бесплатно рефераты
 

Восток и Запад в Средневековой Японии

Восток и Запад в Средневековой Японии

Введение.

От городской суеты делового современного Токио до безмятежности

классического Киото, от северных границ снежного Хоккайдо до отчетливо

красочного Кюсю и Окинавы Япония – страна разительных контрастов и частых

противоположностей: гейши и бейсбол, театр Кабуки и громадные сети

супермаркетов, небоскребы из стекла и стали и ландшафтные сады из песка и

скал . Сочетание древности и современности уникальна и удивительна.

Японцы экстраординарные люди. Их стиль жизни – это потрясающее

соединение древних традиций и самых прогрессивных технологий современной

городской жизни. Если добавить к небольшой территории, где пейзажи

разнообразны и красочны, аккуратные и приятные глазу земельные участки

высокопроизводительного сельского хозяйства, удивительные объекты богатого

культурного наследия и динамическое развитие индустриально-информационного

общества - мы получим современную Японию . Какой бы эта страна ни была –

все это достижения ее жителей, которые сделали Японию выдающейся. У них

необычная и интересная история изолированных островов на восточных окраинах

известного тогда людям мира. Земледельческая цивилизация, владеющая бронзой

и железом начала проникать на эти острова с близлежащего континента более

двух тысяч лет назад и к VI в. н.э. создала объединенное государство,

занимающее 2/3 западной части страны.

Повышенное внимание к Японии мирового сообщества объясняется, по

моему мнению, ее экстраординарной контрастностью, основанной на гармоничном

сочетании культур Востока и Запада – именно этого не хватает в условиях

противоборства западного и восточного мира и всемирной глобализации.

Возможно, именно в Японии, ее двухтысячелетней историей выработана

концепция решения важных проблем для мирового содружества на современном

этапе. Именно так я объясняю актуальность этой темы и мою

заинтересованность в ней.

Часть I

Формирование японской цивилизации. Фундамент японского феодального

общества. Япония в V- середине VIII вв.

Японская цивилизация не является первичной. Она сформировалась в

результате переселения коренного населения из Китая, Индокитайского

полуострова, островов Малайзии и Индонезии. Самыми древними предками

японцев считаются племена эбису, заселившие восток острова Хонсю во II –

III веках н.э. В это время центром Востока является Китай, наподобие

европейскому Риму. Именно китайская цивилизация, которая посредством

«великого шелкового пути» имела тесные экономические и культурные контакты

с Европой, стала базисом японской государственности, экономического уклада,

культуры. Однако уже с начала раннесредневекового развития (IV век) Япония

начинает приобретать черты колоритности, самобытности, в которых и

отразятся традиции Востока и Запада.

1. Началом японской государственности можно считать образование

общеплеменного союза племени ямато в Ш – середине IV в., что

свидетельствует об этапе военной демократии основывающейся на общинном

строе. Община играла в дальнейшем важную экономическую и политическую роль,

т.к. Япония была преимущественно аграрной цивилизацией, а раннее

возникновение земледелия в Японии, о чем свидетельствуют мифы и традиции,

является важным подкреплением данного факта. Приоритет земледелия

наблюдается и в Европе, что говорит о западной черте хозяйствования,

учитывая большое количество леса и в Японии, и в Европе. Однако в Японии

(особенно в IV- VI веках) производительность земледельческого труда была

выше, о чем свидетельствует большое количество бронзовых и железных орудий

труда (тогда как в Европе преобладали деревянные орудия труда с железными

или бронзовыми наконечниками). Следует отметить благоприятные климатические

условия и существование систем орошения в Японии (строительство

оросительной системы на реке Иодо, близ Нанива (нынешний Осака)), что

говорит о восточной черте хозяйствования. IV – VI вв стали важным шагом в

становлении феодального уклада: формирование полусвободного населения

(«бэ»); развитие технологий, ремесла и создание ремесленных корпораций;

оживление торговли, кораблестроения и как следствие внешних контактов;

распространение китайской иероглифической письменности. Важно остановить

внимание на феномене рабства в японском раннефеодальном обществе: на самом

начальном этапе мощной производительной силой являлись «бэ» - несвободные

полурабы, труд которых применялся в аграрном и в ремесленном производстве.

