бесплатно рефераты
 

Хозяйство и быт Степной Скифии

Хозяйство и быт Степной Скифии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Гуманитарная гимназия № 2

Историко –географическое направление

Хозяйство и быт Степной Скифии

Научно –исследовательская работа

ученика 11-А класса

гуманитарной гимназии №2

Сиротина Дмитрия

Николаев , 2001 г.

ПЛАН

I . ВСТУПЛЕНИЕ .

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .

1 . Хозяйственная деятельность скифов :

а) скотоводство ;

б) земледелие ;

в) домашнее производство ;

2 . Быт :

а) жилище ;

б) одежда ;

в) утварь ;

г) пища ;

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

ВСТУПЛЕНИЕ

Одним из основных этапов развития украинского общества является вопрос

развития скифов –кочевников , появившихся в начале VII в. до н.э. в степях

Причерноморья .появившись , скифы сразу обратили на себя внимание более

цивилизованных современников в странах Средиземноморья . Так , в одной из

книг Ветхого Завета читаем :«Вот , идёт народ из страны северной , и народ

великий поднимается от краёв земли ; держат в руках лук и копьё ; они

жестоки и немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях ,

выстроены , как один человек… Мы услышали весть о них , и руки , у нас

опустились , скорбь объяла нас…

Не выходите в поле и не ходите по дороге , ибо –меч неприятель , ужас со

всех сторон» .Пройдя огнём и мечем по странам Ближнего Востока , скифы

наконец осели в Северном Причерноморье , основав первое на территории

Украины крупное политическое объединение .

Когда персидский царь Дарий I пошёл походом на Скифию , чтобы наказать

скифов за их нападение на персидские земли ,то он был поражён тем ,что

скифы не покорились ему и не вступили с персами в открытый бой ,а убегали

от них ,опустошая свои собственные земли .Тогда могучий Дарий послал гонца

к скифскому королю Иданфирса ,через которого передал предложение сдаться

или вступить в открытый бой ,на что получил ответ ,что скифы не имеют ни

городов ,ни обрабатываемые земли, которые должны были защищать бы .

Единственное ,что заставило бы скифов воевать с персами –это отцовские

могилы .Если же персы желают воевать ,тогда пусть разыскивают те могилы и

пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,будут ли скифы воевать за эти могилы

или нет .Вот как почитали скифы своих предков .Это далеко не единственная

черта , характеризующая скифов .Я заинтересовался именно скифами ,так как

их политическое объединение Великая Скифия находилась и на территории

Николаевщины .Однако нетронутых курганов скифов практически не осталось .

Один из курганов скифов был раскопан на территории Корабельного района

города Николаева в 80-е годы .Скифы являются одним из кочевых племён ,

которые поселились на территории Северного Причерноморья в период с VI-III

века до нашей эры .Одной из причин поселения скифов на территории Северного

Причерноморья является благоприятная погода этого региона . Природа степи

способствовала развитию многих отраслей хозяйства у скифов , например :

земледелие ,скотоводство .

Вся политическая власть Скифии принадлежала кочевникам –«царским

скифам».«Нас больше всех , и мы лучше всех», -утверждали они .Все прочие

скифские и нескифские племена Украины платили день «царским скифам».В споре

о том , «кто лучше всех» , «царские скифы» прибегали к неотразимому

аргументу –своей огромной , хорошо вооружённой и прекрасно

дисциплинированной коннице . Чтобы считаться настоящим воином , скиф должен

был испить крови первого убитого им врага . с противников снимали скальпы ,

из их черепов делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше золота

и серебра ценились дружба и товарищество между воинами .

Скифское общество было обществом мужчин . Родословная велась по

отцовской линии . Имущество делилось между сыновьями . Многожёнство было

нормой . Юных жён часто убивали после смерти их мужа , чтобы положить в его

в могилу .

До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы –курганы . Тут и

роскошное захоронения племенной знати , и убогие могилы простых людей . Так

что если судить по этим курганам , среди «царских скифов» существовало

заметное социально –экономическое расслоение .

Кроме военного грабежа , у скифов был ещё один немаловажный источник

обогащения –торговля с греческими колониями на Черномор-ском побережье .

Именно скифы первыми стали предлагать на рынок те товары украинской земли

что на долгие века останутся для неё традиционными ,-зерно , воск , мёд ,

меха , рабов . Взамен они получали вина , ювелирные изделия и другие

предметы роскоши , к которым быстро пристрастились .

