бесплатно рефераты
 

Христианство

Христианство

План:

Введение

1. Происхождение христианства

2. Борьба за образ Христа

3.Распространение христианства в Римской империи

4. Христианская община

5. Соперники христианства

6. Епископы и их власть

7. Император Константин

8. Арианство

9.Несторианство

10.Монофизистство

Заключение

Введение

.О происхождении христианства написано огромное, по существу

необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще

трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители

библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об

историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви,

имеющие миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое

место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и

государств.

1.Происхождение христианства

.Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмом

проявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книга

как иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признается

только христианами и является для них главнейшей). О несомненной близости

первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют также

найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность

мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан

прослеживается в мессианизме - ожидания скорого прошествия Учителя

праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идей

греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к

собственности. Относительно быстрое распространение христианства в

малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено

рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков

порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и

бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и

свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между

римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.

.Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла

дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не

позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения.

Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало

рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом -

через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы

навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

.Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных

религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в

готовом и законченном виде. Однако история религиозных учений

свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных,

философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило

предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных

религий, философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую

религию, превращало ее в мощную культурно-интелектуальную силу, способную

противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в

массовое национальное движение. Усвоение первоначальным христианством

предшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его в

конгломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиально

новому учению получить всеобщее признание.

.Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали

неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) и

нравственное учение римского стоика Сенеки ( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.).

Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логос

в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у

Филона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания

Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона о

прирожденной греховности всех людей , о покаянии, о Сущем как первоначале

мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых

Сын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужило

одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии

духовных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства.

. Нравственное учение христианства, в особенности о достижение

добродетели, близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякого

человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания

божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из

божественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновение

судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы,

общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит

не от государственных требований, а всецело от общительности. Под

общительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы,

взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других,

ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве

нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало

следующим образом:

"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались

стоящие выше"

.Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:

"И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и

вы с ними"( Мф. 7:12 ).

.Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности и

обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,

самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула

страстей, гибельных для общества и человека, скромность и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированные

Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгую

оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного

милосердия.

.Усвоение христианство различных элементов восточных культов,

эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно

поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской

культуры.

2. Борьба за образ Христа

.В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух

основных школ - мифологической и исторической.

.Представители мифологической школы считают, что наука не располагает

достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности.

Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в

них событиях, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, как

исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных

событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, совершенных Христом, о его

проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей

точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение

христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся,

умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в

Евангелиях большого числа противоречий, неточностей, разночтений.

. Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной

личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд

принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность

Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей,

таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно

связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас

имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в

течение длительного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37-

после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. В

третьей главе 18 -ой книги речь пойдет о римском прокураторе

Понтии Пилате и, между прочим, сказано следующее: "В то время жил Иисус,

мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец,

учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел много

приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос. Хотя, по доносу

знатных людей нашего народа, Пилат приказал распять его, его ученики,

любившие его, остались ему верными...от него ведут свое название христиане,

секта которых с тех пор не прекращается...". Однако найденный в 1971 г. в

Египте арабский текст "Древностей", выполненный египетским епископом

Агапием в Х в., дает все основания предполагать, что Флавием описан один из

известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия не

говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не

как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

.Представители и мифологической, и исторической школы внесли

значительный вклад в издание библейских текстов, а также других источников,

относящихся к первым векам христианства. В последние годы большинство

религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы

3.Распространение христианства в Римской империи

.Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и

греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом

языке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало

последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому

что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало

различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни

эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе.

.Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих

обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память

Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой

причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой

утро.

. Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие

прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они

хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами

церкви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Раба

выкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В

плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил

от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у

диавола". Христиане праздновали три дня в неделе: среду, пятницу и

воскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и воскресении. В

праздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и это

бросалось в глаза окружающим.

. К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных

направлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейными

конкурентами. Раннехристианские общины не знали догматики и культа

позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения

богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех

общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву,

принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и

человеком.

. В христианской общине можно было заметит различие между особыми

ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных.

От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были

впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были

окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным

большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой

подготовки.

. Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если

посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь

после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали

собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми

остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся

отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только

часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не

осквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковной

двери.

. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных

догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с

ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских

восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно,

оформился окончательно.

. Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным

изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они

объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются

ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная

часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление

имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале

избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир.

Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков

(пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти.

. Изменение социального состава общин определило и эволюцию их

социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних

демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с

императорской властью.

. Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость

дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую

одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна

была новая религия, понятная всем народам империи.

