бесплатно рефераты
 

Земледелие, финансы и торговля в Древнем Египте

мастерских. Отчетность в связи с этим стояла на высоком уровне;

домоправитель неизменно представлял хозяину пространные ведомости,

хранитель хозяйственных книг предъявлял отчет за весь прошлый год.

Владения вельможи распадались на отдельные населенные пункты -

"дворы", "селения". Во главе отдельных дворов и селений стояло по

"властелину" (хека). Мы находим "властелина" при севе и жатве, на гумне и

скотном дворе. Соответственно и отчитывался "властелин" как в собранном

хлебе, так и в поголовье скота. Нередко такие отчеты кончались избиением

"властелинов".

Поля и гумна вельмож были распределены по отдельным селениям. На поле

при севе и жатве работали рабочие "отряды". Судя по изображениям, в них

состояли одни мужчины. Женской работой было веяние. Если в страдную пору не

хватало жнецов, а вельможа был номархом, то он мог в помощь отрядам своего

"личного дома" привлечь "царских" людей, т. е. земледельцев-общинников.

Поля также обрабатывали рабы.

Посевное зерно выдавалось из хозяйской житницы, и собранный хлеб был

зерном, принадлежащим "личному дому" вельможи. Когда в селениях имелись

крупные скотные дворы, то коровьи упряжки, на которых пахали на вельможу,

принадлежали также ему, а не землепашцам. Основная особенность гробничных

рельефов Древнего царства заключается в художественном изображении на них

многочисленных сцен трудовой деятельности работников вельможеских хозяйств,

за которой наблюдает сам вельможа с помощью своих сыновей, братьев и

служащих. Работникам часто помогают их непосредственные начальники -

надсмотрщики. Мало того: к работникам присоединяются и выполняют эту же

работу жрецы заупокойного культа.

Как показывают пояснительные надписи, сопровождающие изображения,

работники хозяйств вельмож были их "собственными" людьми, в состав которых

входили подневольная "челядь" ("мерет") и домашние рабы ("баку").

То что известно о царском и храмовом хозяйствах позволяет считать их

по существу своему похожими на хозяйства вельмож.

В Египте преобладала государственная собственность на землю. Раздачу

земель производил фараон. В его руках была сосредоточена неограниченная

власть.

Основными непосредственными производителями сельскохозяйственной

продукции были феллахи, составлявшие большинство населения страны. Они жили

деревнями - общинами, возделывали свои земли и земли крупных

землевладельцев. К сожалению, о положении свободных производителей, не

вовлеченных в хозяйство вельмож и царя, до нас дошло очень мало сведений.

5 Технология сельского хозяйства.

1 Посев.

Перед паводком ирригационную систему приводили в порядок: дамбы, по

которым проходили сухопутные дороги, восстанавливали и укрепляли посадкой

деревьев и кустарников, каналы очищали и углубляли. Предполагают, что

найденные археологами каменные и кремневые наконечники мотыг периодов

неолита и энеолита предназначались именно для копки, а не для

земледельческих работ.

Во время паводка земледельцы следили за наполнением бассейнов водой.

Когда вода заполняла поля бассейнов до уровня трех-четырех локтей, каналы,

через которые она поступала, закрывали камнями и засыпали землей. В

бассейнах паводковую воду задерживали около двух месяцев, пока не оседал ил

и почва не пропитывалась влагой. Освобожденную от ила воду медленно

спускали по дренажным (спускным) каналам.

