бесплатно рефераты
 

Влияние климатического фактора на развитие древних цивилизаций

Влияние климатического фактора на развитие древних цивилизаций

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………3 стр.

Египетская цивилизация………….……………………………………………4 стр.

Шумерская цивилизация……………………………………………………….9 стр.

Индская цивилизация………………………………………………………….12 стр.

Китайская цивилизация……………………………………………………….18 стр.

Финикийская цивилизация…………………………………………………….20 стр.

Древнегреческая цивилизация……………………………………………….23 стр.

Заключение………………………………………………………………………28 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Ученные уже давно обратили внимание на то, что все древние

цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала

территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это

означает, что среднегодовая температура в таких районах была около 20 0С

т.е. там было довольно тепло. Ещё одним условием в те далёкие времена было

наличие воды. В связи с этим многие цивилизации Старого Света родились в

долинах рек: Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли

огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах

способствовала развитию земледелия, также реки связывали во едино разные

районы страны и давали возможность для торговли в внутри неё и с соседями.

Также реки давали возможность для постройки ирригационных

сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого

были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки

этих сооружений.

Конечно, не все древние цивилизации были речными, но каждая из них

сталкивалась с трудностями, зависевшей от особенностей ландшафта и климата.

Так в особой географической обстановке развивались Финикия, Греция и Рим –

приморские цивилизации. Земледелие здесь не требовало ирригации, зато

полуостровное положение было ещё одним вызовом природы. И ответом на него

явилось зарождение навигации, которая сыграла огромную роль в жизни этих

морских держав.

Итак, мы постараемся рассмотреть влияние природного фактора на

развитие цивилизаций. Очень интересна при рассмотрении этого вопроса

теория «вызова- и- ответа», сформулированная известным английским историком

А.Тойнби (1889-1975): естественная среда самим фактом своего существования

посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь

с природой и приспосабливаясь к ней.

Рассмотрим примеры зарождения и развития некоторых древних цивилизации,

обращая внимание на вызовы, которые делала природа, и на ответы на них.

Первые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были

сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда

существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи,

такие, как засушливая Афразийская степь. В нильской долине ответом стало

зарождение и развитие египетской цивилизации, в долине Тигра и Евфрата -

шумерской, в долине Инда и его бывшего притока - так называемой индской

культуры.

По окончании ледникового периода афразийская территория стала

испытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению земель.

И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникло две или

более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать

процесс иссушения как вызов, ответом на который стало возникновение

цивилизаций. Общины охотников и собирателей афразийских саванн, не изменив

в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни,

поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые изменили свой образ

жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по

сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Афразийской степи. Те же

общины, что не переменили своего образа жизни, но, следуя за циклонным

поясом, движущимся на север, оказались помимо своей воли перед другим

вызовом, - вызовом северного холода, - и сумели дать ответ: между тем

общины, ушедшие от засухи на юг в пояс муссонов, попали под усыпляющее

влияние тропического климата. Наконец, были общины, которые ответили на

вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция

означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ

Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации.

Перемена образа жизни стимулировала творческий акт превращения

собирателей в земледельцев. Перемена родины была не столь значительной

территориально, но огромной с точки зрения изменения самого характера

окружения - они оставили старые пастбища и шагнули в болота новой родины.

Когда пастбища нильской долины стали Ливийской пустыней, а пастбища долин

Тигра и Евфрата, - пустынями Руб-аль-Хали и Дешти-Лут, героические

первопроходцы, вдохновляемые храбростью или отчаянием, двинулись в эти

гиблые места .Своим динамическим актом превратили их в благодатные земли

Египта и Сеннаара (Сеннаар - библейское название Среднего Междуречья).

Строптивость Природы была покорена трудом Человека; болота были

дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появились египетская

и шумерская цивилизации.

ЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Первые поселения, обнаруженные археологами на берегах Нила,

относятся к 6-4 тыс. до н.э. располагались они на высоких участках речной

долины, далеко от воды – люди боялись наводнений. Плодородную почву «нижних

полей» они еще не умели правильно обрабатывать, хотя самые простые приемы

ухода за культурными растениями были им уже известны.

Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу

природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники

оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

[pic] Темная земля в долине Нила настолько отличалась от каменистой

и глинистой почвы соседних плоскогорий, что египтяне называли свою страну

«Кемет» - «Черная». Необыкновенно плодородную землю принесла сама река,

миллиметр за миллиметром укладывая плодородный слой на каменное основание

берегов. Вода в Ниле мутная, потому что содержит много мельчайших частичек

разного происхождения – есть в ней и крупинки горных пород, подхваченные

рекой там, где она течет по каменистому ложу, остатки растений, принесенных

притоками из прибрежных тропических лесов.

