бесплатно рефераты
 

Возникновение города на Неве

были либо совершенно новыми для России, либо получили в Петербурге

небывалое для русских городов развитие. По своему благоустройству,

планировке, системе застройки Пететербург ушел вперед от других городов

России. Эти успехи однако были достигнуты за счет беспощадной эксплуатации

трудящегося населения и без того отягощенного бесконечными повинностями и

поборами. Реальных же результатов для себя трудовые слои населения не

видели, так как слободы работных людей оставались неблагоустроенными.

$ 3. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

СВЯЗИ НОВОЙ СТОЛИЦЫ.

Промышленность Петербурга возникла и развивалась одновременно с

возникновением и развитием самого города и отражала условия его

возникновения и развития.

Наибольший удельный вес в Петербурге и его окрестностях получили те

отрасли промышленности, которые обслуживали нужды флота и армии, а так же

были вызваны к жизни самим строительством города и его ростом. Значительное

развитие получили также и отрасли промышленности, удовлетворявшие

потребности царского двора и столичной аристократии. Массовый спрос

удовлетворялся в основном быстро развивавшимся мелким товарным

производством, а также работой ремеслинников на заказ и привозными

товарами. Промышленные предприятия мануфактурного характера, работающие на

массовый рынок, развиты были еще относительно слабо.

Главными отраслями в оборонной промышленности Петербурга были

судостроение и производство оружия. Все остальные отрасли, так или иначе

связанные с военными нуждами, имели подсобное значение.

Большого развития в Петербурге достигло кожевенное производство.

Кожевенные предприятия возникали как частные так и казенные. Их продукция

шла на нужды армии и флота, на экспорт и на внутренний рынок. Зарождение их

относится к 1711 г.

Вскоре после основания Санкт-Петербурга в нем возникли две бумажные

мастерские-мануфактуры. Обе они обслуживали прежде всего нужды города как

столичного, административного и все более растущего культурного центра.

В разные годы при Петре I в Петербурге было основано 4 типографии.

Петербург стал крупнейшим центром книгоиздания.

Царский двор, правительственные учреждения и знать, жившая в городе,

потребляли много свечей. В связи с этим в Петербурге получили заметное

развитие воскобелильные и свечные предприятия.

Первый стекольный завод был открыт в Петербурге в 1716 г. Он

производил посуду, оконное стекло, зеркала и др.

С 1725 г. в Петербурге возникла гранильно-шлифовальная фабрика,

занимавшаяся не только шлифовкой и гранением стекла, но и драгоценных

камней.

Рост города, увеличение его населения привели к развитию предприятий

пищевой промышленности. В Петербурге находилось большое число мукомолен,

крупорушек, предприятий по выработке крахмала, растительного масла, пива,

водки, табака и переработки сахара из привозного сахара-сырца.

Очень существенным элементом развития города, помимо концентрации

здесь мануфактур и ремесленного производства, являлась торговля. Петр I

стремился превратить Петербург в "великий купеческий магазин"[50] и в то же

время в основной торговый порт по связям со странами Западной Европы. В

только что основанном и быстро растущем городе, каким был Петербург при

Петре I, внутренняя и внешняя торговля были очень тесно связаны между

собой.

Само основание города на окраине России и его растущие внутренние

потребности вызвали возникновение и быстрый рост торговых связей с

остальной Россией, включение его в формирующийся российский рынок.

Важнейшую роль в этих связях стали играть водные пути сообщения.

Значительное внимание обращалось так же и на развитие сухопутных

дорог, связывавших Петербург с различными торговыми центрами страны.

Прокладываются дороги на реку Волхов и в Новгород, Москву, Нарву, Ригу и в

другие места.

Всячески поощрялся подвоз в Петербург из России продовольствия, сырья

и различных товаров как для внутреннего потребления города, так и для

экспорта. Указом 1725 г. строжайше запрещалось кому бы то ни было

перекупать на дорогах перевозимое в Петербург под угрозой конфискации

купленного. За помеху купцам в их торговле с Петербургом существовал ряд

наказаний "смотря по вине"[51]. Запрещалось вести в городе торговлю

(розничную) всем, кто не записался в купечество. Запрещалось иностранным

купцам торговать друг с другом под угрозой штрафа в 1000 рублей[52].

