бесплатно рефераты
 

Юридическая система Древней Руси

Юридическая система Древней Руси

Московский психолого-социальный институт

Брянский филиал

Юридический факультет очно - заочное отделение

Реферат

Предмет: История отечественного государства и права

Тема: «Юридическая система Древней Руси»

Выполнила:

Студентка группы

№03/ЮВ – 12

Чвелёва Е. Н.

Проверила:

Мартьянова Г. В.

Брянск 2003

План

1. Общественный строй

2. Государственный строй

3. Правовая система

Заключение

Литература

1. Общественный строй

Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже

вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений.

Формировалась феодальная собственность на землю — экономическая основа

феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального

общества — феодалы и феодально зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие

княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под

надзором его приказчиков, старост, в том числе и специально наблюдавших за

полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре —феодальная

аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских

войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь,

монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют

ей десятину — десятую часть доходов с населения и иные, в том числе

судебные, доходы.

Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и

боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов.

Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с

крестьянами и становились сами эксплуататорами. Ст. 91 Русской Правды

приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и

противопоставляет тех и других смердам.

Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и

эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность

эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала.

За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания,

дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко

оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и

словом влекло за собой также серьезные наказания.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды. Некоторые

исследователи полагали, что смердами именовались все сельские жители (Б. Д.

Греков). Другие (С. В. Юшков) считают, что смерды — это часть крестьянства,

уже закабаленная феодалами. Последняя точка зрения представляется более

предпочтительной.

Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в

Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а

территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой,

системой взаимопомощи.

В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально

зависимого крестьянина — закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но

нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу —

денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на

хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в

качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не

может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп

отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от

господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и

кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право

вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить

нерадивого закупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп в отличие от холопа

имеет некоторые человеческие права. Его нельзя бить «не за дело», он может

жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой

обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к

господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.

В многоукладном древнерусском обществе существовала и «невольная

челядь». Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или

челядином, а несвободную женщину — робой, объединяя тех и других общим

понятием «челядь».

Челядь была почти полностью бесправной. Русская Правда приравнивает ее

к скоту: «от челяди плод любо от скота» — говорит одна из ее статей. В этом

отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов,

которых в Риме называли «говорящим орудием». Однако на Руси холопы не

составляли основу производства, рабство было преимущественно

патриархальным, домашним. Не случайно Русская Правда выделяет категории

холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого

рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора — слуги,

воспитатели детей, ремесленники и пр. С течением времени развивается и

процесс превращения холопов в феодально зависимых крестьян. Они стали

первыми крепостными.

Для Древнерусского государства характерно еще отсутствие закрепощения

крестьян: Феодальная зависимость может существовать в разных формах. Для

данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления

крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то

изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего

господина.

В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные

города. Уже в IХ — X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось

еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси было

около 300 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие

привилегированной категорией людей. Это особенно относится к гостям, ведшим

иностранную торговлю. В Киеве, Новгороде и других городах жили также

искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати,

изготовлявшие оружие, украшения и т. п.

Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была

неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не

только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как

многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых

предметах.

Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, то

есть большие группы людей, объединенных единством правового статуса.

Поэтому вряд ли можно согласиться с некоторыми отечественными и зарубежными

авторами, полагающими, что сословный строй был свойствен только западному

феодализму.

Древнерусское государство было полиэтничным, как уже отмечалось,

притом с самого начала. «Повесть временных лет», перечисляя племена,

которые якобы приглашали варяжских князей, называет и явно неславянские

племена — чудь и весь. По мере продвижения славян на северо-восток они

неизбежно вступали в ареал расселения финских племен. Однако этот процесс

проходил в основном мирно и не сопровождался покорением коренного

населения. В необъятных лесах Волжского бассейна и за ним всем хватало

места, и славяне мирным путем смешивались с местными племенами. С введением

христианства этому синтезу способствовало и одинаковое крещение всех

язычников — и славян и финнов. Русский митрополит Илларион в своем «Слове о

Законе и Благодати» (XI в.) говорит о равноправии всех православных

народов, отнюдь не подчеркивая приоритета русского народа. В

законодательстве мы также не встретим никаких преимуществ для славян, для

Руси. Более того, Русская Правда предусматривает определенные преимущества

в сфере гражданского и процессуального права для иноземцев, исходя из

принципов традиционного русского гостеприимства.

Идеи интернационализма, отсутствие всякого шовинизма пронизывают и

древнерусскую литературу. В «Послании к князю Изяславу» говорится: «Милуй

не токмо своея веры, но и чужия... аще то буде жидовин, или сарацин, или

болгарин, ...или ото всех поганых — всякого помилуй и от беды избави».

2. Государственный строй

С. В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и

некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современные

исследователи в большинстве своем считают это государство с самого начала

раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенные

характерные черты.

Древнерусское государство было относительно единым, так как

подчинялось воле одного монарха. Однако форма государственного единства

Древней Руси была своеобразной и в то же время типичной для феодализма. Ее

сущность составляли отношения сюзеренитета — вассалитета, когда вся

структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии. Вассал

зависит от своего сеньора, тот — от более крупного сеньора или верховного

сюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего участвовать

в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь сеньор обязан

обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих

притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это

означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и

сюзерен. Вассалами великих князей были местные князья. Главными

иммунитетными правами были: право взимания дани и право вершить суд с

получением соответствующих доходов.