Когда в начале лета в Восточной Африке , где находится исток Нила,

начинают таять горные снега, уровень воды в реке повышается и начинается

разлив. Когда река возвращается в русло, берега оказываются покрытыми новым

слоем плодородного ила. В южных областях Египта подъем воды начинается в

середине июля, а выше всего – на 8-10 м над обычным уровнем- вода

поднимается в августе-сентябре и держится высоко до середины ноября. Во

время разлива вода прибывает медленно, уровень ее повышается на несколько

сантиметров в день, так что люди успевают уйти, прихватив имущество и скот.

Египтяне достойно ответили на «вызов» реки. Им необходимы были

плодородные земли для получения больших урожаев и развития

хозяйства.Главная трудность при обработке самых плодородных затопляемых

«нижних полей» связана с тем, что после спада воды влага распределяется

неравномерно – высоко расположенные участки теряют ее слишком быстро,

прибрежные же поля, наоборот, заболачиваются, потому что вода стоит на них

почти круглый год.

Египтяне придумали очень простое устройство, позволявшее

регулировать количество воды на полях по своему усмотрению. Они, при помощи

несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли, начали

возводить на заливных берегах реки стенки из плотно сбитой земли,

обмазанные глиной, чтобы сквозь них не просачивалась вода. С высоты

птичьего полета долина Нила становилась похожа на расчерченный в клеточку

тетрадный лист. Во время разлива вода попадала в «клеточки» - бассейны, и

люди могли ею распоряжаться по необходимости – надолго задержать на высоких

местах или, наоборот, пробив земляную стенку, спустить лишнюю воду.

Постепенно отдельные сооружения связались в длинные цепочки, протянувшиеся

вдоль Нила на десятки километров.

Для поддержания этой сложной системы люди создали центры

управления цепочками запруд – первые египетские города. Каждый город

объединял вокруг себя небольшую область, которую греки, позднее

завоевавшие Египет, называли «ном», а ее правителя – «номарх». Ко времени

образования единого египетского царства (около 3000 г. до н.э.) таких номов

насчитывалось примерно сорок. Царь египетский назывался «фараоном».

Египтяне своим трудолюбием укротили великую реку. Они получали на

своих богатых землях самые высокие в древнем мире урожаи, хотя орудия,

которыми они работали, почти не отличались от тех, что применяли другие

народы Древнего Востока. Изобилие зерна в стране позволило освободить часть

людей от работы на земле и использовать их как строителей или солдат. Все

это позволяло успешно развиваться древней египетской цивилизации.

Древнеегипетская история условно разделена на периоды: Раннее

царство (I–II династии) – 3000–2778 до н.э.; Древнее царство (III–VI

династии) – 2778–2263 до н.э.; Первый переходный период (VII–X династии) –

2263–2070 до н.э.; Среднее царство (XI и XII династии) – 2160–1785 до н.э.;

Второй переходный период (XIII–XVII династии) – 1785–1580 до н.э.; Новое

царство (XVIII–XX династии) – 1580–1085 до н.э.; поздний период (XXI–XXX

династии) – 1085–332 до н.э., который завершился завоеванием страны

Александром Великим. Приведенные даты следует рассматривать как

приблизительные, причем более точны позднейшие из них, тогда как самые

ранние могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.

В представлении современников I династии любая область

их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово “область” (ном)

в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной

сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет

уже при I династии стал страной исключительного плодородия.

Как и в последующие времена. Верхний Египет — узкая долина реки в южной

части страны — и Нижний Египет, главную часть которого составляла

расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта,

многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная,

были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности

обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске

земли. Нижний Египет — страна болотных зарослей — обозначался кустом

папируса. Конечно, это не значит, что Нижний Египет был сплошь заболочен. В

период Раннего царства здесь были уже многолюдные поселения, процветало

виноградарство и существовало хлебопашество; при I династии верхне-

египетский ячмень отличали от нижне-египетского.

В гробницах современников той же династии кроме ячменя была найдена

также разновидность пшеницы — эммер (двузернянка). Земледельческие орудия в

период Раннего царства были, в общем, такими же, как и позже, в Древнем

царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными.

Плуг первобытного вида изображают письмена-рисунки времени II династии.

Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные

серпы со вставными лезвиями из кусочков кремния были найдены десятками в

одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее,

производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми

растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.

Разведение льна в период Раннего царства доказано тем, что в могилах

были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна — очень

высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о

большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.

На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают

бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя

по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства,

как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.

Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем

царстве, были известны уже в период Раннего царства. Существование быка,

осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано

изобразительным искусством, письменностью, а также находками костей этих

животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один

из царей хвалился захватом 400 тысяч голов крупного рогатого и 1422 тысяч

голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что

его добыча происходила оттуда.