К октябрю половодье медленно спадало. В условиях бассейновой системы

орошения в древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним

урожаем в год), при котором земля отдыхала под паром около пяти-шести

месяцев. За это время аллювиальная почва, истощаемая ежегодными посевами

зерновых культур на одних и тех же участках земли, успевала восстановить

свое плодородие - насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила,

которые под воздействием солнечных лучей обогащали ее соединениями азота и

фосфора. Сразу же после спада половодья в октябре-ноябре, в период

"выхождения", начинались полевые работы земледельцев, сначала в Верхнем

Египте, затем в Нижнем. Хозяйственные особенности Нижнего и Верхнего

Египта, объясняемые различным характером их природных условий, развивались

во времена Древнего царства в направлении специализации сельского

хозяйства. Нижнему Египту с землями, отчасти засеянными злаками, отчасти

занятыми садами, лугами, болотами, Верхний Египет противостоял как

преимущественно хлебный край. С эпохи неолита и до Среднего царства посевы

ячменя, более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами

влаголюбивого эммера. Такие качества ячменя и эммера были замечены

земледельцами Древнего царства, поскольку практиковались смешанные посевы

этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер), несмотря на то

что уже с эпохи неолита египтянам были известны и раздельные посевы. На

выращивании зерновых культур, особенно менее требовательного ячменя,

специализировался Верхний Египет. Нижний Египет, более богатый лугами,

садами и виноградниками, с конца Раннего царства тоже стал засеваться

зерновыми культурами, преимущественно влаголюбивым эммером.

Во времена Раннего царства египтяне заимствовали из Передней Азии и

настоящую (голозерную) пшеницу. Но эта более требовательная, чем эммер, и

истощающая почву культура не получила большого распространения в Египте до

греко-римского периода, хотя хлеб из нее изготовляли высшего качества. Во

времена Древнего царства выращивали также особый вид полбы, употреблявшийся

для приготовления пива. Из технических и масличных культур египтяне с эпохи

неолита культивировали лен, как ради его волокон для пряжи, так и с целью

получения семян, из которых приготовляли льняное масло. Способ посева

древнеегипетских земледельцев существенно отличается от практикуемого в

Европе. Вот, что говорит по этому поводу Геродот: "Теперь они (т. е.

египтяне, проживающие "ниже Мемфиса") действительно собирают земные плоды с

меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне: они не трудятся

над тем, чтобы провести борозды плугом, чтобы взрыхлить землю мотыгой или

исполнить какую-либо работу над пахотным полем, обязательную для всякого

иного народа. Сама собой река наводняет и орошает поля, а оросивши,

вступает обратно в свои берега; тогда каждый засевает свое поле и пускает

на него свиней, которые и втаптывают семена в землю". Такой способ сева был

возможен в хорошо орошаемой местности, земли которой долго оставались под

водой во время паводка и покрывались значительным слоем ила.

Если после спада паводка вода продолжала оставаться на поле,

вследствие чего земля долгое время была в состоянии жидкой грязи, сеятель

бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов, которых выпускали на

засеянное поле для втаптывания зерна в землю и уплотнения почвы. Стада

состояли из трех - десяти гривистых длинноногих овец и двух баранов -

вожака, идущего во главе стада, и замыкающего стадо. Уплотняя почву и

втаптывая зерно в землю, стада овец и баранов, по существу, выполняли

работу бороны, которую можно часто встретить на полях современного Египта.

За стадом бежали погонщики - от трех до шести человек. Они загоняли овец и

баранов в топь с помощью палок или веток с колючками в одной руке и толстых

бичей, сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в

воздухе над головами. Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко

прикрывало посеянное зерно, тогда за ним следовала еще упряжка из двух

быков или коров, тянувших легкую деревянную соху. В этом случае соха имела

особое назначение - она не рыхлила почву, которая пребывала еще в состоянии

жидкой грязи, а дополнительно прикрывала посеянное зерно землей, погружая

его глубже в почву. Бывало вслед за сохой на пашню опять выгоняли стадо

овец и баранов, по-видимому для дополнительного уплотнения жидкой почвы и

укрепления в ней зерна. Но на обыкновенных хорошо орошаемых землях, которые

не было нужды уплотнять, посевное зерно, брошенное в почву сеятелем,

прикрывалось сначала сохой, в которую была запряжена пара быков или коров,

а затем уже дополнительно втаптывалось в почву стадами овец и баранов.

В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его

юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась и на ее

поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где

паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада

воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие

земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять,

работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными

наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою

раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем

шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно,

разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в

землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой и

разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это

недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления

земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком

земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу и все бьют в одно место.

Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота.