Видимо , из этого же самого стремления к роскоши , к украшению жизни

возникло и высокооригинальное прикладное искусство скифов .

Декоративный «скифский стиль» легко узнаётся поего излюбленому мотиву

–животным . С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени

, кони , львы изящных скифских амфор .

Украина эпохи скифов –важная , хотя и отдаленная часть классической

Средиземноморской цивилизации . При посредничестве греческих колонистов

Причерноморья скифы не только вступили в контакт с Древней Элладой , но

сумели по достоинству оценить её . В то же время связи со Средиземноморским

миром втягивали скифов и в его конфликты .

Выбору научно –исследовательской работы на тему :« Хозяйство и быт

Степной Скифии»-способствовало ряд положений . Во –первых , каждый

уважающий себя человек обязан знать историю своих предков –тех , кто

положил начало формированию его народной этничности , и хочу донести

информацию о жизни скифов до учащихся моей школы . Во –вторых , поселения

скифов были обнаружены на территории Николаевщины –той части Украины , где

я родился ; так что история скифов тесно связана и с историей развития

Николаевщины да и всего юга украинских земель .

В –третьих , развитие скифов довольно интересно в хозяйственной

деятельности(земледелие , скотоводство , домашнее производство) и в

быту(жилище , одежда , утварь, пища).

Основная часть

Хозяйство

Скифы -наиболее яркие представители ранних евразийских номадов.

Поэтому все стороны их жизни ,в том числе хозяйство, носят

отчетливый отпечаток кочевого способа жизни .Здесь мы не касаемся

вопросов экономики, по отношению к которой хозяйство является

подчиненным попятием .За пределами работы также осталась проблема

взаимодействия Степной Скифии с античными центрами Северного

Причерноморья ,в экономическую систему которых входила экономика

номадов . Из всех сторон хозяйства отображены наиболее важные его

составляющие : скотоводство , земледелие и домашнее воспроизводство.

Скотоводство

Главным занятием скифского населения Степной Скифии долгое время

было КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал Геродот : “не основывают ни

городов , ни укреплений , но все они , будучими стрелками , возят свои

дома с собой , получая пропитание не от плуга, а от разведения

домашнего скота ...” . Кочевое скотоводство Степных Скифов основывалось

на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом стадных

копытных (лошадей , овец , крупного рогатого скота) .В течении достаточно

долгого времени , т.е. весь период скифской архаики , этот вид

хозяйства был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с

середины V в. до н.э. в долине Днепра и на ближайших к ней участках

степи начинает возникать новая форма скотоводства -полукочевая ,

предполагающая зимнее содержание скота в загонах с подкормкой его

твердыми кормами . Длительное время - вплоть до гибели Великой Скифии

- эти два вида скотоводства сосуществовали , составляя экономическую

основу политического объединения именуемого Великая Скифия.

Но вернемся к кочевому скотоводству , определяющему хозяйственно-

культурный облик степи в период скифской архаики и сохраняющему

свое значение и в среднескифский период . Наиболее благоприятные

природные условия для ведение чисто кочевого скотоводства

существовали в самой южной и средней природных подзонах степи

(территории нынешней Одесской , Николаевской , Херсонской и Донецкой

областей) . В составе стада , определяемого по остатку костей в

погребениях и в насыпях курганов , преобладали животные , способные к

длительным перекочевкам - лошади и овцы , в меньшей мере

присутствует крупный рогатый скот . Об экстерьере животных можно

судить по изображениям на предметах скифской торевтики - в первую

очередь на Пекторали из кургана Толстая Могила , что на

Днепропетровщине (рис.1,1-2;4-6) на чаше из Братолюбовского кургана

на Херсонщине (рис.1;3) .

Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало . Учитывая

особое значение качества пастбищ , расположение водопоев и

особенности выпаса лошадей и овец , можно предположить , что основная

направленность сезонных перекочевок кочевников - от водораздельных

пастбищ весной и летом - в долине рек , на подовые и пойменные

пастбища осенью и зимой . Возможным местом зимовки кочевников была

пропойменная зона Днепра . Не случайно Геродот писал , что Борисфен

(Днепр) “предоставляет прекраснейшие и изобильные пастбища для скота”.