. Между христианами были люди строгого обычая, которые считали

невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они

говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола,

пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что

ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется

объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена

освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому

что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед

статуей императора и т.д.

. Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона

перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь.

Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например

землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был

видеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане,

отрицая богов, навлекли грев на всех.

Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились

активной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337)

своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в

государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его

председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских

церквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждении

христианского вероучения.

4. Христианская община

.Положение христиан было трудно, потому что римские правители во

времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и

обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор и

измена. Траян не позволил устроить в городе Никомедии вольную пожарную

команду из 150 плотников, опасаясь, что у них начнутся какие-то тайные

дела. Легко разрешали только общества погребальные.

.Такие общества составлялись издавна, большей частью в среде людей

бедных, низкого звания, рабов. Богатый человек выстраивал себе большой

могильный склеп, оставлял по завещанию крупную сумму на погребение и на

поминание. Бедные люди старались устроить помин души на общие товарищеские

взносы. Несколько человек, например, люди одного ремесла, рабы одного

господина, складывались как бы в одну семью: товарищи называли себя

братьями и сестрами; они обязывались все приходить на погребение умершего

сочлена; Они выстраивали большую общую могилу - схолу. Это было круглое

двухэтажное здание: нижний этаж находился в земле; там хоронили умерших; в

верхнем был устроен зал, где собирались для трапезы, для молитвы в

поминальные дни.

.Но большинство бедных братских союзов не могли столько собрать, чтобы

устроить схолу; они отыскивали себе просто подземелье, часто далеко от

середины города; например, в Риме рыли глубже те ямы и ходы, которые были

раньше проделаны для добывания глины. Умерших клали в углубления, пробитые

в стенах вдоль проходов. Так получались длинные и извилистые улицы и

переулки под землею. Долго хоронили в этих подземных кладбищах и собирались

на поминание умерших. Во многих местах они образуют несколько этажей, один

над другим. Если растянуть могильные галереи Рима в длину, то они составят

более 1000 верст в длину.

.Чтобы не вызвать преследований, христианские общины принимали вид

таких же союзов. Христиански братья также рыли катакомбы, которые

примыкали к другим, более старинным. Христиане собирались у особенно

дорогих могил, где погребены были лучшие люди, замечательные святою жизнью,

подвигом мученичества или горячею проповедью. Нередко над такой могилой

есть небольшая комнатка с выходом в галерею: в ней ставился стол для

Евхаристии (причащения), и она постепенно расширялась в часовню для

богослужения. Первые церкви были вообще похожи на схолы: в нижней части

церкви, под полом у молящихся было кладбище. Стены христианских катакомб

украшались живописью: особенно часто изображался Христос в виде доброго

пастыря, несущего заблудшую овцу. (см. Приложение 1).

.Что касается римской литературы, то в этой области нельзя выявить явного

кризиса, однако следует отметить, что попытки возрождения римской

литературы сводились к противопоставлению традиций старой римской

культуры христианству и "варварству". Собственное творчество

консервативных кругов отличалось бесперспективностью. Пересказы старых

авторов, школьный педантизм, символико-аллегорическая фантастика - это

характерные признаки литературных произведений данного периода. Писать и

издавать книги могли только обеспеченные люди. Многие поэты и писатели

должны были искать себе состоятельных покровителей. Таково было положение

всей интеллигенции Империи. Отсюда - недовольство и оппозиционность

интеллигентов к властьимущим.

.Культура в целом находилась в еще худшем положении: живописцы и

скульпторы причислялись в Риме к ремесленникам, а их деятельность

считалась недостойной уважения, однако это ни в коей мере не мешало

римлянам благосклонно принимать произведения этих недостойных мастеров.

.В сфере искусства наблюдается общий упадок античного искусства и

зарождение нового - христианского.

.Особенно много внимания уделяется в Империи украшению жизни,

бесчисленным развлечениям, роскошным многодневным праздникам и зрелищам.

В то же время в подземных катакомбах Рима делает первые шаги новое

христианское искусство, ищущее новых эстетических идеалов, новых форм

выражения. Между прочим, раннее христианство активно поддерживало

тенденции языческого изобразительного искусства, т.е. отказ от

классическим форм, от иллюзорного подражания действительности, к

возрождению форм греческой архаики.

.Христианство - естественный продукт эллинистической культуры. Это тот

новый в греко-римском мире феномен, который возник на основе главных

тенденций эллинизма к монотеизму, к новой морали.

.Возникшее на древнееврейской религии, оно смогло отказаться от античной

культуры и многих принципов античного мышления, отказываясь, таким

образом, и от основных духовных тупиков этой культуры. Духовная культура

христианства возникла в результате взаимопроникновения двух наиболее

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.