бесплатно рефераты
 

Взгляд на первый период Русской истории с позиций Ключевского

Взгляд на первый период Русской истории с позиций Ключевского

Взгляд на историю первого периода Русского государства с позиций В.О.

Ключевского.

Выдающийся русский ученый – историк Василий Осипович Ключевский (1841

– 1911гг.) – академик (и почетный академик Петербургской АН), был человеком

разносторонним и, кроме хорошо известного цикла лекций: «Курс русской

истории», оставил замечательные труды по истории крепостного права,

сословий, финансов, историографии.

Русский писатель, князь Сергей Михайлович Волконский писал о нем: «В

1911 году в Петрограде скончался маститый профессор Ключевский, новейший из

корифеев русской историографии, человек, одаренный исключительным даром

проникновения в тайники былой жизни народа. От прикосновения его

критического резца с исторических личностей спадают условные очертания,

наложенные на их облик традиционными, на веру повторявшимися поверхностными

суждениями. Ни воплощения государственных добродетелей, ни носителей

беспримерного злодейства вы не встретите на страницах его книги, там пред

вами проходят живые люди - сочетание эгоизма и доброты, государственной

мудрости и безрассудных личных вожделений.

Но не только Андрей Боголюбский или Иван Грозный воскресают под его

творческим прикосновением; оживает и безымянный, почти безмолвный строитель

своей истории - обыденный русский человек: он бьется за жизнь в тисках

суровой природы, отбивается от сильных врагов и поглощает слабейших; он

пашет, торгует, хитрит, покорно терпит и жестоко бунтует; он жаждет над

собой власти и свергает ее, губит себя в распрях, уходит в дремучие леса

молитвенно схоронить в скиту остаток своих годов или убегает на безудержный

простор казачьих степей; он живет ежедневной серой жизнью мелких личных

интересов - этих назойливых двигателей, из непрерывной работы которых

слагается остов народного здания; а в годы тяжких испытаний поднимается до

высоких порывов деятельной любви к гибнущей родине.

Этот простой русский человек живет на страницах Ключевского таким, как

был, без прикрас, во всей пестроте своих стремлений и дел. Крупные

личности, яркие события - это у Ключевского лишь вехи исторического

изложения: к ним тянутся и от них отходят многотысячные нити к тем

безвестным единицам, которые своей ежедневной жизнью, сами того не зная,

сплетают ткань народной истории. Мысль Ключевского, зарожденная в высокой

области любви к правде, за десятки лет ученого труда пронизала мощный слой

исторического сырого материала, претворила его и течет спокойная, струей

исключительного удельного веса, бесстрастная и свободная. Нигде нет фразы,

нигде он не унижается до одностороннего увлечения, всюду у него, как в

самой жизни, сочетание света и тени, всюду о лицах, классах, народностях,

об эпохах беспристрастное, уравновешенное суждение. В наш век рабской

партийной мысли и лживых слов книга эта - умственная услада и душевное

отдохновение. Ей мы можем довериться».

В своем «Курсе русской истории» Ключевский, в отличие от многих других

историков, предшествующих и современников, дал историческую характеристику

страны не по царствованиям великих князей и царей, а наметил периодизацию,

исходя из главных моментов определяющих, по его мнению, развитие

исторического процесса: в его труде очень много интересного материала,

свидетельствующего о роли экономического и политического фактора в развитии

страны и все это в тесной связи с географическими, природными условиями

существования, расселения и развития народа.

Рассмотрим ход Русской истории в соответствии с взглядами В. О.

Ключевского.

Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское

государство, в самом начале не была на всем своем пространстве заселена тем

народом, который до сегодняшних дней делает ее историю. История России

открывается тем явлением, что восточная ветвь славянства, потом разросшаяся

в русский народ, вступает на русскую равнину с юго-запада, со склонов

Карпат. В продолжение многих веков этого славянского населения было далеко

недостаточно, чтобы сплошь и равномерно занять всю равнину. По условиям

исторической жизни и географической обстановки население распространялось

по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь,

покидая насиженные места и садясь на новые. При каждом таком перемещении

оно подвергалось воздействию новых условий, в соответствии с физическими

особенностями нового края и новыми внешними отношениями, возникавшими на

новых местах. Эти местные особенности и отношения при каждом новом

размещении народа придавали народной жизни особое направление, особый склад

и характер.