Некоторые дореволюционные, да и современные авторы видят в

Древнерусском государстве уже федеративную форму государственного единства.

Думается, что это вряд ли обоснованно. Федерация свойственна более поздним

типам государства, прежде всего буржуазному. В нашей стране она возникла

только после Октябрьской революции.

Древнерусское государство было монархией. Во главе его стоял великий

князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные

законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира,

Правда Ярослава и др. Великие князья сосредоточивали в своих руках и

исполнительную власть, будучи главой администрации. Великие князья

выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично

водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих

больших походах. Некоторые князья погибали в бою, как это случилось,

например, со Святославом.

Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой

оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском

уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода

международные договоры — военного, торгового и иного характера. Как тогда

было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в.

Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией,

Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и

др. Дипломатические переговоры вели сами князья и направляемые ими

посольства. Иногда посольство возглавлял и сам монарх, как это было,

например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию. Выполняли

князья и судебные функции.

Фигура князя родилась из племенного вождя, но князья периода военной

демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает

свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т. е. от отца к

сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня

Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без

того, чтобы выслушать мнения приближенных. Так сложился совет при князе,

юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот

совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжи

мужи.

Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды,

съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские - споры и некоторые иные

важнейшие дела. По мнению С. В. Юшкова, именно на таком съезде была принята

Правда Ярославичей.

В Древнерусском государстве существовало и вече, выросшее из древнего

народного собрания. В науке идут споры о распространенности веча на Руси и

его значении в отдельных землях. Бесспорна высокая активность веча в

Новгороде; что же касается его роли в Киевской земле, то источники не

позволяют ответить на этот вопрос однозначно.

Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная,

численная система управления. Эта система выросла из военной организации,

когда начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие —

стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так,

тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-

административным должностным лицом.

Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного.

Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении

складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи

соединения управления великокняжеским дворцом с государственным

управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги,

ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие,

конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы

управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью,

предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга

становится государственным деятелем, администратором.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей,

сидевших в своих уделах, на места посылались также представители

центральной власти — наместники и волостели. Они за свою службу получали от

населения «корм». Так сложилась система кормления.

Основу военной организации Древнерусского государства составляла

великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные

воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он

сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были

готовы в любые походы, в которых искали добычи и развлечений. Дружинники

были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина

представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла

политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также

ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина умел владеть оружием,

правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в

трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в

поход.

Города или во всяком случае их центральная часть были крепостями,

замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной,

но и всем населением города. Владимир Святославич для обороны от печенегов

построил цепь крепостей на левобережье Днепра, набрав для них гарнизоны из

северных русских земель.

Князья нередко прибегали к услугам наемников — сначала варягов, а

позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).

В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов.

Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации,

включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако существовали

специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди

них можно назвать, например, вирников — лиц, собиравших уголовные штрафы за

убийство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц.

Судебные функции осуществляли и церковные органы. Существовал также

вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей.

Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных

прав.

Государственное управление, войны, да и личные потребности князей и их

окружения требовали, конечно, немалых денег. Кроме доходов от собственных

земель, от феодальной эксплуатации крестьян князья установили и систему

налогов, дани.

Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и

дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани

стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный, т. е.

находящийся под данью.

Первоначально дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно раз

в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со

своих подданных. Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами

за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему

взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты, т.

е. специальные пункты сбора дани. В науке существуют и другие представления

о погостах.

Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых,

судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не

означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были

определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их

ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся

княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было

своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в. в оборот

входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже — денарии). Эта

валюта часто переплавлялась в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала

церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич

упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом

грозы и войны — Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболее

удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное

происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т. д.

В науке существует спор о том, откуда пришла к нам новая религия. По

летописному преданию Владимир, прежде чем изменить религии предков, позвал

представителей разных стран и разных церквей. Из Хазарского каганата, где,

как мы помним, верхушка общества исповедовала иудейство, приехали апологеты

этой религии. Из Волжской Булгарии прибыли защитники мусульманства. Но всех

победили христианские миссионеры, убедившие великого князя киевского в

преимуществах своей религии и церкви. Результат раздумий Владимира

известен. Однако спорно, откуда именно прибыли христианские проповедники.

Наиболее распространено мнение, что это были византийские миссионеры.

Однако некоторые исследователи предполагают, что христианство пришло к нам

из Дунайской Болгарии, Моравии, даже Рима. Есть версия и о том, что

введение христианства тоже не обошлось без варягов, во всяком случае

современные исследователи видят в древнерусском православии не только

южное, но и западноевропейское влияние.

Не случайно поэтому введение христианства вызвало упорное

сопротивление народа. Даже дореволюционные авторы отмечали, что крещение

Руси проходило порой огнем и мечом, как это было, например, в Новгороде.

Вооруженное сопротивление миссионерам имело место и в других городах.

Конечно, здесь сказались не только классовые, но и чисто религиозные

мотивы: люди, веками привыкшие к вере отцов и дедов, не хотели без видимых

причин от нее отступаться. Особенно это имело место в северных районах

Руси.

Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся

первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских

землях церковь возглавлялась епископами.

3. Правовая система

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось

формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.