| |||||
МЕНЮ
| Версальский мирный договорруководителей двух государств предусматривали возможность установления контактов в случае конфликта одной из стран с Польшей (так и произошло в сентябре 1939 года), служившей опорой Версальской системы на востоке Европы. Далее сотрудничество России и Германии обрастало новыми идеями: Россия, получая иностранный капитал и техническую помощь, могла повышать свою обороноспособность, а Германия взамен располагала совершенно секретной базой для нелегального производства оружия, прежде всего танков и самолетов. (Именно они, как известно, и определили ход сражений второй мировой войны). Глава рейхсвера генерал Г. фон Сект видел в этом союзе возможность обойти наложенные Версальским договором военно-технические ограничения. Русские, по мнению фон Секта, могли бы при необходимости обеспечивать поставки боеприпасов для рейхсвера и в тоже время сохранять нейтралитет, если возникнут международные осложнения [6, 13]. Он-то и начал практическую реализацию сближения с РККА. Советско-германское сотрудничество постепенно набирало силу. По мнению историков Дьякова и Бушуевой, "союз с Россией был единственным средством, с помощью которого Германия могла оплатить за унижение Версалем" [6, 53]. Рапалльский договор, каким бы внезапным и поспешным он ни был, оказался достаточно долговечным. Формально он оставался в силе почти 20 лет — до нападения фашистской Германии на СССР. Георгий Чичерин, заключавший договор, назвал его символом вынужденного сотрудничества обоих международных "козлов отпущения" — Германии и России [6, 53]. Демонстрация солидарности против союзных держав на Генуэзской конференции (позднее подобной же солидарностью было проникнуто, в частности, Заявление советского и германского правительств от 28 сентября 1939 г., в котором содержался призыв к Англии и Франции прекратить войну с Германией, в противном случае именно они "будут нести ответственность за продолжение войны", а правительство Германии и СССР будут вынуждены консультироваться друг с другом о "необходимых мерах") была сокрушительным ударом по западным союзникам, и это оказало большое влияние на дальнейших ход международных событий. 11 августа 1922 года, спустя всего лишь четыре месяца после того, как советская делегация на конференции в Генуе внесла предложение о всеобщем сокращении вооружения, было заключено временное соглашение о сотрудничестве рейхсвера и Красной Армии (поистине, германо-советские отношения 1939 — начале 1940 года развивались уже по ранее апробированному сценарию). Сотрудничество обеих стран принимает разнообразные формы [5, 42]: взаимное ознакомление с состоянием и методами подготовки обеих армий путем направления состава на маневры, полевые учения, академические курсы; совместные химические опыты (!); организация танковой и авиационной школ (!); командирование в Германию представителей советских управлений (Управления Военно-Воздушных сил, Научно-технического комитета, Арт- управления, Главсанупр и др.) для изучения отдельных вопросов и ознакомления с организацией ряда секретных работ. Так, в 1924 году в Липецке была создана авиационная школа рейхсвера, просуществовавшая почти десять лет и замаскированная под 4-ю эскадрилью авиационной части Красного Воздушного флота. Как утверждают Бушуева и Дьяков, многие, если не большинство немецких летчиков (Блюмензаат, Гейнц, Макрацки, Фосс, Теецманн, Блюме, Рессинг и др.), ставших позднее известными, учились именно в Липецке [6, 19]. По Версальскому договору (ч. 3 ст. 171) Германии запрещалось, как уже было сказано, иметь танки, и рейхсвер должен был обходиться без них. Но дальновидный фон Сект неоднократно проводил мысль о том, что танки вырастут в особый род войск наряду с пехотой, кавалерией и артиллерией. Поэтому, следуя данному тезису, немцы с 1926 года приступили к организации танковой школы "Кама" в Казани [6, 19]. Подготовленная в "Каме" плеяда танкистов, среди которых было 30 офицеров, облегчила позднее быстрое создание германских танковых войск: Наиболее засекреченным объектом рейхсвера в СССР являлась "Томка", в которую немцы вложили около 1 млн. марок. Это была так называемая школа химической войны, располагавшаяся в Самарской области, в непосредственной близости от территории автономной республики немцев Поволжья. Между тем ч. 1 ст. 171 Версальского мирного договора запрещала Германии как пользование удушливыми, ядовитыми и тому подобными газами, всякими аналогичными жидкостями, веществами или способами, так и ввоз их в Германию. В "Томке" испытывались методы применения отравляющих веществ в артиллерии, авиации, а также средства и способы дегазации загрязненной местности. Научно- исследовательский отдел при школе снабжался