| |||||
МЕНЮ
| Выдающиеся победы Александра НевскогоВыдающиеся победы Александра НевскогоАлтайский государственный университет Бийский филиал Заочное отделение Реферат по истории отечества На тему: «Выдающиеся ПОБЕДЫ Александра Невского» Студентки Группы № 1 – ЭЗ Еремеевой Елены Анатольевны г. Бийск 2002 год Оглавление 1. Введение…………………………………………………………....3 1. Феодальная раздробленность………………………………….…3 2. Владимиро-Суздальская княжество……………………….……..4 3. Юго-Западная Русь (Галицко-волынское княжество)…………..4 4. Новгородская феодальная боярская республика………………...5 2. Предки Св. Александра Невского…………………………………6 3. Жизнь и деятельность Александра Ярославовича Невского……7 4. Нашествие Батыя………………………………………………….12 5. Невская битва………………………………………………………13 6. Ледовое побоище…………………………………………………..15 7. Походы Св. Александра на Литву………………………………17 8. Западная политика Св. Александра…………………………….18 9. Поездка к Батыю…………………………………………………19 10. Новгородский мятеж 1255 г. Завоевание Тавасландии……….21 11. Татаро-монголы………………………………………………….22 12. Смерть Александра Ярославовича Невского…………………..23 13. Воля Петра Первого……………………………………………..24 14. Рассуждения об Александра Невского………………………..24 15. Список литературы………………………………………………25 1. Введение Период XI–XIII веков в истории Руси Известны как время феодальной раздробленности. Причина этого явления заключена в самом ходе экономического и политического развития Руси как феодального государства. Укрепление крупного землевладения – вотчина, в которых господствовало натуральное хозяйство, привело к тому, что они стали самостоятельными производственными комплексами, связанными только с ближайшим их окружением. Торговые и ремесленные потребности также удовлетворялись в соседних городах и центрах ярмарочной торговли. С другой стороны, для управляющих вотчинами землевладельцев были выгодны различные формы зависимости от него землевладельцев и ремесленников. Из Киевской Руси образовались самостоятельные княжества, каждое из которых было равно по территории западноевропейскому королевству: Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Галицкое, Волынское, Смоленское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Киевское и Новгородская земля. В каждом из княжеств не только существовал свой внутренний порядок (строй земельный), но и проводилась самостоятельная внешняя политика. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV века, когда большая часть территорий Киевской Руси объединилась в составе Московского государства. Говоря о дроблении древнерусского государства, не следует впадать в негативизм. Обратим внимание, что на территории бывшей Киевской Руси в XII–XIII вв. образовалось несколько жизнеспособных государственных центров, независимых друг от друга. 1. Владимиро-Суздальская княжество. Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Оки и Волги. Благоприятное географическое положение обусловило экономическое развитие княжества, выразившееся и в появлении ряда новых городов, среди которых была Москва. Она ранее принадлежала боярину Степану Кучке. После того как он был казнён, эта небольшая крепость оказалась в руках Юрия Долгорукого. По данным летописи, в 1256 г. в Москве была построена деревянная крепость. Однако временной отсчёт существования города отмечается с первого упоминания его в летописи и датируется весной 1147 года. В начале XIII в. после смерти Всеволода княжество распадается на 7 княжеств-уделов. В них утверждается потомки. С развитием удельного порядка роль вече постепенно снижается. 2. Юго-Западная Русь (Галицко-волынское княжество). Территория Галицко-волынской земли располагалась в юго-западной части тогдашних русских земель, около Карпатских гор. Она захватывала бассейны рек Днестр, Прута, Буга, Припяти. Природные условия – плодородная земля и мягкий климат – способствовали развитию земледелия. В предгорьях Карпат добывали соль. Близость к Западной Европе позволяла вести интенсивную торговлю с другими странами. Столицей княжества был город Галич на реке Днестр, а торговыми центрами – Перемышль и Владимир Волынский. Спокойному развитию Галицкого княжества помогало и то, что его достигали половецкие набеги. Активную роль в управлении княжеством играли бояре. Следует также отметить, что на ситуацию в княжестве влияла политика соседних государств – Венгрии, Польши, Литвы, за помощью к которым обращались и князья, и представители боярских группировок. После смерти Романа его владения распались, поскольку наследником стал его старший сын Даниил (1205-1264 гг.), которому было тогда всего лишь четыре года. Начался длительный период междоусобиц, поскольку Галицию и Волынь пытались поделить между собой Польша и Венгрия. Только в 1238 г. Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче. После завоевания Руси монголо-татарскими войсками Даниил Романович оказался в вассальной зависимости от Золотой Орды. В это время в полной мере раскрылись дипломатические способности князя. Правитель Золотой Орды сохранили княжество, поскольку рассчитывали использовать его в качестве заслона от угрозы с запада. В свою очередь Ватикан планировал расширить сферу своего влияния и за это обещал князю поддержку в борьбе с татарами, и даже королевский титул. В 1255 г. Даниил Романович был коронован, однако католичество не принял и поддержки от Рима в борьбе с татарами не получил. После смерти князя Галицко-волынского княжество распалось, к середине XIV века Галицкая Земля была захвачена Польшей, а Волынь – Литвой. 1.3 Новгородская феодальная боярская республика. Феодальное государство на Руси XII-XV вв. Тенденции к обособлению от Киева в Великом Новгороде проявлялись уже в начале XI в. Их выразителем являлось новгородское боярство, подержанное городским населением, обязанным платить дань и поставлять для походов киевского князя. В начале XII в. Новгород уже начинает приглашать князей без согласования с киевским великим князем. В 1136 г. боярство и купеческая верхушка добились политической самостоятельности. В XII-XV вв. происходит расширение территории республики в восточном и северо-восточном направлении. Высшим органом власти в республике являлось вече, на которое собиралось как городское, так и свободное сельское население. Вече избирало посадника и тысяцкого, фактическая власть находилась в руках боярства. Во главе исполнительной власти Новгорода стоял архиепископ, В его ведении находилась казна, внешние сношения, право суда и др. Новгородский князь приглашался из других княжеств вечем, которое заключало с ним договор. Функции князя были ограничены: он был, прежде всего, военачальником. Новгородская федеральная республика вела борьбу с агрессией шведских, а затем немецких феодалов. Новгородская земля не испытала ужаса монголо- татарского нашествия, но признала себя зависимой от Золотой Орды. И стала платить ей дань. С XIV в. начинаются попытки Твери, Москвы и Литвы подчинить Новгород своей власти. В этой борьбе победила Москва. С 1478 г. новгородские земли были включены в состав Русского централизованного государства. Новгородская феодальная республика перестала существовать. 2. Предки Александра Ярославовича Невского. Отец Св. Александра – князь Ярослав Всеволодович – сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого – был типичным суздальским князем. В его образе уже слагается облик будущих скопидомных собирателей земли – московских князей. Некоторые черты особенно сближают Ярослава с его дядей Андреем Боголюбским. В их характере и во всём их образе чувствуется кровная, родовая связь. Они оба наиболее ярко воплотили особенности своего рода. Юрий Долгорукий (?-1157 г.) – князь суздальский с 1125 г., великий князь киевский в 1149-1151, 1155-1157 гг. сын Владимира Мономаха. Во время его княжения произошло оформление границ Ростово-Суздальского княжества. С начала 30-х годов боролся за южный Переяславль и Киев, за что получил прозвище «Долгорукий». При Юрии Долгоруком была впервые упомянута в летописи Москва (1147 г.). В 1156 г. он укрепил Москву новыми деревянными стенами и рвом. Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212 гг.) – сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, дед Александра Невского великий князь владимирский с 1176 г. Свое прозвище получил за многочисленное семейство (восемь сыновей, четыре дочери). Разгромив князей, претендовавших на Владимир, и ростовских бояр, противившихся усилению его власти, Всеволод III конфисковал их земли и имущество. Активно боролся за усиление своей власти над русскими землями, подчинил своему влиянию Рязань, Киев, Чернигов. В период его княжения продолжался расцвет культуры Владимирского княжества. Ярослав II Всеволодович (1191-1246 гг.) великий князь владимирский в 1238-1246 гг., третий сын Всеволода Большое Гнездо. В 1200 г. начал княжить в Переяславле Южном, принимал активное участие в борьбе с половцами и междоусобицами южнорусских князей. После смерти отца получил во владения Переяславль Залесский. В 20-30 годы XIII в. Ярослав II неоднократно княжил в Новгороде Великом, активно воевал с его соседям. В 1238 г. после гибели своего брата, великого князя владимирского Юрия, в битве с татарами Ярослав занял владимирский великокняжеский стол. Основной чертой суздальских князей было