Своеобразной мерой поощрения отечественного купечества был объявленный

незадолго до смерти Петра I сенатский указ о пожаловании купцов в

дворянское звание, поскольку "богатый купеческий человек государству для

ради общенародной пользы полезнейший есть, нежели десять убогих

шляхтичей... легионы попов, монахов и монахинь (если они не служат в

церквях или школах)... непотребных гуляльщиков... тунеядцев"[53].

В области внешней торговли с Западной Европой, Петербург в результате

исключительных мероприятий Петра I, стремившегося превратить его в

"пристанище коммерции", занял первое место в России.

Надзор за торговлей в Петербурге осуществляли таможни - внутренняя и

портовая.

Первоначально иностранные купцы имели право после прохождения

таможенных процедур выгружать товары даже в своих домах, что приводило к

всевозможным злоупотреблениям. Позднее, в 1723 г., были построены на

Троицкой площади специальные таможенные склады, впоследствии они были

выстроены также на Васильевском острове, Выборгской стороне, Петровском

острове, на острове Буяне и в ряде других мест.

В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки престижа

русских купцов, правительство вводило при таможне строгую бракировку

товаров. Однако эти меры не всегда достигали цели: обман имел место нередко

как со стороны русских, так и иностранных купцов.

Быстрое развитие внутренней и внешней торговли Петербурга привело к

созданию в столице не только гостиных дворов, таможен, но и к учреждению в

ней биржи - раньше Парижской, Берлинской и некоторых других. Зародилась она

в 1703 году первоначально как собрание купцов у торговых рядов на Троицкой

площади.

Однако, несмотря на ряд причин, тормозящих развитие внутренней и

внешней торговли столицы, торговая жизнь города и его порта уже в середине

XVIII в. достигла такого уровня, что Петербург занял по сумме оборотов

торговых первое место в стране.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

$ 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА.

Среди национальных культурных центров, рост которых порождался

экономическим развитием страны в начале XVIII в., новая столица заняла

чрезвычайно видное место.

Задачи укрепления русского государства властно требовали крупных

мероприятий в области культуры. Правительство Петра проводило их с той же

энергией, с какой оно строило заводы и фабрики для снабжения армии и

усиления обороны страны. Новая столица стала главным средоточием вновь

заводимых просветительных учреждений.

Культурная жизнь столицы прежде всего определялась тем, что в ней были

сосредоточены разннообразные школы нового светского типа. Укрепление

абсолютистского государства ставило в области просвещения новые задачи -

создание кадров для государственного аппарата, для реформированной армии и

вновь создаваемого военно-морского флота. Первые важные шаги в этом

направлении были предприняты Петром еще в 1701 г. учреждением в Москве

Школы математических и навигационных наук и Пушкарской школы, где изучались

артиллерия и инженерство. По мере роста новой столицы, в ней открывались

новые и переводились из Москвы некоторые ранее возникшие учебные заведения.

Образование в новой столице имело преимущественно светский и притом

ясно выраженный практический характер. Для абсолютистского государства, для

успешного завершения борьбы за выход на морской простор, для постройки

флота, для развития мануфактур нужна была не церковная, а новая реальная

наука. Но только с 1715 г. начинается быстрый рост просветительных

учреждений в новой столице. В этом году была открыта Русская школа, а через

два года - Морская академия. Обучение в ней включало арифметику, геометрию,

ружейные приемы, артиллерию, навигацию, фортификацию, географию, рисование

и танцы.

Привилегированная военная дворянская школа стояла в центре внимания и

забот правительства . Но потребности государства заставляли думать о

подготовке специалистов некоторых профессий и из разночинцев. Российское

шляхетство, которое охотно шло в Рыцарскую академию, не обнаруживало

склонности корпеть над науками. Труд врача, учителя, переводчика, инженера,

даже ученого в очень слабой мере манил к себе дворян, пренебрежительно

относившихся к этим "неблагородным" занятиям. Поэтому одновременно с

привилегированной школой столицы стали возникать и школы для разночинцев,

как профессиональные, так и общеобразовательные.

В петровские времена было заложено прочное начало медицинскому

образованию, связанному с потребностями армии и флота.

Крупнейший в стране центр школьного образования, Петербург стал

главным центром русской науки, добившейся уже к середине XVIII в.

крупнейших достижений. Необходимость развертывания в России научной работы

для укрепления ее экономической и военной мощи была совершенно ясна для

Петра I и его сподвижников. Важнейшим мероприятием Петра I для развития

науки была организация Академии наук. Подготовка к этому делу велась с

первых лет правления Петра I, но серьезные шаги в этом направлении были

сделаны только после Полтавы и Гангута.