новейшими конструкциями танков для испытания отравляющих веществ, приборами, полученными из Германии, оборудовался мастерскими и лабораториями. Бесспорно, что сотрудничество РККА и рейхсвера в трех названных центрах (с кодовыми названиями "Липецк", "Кама" и "Томка") осуществлялось вопреки Версальскому договору, в соответствии со ст. 168 которого местонахождение и создание подобных военных предприятий должно было быть согласовано и одобрено правительствами главных союзных и объединившихся держав. Советская сторона получала ежегодное материальное "вознаграждение" за использование этих объектов немцами и право участия в военно- промышленных испытаниях и разработках. Начальник вооружений РККА И. Уборевич говорил, что "немцы являются для нас единственной пока отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей, притом у армии, в целом ряде вопросов имеющей весьма интересные достижения" [6, 216]. (Военная литература) Глава 2. Международные отношения в 1929-1939 гг. Первая половина 30-х годов прошлого века - это довольно короткий период (5 лет). Но в это время происходит коренной перелом в Междунароных отношениях, они стремительно меняются. Уже к началу 30-х гг. версальско- вашингтонская система себя не оправдывает. В чем главная причина? В том, что она не носила глобального характера, так как СССР — огромная территория, 1/6 часть суши — выпадал из этой системы. В такой ситуации, когда есть серьезные проблемы, возрастала роль лидера — Великобритании (но формально, номинально она не тянула на эту роль). Единственный, кто мог быть лидером — США, самая богатая страна мира, но они не хотели участвовать, и в это время они начинают проводить политику изоляционизма (предпочли отгородиться в американской крепости от неспокойной Европы). США даже не вошли в Лигу Наций, хотя именно они ее создали. В конце концов такая ситуация и привела к новому взрыву, и США в сильной степени ответственны за этот взрыв. К началу 30-х гг. добавляется еще один дестабилизирующий фактор: экономический кризис. Кризисы — неотъемлемая часть капиталистической (рыночной) системы, развитие происходит циклично: производство достигает высшей точки, а затем — спад, или кризис. В среднем экономические кризисы происходят раз в 10 лет. Но кризис, который начался в 1929 г., был уникальным: во-первых, по своей глубине — промышленное производство не просто сократилось, а было отброшено в начало века; во- вторых, он был глобальным, затронул все страны — и европейские, и США, и “третий мир”: так, в одной только Европе количество безработных достигло 30 млн. человек; в-третьих, его продолжительность — спад закончился в 1932 г., т. е. кризис был 3 года, но затем мировая экономика так и не восстановилась в полной мере до 2-й м. в. Не случайно 30-е гг. вошли в историю под названием “великая депрессия”. И западные государства вместо того, чтобы скоординировать усилия, искать совместно пути выхода, предпочитали перекладывать тяготы кризиса друг на друга. В результате этот кризис в первую очередь затронул проигравшие страны, прежде всего Германию, и именно на них стали перебрасывать тяготы: Германию именно в эти годы заставили платить репарации. Немцы видели виновников такой ситуации в победителях, и начинаются обвинения немцами своего правительства в слабости. Еще один фактор в Германии — слабость демократических или республиканских политических институтов. В Германии никогда не было сильных республиканских институтов, никогда не умели пользоваться демократией. Помимо Германии, была еще одна пострадавшая страна — Япония. К этому времени у Японии уже были значительные территориальные приобретения: Корея, Сахалин, Тайвань. Почему она не была удовлетворена? Еще с начала XX в. главные устремления японцев были направлены на Китай, особенно северо-восточную его часть — Маньчжурию, бывшую лакомым куском для Японии. Япония надеялась, что получит его после Первой мировой войны, так как она была в стане победителей, но не получила, потому что на Вашингтонской конференции победили американцы. И поэтому Япония была неудовлетворенна итогами войны. В Японии в это время тоже были еще молодые демократические институты, не было устойчивой демократической традиции. В такой ситуации вперед продвигаются правые радикалы: милитаристские круги (самураи), военные концерны; эти правые круги требуют активизации внешней политики Японии. Германия и Япония были ключевыми странами в своих регионах, и весь этот комплекс проблем имел роковые последствия. Курс Японии с начала 30-х гг. ужесточается, радикалы подстегивают правительство, главное направление — Китай (Маньчжурия). В Китае в это время очень сложная ситуация, там была полная анархия. С 1927 г. там идет гражданская