Другим способом производили посев технической культуры - льна. Но

сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на памятниках более

поздних эпох. Обработка почвы сохой и посев семян льна тоже были тесно

связаны друг с другом. Семена льна сеяли всегда после обработки почвы

сохой. Сеятель шел вслед за сохой и бросал семена льна не высоко поднятой

рукой, как сеятель хлебного зерна, а опущенной вниз, чтобы они попадали

прямо в борозду, оставленную сохой. Это делалось для того, чтобы лен

вырастал рядами, - так его легче было выдергивать. Сеятелями часто были

женщины и мальчики, видимо, описанный способ посева семян льна не требовал

такой физической силы, как разбрасывание хлебного зерна.

Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев в

основном уже в декабре.

2 Уборка урожая.

Уборка урожая была для египетских земледельцев большим событием -

радостным завершением тяжелых земледельческих работ.

На рельефе сельскохозяйственного календаря солнечного храма царя

Ниусерра в Абусире сохранилось изображение теребления - выдергивания

созревшего льна. В Среднем Египте сбор урожая льна начинался в апреле и

продолжался восемь - десять дней, так как по истечении этого времени

коробочки перезревали, трескались и семена выпадали.

Жатва злаковых культур - ячменя и эммера - на рельефах Древнего

царства обычно изображена раздельно, что, вероятно, объясняется их

созреванием в разные сроки: ячменя - в апреле, эммера - в мае. Злаки

показанные на рельефах, различают по числу зерен и окраске: шестирядный

ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер - в красно-желтый.

Изображение ячменя и эммера в краске, как даров времени года "сухости",

сохранилось на одном рельефе XI династии.

Жали с помощью деревянных серпов со вставленными в них (закрепленными

с помощью клея и глины) хорошо отполированными кремневыми зубьями. Пучки

колосьев срезали так высоко, что стебли оставались наполовину не сжатыми.

Жали правой рукой вплотную под левым кулаком, державшим пучок стеблей.

Затем на поле с высоким жнивьем выпускали пастись скот. Сжатые колосья,

оставленные жнецами на земле, собирали другие работники, которые вязали их

в снопы; пучки сжатых колосьев складывали поочередно колосьями то в одну,

то в другую сторону; сноп завязывали с двух сторон, чем он отличался от

снопа льна, перевязанного с одной стороны.

Отряды жнецов работали под звуки флейты. На рельефе в гробнице Тии

показаны флейтист и певец, стоящие в середине поля в окружении слегка

согнутых работающих жнецов. Певец, как свидетельствует серп под его рукой,

был жнецом, но стоит он в позе певца - одной рукой подпирает щеку перед

ухом, другую протянул вперед. Он спрашивает флейтиста: "Прикажи мне (что я

должен петь)". Под ритм музыки жнецам легче было выполнять тяжелую работу.

Кроме того, флейта играла важную роль в культе бога умирающей и

воскресающей природы Осириса, связанном с сельскохозяйственными работами.

В мае начинали жать более позднюю зерновую культуру - пшеницу - эммер,

посеянный в ноябре - декабре, который созревал на месяц позже ячменя.

Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается рядом с

жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда

смешанном посеве ячменя и эммера последний снимали недозрелым и сушили в

специальных печах. Работали жнецы в набедренных повязках, завязанных

большей частью сзади. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы.

Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого

стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы к перевозке на

гумно, которое было расположено около деревни, т. е. выше поля. Чтобы не

было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили

снопы на ослах.

На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре скирды,

между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит по

одному погонщику скота. Токи - площадки для молотьбы. Площадка была

круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, при помощи которого

велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до

колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в

набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны,

забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое

других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно

обычно быки и ослы.