Именно в этих районах по археологическим материалам прослеживается

возникновение первых зимовок скифов , затем превращающиеся в

стационарные поселения.

На рубеже V-VI вв. до н.э. в экономике Степной Скифии

происходят значительные изменения . Некогда плодородные пастбища

Северного Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных

и ряда других негативных влияний человеческой деятель- ности

ухудшаются . Вытаптывание пастбищ происходит в первую очередь на

водоразделах . Это закономерный процесс развития любого кочевого

общества . Также закономерности и поиски человеком лучших условий

существования и попытки изменить хозяйство , приспособившись к новым

условиям . Так на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает полукочевое

скотоводство .

В стаде полуосёдлых скифов начинает преобладать крупный рогатый

скот , меньше становится лошадей и овец . По внешним признакам они

мало чем отличались от скота кочевых скифов (рис. 2;2-6) . В костных

материалах поселений полуосёдлых скифов фиксируются кости домашней

свиньи .

Кормовую базу полукочевого скотоводства составляли пойменные

пастбища , использование которых не требовало длительных перекочевок .

На левом берегу Днепра выделяются три массива плавневых пастбищ

-Великий Лук , Малая и Большая Плавни , на правом берегу -

Базавлукские плавни .

Ближе к ним в начале IV в. до н.э. и переселяется

большинство степных скифов . Здесь почти одновременно возникает более

100 поселений , селищ и городищ степных скифов . Обычно они

группировались вокруг городищ - укреплённого поселения , защищённого

земляным валом высотой более 2 м. Наиболее изучённым является

Каменское городище ,

расположенное на левом берегу Днепра в г. Каменка-Днепровская

Запорожской обл . За валами внутри территории городища располагалось

несколько разновременных посёлков . Переходящие к полукочевому образу

жизни скифы этим валом как бы отделялись от других , закрепляя за

собой пастбища обширной поймы . За пределами городища , на расстоянии

1-3 км по берегам небольших балок и над поймой формируется округа

городища , состоявшая из небольших незащищенных поселений , селищ ,

зимовок . В систему Каменского городища входит также Лысогорское

городище . В этой системе оно играло особую роль , которая

выражалась в поставке всему региону твердых кормов , о чем

свидетельствуют большие зерновые ямы этого памятника . С памятниками

оседлости Каменского региона связаны обширные курганы могильники -

Момай-гора , Солоха с группой курганов , Ильинские , Знаменские и др.

могильники .

Особую группу составляют скифские памятники о. Хортица , которые

группируются вокруг Савутинского городища , защищавшего единственный

на Днепре брод . Оно укреплено не только земляным валом , но и

сырцово-деревянными конструкциями на нём . Городище окружали поселения

и селища , а также безкурганные могильники .

Подобную структуру имел правобережный регион оседлости с

центральным Капуловским городищем , посёлками и селищами вокруг него

и курганами могильниками типа Кутянского , Никопольского ,

Капуловского, группы Чертомлыка и др .

Таким образом в Степной Скифии выделяются особые структуры

-эколого-экономические , состоящие из городища-центра , расположенного

на пересечении торговых путей , расселенческой зоны , в которой

сосредоточены неукреплённого поселения и селища , и зоны фильтрации

ресурсов с единичными и многочисленными погребальными памятниками . В

Степной Скифии таких районов пять : Каменский , Капуловский ,

Хортицкий , Приднестровский .Степное Побужье-Поингулье входило в

Ольвийский эколого-экономический район .

Оценивание в целом скотоводство степных скифов , отметим , что эта

отрасль имеет главную роль на каждом этапе развития хозяйства

степных скифов . Изменялись лишь формы её организации - если в

период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство , то в

среднескифский период существуют две формы организации скотоводства-

кочевая и полукочевая .

Земледелие

Раскопки поселений Поднепровья свидетельствуют о том , что на

рубеже V-VI вв. до н.э. тут формируется новая отрасль экономики

Степной Скифии - земледелие . Земледелие степных скифов не связано со

способами обработки земли , применявшимися в Поднепровье в период

поздней бронзы . Земледелие скифов возникло из потребностей скифского

кочевого хозяйства и было ориентировано на производство твёрдых

кормов , столь необходимых для подкормки скота в зимнее время . По-

видимому , к IV в. до н.э. пастбища днепровской поймы перестали

обеспечивать кормами скот в зимнее время и появилась необходимость

в запасах пленчатого ячменя и проса . Именно эти культуры

преобладают в зерновых ямах городища Лысая Гора .