Они состояли из местного населения и из корейских и китайских переселенцев,

их положение было ближе к положению колонов, а не рабов. «Бэ»

прикреплялись навечно к земле (владения царя или знати) или к определенному

ремеслу, их нельзя было ни продавать, ни убивать. Однако существовало

патриархальное рабство, представители которого («яцуко») трудились в

домашнем хозяйстве. Среди «бэ» были и интеллигентные «грамотеи» (фухито),

умевшие читать и писать по-китайски. Позже они составят костяк

чиновничества японского государства (похожая ситуация наблюдалась в поздней

Римской империи). При этом община не оставалась в стороне, которая по-

прежнему была консолидирующей силой крестьянства, превратившись из

кровнородственной в земледельческую. На вновь колонизуемых землях при

образовании новых поселений и новых хозяйств основное значение приобретало

внеродовое объединение. Нахожу важным отметить, что с начала VII века с

распространением буддизма начинается становление монастырского хозяйства,

которому приписывались значительные земельные угодья, зависимые крестьяне,

выполнявшие определенные повинности в пользу монастыря ( к сведению: к 624

году в Японии уже насчитывалось 46 буддийских храмов, 816 монахов и 569

монахинь). Все выше сказанное в определенной степени напоминает синтезный

путь развития раннефеодальной Европы, однако не зеркально отражает.

Удивляет сходство и географическая отдаленность экономических укладов. В

Европе, как и в Японии существовали свободные производители в контексте

семьи (аллодисты или члены семейной общины), на которых позднее

распространилась феодальная эксплуатация наподобие населения «бэ».

2. На базе общественного разделения труда происходил рост

имущественного неравенства, выделялись аристократические роды К IV-VI вв

усилилась власть общеплеменного вождя, всё более приобретавшего функции

царя. Его власть основывалась на присвоении значительных пространств земли,

обложение общинников податями, захвате рабов и использовании земледельцев и

ремесленников «бэ». Цари облагали пошлиной торговый обмен с Кореей и

Китаем.

Вокруг царского дома собирались знатные роды. Представители каждого

рода выполняли свои строго определенные функции в государственном

управлении. Эти, ставшие наследственными должности аристократических родов

приобретали значения титулов и с развитием феодальных отношений

превратились в различные ранги и степени феодальной иерархической лестницы.

Выше сказанное говорит о формировании сюзеренно-васалитетной системы.

Сильные политические изменения в Японии происходят в 592 году, когда в

результате борьбы свободного и закрепощенного населения к власти пришел род

Сога. С этого времени можно заметить еще одинг политический инструмент –

религию, что напоминает всевозможные манипуляции церковью или наоборот в

средневековой Западной Европе. В Японии буддизм был призван стать

идеологическим орудием в создании сильной верховной власти. Про это

свидетельствует «закон из 17 статей», обнародованный в 604 году

сторонниками представителя рода Сого Сётоку-Тайсё. Где сочетались и

отразились как буддийское, так и конфуцианское влияние: «Государь — это

небо, — говорится в одной из статей, — подданные— это земля. Когда небо

покрывает сверху, а земля простирается .внизу—в порядке следуют друг за

другом четыре времени года, развертывается Движение всех сил. Если земля

захочет покрыть собою небо, то этим только будет достигнуто разрушение.

Поэтому когда государь говорит — подданные слушают; когда наверху действуют

— внизу склоняются. В государстве нет двух государей. У народа нет двух

господ... Весь народ в государстве почитает своим господином государя. Все

должностные лица только слуги государя».

В эпоху правления рода Сога интенсивнее и продуктивнее становятся

отношения с Китаем и Кореей, куда едут японцы, чтобы учиться и знакомиться

с порядками заморских стран, и откуда приезжают монахи, мастера-

скульпторы, строители и просто переселенцы. Однако в 645 году происходит

«переворот Тайка», во главе которого стоят представители «царского дома»

Наканоэ и член старинного жреческого рода Накатоми – Каматори. На престол

был возведен Кару из рода Сумэраги.

Законодательные мероприятия феодального государства после «переворота

Тайка» закрепили власть новых феодальных хозяев Японии — в своем

подавляющем большинстве потомков родовых старейшин, превратившихся в

феодальную аристократию и закрепивших за собой все экономические и

политические привилегии.

Высшим правительственным органом стал дадзёкан — род государственного

совета при императоре. Центральному правительству подчинялись восемь

ведомств, руководивших отдельными отраслями управления. Страна была

поделена на крупные административные районы — провинции, подразделявшиеся

на более мелкие — уезды. В этих административных единицах 'были созданы

органы управления с губернаторами и уездными начальниками во главе.