война, и нельзя уже сказать, кто с кем воевал: было одновременно несколько правительств, властей, и все они боролись друг с другом за власть (правительство в Пекине, Гоминьдан, коммунистическая партия и т. д.). Кроме того, в Китае пересекались и англо-американские интересы и противоречия (стремление получить концессии). Кроме того, Китай был главным объектом советской внешней политики на Востоке. В СССР Китай был объявлен особым районом, ибо СССР полагал, что Китай может в ближайшем будущем оказаться в социалистическом лагере, и этому нужно активно содействовать (в этом направлении работал Коминтерн). В СССР хотели, чтобы коммунистическая партия вошла в Гоминьдан и пришла к власти, поэтому СССР оказывал помощь Гоминьдану в борьбе за власть. Ключевую роль в этих событиях играл представитель Коминтерна в Китае Бородин, его сын — Юрий Власов. Кроме того, в это время происходит и кризис советско-китайских отношений. СССР пытался проникнуть в Китай. Еще в 1924 г. по договору было введено совместное советско-китайское управление дорогой с центром в Харбине. Блюхер занимает часть Маньчжурии, затем под давлением Лиги Наций советские войска уходят, в результате дипломатические отношения с пекинским правительством разрываются. В этой ситуации в 30-е гг. японские радикальные круги требуют ужесточения отношений с Китаем. Офицеры квантунской армии оказывают давление на правительство. В это же время в Японии был сформулирован меморандум Танаки (министр иностранных дел Японии) — план завоевания мира Японией, и первым шагом на пути к японской гегемонии в мире были захват Маньчжурии и Монголии. И Япония начинает действовать. В 1931 г. после серии провокаций Япония вводит 10-тысячный корпус в Китай и оккупирует часть Маньчжурии. Китайские военные силы отступают. Это была первая атака на версальско-вашингтонскую систему, до этой поры никто не смел силой нарушать ее. Китай посылает жалобу в Лигу Наций, требует, чтобы японцы ушли. В Лиге Наций начинается обсуждение, требуют у японцев объяснений, те говорят: “Мы только наведем порядок, разберемся с коммунистами и выведем войска”. И резолюция Лиги Наций была мягкой: рекомендовала японцам уйти из Маньчжурии. Но японские войска продвигались дальше и оккупировали всю Маньчжурию, вышли к Амуру. На Западе определенные круги хотели, чтобы японцы пошли дальше, на СССР. В частности, Черчилль хотел, чтобы японские войска пошли дальше, а Лига Наций молчала. Но в планы японцев война с СССР пока не входила, пока они хотели укрепиться в Маньчжурии. Снова последовала резолюция Лиги Наций — вывести войска. И вот в 1933 г. Япония декларирует создание в Манчжурии независимого государства. Они находят одного из потомков древней китайской маньчжурской династии и объявляют его императором (это был Пу И). По сути дела японцы создают в Манчжурии марионеточное государство — Манчжоу-го. В Лиге Наций начинается новый процесс обсуждения, создается специальная комиссия во главе с англичанином Литтоном. Эта комиссия делает следующее заключение: Маньчжоу-го подрывает версальско-вашингтонскую систему, поэтому резолюция требует от японцев освободить эту территорию и вернуть ее Китаю. Но Япония не признает резолюцию Лиги Наций и выходит из состава Лиги Наций, т. е. Япония взрывает вашингтонскую систему, ибо баланс сил нарушается, а Запад демонстрирует свою неспособность противостоять агрессии. Почему Лига Наций бездействовала? Виной этому был все тот же кризис, потому что к этому времени окончательно восторжествовало стремление решать экономические проблемы поодиночке, путем изоляции своей экономики от других, и в эти годы разразились таможенные и валютные войны, и это подорвало способность стран совместно поддерживать мировой порядок. Кроме того, тяжелое экономическое положение отвлекало все внимание и общества, и политиков на внутренние проблемы (отдавался приоритет внутренним проблемам над внешними). В такой ситуации Чан Кайши (лидер Китая) был вынужден признать японские захваты, т. е. Китай признал новое статус кво. Новая ситуация на Дальнем Востоке оказала влияние и на внешнюю политику СССР. Ведь СССР не был членом Лиги Наций, и это было опасно (никто не гарантировал защиту СССР от японской агрессии). Поэтому в эти годы СССР был вынужден начать укреплять свою границу на Дальнем Востоке, организуется Дальневосточный военный округ. В декабре 1932 г. Чан Кайши пошел на восстановление дипломатических отношений с СССР в связи с провалом опеки Запада. В такой ситуации, когда было очень опасно, СССР делает попытку обезопасить свои границы от Японии. В 1933 г. новый американский президент Франклин Рузвельт предлагает Сталину установить дипломатические отношения, и осенью 1933 г. они устанавливаются (между СССР и США). И СССР, опираясь на это, предлагает США, Японии и Англии заключить договор о статус кво на Дальнем Востоке (пусть как есть, так и будет). Но это предложение отвергается всеми тремя сторонами. На Дальнем Востоке была неопределенная ситуация: вашингтонская система там рухнула, и не было единого фронта для обеспечения статус кво, каждый играл в одиночку. Но все-таки Дальний Восток — это не Европа. Но фактически то же самое было в эти годы и в Европе. К началу 30-х гг. версальская система уже себя не оправдывала. Это также было следствием разобщенности великих держав. Англия с ролью лидера совершенно не справлялась, она более всего была озабочена возможным возвращением позиций Франции. Еще одна черта — четкие антисоветские позиции английского правительства, они буквально ослепили руководство. США могли быть лидером, там был великий президент — Рузвельт, но, хотя американцы внимательно следили за европейскими делами, они не принимали активного участия в делах Европы (сейчас считают, что если бы план Маршалла — помощь Германии и другим странам — был введен в действие не после Второй мировой войны, а после Первой мировой, то Гитлер не пришел бы к власти). В Италии у власти был уже Дуче, и внешняя политика там проходила под лозунгом урезанной победы: мы доблестно сражались, а ничего не получили. Кроме того, итальянцы выдвигают очень серьезные территориальные претензии: они требовали Ливию, Тунис и т. д., т. е. требовали пересмотра Версаля. Таким образом, была разобщенность великих держав. В такой ситуации самая уязвимая позиция была у Франции: она оставалась фактически изолированной, т. е. оставалась один на один со своим главным врагом — Германией, т. е. версальская система уже не гарантировала безопасности Франции. И французская внешняя политика ищет новую опору в Европе: нужны друзья, какие-то договоры. Вначале Франция берет направление на т. н. “малую Антанту”, т. е. Румынию, Чехословакию, Югославию, а также на Польшу, ибо эти страны по версальскому миру получили значительные части Германии и Австро-Венгрии, а значит, они тоже были под угрозой германской атаки. Но во Франции понимали, что это слишком слабая опора. Наконец взоры Франции оборачиваются на СССР. Вначале в 1932 г. подписывается договор о ненападении, а затем и военный союз. Вашингтонская система рухнула из-за действий Японии, в Европе ситуация также резко менялась. Сближение Франции и СССР. Францию заставили пойти на это события в Германии. Миллионы недовольных в Германии были базой фашизма. У Гитлера не было шансов прийти к власти, т. к. там было очень сильно левое движение, оно отвлекало на себя очень большое количество германских трудящихся, и пока они существовали, у Гитлера не было шансов прийти к власти. Но Коминтерн и стоящий за ним Сталин раскололи германское левое движение. В конце 20-х гг. Коминтерн по указке Сталина выдвигает термин “социал-фашизм” — так называют социал-демократию, и еще ее назвали (6-й конгресс Коминтерна в 1928 г.) главным врагом рабочего движения. Коминтерн запретил всем коммунистическим партиям вступать в предвыборные блоки с социал- демократами. Такая позиция предопределила победу Гитлера на выборах 1932 г. Результаты выборов: НСДАП (партия Гитлера) — 11 млн. (проголосовали за нее); СДПГ (социал-демократическая партия) — 7 млн.; КПГ (коммунистическая партия) — 6 млн. Если бы был левый блок, то Гитлер не прошел бы. И только после победы Гитлера Сталин меняет свою установку, и уже в 1935 г., на 7-м конгрессе Коминтерна, прозвучал призыв создавать во всех странах широкие народные фронты левых сил. Благодаря такой тактике фашисты не прошли на выборах во Франции, в Испании и в других странах. В январе 1933 г. Гинденбург поручает Гитлеру сформировать правительство, затем Гитлер и его подручные поджигают рейхстаг, обвиняют в этом коммунистов и получают чрезвычайные полномочия — тоталитарный режим. Таким образом, после этих событий в самом центре Европы возникает качественно новое государство. Гитлер берет курс на военное решение всех проблем. Но Гитлер говорит: “Мы пока не готовы воевать, мы должны перевооружиться”. Уже в октябре 1933 г. Германия выходит из Лиги Наций. Это был удар по общеевропейской ситуации, а по сути — взрыв версальской системы. Какова реакция Запада? Англия предлагает новый план — подписать пакт четырех, в который вошли бы Англия, Франция, Италия и Германия, т. е. создать орган для обсуждения и решения всех спорных вопросов. Гитлеру эта идея нравится, ибо в таком случае Германия становилась бы полностью равноправной в европейских делах. Но Франция относится к этому резко негативно, т. к. она полагает, что это ревизия |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|