На рельефе в гробнице Кахифа изображено, как поясняют надписи "веяние

ячменя" и "веяние пшеницы" (обычной - "сут", не эммера). На гумне рядом с

кучей зерна стоят две работницы в плотно завязанных на голове платках

(платки держатся налобной повязкой) для защиты от летающей вокруг пыли и

мякины - на некоторых рельефах заметно пыльное облако. Они одеты в обычные

платья - сарафаны на бретельках. Одна работница поднимает вверх веялки,

представляющие собой две маленькие продолговатые лопатки, зерно падает

вниз, ветер уносит мякину. Другая работница держит веялки в правой руке, а

левой очищает зерно от мякины с помощью длинного узкого веника, за работой

наблюдает надсмотрщик с двумя собаками на повадке. В гробнице Тии показан

последний процесс очистки зерна от пыли и грязи просеиванием через решето.

В работе принимают участие и мужчины - они заметают метлами очищенное.

Провеянное зерно измерялось и учитывалось писцами. Затем работники

засыпали его в башневидные, закругленные сверху хранилища, стоявшие на

фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были сооружены из нильского ила

(на рельефах они окрашены в серый цвет). В царских и храмовых хозяйствах их

строили из кирпича-сырца. Такие зернохранилища были обнаружены археологами

в припирамидном поселении царицы Хенткавес конца IV династии. Зерно

засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное

зерно оставляли до нового сева в хранилищах устроенных на поле. Они

представляли собой скирды снопов, обмазанных нильским илом и покрытых

сверху стеблями папируса. Зерно засыпали и вынимали через отверстие у

основания хранилища.

Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских

земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали возможность жизни и

труда населению всей страны.

Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы эволюции,

медленно совершенствовалась земледельческая техника, очень низкой была

степень хозяйственной самостоятельности.

глава: Финансы и торговля в Древнем Египте

Невозможно представить общество, в котором отсутствовали бы в каком-

либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такое

высокоразвитое общество как древнеегипетское.

1 Денежная система Древнего Египта.

В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, все платежи

производились натурой. Эта же система существовала и на очень высоком

социальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества,

которым они владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшим

землевладельцем. Древние египтяне считали это очень удобным. Они торговали

на рынках, выплачивали жалованье, ссужали под проценты и собирали налоги,

не пользуясь деньгами, которые переходят из рук в руки. В то же время,

несмотря на то, что можно было гуся обменять на зерно или скот на

древесину, был установлен эталон относительной стоимости товаров.

Во времена Нового царства таким эталоном стоимости стала спираль из

медной проволоки, которая называлась утен. Этот эталон получил настолько

широкое распространение, что спираль стала иероглифическим знаком,

обозначающим утен. Но это совсем не означало, что медная спираль переходила

из рук в руки при совершении сделок, кроме тех случаев, вероятно, когда

возникала необходимость компенсировать небольшую разницу в стоимости. Но

цена товаров в большинстве случаев соизмерялась именно с ней. На одном из

изображений в храме Тота служитель Тутмос нарисован с податным списком, в

котором стоимость каждого предмета оценена именно таким способом.

Другой египетской единицей стоимости был дебен. Первоначально это

слово означало “кольцо”, но со временем оно стало обозначать не сам

предмет, а его вес или стоимость. Подобные единицы стоимости существовали и

в других странах. Холдеи одно время использовали для этой цели слитки

металла. В наши дни у некоторых африканских и других примитивных племен

таким же образом используются бусы или предметы удобного размера.

2 Внутренняя торговля Египта.

Внутренняя торговля Египта велась, по всей вероятности, не очень

широко по той простой причине, что каждая провинция обеспечивала свои нужды

сама, производя все необходимое для жизни. У каждого царя или жреца были

собственные ткачи, пивовары, плотники и другие ремесленники. Крестьяне сами

выращивали продукты питания.

3 Внешняя торговля Египта.

Единственным исключением из этого правила была внешняя торговля. На

протяжении всей своей истории Египет оживленно торговал с соседними

странами, которые находились под его контролем, такими, как Нубия, Сирия и

Ливия.

