бесплатно рефераты
 

Зарождение системы революционных трибуналов

Зарождение системы революционных трибуналов

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИКО - АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра истории Госучреждений

и общественных организаций

Зарождение системы

Революционных трибуналов

Реферат студентки 1-го курса

факультета архивного дела

Панченко А.С.

Научный руководитель, доцент,

кандидат исторических наук

Голотик С.И.

Москва

1997 г.

Введение

Данный реферат посвящен теме Революционных трибуналов, а точнее

периоду их зарождения и распространения.

Реферат состоит из 8-ми глав, введения и заключения.

При написании первой главы автор использовал книгу Коржихиной Т.П.

История государственных учреждений СССР, при написании второй - книгу

Мишунина П. Очерки по истории Советского уголовного права., М.,1954

Третья глава состоит из следующих нормативных актов: "Руководство для

устройства Революционных трибуналов", "Руководство для устройства

следственной комиссии", "Инструкция Московскому революционному трибуналу".

При написании четвертой и пятой глав данного реферата использована

книга В.Е. Ревы История государственного и местного управления., Пенза

1995.

В шестой главе в основном использован декрет "О революционных

трибуналах".

В написании седьмой главы задействовано несколько книг: книга В.Е.

Ревы История государственного и местного управления., Пенза 1995., книга

Мишунина П. Очерки по истории Советского уголовного права., М.,1954, книга

Коржихиной Т.П. История государственных учреждений СССР.

В восьмой главе использован Архив русской революции, с.246-275.

Краткая характеристика периодов развития

революционных трибуналов.

История развития Революционных трибуналов РСФСР тесно связана с

историей развития Советского государства и права в целом, и их периодизация

в основном совпадает. Вместе с тем есть и определенные особенности в

хронологических рамках периодизации истории Революционных трибуналов. Так в

историко-юридической литературе первый период развития Советского

государства и права датируется временными рамками: октябрь 1917 - июль 1918

г., заканчивается принятием первой Советской Конституции РСФСР.

Первый период

Для первого же периода развития Революционных трибуналов: ноябрь 1917

(тогда был принят Декрет о суде №1, предусматривавший и создание

Революционных трибуналов) - июнь 1918 года.

В июне 1918 года заканчивается период становления системы

Революционных трибуналов как на местах, так и в центре.

29 (16) мая 1918 г. издается декрет ВЦИК, а 11 июня 1918 г. ВЦИК

принимает декрет об учреждении Кассационного отдела при ВЦИК как

кассационной инстанции для приговоров местных Революционных трибуналов.[1]

Второй период

Полностью совпадает с периодом развития Советского государства и права

- это период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920

гг.)

Третий период

Частично совпадает - в 1922 г. происходит судебная реформа, по которой

Революционные трибуналы, как особая судебная система были ликвидированы.

Развитие местных Революционных трибуналов за первый период можно

подразделить на два полупериода.

Первый - с издания Декрета о суде №1 (ноябрь 1917 г.) и до Декрета “О

Революционных трибуналах” от 4 мая 1918 г. - в это время идет процесс

создания Революционных трибуналов в РСФСР.

Второй - с принятия Декрета от 4 мая 1918 г. и до конца июня 1918 г. -

реорганизация созданных ранее Революционных трибуналов с учетом их

положительного и отрицательного опыта.

Особняком стоит история Революционных трибуналов печати. Они были

созданы специально для борьбы с антисоветской печатью. История их была

кратковременной, организация весьма специфична, сфера распространения -

ограниченной.

Далее автор предлагает Вам рассмотреть несколько документов, имеющих

непосредственное отношение к формированию системы Революционных трибуналов.

Декрет о суде № 1 (22 ноября 1917 г.)

Декрет о суде был утвержден Советов Народных Комисаров и опубликован в

газете Временного Рабоче-Крестьянского провительства от 24 ноября 1917 г. №

17 и в "Собрании узаконений и распоряжений Правительства" 1917 г. № 4

ст.50.[2]

Декретом № 1 о суде проводились в жизнь следующие мероприятия:

1. Упразднялись существующие судебные установления: окружные суды,

судебные палаты, Сенат со всеми департаментаами, военные и морские суды,

коммерческие суды, прокуратура, адвокатура и судебные следователи. Эти суды

заменялись новыми судами, образованными на основе демократических выборов.