В январе 1724 г. Петр I подписал в сенате "Определения об Академии", а

20 января он получил от лейб-медика Блюментроста составленный последним, по-

видимому по Петровскому указанию, проект организации Академии, который и

явился ее первым уставом.

Как исследовательское учреждение Академия делилась на три класса:

математический, физический и гуманитарный. В математический класс входили

кафедры: 1) теоретической математики; 2) астрономии, географии и навигации;

3) и 4) - две кафедры механики, которым Петр придавал большое значение.

Физический класс состоял также из четырех кафедр: 1) физики теоретической и

экспериментальной; 2) анатомии; 3) химии; 4) ботаники. Гуманитарный класс

ограничивался тремя кафедрами: 1) красноречия и древностей; 2) истории

древней и новой и 3) "права купно с политикою и этикою"[54].

В 40-х годах XVIII столетия в стенах Академии начал трудиться великий

гений русской национальной культуры и науки М.В.Ломоносов.

Значительную роль в развитии механики и техники играла основанная в

начале XVIII в. в Петербурге токарная и инструментальная мастерские.

А.К.Нартовым был изобретен токарно-копировальный станок с суппортом. "Это

механическое приспособление,- писал Маркс о позднейшем изобретении суппорта

в Англии,- заменяет не какое-либо особенное орудие, а самую человеческую

руку, которая создает определенную форму, приближая острие режущего

инструмента к материалу труда или направляя его на материал труда, например

на железо"[55]. Изобретение суппорта явилось важнейшим этапом технической

революции в области металлообработки.

Заметное место в культурной жизни столицы принадлежало музеям.

Большинство из них, возникнув самостоятельно, позднее вошло в систему

Академии наук. Старейшим из музеев была Кунсткамера, первый в России

научный музей.

Начало Кунсткамеры было положено Петром I. Во время поездок за границу

он внимательно знакомился с музеями Западной Европы. Европейские

кунсткамеры того времени ставили себе целью не столько поучать, сколько

развлекать посетителей. Под впечатлением увиденного, Петр решил открыть

подобное заведение и в России. Задавшись такой целью, Петр стал везде

собирать различные новые приборы, инструменты, машины, чучела животных,

анатомические аномалии в спирту, одежду и т.д.

Поначалу Петровская коллекция находилась в Летнем дворце. Но

коллекция постоянно росла, и в 1719 году на набережной Васильевского

острова был заложен фундамент будущей Кунсткамеры и Библиотеки, а в 1727

г., уже после смерти Петра, состоялось торжественное открытие Кунсткамеры

на новом месте.

К первой половине XVIII в. относится основание ботанических садов и

небольшой зоологической коллекции.

$ 2. ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР

Крупнейший центр науки и просвещения, Петербург в первой половине

XVIII в. сыграл значительную роль в развитии рускоого языка и в особенности

- в разработке его норм.

Развитие национального русского языка в XVIII в. сопровождалось прежде

всего значительным обогащением его словарного фонда в связи с развитием

производства, усложнением общественно-политической жизни и ростом знаний.

Для обозначения новых технических, научных, политических, бытовых понятий

нужны были новые слова. Самый простой путь решения вопроса заключался в

заимствовании иностранных слов. В начале столетия этим, кстати, чрезвычайно

злоупотребляли, вставляя иностранные слова к месту и не к месту: в речи,

письмах, книгах.

Петр Великий, борясь за доступность и общепонятность книги, настаивал

на замене в книгах церковно-славянского языка русским, т.е. на приближение

книжного языка к русской речи. Указом 1708 г. для светских книг был введен

новый упрощенный гражданский шрифт.

В дальнейшем трудами Ломоносова и его учеников была успешно разрешена

задача разработки русского научного языка. Работа эта так же сопровождалась

разработкой русской грамматики. В последующем Н.Н.Поповский, ученик

Ломоносова, сказал с гордостью за русский язык: "Нет такой мысли, кою бы по-

российски изъяснить было невозможно!"[56].