Провинциальная администрация подчинялась центральной власти.

Весь этот порядок складывался в течение 'более полувека. Одновременно

шла законодательная работа, подробно фиксировавшая все стороны нового

государственного устройства и социальный порядок. Ее памятником является

свод законов «Тайхорё», составление которого, как указывалось, было

закончено в 701 г. В 710 г. была отстроена столица государства — Нараг

первая постоянная столица Японии.

Важно отметить, что в привелегии аристократии находятся не только

большие земельные владения, но и институт «кормовых пожалований»,

заключавшийся в передаче этим лицам львиной доли доходов приписанных им

крестьянских дворов (к сведению: число приписанных крестьянских дворов

колебалось соответственно рангам от 100 до 800, соответственно должностям

от 300 до 3 тыс). Крестьяне приписанных дворов должны были отдавать

половину зернового налога в казну, а другую половину феодалу, к которому

они были приписаны. Подать и рабочая повинность с крестьян целиком шли

феодалу.

Выше написанное напоминает западноевропейские «иммунные грамоты»

крупных феодалов, которые приобретали значительную политическую и

экономическую власть. Однако с учетом восточной консервативности и

патриархальности в Японии роль крупных феодалов выполнила аристократия,

бывшая родоплеменная знать.

3. Складывание феодальных аграрных отношений происходило в условиях

так называемой надельной системы. Ее официальное введение в Японии

относится к VII веку. Основные принципы этого раннефеодального аграрного

строя были зафиксированы в составленном в 701 г. кодексе «Тайхорё». Вся

земля объявлялась принадлежащей государству,. представителем и главой

которого являлся император.

Каждый крестьянский двор получал во временное пользование пахотную

землю соответственно числу членов семьи, считая с шестилетнего возраста.

Размер надела мужчины равнялся двум танам 2, женщина получала 2/3 этой

площади. Систематически, раз в шесть лет, должны были происходить переделы

земли в соответствии с появлением новых податных в семье или с их смертью.

Кроме того, за крестьянской семьей закреплялись на правах собственности

садовый и усадебный участки. Такое наделение землей подрывало древние

общинно-родовые связи. Надельное крестьянство превращалось в сословие

феодального общества. Типично феодальные — по форме и существу—институты

эксплуатации трудового населения в ту пору воплощались в зерновом налоге,

подати продукцией крестьянского промысла или ремесла и трудовой повинности.

«Переворот Тайка» способствовал более быстрому развитию феодальных

отношений, установлению системы государственного закрепощения крестьян.

Ранее лично свободные общинники и полурабы «бэ» составили сословие

закрепощенного крестьянства, прикрепленного к земле и захваленного

феодалами. Термин «бэ» сохранился лишь в применении к ограниченной группе

ремесленников, обслуживавших царский двор. Однако рабство отнюдь не было

отменено.

Кодекс «Тайхорё» не только признавал рабство, но и обставлял

рабовладение рядом юридических гарантий, устанавливая функции некоторых

категорий рабов (яцуко). Кроме того, этот закон делал владение рабами одним

из средств дополнительного получения земли: по кодексу на каждого

государственного раба выдавался такой же надел, как и на свободного, на

каждого раба, принадлежавшего частному лицу, — [pic] надела свободного.

Такие обстоятельства способствовали увеличению числа рабов и «бэ». Но

к концу VIII — середине IX века в связи с начавшимся кризисом надельной

системы и недостатком рабочих рук рабский труд стал применяться все реже, а

использование рабов в земледелии совершенно прекратилось. Крупная

аристократия, как уже было сказано выше, получала большие земельные

угодья (от 8 до 250 тё, что больше крестьянских наделов в 40 и 1250 раз) и

право «кормовых пожалований». При этом земли, пожалованные императором или

данные за заслуги перед государством напоминают западноевропейские

бенефиции, но правом на крупное землевладение в Японии обладала только

аристократия.

Таким образом, в Японии сложился аграрный строй надельной системы,

которая строго регламентировала количество и качество землевладения,

налоговой системы, политические права. Определенно, это был первый шаг к

формированию четкого института частной собственности и этот процесс

аналогичен для Западной Европы. Однако в Японии для крестьянства главным

критерием оставалась семья, тогда как в Европе феодалы отвечали за раздачу

земли крестьянам. Такой особый статус семьи, при котором семья являлась

главной ячейкой политической и социальной структуры, экономического уклада,

проявления культуры, остался и по сей день. Этот факт является главным

фактором Востока в Японии.