Помимо местного суда был создан еще и специальный суд, имевший своей

задачей борьбу с наиболее опасными для республики преступниками, в первую

очередь для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях.

2. Статья 8 Декрета говорила: “Для борьбы против контрреволюционных

сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а

равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и

прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих

лиц, учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы, в составе

одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими

или городскими советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов”. В

своей борьбе против врагов новой власти они должны были руководствоваться

декретами Советского государства и революционным правосознанием.

В первоначальном проекте этого декрета не было статьи,

предусматривающей создание рабочих и крестьянских Революционных трибуналов.

Эта статья появилась в Декрете уже в ходе принятия его СНК, заседанием

которого руководил Ленин.[3] Необходимость создания специальных судебных

органов по борьбе с контрреволюцией и наиболее опасными общеуголовными

преступлениями вытекала из основных задач Советского государства в этот

период - защиты завоеваний революции от внутренних и внешних врагов.

Декрет о суде № 1 закрепил следующие принципы организации

Революционных трибуналов:

1. Судей Революционных трибуналов не предполагалось избирать на основе

прямых выборов, как это было установлено для местных судов, а подлежали они

избранию советами.

Избрание членов Революционных трибуналов советами более обеспечивало

при тогдашних условиях подбор классово выдержанного состава. В 1917 г.

Революционные трибуналы в составе председателей, заместителей и членов

трибунала состояли из:

членов РСДРП(б) - 45 человек (90%)

беспартийных - 5 человек (10%)

рабочих - 21 человек (42%)

служащих - 29 человек (56%)

с высш. образованием - 7 человек (14%)

средним образованием - 13 человек (26%)

низшим образованием - 30 человек (60%)

Кроме того, Декрет допускал избрание в качестве местных судей, прежних

мировых судей. При избрании Революционных трибуналов это не допускалось.

2. Участие народных заседателей. Количество народных заседателей в

революционном трибунале было повышено до 6 человек, тогда как в местном

суде участвовало по 2 заседателя.

Декрет о суде № 1 определил и компетенцию Революционных трибуналов.

Это борьба со всеми контрреволюционными преступлениями и наиболее опасными

общеуголовными преступлениями, прежде всего со стороны свергнутых

эксплуататорских классов: торговцев, промышленников, чиновников. Декрет

поставил четко и ясно перед революционными трибуналами задачу борьбы с

контрреволюционными силами, для защиты от них революции и ее завоеваний.

Кроме того, этот декрет провозгласил создание следственных органов для

Революционных трибуналов - следственных комиссии для ведения

предварительного следствия, которые создавались советами. Все прежние

следственные комиссии подлежали упразднению и должны были передать свои

дела во вновь образуемые следственные комиссии при Советах. В деятельности

следственных комиссий, как органов предварительного следствия, действовал

коллегиональный принцип. Все решения о привлечении к уголовной

ответственности, о производстве арестом, обысков и выемок принимались

коллегиально членами следственной комиссии.

Таким образом, Декрет о суде № 1 в одной статье провозгласил создание

Революционных трибуналов, их компетенцию, сформулировал их задачи, порядок

комплектования, состав Революционных трибуналов.

В этом декрете были заложены основные принципы и положения советского

суда и социалистического уголовного права, получившие свое дальнейшее

развитие и закрепление в социалистическом уголовном законодательстве и

законодательстве о советском суде, а также в Великой Сталинской

Конституции.[4]

Нормативные акты

Руководство для устройства Революционных трибуналов.

Декрет о суде № 1 явился той правовой основой, на которой началось

строительство Революционных трибуналов на местах. Руководство этим

строительством осуществляли местные комитеты коммунистической партии,

местные Советы и их исполкомы, а также созданные Декретом о суде № 1,

ликвидации прежнего судебно-следственного, прокурорского аппарата, прежней

адвокатуры, специальные комиссары, избираемые местными Советами.