В литературной жизни столицы в первой четверти XVIII в. нашли яркое

отражение новые взгляды, порождаемые социально-экономическим и политическим

развитием страны. С Петербургом связана деятельность самых крупных русских

литераторов первой половины XVIII в. Во времена Петра I здесь развернул

чрезвычайно широкую литературную деятельность Феофан Прокопович, сподвижник

императора. Главной формой его литературной деятельности явились проповеди,

прославлявшие просвещение. Хотя они и произносились с церковного амвона, но

носили в гораздо большей мере светский характер, чем церковный. Как поэт и

драматург, Феофан не обладал большим дарованием, но умел ценить своих более

даровитых современников. Ему же принадлежит и прощальная речь над гробом

Петра Великого в Петропавловском соборе 8 марта 1725 г. "Какову он Россию

свою сделал, такова и будет; сделал добрым любимую, - любима и будет;

сделал врагам страшное, - страшна и будет; сделал на весь мир славную, -

славную и быти не перестанет. Оставил нам духовная, гражданская и воинская

исправления. Убо оставляя нас разрушением тела своего, дух свой оставил

нам"[57].

Поэты первой четверти XVIII в. и Ломоносов, крупнейший среди них,

славили Родину, блестящие победы русского оружия и успехи русского

просвещения, они укрепляли чувства национальной гордости, звали к новым

подвигам, они были проникнуты уверенностью в том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

И театральное искусство русского народа, имевшее многовековую историю,

делает в первой четверти XVIII столетия значительные шаги в своем развитии.

Петербургская театральная культура XVIII в. продолжала традиции,

сложившиеся еще в Московской Руси. Но театр в Петербурге не повторял, а

развивал эти традиции. С Петербургом связано создание нового литературно-

художественного театра и новой драматургии.

Петр I видел в театре одно из средств борьбы за светскую культуру,

освобожденную от церковно-схоластического влияния. Поэтому он относился к

организации театра как к делу, в развитии которого государство

заинтересовано не менее, чем в школах, издании книг и других культурных

мероприятиях. Для создания театра была выписана немецкая странствующая

труппа во главе с антрепренером Иоганном Кунстом. Но Кунст не смог

подготовить ожидавшегося от него репертуара. Театральное дело берет в свои

руки сестра царя Наталья Алексеевна, страстная любительница театра и

главный помощник Петра I в его театральной политике.

В Петербурге спектакли начали ставиться в 1714 г. Помещался этот

первый петербургский театр на теперешней улице Чайковского. Для

представлений был приспособлен огромный пустой дом, где устроили партер и

ложи. В театре ставились пьесы на злобу дня: о пользе учебы молодых дворян

за границей, изобличении изменчивости Польши в войне со Швецией и т.д.

Чтобы использовать подмостки в качестве своеобразной политической трибуны,

между действиями пьесы разыгрывались короткие грубоватые интермедии.

При Петре прекратились преследования скоморохов. То, что государство

разрешило посещение театра, что даже в духовной школе, Славяно-греко-

латинской академии устраивались спектакли, способствовало возрастанию

интереса широких народных масс к театру. Так же в стране появляются

бродячие труппы комедиантов, дававшие представления для народа.

$ 3. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Как в области театра, так и в музыкальной жизни Петербурга XVIII в.

ясно прослеживается стремление правящих кругов использовать средства

искусства для укрепления авторитета государственной власти. По указу 1711

г. в каждой воинской части были созданы духовые оркестры из труб, валторн,

гобоев, фаготов и литавр. Музыканты гвардейских полков, по свидетельству

музыкального хроникера XVIII в. академика Я.Штелина, "должны были все

предобеденное время с 11 до 12 часов посвящать публичным музыкальным

упражнениям, причем трубачи и литовлисты размещались на башне

петербургского Адмиралтейства, а гобоисты, фаготисты и валторнисты над

церковной башне крепости С.-Петербург".

В 1713 г. Петр издал распоряжение о переводе в Петербург хора

государевых певчих - старейшего русского хорового коллектива. Певчие этого

хора вместе с военными музыкантами участвовали в пышных официальных

торжествах и церемониалах, которыми отмечались при Петре I военные победы и

другие знаменательные события государственной жизни. С этими празднествами

связано было развитие особого жанра торжественных хоровых песнопений - так

называемых "приветственных" и "панегирических" кантов[58].

Музыка звучала на петровских ассамблеях, на которых дамы и кавалеры

танцевали модные "галантные" танцы под аккомпанемент оркестра. Посещение

ассамблей, как известно, было обязательным для столичного дворянства и

рассматривалось Петром I как средство воспитательного воздействия.

Подобными же воспитательными соображениями руководствовался он, заставляя

петербургских дворян в виде обязательной повиности ходить на концерты

инструментальной капеллы в доме тайного советника Бассевича.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.