История России по Ключевскому есть история страны, которая

колонизуется. Область колонизации в ней расширялась вместе с ее

государственной территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение

продолжалось до XX столетия.

Ключевский делил историю России на отделы или периоды в соответствии с

народными передвижениями. «Периоды нашей истории – этапы, последовательно

пройденные нашим народом в занятии и разработке доставшейся ему страны до

самой той поры, когда, наконец, он посредством естественного нарождения и

поглощения встречных инородцев распространился по всей равнине и даже

перешел за ее пределы. Ряд этих периодов – это ряд привалов или стоянок,

которыми прерывалось движение этого народа по равнине и на каждой из

которых наше общежитие устроялось иначе, чем оно было устроено на прежней

стоянке. Я перечислю эти периоды, указывая в каждом из них господствующие

факты, из коих один – политический, другой – экономический, и обозначая при

этом ту область равнины, на которой в данный период сосредоточивалась масса

русского населения, - не все население, а главная масса его, делавшая

историю».

Первый период русской истории.

По мнению Ключевского, не ранее, чем с VIII века нашей эры можно

прослеживать постепенный рост русского народа, наблюдать внешнюю обстановку

и внутреннее строение его жизни в пределах равнины. С VIII до XIII века

народ сосредоточивался на среднем и верхнем Днепре с его притоками и с его

историческим водным продолжением – линией Ловать – Волхов. Все это время

Русь политически разбита на отдельные более или менее обособленные области,

в каждой из которых политическим и хозяйственным центром являлся большой

торговый город. Этот город захватывался пришлым князем, но и при нем не

терял своего важного значения. Господствующий политический факт этого

периода – политическое дробление земли под руководством городов.

Господствующий факт экономической жизни – внешняя торговля, движущей силой

которой является: лесные промыслы, звероловство, бортничество (лесное

пчеловодство) и т. п. Это Русь Днепровская, городовая, торговая.

Второй период русской истории.

С XIII до середины XV века главная масса русского населения появляется

на верхней Волге с ее притоками. Это масса раздроблена политически уже не

на городовые области а на княжеские уделы. Удел – это совсем другая форма

политического быта. Господствующий политический факт этого периода –

удельное дробление верхне-волжской Руси под властью князей. Господствующий

факт экономической жизни – сельскохозяйственный крестьянский труд. Это Русь

Верхне-волжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая.

Третий период русской истории.

С половины XV до второго десятилетия XVII века главная масса русского

населения из области верхней Волги растекается на юг и восток по донскому и

средне-волжскому чернозему, образуя особую ветвь народа – Великороссию,

которая вместе с населением расширяется за пределы верхнего Поволжья.

Расширяясь географически, великорусское племя впервые соединяется в одно

политическое племя под властью московского государя, который правит своим

государством с помощью боярской аристократии, образовавшейся из бывших

удельных князей и удельных бояр. Господствующий политический факт этого

периода – государственное объединение Великороссии. В экономической жизни

происходят изменения: воля крестьянства начинает стесняться по мере

сосредоточения землевладения в руках служилого сословия, военного класса,

вербуемого государством для внешней обороны. Это Русь Великая, Московская,

царско-боярская, военно-землевладельческая.

Четвертый период русской истории.

С начала XVII до половины XIX века русский народ распространяется по

всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского

хребта, Каспия и Урала и даже проникает на юг и восток далеко за Кавказ,

Каспий и Урал. Политически все почти части русской народности соединяются

под одной властью: к Великороссии примыкают одна за другой Малороссия,

Белороссия и Новороссия, образуя Всероссийскую империю. Но это собирающая

всероссийская власть действует уже не с помощью боярской аристократии, а с

помощью военно-служилого класса, сформированного государством в

предшествующий период, - дворянства. Господствующий политический факт этого

периода – политическое собирание и объединение частей Русской земли.

Основным фактом экономической жизни остается земледельческий труд,

окончательно ставшим крепостным, к которому присоединяется обрабатывающая

промышленность: фабричная и заводская. Этот период всероссийский,

императорско-дворянский, период крепостного хозяйства, земледельческого и

фабрично-заводского.

«Таковы пережитые нами периоды нашей истории, в которых отразилась

смена исторически вырабатывавшихся у нас складов общежития. Пересчитаем еще

раз эти периоды, обозначая их по областям равнины, в которых

сосредоточивалась в разные времена главная масса русского народонаселения:

1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский.».