4. О влиянии на культуру раннесредневековой Японии со стороны Запада

говорить не имеет смысла, т.к. в это время европейцы даже и не знали о

существовании страны Восходящего Солнца. Не наблюдается также и общих

черт. Факт самобытной культуры, находящейся только под влиянием Востока

(Китая), в последствии позволит Японии сохранить свой суверенитет,

национальный дух и спокойствие в адаптации к новым условиям развивающегося

мира.

В это время в Японии особенно активно развивается архитектура, т.е.

интенсивно отстаиваются города по блестящему образцу китайской империи.

Ярким примером является отстраивание в 710 году столицы Нара, в создании

которой активное участие принимали китайские мастера. Про это

свидетельствует структура города по всем восточно-азиатским канонам:

центральные ворота («Судзакумои», т.е. ворота красной птицы) и центральный

проспект («Судзакуодзи», т.е. проспект красной птицы). «Красная птица –

одно из божеств четырех стран света китайской мифологии и в то же время -

наименование «южного созвездия», господствующего над всей южной стороной

неба. В столице находилось семь крупных буддийских монастырей. Главным

среди них был «Храм торжества Закона», первый монастырь в Японии,

основанный в 608 году. Друним знаменитым монастырем столицы был Тодайдзи

(«Великий храм Востока»). Уже само название монастыря говорит о том

значении, которое ему хотели придать основатели: они мечтали, что он станет

оплотом буддизма на всем Востоке. Соответственно этому замыслу главный храм

монастыря был посвящен самому Вайрочане, Будде «Всеозаряющий свет» -

важнейшему божеству буддийского пантеона.

Развивается оригинальный жанр японской поэзии, который по сей день

выделяет японскую литературу среди других и придает ей колоритность и

окраску Востока. Во второй половине VIII века был составлен «Манъёсю» -

первый свод японской поэзии. В VIII веке составлен сборник песенной

народной и литературной поэзии «Собрание мириада лепестков». В

раннефеодальную эпоху творили выдающиеся поэты: автор элегий Хитомара,

представитель любовной лирики Ямамоти, Окура, отразившие в своих

стихотворениях особенности мировосприятия японцев средних веков и их

душевное состояние. Таким образом период раннего средневековья стал

временем заложения ориентального фундамента японской культуры.

В раннее средневековье начались процессы гармоничного взаимодействия

Востока и Запада в японском обществе, что взрастило у японцев чувство

гармонии, присущее скорее восточному мировоззрению, однако так не

хватающего европейцам. Эта картина напоминает полюсный мир, и, вспоминая

слова Джона Леннона в песне “Imagine”, я понял почему ему понравилась

Япония, ведь нам так необходимо чувство единства и семьи человечества.

5. Подводя итоги общественно-экономического развития Японии раннего

средневековья, можно заметить некоторые параллели с Западной Европой,

однако не влияние. Данный факт, возможно, связан с одной общей чертой

исторического развития: историческим вызовом, например в Месопотамии - была

река, в Киевской Руси – степь, а в Западной Европе и Японии – леса, однако

в Японии это ещё и море, что определило в дальнейшем гармоничное сочетание

традиций восточной мудрости и европейского динамизма в общественном

развитии.

У японцев и у европейцев, как ни странно, сложилась и общая черта в

мировосприятии – «свой-чужой». В Западной Европе это связано с влиянием

католической церкви, с прикрепленностью людей к земле, а в Японии понимание

«свой-чужой» сложилось по причине главенствующего положения семьи в жизни

человека, когда, например, соседское поле, люди из другой семьи или

политического клана воспринимались чужими.

Общим итогом периода V – VIII вв стало заложение феодального

фундамента в дальнейшем продвижении Японии к более прогрессивным формам

хозяйствования и организации общества.

Часть II

Оформление и расцвет японского феодального мира (IX – XV вв)

В X –XV вв в Японии окончательно складываются феодальные отношения. В

своих формах они все больше приобретают черты западноевропейской аграрной

экономики. Усложнились и приняли все более острую форму социальные

отношения, появляются новые сословия, которые определят развитие Японии на

несколько веков вперед. Роль государства все более ослабевает, и оно скорее

напоминает аристократический клуб феодалов разных групп. Такие резкие

перемены заставляют людей думать, работать, жить по-другому, что также

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.