глубокое и коренное благочестие. Они глубоко чувствовали красоту церковных служб, церковного пения и храмостроительства. Каждый из них оставил по себе храмы, которые он любил крепкой любовью, как своё творение и как свой дар Богу. Суздальские князья-хозяева держали землю крепкой рукой, и для многих эта рука была тяжёлой. В них чувствуется тяжёлая, но верная поступь, знающая, куда она направляет шаги. Они умели смиряться и выжидать. Но, выжидая, они не забывали. Их отличает не забывчивость, подчас злопамятность. В своих войнах они предпочитали медлить, утомлять противника, пользоваться распутицами, разливами рек, холодами. Но, раз уверившись в победе, они шли решительно и становились беспощадными к врагам. На большинстве суздальских князей и, главным образом, на Андрее и Ярославе, лежит печать медлительности, тяжести расчётливого взгляда. Глубоко верующий, благочестивый, суровый и замкнутый, с прорывами гнева и милосердия – таким встаёт перед нами образ отца Св. Александра. О его матери — княгине Феодосии — известно очень мало. Летописные сказания противоречивы даже в указаниях того, чьей она была дочерью. Её имя изредка и кратко упоминается в летописи и всегда только в связи с именем мужа или сына. Житие называет её «блаженной и чудной». У неё было девять человек детей. Через житие Св. Александра она проходит тихой и смиренной, отдавшей себя своему женскому служению. 3. Жизнь и деятельность Александра Ярославовича Невского. Св. Александр вырастает из своего рода. Вместо неподвижной, медленной тяжести характера отца и дедов в нём есть ясность, лёгкость сердца, быстрота мысли и движений. Но он унаследовал от них серьёзность взгляда, сдержанность и умение переживать и таить в себе свои думы. Во всей своей деятельности он является преемником суздальских князей, ни в чём не ломает родовых традиций, лишь преображая их благоуханием своей святости. Святой Александр Невский родился 30-го мая 1219 года в уделе своего отца – Переяславле Залесском. Прямые сведения о детстве Св. Александра очень скудны. Но летописные сведения, намечающие внешние вехи его жизни, рассказ жития и сведения о воспитании княжичей восстанавливают обстановку его детства. До трёх лет Св. Александр, как и все княжичи его времени, жил в тереме, при матери. В этих годах, по-видимому, была детская тишина, отгороженность от мира. Кругом были только княгинины покои, внутренний быт семьи и церковь. По достижении трёхлетнего возраста над Св. Александром был совершён обряд пострига. После молебна священник, а, может быть, и сам епископ, первый раз обстриг ему волосы, а отец, выведя из церкви, впервые посадил на коня. С этого дня он был взят из княгинина терема и сдан на попечение кормильцу или дядьке — ближнему боярину. После пострига начиналось воспитание, которое вёл кормилец. Воспитание заключало в себе две стороны: обучение грамоте и письму по Библии и Псалтири и развитие силы, ловкости и храбрости. Княжича сызмала брали на лов. С своего коня он видел облавы на туров, оленей и лосей. Потом, когда он подрастал, его приучали поднимать с рогатиной медведя из чащи. Это была опасная охота. Но и впереди княжича ждала опасная жизнь. Молодые князья рано узнавали жизнь со всей её суровостью и грубостью. Иногда уже шестилетних княжичей брали в поход. Поэтому для них с молодых лет, наряду с играми, благостью церковной жизни и тишиной терема, были ведомы война, кровь и убийство. То постепенное познавание жизни, которое совершается в годы детства, имеет неизгладимое значение на всю последующую жизнь человека. Миросозерцание начинает складываться именно в детские годы. Две стороны суздальской жизни должны были оказывать особое влияние на выработку миросозерцания молодых князей. Во-первых, это была церковь и церковная жизнь. Княжеский терем внутренним ходом сообщался с церковью. С самых ранних лет князья ежедневно ходили на раннюю обедню и на все другие церковные службы. Вся жизнь княжеской семьи определялась кругом богослужений. Церковное благолепие было главной заботой. Вся красота жизни сосредотачивалась в церкви. Поэтому и для молодого князя церковь была первым откровением иного мира, отличавшегося от всей окружающей жизни. «Занеже Церковь наречется земное небо» - это свойственное всей древней Руси ощущение церкви входило в сознание с ранних лет. Вся внешняя обстановка церкви – красота храма и икон, горящие свечи и лампады, облачения, курящийся фимиам – было для княжича самым ярким впечатлением детства. Последующее воспитание не разрушало этого первого детского впечатления. Княжич обучался письму и грамоте по Библии и Псалтири. Он постоянно слышал жития