Ключевский считал, что для изучения первого периода нашей истории

необходимо рассмотреть состав и характер Начальной летописи, основного

источника наших сведений об этом периоде. Сведения о первых веках нашей

истории довольно разнообразны и разносторонни: это и иноземные известия

патриарха Фотия (IX век), императора Константина Багрянородного и Льва

Диакона (X), сказания скандинавских саг и целого ряда арабских писателей

тех же веков (Ибн-Хордадбе, Масуди и др.). Но все это отдельные

подробности, не складывающиеся ни во что цельное. Начальная летопись дает

возможность объединить и объяснить эти отдельные данные. Она представляет

сначала прерывистый, но чем далее, тем все более последовательный рассказ о

первых двух с половиной веках нашей истории. «Летописание считалось

богоугодным, полезным делом. Потому не только частные лица записывали для

себя на память, иногда в виде отрывочных заметок на рукописях, отдельные

события, совершавшиеся в отечестве, но и при отдельных учреждениях, церквах

и особенно монастырях велись на общую пользу погодные записи достопамятных

происшествий. Сверх таких частных и церковных записок велись при княжеских

дворах и летописи официальные». Первые наиболее известные летописцы: инок

Киево-Печерского монастыря Нестор (XI – XII век), игумен Михайловского

Выдубицкого монастыря в Киеве Сильвестр (XII век) и монах Лаврентий (XIV

век. Лаврентьевский список – самый древний из сохранившихся списков

общерусской летописи).

В основание Начальной летописи легли как главные его составные части

три особые цельные повествования:

1. Повесть временных лет. «Это связная и цельная повесть, лишенная

летописных приемов. Она рассказывает о разделении земли после потопа между

сыновьями Ноя с перечнем стран, доставшихся каждому, о расселении народов

после столпотворения, о поселении славян на Дунае и расселении их оттуда, о

славянах восточных и их расселении в пределах России, о хождении апостола

Андрея на Русь, об основании Киева с новым очерком расселения восточных

славян и соседних с ними финских племен, о нашествии разных народов на

славян с третьим очерком расселения славян восточных и с описанием их

нравов, о нашествии на них хозар, о дани, которые одни из них платили

варягам, а другие хозарам, об изгнании первых, о призвании Рюрика с

братьями из-за моря, об Аскольде и Дире и об утверждении Олега в Киеве в

882 году. Повесть составлена по образцу византийских хронографов,

обыкновенно начинающих свой рассказ ветхозаветной историей».

2. Сказание о крещении Руси при Владимире. «Оно разбито на три года:

986, 987, 988. Но это также не летописный рассказ: он лишен летописных

приемов, отличается полемической окраской, желанием охулить все веры кроме

православной.».

3. Киево-Печерская летопись (ее писал в конце XI и в начале XII века

монах Печерского монастыря Нестор). В ней описаны события русской жизни XI

и XII веков до 1110 года включительно.

Конечно же, подобные летописи не могут дать полную и подробную

картину, абсолютный перечень всех событий и имен того периода. Несомненна

предвзятость отношения летописца к тем или иным событиям. Летописцы и не

могли быть беспристрастны, так как один жил в одном монастыре, другой в

другом, один служил у одного князя, другой у другого и т. п. Отстаивая

своих князей и свои местные интересы, летописец мог по-своему изобразить

ход событий, по-своему толковать их подробности, причины и следствия. Дело

ученых-историков, внимательно изучая бесценные материалы, дошедшие до нас

из глубины веков делать верные выводы и правильно расставлять исторические

акценты.

Рассмотрим теперь подробнее взгляды Ключевского на первый период

русской истории.

Начальная летопись не дает нам ответа на главный вопрос: как славяне

появились на русской равнине. Мы застаем славян уже на Дунае. Исторические

источники по-разному описывают расселение славян. Например, - из

придунайских мест, с Карпат славяне расселились в разные стороны: одни

славяне ушли и сели по Висле, прозвавшись ляхами, другие пришли на Днепр и

прозвались полянами, поселившиеся в лесах – древлянами и т. д.

Ключевский считал, что у восточных славян на Карпатах в VI веке был

образован большой военный союз под предводительством князя дулебов (одно из

славянских племен). Продолжительная борьба с Византией создала этот союз,

соединила восточное славянство почти в единое целое. Этот военный союз и

есть первый факт, который можно поставить в самом начале нашей истории.