В центре вопросами судоустройства руководил Наркомюст, созданный еще

Всероссийским съездом Советов в числе первых комиссариатов.

Декрет о суде № 1 естественно в одной статье не мог решить всех

вопросов комплектования и деятельности Революционных трибуналов. К тому же

на местах иногда создавались свои нормативные акты, относящиеся к

процессуальной стороне деятельности трибуналов, к применению мер наказания

и т.д. Решались они, естественно, по-разному. Поэтому необходим был

правовой акт центрального органа, дополняющий Декрет о суде № 1.

Первым таким актом был опубликованный НКЮ 28.11.1917 г. в “Известиях

ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов” (№ 238),

нормативный акт под названием “Революционный трибунал. Руководство для

устройства Революционных трибуналов”, состоявший из 14 пунктов.

В то время левые эсеры в Наркомат юстиции не входили, и таким образом

этот документ был составлен работниками НКЮ - большевиками; подписал его

временный заместитель Наркомюста П.Стучка.

Издание “Руководства” свидетельствует о том, что Советское государство

было прежде всего обеспокоено созданием Революционных трибуналов для борьбы

с контрреволюцией. Не случайно, что спустя всего 4 дня после опубликования

Декрета о суде № 1, НКЮ издает “Руководство для устройства Революционных

трибуналов”. На основании Декрета о суде № 1 в Руководстве давались

конкретные рекомендации о создании и деятельности Революционных трибуналов.

Революционные трибуналы утверждались Советами рабочих и солдатских

депутатов и могли образовывать отделения для борьбы с контрреволюционными

силами и саботажем чиновников и служащих и для борьбы с мародерством,

хулиганством и тому подобными злоупотреблениями (п.1.2.).

Новым здесь явилось по сравнению с Декретом о суде № 1 создание

отделений в Революционных трибунале, причем прежде всего выделялось

отделение для борьбы с контрреволюционными преступлениями, новым было также

включение в компетенцию революционного трибунала борьбы со спекуляцией. ( В

Декрете говорилось нечетко о борьбе с “Злоупотреблениями торговцев...”)

По сравнению с Декретом состав революционного трибунала дополнялся

секретарем и распорядителем (п.3), причем роль распорядителя не

раскрывалась.

В Декрете лишь упоминалось о том, что революционный трибунал действует

в составе председателя и 6 очередных заседателей. В “Руководстве”

говорилось, что общие и очередные списки заседателей составляются Советами

рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.4).

Общий список заседателей составлялся на 1 месяц в количестве не менее

40 заседателей для каждого отделения революционного трибунала. Из этого

общего списка заседателей исполкомами Советов рабочих, солдатских и

крестьянских депутатов путем жеребьевки должны были создаваться очередные

списки заседателей в количестве 6 очередных и 1-2 запасных на 1 неделю, что

обеспечивало стабильность деятельности Революционных трибуналов.

Регламентировалась продолжительность сессии очередного состава

революционного трибунала - не более 1 недели ( п.7).

Важным было положение “Руководства” о том, что “заседатели получают

разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже

суточных”, что должно было способствовать привлечению заседателей в

Революционные трибуналы.

Ряд положений “Руководства” касался процессуальной стороны

деятельности Революционных трибуналов.

Так, в соответствии с п.8 в Революционные трибуналы дела должны были

поступать через следственные комиссии.

Защитниками и обвинителями в Революционных трибуналах могли быть “все

неопороченные граждане” (как и в Декрете о суде № 1). Вместе с тем

содержалось весьма важное новое положение в “Руководстве” и в данном

вопросе, значительно повышалась роль Революционных трибуналов.

Революционные трибуналы и следственные комиссии “в праве назначать от

себя по каждому делу как защитников, так и обвинителей”.

Председатели Революционных трибуналов наделялись дисциплинарной

властью в заседаниях трибуналов.

В п.12 содержалось принципиально важное положение: “В своих решениях

Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с

нарушителями революционного порядка”.