святых. Древнерусская письменность указывает, насколько библейский мир был реален для Руси. На старинных иконах события Ветхого и Нового Заветов изображены на фоне русских городов и русской природы. Таким же было и русское миросозерцание. В нём не было отрыва жизни от Библии. При появлении чего-либо непонятного и нового древняя Русь пыталась найти объяснение в Писании. Так, например, неизвестно откуда пришедшие татары были для Руси библейскими народами, вышедшими из «пустыни Ефровския, их же загна тамо (судия) Гедеон». Эта цельность церковного миросозерцания сказывалась и в воззрениях на жизнь и долг князя. Церковь была мерилом жизни. Многие из князей самым грубым образом попирали церковное учение. Но всё же и у них было церковное сознание добра и зла. Древняя Русь не создала внецерковных ценностей. Церковь входила с детства в жизнь как высшая ценность и так сопутствовала человеку до самой его смерти. Второй особенностью суздальской жизни, накладывавшей отпечаток на князя с молодых лет и дававшей ему особое восприятие предстоящей ему государственной деятельности и власти, было сближение княжеского двора со всем княжеством. Это первое детское восприятие в известной мере также оставалось на всю жизнь. В князьях складывалось новое, для Киевской Руси не известное понимание своей власти над княжеством как над своим хозяйством и достоянием. В них выковывалась твёрдая воля к единодержавию и к стяжанию земли, которая так ярко проявилась у московских князей. Житие указывает на способности Св. Александра, проявившиеся ещё в детстве. Он быстро научился читать и писать, пристрастился к чтению и целыми часами сидел над книгами. Он был силён, ловок и красив. Поэтому во всех играх, на лове, а потом и на войне он был всегда первым, как и за чтением Псалтири. Житие повествует, что ещё мальчиком он был серьёзен, не любил игр и предпочитал им Священное Писание. Эта черта осталась у него на всю жизнь. Св. Александр – это ловкий охотник, храбрый воин, богатырь по силе и сложению. Но в то же время в нём есть постоянная обращенность вовнутрь. Из слов жития видно, что эта резко его отличающая особенность – совмещение двух, казалось бы, противоречивых черт характера – начала проявляться ещё в годы раннего детства. Но эти детские годы в Переяславле были очень кратки. Св. Александру рано пришлось выйти в жизнь. Причиной этому послужил переезд его вместе с отцом из Переяславля в Новгород. В 1222 году Ярослав с княгиней Феодосией, сыновьями Феодором и Св. Александром и дружиной приехал из Переяславля на новгородское княжение. Новгородский князь жил с семьёй и дружиной не в самом Новгороде, а в княжьем селе Городище, в трёх верстах от стен города. Эта новая обстановка Городища, в которой жил Св. Александр, немногим отличалась от Переяславля. Всё же переезд в Новгород был большой переменой в жизни Св. Александра. В Переяславле весь удел был расширенным княжеским двором. Выезжая из него, князь повсюду был хозяином. Княжий двор переносился в волости, и волости приходили на княжий двор. Здесь, в Новгороде, за пределами Городища кончался суздальский двор и начинался иной мир, живший по своей, враждебной Городищу воле. Жизнь в Городище была для княжичей продолжением суздальской жизни, но выезды в город и подчас буйное вторжение города в Городище и самый вид богатого и пёстрого Господина Великого Новгорода глубоко отличались от залесской тишины Переяславля. Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным. В первый же год по своём приезде он пошёл походом на Чудь. С тех пор летопись пестрит рассказами о его походах на Литву, на Емь и на Чудь, со всех сторон, наседавших на новгородские пределы. 1228 году Ярослав поссорился с Новгородом и ушёл осенью с своей княгиней в Переяславль, оставив в Новгороде сыновей с боярином Феодором Даниловичем и тиуном Акимом. Так девятилетний Александр остался с братом один без поддержки отца среди взметенного Новгорода. Молодые князья не могли править самостоятельно. За них правили тиуны. Но всё же это было первым княжением Св. Александра совместно с братом. Во всё время своей жизни в Городище с отцом и матерью Св. Александр постепенно узнавал Новгород, как беспокойное море, которое нужно обуздывать. Он видел разгоравшуюся ненависть суздальской дружины и челяди против новгородцев. Князья, приучая сыновей к управлению, рано брали их с собой на суд или вече. Св. Александр, наверно, не раз видел ожесточённые споры отца во владычной комнате с упорными, прямо резавшими правду в глаза, новгородскими боярами. Он тогда же начал узнавать сплетения политических Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|