Палеоэкологическая ситуация в степи в этот период стала

причиной сложения “скифского” степного земледелия . В видовом

отношении среди культурных растений преобладали засухоустойчивые :

просо обыкновенное , ячмень пленчатый , в меньшей степени - полба . В

обработке земли использовался перелог . На небольшом участке целены

жгли травостой , потом при помощи ручного деревянного орудия (ни

одного плуга пока на

территории Степной Скифии не найденно) её обрабатывали и засеивали

. Через год-два участок запускали в перелог , который использовался

как пастбище . Приблизительно через десять лет участок вновь

обрабатівался .

Таким образом , земледелие степных скифов в IV в. до н.э.

играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и было

подчинено скотоводству . Объёмы его производства обеспечивали лишь

минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его вывозе

или о товарном характере земледелия в степи говорить не

приходится. Этим земледелие в степи по сути отличается от античной

земледельческой системы , ориентированном не только на внутренние

потребности античных центров Северного Причерноморья , но и на вывоз

определённой части хлеба в Грецию .

Домашнее производство

Все виды домашнего производства степных скифов - деревообработка ,

обработка камня , изготовление посуды , обработка скотоводческого сырья

, прядение и ткачество были полностью обеспечены собственным сырьём

. Зависимость от природных ресурсов обусловила концентрацию основных

видов домашнего производства степных скифов в Поднепровье . Именно в

пойме Днепра были сосредоточены леса-сырьё для деревообработки .

Использовалась древесина дуба , ясеня , бука , граба , клёна , берёзы ,

тополя, ольхи , липы , ивы . Способы обработки древесины степными

скифами довольно сложны - здесь и рубка , и раскол ствола дерева

при помощи клиньев , и лицовка поверхности долотом , теслом , и

гнутьё , и долбление . Т.е. деревообработка у степных скифов

достигала значительного уровня развития и находилась на стадии

превращения в ремесло .

Как и обработка дерева , обработка камня , была сосредоточена в

Степном Поднепровье , где расположены мощные выходы гранита и

песчаника . Уровень специализации в обработке этих материалов в

раннем железном веке оставался достаточно низким и это производство

не вышло за пределы домашнего .

Домашний характер имели прядение и ткачество , появившееся в

среде осёдлых скифов в среднескифский период . Сырьём для этих

видов домашнего производства были шерсть , конопля , крапива и ,

возможно , лён . Геродот так описывает сырьё для прядения и

ткачества у скифов : “ Растёт у них в стране конопля более всего

напоминающая лён , от которого отличается высотой и толщиной . Этими

качествами конопля немного превосходит лён . Она растёт и сама по

себе , и посеянная . Из неё скифы делают себе одежду , чрезвычайно

похожую на льняную . Тот , кто не очень хорошо её знает , не

различит - из льна эта одежда или из конопли ; тот , кто вовсе не

видал конопли , считает , что одежда льняная .“

Обработка скотоводческого сырья также

осуществлялась в рамках домашнего производства . Кочевники были

умелыми косторезами . Об этом свидетельствуют раскопки хозяйственного

комплекса на Каменском городище , мастером которого изготовлялись

костяные ручки к ножам и шильям , а также сами ножи , костяные

орудия для обработки кож . Сравнение материалов этой мастерской с

находками ножей с костяными ручками в погребениях Степной Скифии

позволяют говорить о том , что мастерская , обнаруженная на Каменском

городище , снабжала своими изделиями всё Степное Поднепровье .

Степные скифы обрабатывали шкуры животных , шили из них одежду

, умели валять войлок (о чём свидетельствуют находки войлока в

кургане Вишневая могила ) , делать верёвки из сухожилий лошадей ,

кожаную утварь из шкур , плетёные , крученые или шитые ремни для

упряжи , т.е. почти всё необходимое в скотоводческом хозяйстве

производилось в нём же .

Основные виды повседневной утвари также производились самими же

скифами . К среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили способы

лепки посуды . К этому времени в скифском быту утвердились

наиболее рациональные формы посуды , удобные при кочевом и

полукочевом образе жизни (в основном горшки средних размеров и

небольшие миски ) , своя орнаментация посуды . Т.е. , к началу

среднескифского периода сформировался так называемый степной скифский

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.