В “Руководстве” содержался примерный перечень мер наказаний,

применяемых революционными трибуналами: “денежный штраф, общественное

порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные

работы, лишение свободы, высылка за границу и т.п.” (п.12).

Исполкомы Советов должны были организовывать канцелярии трибуналов,

командируя в них служащих судебных и других учреждений (п.13).

Содержание Революционных трибуналов относилось за счет государства.

Размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и

крестьянских депутатов. (п.14)

В “Руководстве” содержалось примечание, которое давало известный

простор и местному правотворчеству. В нем говорилось следующее: “Настоящие

правила, изданные на основании п.8 Декрета о суде, рекомендуются для

руководства местных Советов, которые самостоятельны в деле организации

трибуналов в пределах декретов СНК”.

Руководство сыграло большую роль в регулировании процесса создания

Революционных трибуналов на местах и явилось определенной базой для

создания последующих нормативных актов о Революционных трибуналах.

Руководство для устройства следственной комиссии

Вслед за “Руководством для устройства Революционных трибуналов” за

подписью Стучка, без заглавия был опубликован в том же номере газеты

“Известия” нормативный акт, который можно по аналогии с предшествующим

документом назвать “Руководством для устройства следственной комиссии”,

содержащий 10 пунктов.

О следственных комиссиях говорилось немного в Декрете о суде №1.

В нем отмечалось, что для производства по делам, подсудным

революционным трибуналом образуются особые следственные комиссии при тех же

Советах и, что все ранее существовавшие следственные комиссии подлежали

ликвидации с передачей дел во вновь организуемые следственные комиссии. Вот

и все. Ни состав, ни порядок деятельности в Декрете не регламентировался.

Таким образом издание НКЮ специального нормативного акта о

следственных комиссиях имело важное значение для строительства этих

комиссий на местах.

В документе повторялось положение Декрета о том, что для

предварительного расследования дел, подведомственных трибуналам, Советы

рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образуют следственные комиссии

(п.1).

Эти комиссии могли образовывать отделения по роду расследуемых дел

(п.2).

Следственная комиссия по каждому отделению должна была состоять не

менее чем из 3 лиц, избранных Советами рабочих, солдатских и крестьянских

депутатов (п.3).

Провозглашался коллегиальный принцип деятельности следственной

комиссии. Их постановления об обысках, выемках, арестах принимались

коллегиально, но в случаях, не терпящих отлагательства, каждый член

следственной комиссии мог единолично принимать эти меры, с последующим

утверждением следственной комиссией (п.4).

Постановления и распоряжения следственной комиссии, согласно данному

документу. должны были приводиться в исполнение Красной гвардией, милицией,

войсками и прочими исполнительными органами (п.6).

Следственная комиссия могла поручать отдельные следственные действия и

не членам комиссии (п.7).

В п.7 содержалось положение, предоставляющее определенные контрольные

функции членам следственной комиссии: “Каждый член следственной комиссии

вправе проверять правильность содержания под стражей и освобождать из-под

стражи неправильно арестованных”. Таким образом следственные комиссии

наделялись некоторыми полномочиями органов прокуратуры.

Неправильные постановления следственной комиссии могли быть обжалованы

в Революционном трибунале до передачи дела в Революционный трибунал (п.8).

Это ставило следственную комиссию в определенную зависимость от

Революционного трибунала, который таким образом наделялся некоторыми

контрольными функциями в отношении следственной комиссии.

При следственной комиссии создавались канцелярии под руководством

секретаря. Содержание следственной комиссии относилось за счет государства.

Размеры вознаграждения членов следственной комиссии и служащих определялись

Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Какого-либо примечания, как в “Руководстве для устройства

Революционных трибуналов”, в этом акте не содержалось. Отсюда можно сделать

вывод, что в отношении организации и деятельности следственной комиссии НКЮ

не предоставлял такого простора для местного правотворчества, как в

отношении Революционных трибуналов. Данный нормативный акт имел большое

значение при создании последующих правовых актов.

Таким образом с изданием этих нормативных актов об организации и

деятельности Революционных трибуналов и следственных комиссий на местах

получили довольно четкие указания по их строительству, что имело несомненно

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.