С северо-восточных склонов и предгорий Карпат восточные славяне в VII

веке постепенно расселялись по равнине. Это расселение можно признать

вторым начальным фактом русской истории. Начальная летопись не помнит ясно

о приходе днепровских славян с Карпат, но запомнила один из последних

моментов этого расселения. Размещая восточно-славянские племена по Днепру и

его притокам, летопись рассказывает, что были в ляхах два брата, Радим и

Вятко, которые пришли со своими родами и сели – Радим на Соже, а Вятко на

Оке; от них и пошли радимичи и вятичи. Итак, славяне расселились по русской

равнине, в основном вдоль Днепра.

Днепр был главным торговым путем. Верховьями своими он близко подходит

к Западной Двине и бассейну Ильменя-озера, т.е. к двум важнейшим дорогам в

Балтийское море, а устьем ведет к северным берегам Черного моря. Притоки

Днепра справа и слева соединяются с карпатскими бассейнами Днестра и Вислы,

а с другой стороны Волги и Дона. Таким образом, область Днепра охватывает

всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря этому

по Днепру с давних времен шло оживленное торговое движение. Как сказано в

древней летописи: по Днепру шел «путь из Варяг в Греки» (северные берега

Черного моря и восточные Азовского – за долго до нашей эры были заселены

греческими колониями).

Днепр с притоками стал для восточных славян «могучей питательной

артерией народного хозяйства, втянув их в сложное торговое движение,

которое шло тогда в юго-восточном углу Европы. Своим низовым течением и

левыми притоками Днепр потянул славянских поселенцев к черноморским и

каспийским рынкам. Это торговое движение вызвало разработку естественных

богатств занятой поселенцами страны. Восточные славяне, как мы знаем,

заняли преимущественно лесную полосу равнины. Эта лесная полоса своим

пушным богатством и лесным пчеловодством и доставляла славянам обильный

материал для внешней торговли. С тех пор меха, мед, воск стали главными

статьями русского вывоза; с тех пор при хлебопашестве для себя или с

незначительным вывозом началась усиленная эксплуатация леса, продолжавшаяся

целые века и положившая глубокий отпечаток на хозяйственный и общественный

быт и даже национальный характер русского народа. Лесной зверолов и бортник

– самый ранний тип, явственно обозначившийся в истории русского народного

хозяйства.

Одно внешнее обстоятельство, по мнению Ключевского, особенно

содействовало успехам этой торговли. Примерно в то же время, когда западные

славяне вступили в приднепровские области, - с противоположной стороны, из-

за Волги и Дона, по южно-русским степям распространились хозары – азиатские

орды, блуждавшие между Черным и Каспийским морями. Это кочевое племя

тюркского происхождения вскоре начало оставлять свой кочевой быт с его

хищничеством и обращаться к мирным промыслам и оседлой жизни. Они построили

города и сделали свое государство привлекательным для торговых людей.

Хозары вместе с волжскими болгарами стали посредниками живого торгового

обмена между балтийским Севером и арабским Востоком. В VIII веке хозары

покорили племена восточных славян, жившие близко к степям, полян, северян,

вятичей. «Древнее киевское предание отметило впечатление, произведенное

хозарами на покоренных ими днепровских славян, - впечатление народа

невоинственного и нежестокого, мягкого». Хозарское «иго» было для славян не

особенно тяжело и нестрашно. Напротив, лишив восточных славян

независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для

днепровцев были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским

и каспийским рынкам. Под покровительством хозар шла бойкая торговля. Есть

свидетельства, что славянские купцы от Днепра, через Хозарию достигали

Багдада (это известие арабского писателя Хордадбе, современника Рюрика и

Аскольда), т.е. подобная торговля могла завязаться, по крайней мере, лет за

сто до Рюрика – в середине VIII века. Это подтверждается многочисленными

кладами того периода, найденными у Днепра, с арабскими монетами, начиная с

VII века.

Успехи восточной торговли славян, завязавшейся в VIII веке, привели к

возникновению на Руси древнейших торговых городов. Повесть о начале Русской

земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переяславль, Чернигов,

Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. К началу повествования о Руси

большинство этих городов были уже значительными поселениями. Большинство из

них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки». С

IX века хозарское владычество начало колебаться. Причиной этого стало

появление с востока в тылу у хозар орд печенегов. Хазары с трудом

сдерживали напор этих новых пришельцев. В одном из первых известий о Киеве

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.