Одна из особенностей природных условий Египта состояла в том, что почти

все сырье, необходимое для производства, можно было найти или в самой

стране, или в близлежащей пустыне. Египетские месторождения меди были

ничтожны, но ее добывали поблизости, на Синайском полуострове. Присутствие

там египтян засвидетельствовано памятниками уже I династии. Золото имелось

в пустыне между Нилом и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии,

но отсюда золото стало, по-видимому, поступать значительно позже. Долина

реки и пустыня к востоку от нее были богаты разнообразным камнем. По

породам камня, употреблявшимся при I династии, можно заключить, что уже

тогда были известны многие его месторождения. Например, полудрагоценные

камни, употреблявшиеся для украшений, встречались в пустыне к востоку от

реки, другие — на Синайском полуострове (бирюза, малахит), и только редкий

камень, лазурит, доставлялся посредством обмена с азиатскими племенами.

Деревом, как уже говорилось, страна тогда, по-видимому, располагала,

хотя нехватка его была слабым местом древнеегипетского хозяйства. Черное

дерево, уже при I династии употреблявшееся для всевозможных поделок, от

частей домашней обстановки до наконечников стрел, было, несомненно,

привозным.

Таким образом, природные богатства страны и окрестных пустынь позволяли

во времена Раннего царства обходиться собственным и близлежащим сырьем,

что, конечно, не исключало торговых отношений Египта со странами, даже

довольно отдаленными. Так, посуда, привозившаяся, как полагают, с островов

Эгейского моря, была известна в Египте уже в начале I династии.

ШУМЕРСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около

3000 г. до н.э. в низовьях реки Евфрат, неподалеку от впадения ее в

Персидский залив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки –

рукава, которые то сливаются, то вновь расходятся. Берега реки низкие,

поэтому Евфрат часто меняет свой путь к морю. При этом старое русло

превращается постепенно в болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от

реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжелые испарения от болот, тучи

мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Низовья Евфрата

долгое время привлекали внимание земледельцев и скотоводов Передней Азии.

Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как

Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно, и наводнения всегда

здесь были очень опасны. В бескрайние тростниковые заросли люди старались

не заходить, хотя под ними скрывались очень плодородные земли. Они

образовались из ила, оседавшего вовремя наводнений. Но в те времена

обработка этих земель была еще людям не под силу. Они умели снимать урожаи

только с небольших открытых участков, напоминавших своими размерами скорее

огороды, а не поля.

Все изменилось, когда в стране рек и болот появились новые,

энергичные хозяева – шумеры. Кроме плодородных, но еще не освоенных земель

новая родина шумеров могла похвастаться большим количеством глины и

тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни

руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились

строить дома из глиняных кирпичей; крыши этих домов настилались из

тростника. Такой дом нужно было каждый год подправлять, подмазывая стены

глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались

в бесформенные холмы, так как кирпичи были сделаны из необожженной глины.

Шумеры часто оставляли свои дома, когда Евфрат менял свое русло, и

поселение оказывалось далеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару

лет шумеры успевали слепить новый поселок на берегу кормившей их реки. Для

ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетеные из тростника

небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой.

Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие

высокие урожаи можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим

участкам. Небогат растительный мир Двуречья, шумеры же акклиматизировали

зерновые злаки, ячмень и пшеницу.Орошение полей в Междуречье было сложным

делом. Когда по каналам поступало слишком много воды, она просачивалась под

землю и соединялась с подземными грунтовыми водами, а они в Междуречье

соленые. В результате снова соль вместе с водой выносилась на поверхность

полей, и они быстро портились; пшеница на таких землях вообще не росла, да

и рожь с ячменем давали невысокие урожаи . Шумеры далеко не сразу научились

определять, сколько воды нужно для правильного полива полей: излишек или

недостаток влаги были одинаково плохи. Поэтому задачей первых общин,

образовавшихся на территории южной части Месопотамии, было устройство целой

сети искусственного орошения. Ф.Энгельс писал: “Первое условие земледелия

здесь — это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо

провинций, либо центрального правительства”.

Организация больших оросительных работ, развитие древнейшей меновой

торговли с соседними странами и постоянные войны требовали централизации

государственного управления.

В документах времени существования шумерийских и аккадских государств

упоминаются самые разнообразные оросительные работы, как, например,

регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненных

наводнением, Укрепление берегов, наполнение водоёмов, регулирование

орошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей.

Остатки древних каналов шумерийской эпохи хранились до настоящего времени в

некоторых районах Южной Месопотамии, например, в области древней Уммы

(современная Джоха). Судя по надписям, эти каналы были настолько велики,

что по ним могли ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном. Все

эти крупные работы организовывались государственной властью.

Уже в четвертом тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада

возникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическими

и культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной части

страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива.

Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам

недавних раскопок, был центром сильного государства. Религиозным и

культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским

святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное

политическое значение имели Лагаш (Ширпурла), который вёл постоянную борьбу

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.