубоко воспринял гуманистические идеи передовой

русской культуры. Его реалистический роман «Раны Армении» был пронизан

мыслью о прогрессивном значении присоединения армянских земель к России.

Ломая сопротивление реакционных клерикалов, Абовян решительно отверг

омертвевший язык древнеармянской письменности (грабар) и заложил основы

современного литературного армянского языка, широко и смело используя для

этого разговорную народную речь.

Поэт, публицист и литературный критик Микаэл Налбандян, являвшийся

учеником и боевым соратником Герцена и Чернышевского, положил начало

революционно-демократическому направлению в армянской литературе. Его

стихотворения («Песнь о свободе» и др.) являли пример гражданской поэзии,

вдохновлявшей армянскую молодежь на патриотические и революционные подвиги.

Друг ссыльных декабристов и почитатель классиков русской литературы,

выдающийся азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов смело выступал

против дурманившего народ реакционного мусульманского духовенства.

Реалистические повести и комедии Ахундова заложили прочную основу новой,

светской азербайджанской литературы и национального азербайджанского

театра. Написанная им и переведенная на русский язык его другом А. А.

Бестужевым «Восточная поэма на смерть Пушкина» демонстрировала идейную

общность передовых деятелей русской и азербайджанской культуры.

Значительные культурные сдвиги произошли в XIX в. у бесписьменных

народов Кавказа. В их фольклоре, отражавшем заветные чаяния трудящихся,

усилились мотивы социального протеста. К борьбе против угнетателей

призывали соплеменников кумыкский поэт Ирчи Казак (1830—1870), лезгин Этим

Эмин (1839— 1878) и другие народные певцы Дагестана, Большое значение имела

просветительная деятельность местных уроженцев, получивших русское

образование. Среди них выделялись абхазский этнограф С. Званба (1809—1855);

составитель первой грамматики кабардинского языка и автор «Истории

адыгейского народа» Ш. Ногмов (1801—1844): создавший в 1855 г. первый

«Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И.

Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку.

Прогрессивные деятели русской культуры популяризировали достижения

первых представителей национальной интеллигенции кавказских горцев.

Напечатанная в 1836 г. при содействии Пушкина в журнале «Современник»

повесть черкеса Султан-Казы-Гирея «Долина Ажигутай» была очень сочувственно

отмечена Белинским .

Появились своп просветители и у казахского народа. Ч. Валиханов

находился в дружбе с сосланным в Сибирь петрашевцем С. Ф. Дуровым, а во

время пребывания в Петербурге познакомился с Чернышевским. Приобщение к

русскому демократическому движению вдохновило Валиханова на смелые

выступления против царских колонизаторов и местной феодально-клерикальной

знати. Он писал «о вреде мусульманского изуверства и вообще всякого

религиозного фанатизма», считая религию «враждебной всякому знанию».

Исторические судьбы казахского народа он связывал с судьбами России,

убеждая своих соотечественников: «Без русских — это без просвещения, в

деспотии и темноте».

Так, по мере вовлечения прогрессивных сил народов России в общий поток

освободительного движения крепли культурные связи между ними и неуклонно

развивался процесс демократизации культуры. Герцен пророчески заявлял, что

«из-за насильственного единства», какое представляла собой Российская

империя, уже виднелось «единство свободное... единство, основанное на

признании равенства и самобытности», какое создаст русская революция.

Борьба направлений в русском театре в начале XIX в.

С конца XVIII в. театр в России, как и в других европейских странах,

вступает в новую эпоху своего развития. Начинается быстрый рост количества

театров в провинции, нередко за счет перехода помещичьих крепостных театров

на коммерческие основы. Крупные театральные предприятия, объединяющие

драматические, оперные и балетные труппы, создаются в Петербурге и Москве.

В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная драматическая труппа Малого

театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский

театр.

Прогрессивное направление русского театра утверждало себя в постоянной

борьбе с реакционными тенденциями в репертуаре и во всей организации

театрального дела, порожденными правительственной политикой в области

искусства. Существовавшая в Петербурге и Москве монополия императорских

театров ограничивала возможности новаторских начинаний, ставила драматургов

и актеров в зависимость от требований дирекции и всего насаждаемого в

театрах бюрократического режима. В трудных условиях развивался театр в

провинции, где процветала коммерческая инициатива антрепренеров и где

преимущественно только силой актерских талантов театр удерживался на уровне

художественных требований. Огромную поддержку развитию прогрессивного

направления в русском сценическом искусстве оказывала передовая

демократическая критика, которая отстаивала идейные основы театра, его

социальную содержательность, верность принципам жизненной правды. Идейная

борьба проходит через все развитие русского театра XIX в. Руководящую роль

в ней завоевывает прогрессивное направление, опирающееся на широко

развивающийся в эту эпоху в России процесс формирования национальной

демократической культуры и на растущие возможности яркого выражения в

драматургии и театре критических, антикрепостнических тенденций. На этой

почве достигает особого успеха сценический реализм, и в то же время

утверждается направление прогрессивного романтизма. В период от Фонвизина

до Островского складываются основные традиции русской театральной культуры,

определяются черты ее художественного своеобразия.

В конце XVIII —начале XIX в. в русском театре ведущее значение

приобретает просветительский сентиментализм. Просветительская идея

прирожденного равенства всех людей, идея «естественного человека»,

обращенная в творчестве целого ряда драматургов и актеров на раскрытие

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.