Нубия (современный Судан) была известна египтянам со времен Древнего

царства, а возможно и раньше. Время от времени египтяне совершали набеги на

эту страну, и ее народ вынужден был откупаться данью. Особенно активными на

этом поприще были цари XII династии. Наиболее распространенный мотив,

запечатленный на царских памятниках того времени, - вереница пленных

негров, закованных в кандалы, и среди них женщины с детьми за спиной. Из

Нубии в качестве военных трофеев или предметов торговли поступали: слоновая

кость, эбеновое дерево, золото, драгоценные камни, а также такие

экзотические товары, как страусовые перья (для вееров) и яйца, обезьяны,

пантеры и жирафы.

Добыча главным образом пополняла сокровищницы фараона и жрецов. Но

были и такие страны, слишком удаленные, чтобы их можно было завоевать,

например острова Эгейского моря и “страна Пунт”, с которыми египтяне

несомненно торговали. Местонахождение загадочной “страны Пунт” до сих пор

точно не определено. Одни исследователи полагают, что она могла находится

на западном побережье Индии, другие - на африканском побережье, к югу от

Красного моря, там, где сейчас находится Сомали.

На стене храма царицы Хатшепсут (предшественницы Тутмоса III) в Дейр-

эль-Бахри можно видеть знаменитый скульптурный рельеф, на котором во всех

подробностях изображена экспедиция в Пунт. На другом барельефе изображено

прибытие в Пунт. Художник, возможно сам участвовавший в путешествии

изобразил примитивные хижины на сваях, к единственной двери которых можно

было взобраться только по лестнице. Самый ценный товар, который прославил

Пунт, - ладан. Египтяне берут не только куски ладана, но и деревья чтобы

посадить их в Египте.

Что же получил народ Пунта взамен? На столе, установленном на берегу

моря, восхищенные туземцы рассматривают товары, привезенные гостями:

цветные ожерелья, кинжалы и боевые топоры, хлеб, пиво, вино, фрукты и

“другие прекрасные египетские товары”, которые наверняка были значительно

дешевле тех, что они получили взамен.

Египтяне торговали также с Критом, “островами Великого моря” и с

Сирией. Египетские оружейники ездили в страну Речену, продавали там свои

изделия и часто покупали или захватывали семитских девушек в качестве

рабынь.

К товарам, импортированным Египтом из Сирии в обмен на зерно и другие

продукты, можно отнести корабли, колесницы, повозки, оружие, музыкальные

инструменты, напитки, лошадей, быков, коров и другой скот.

4 Налогообложение в Древнем Египте.

Но все это богатство шло лишь в царские кладовые и сокровищницы богов.

Египетские труженики не могли и думать о том, чтобы купить для себя

продукты. Их существование полностью зависело от воли хозяев.

Все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев

безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея

монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все

было просто - они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую

изготовляли их жены и дочери. Но как взымались налоги с многочисленной

армии писцов и чиновников?

Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то

есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог

получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку,

роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и

одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все

эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал

имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять

с него соответствующий налог.

Египтяне, находившиеся на любой ступени социальной лестницы, платили

налоги с небольшей охотой, чем сегодня это делаем мы. Конечно же

существовали многочисленные жалобы на то, что имущество, подлежащее

обложению налогом, оценивалось неправильно, имелись случаи вымогательства и

несправедливости.

Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское

общество обладало вполне развитой экономикой, где преобладал натуральный

обмен, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной

экономической моделью государства.

Список литературы

1. Кинк Х. А., «Египет до фараонов», Москва, 1964.

2. Редер Д. Г., «Экономическое развитие Нижнего Египта (Дельты) в

архаический период (V-IV тысячелетия до н. э.)» - сб. «Древний Египет»,

Москва, 1960

3. «Всемирная история» том I (глава: Перепелкин Ю. Я., «Египет

Древнего царства»), Москва, 1955

4. Cавельева Т. Н., «Как жили египтяне во времена строительства

пирамид», Москва, 1971

5. Савельева Т. Н., «Аграрный строй Египта в период древнейшего

царства», Москва, 1971

6. Струве В. В., «История древнего Востока», Москва-Ленинград, 1941

7. Эрман А., «Жизнь в Древнем Египте»

8. Котрелл Л., «Во времена фараонов»

9. Брэстед Дж., «История Египта с древнейших времен до персидского

завоевания»

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.