бесплатно рефераты
 

Великая Хартия Вольностей 1215 года. Курсовая Работа.

общества объединиться против общего врага.

Как ни противоположны были по существу интересы феодалов и массы, но была

почва, на которой и они соприкасались. Это было общее подчинение

государственному тяглу в форме различных натуральных повинностей и

денежных платежей феодального и нефеодального характера. Социальному

сближению должна была способствовать не только чисто фискальная политика

правительства, но и его общая политика, насколько она выразилась в

мероприятиях, направленных на укрепление и дальнейшее развитие

государственности (в частности, реформы Генриха II). Всё это постепенно

привело к тому, что Англия конца XII века была уже не та, что в конце XI

столетия, так как деспотизм Иоанна Безземельного вызвал настоящее

общественное движение, давшее Англии Великую Хартию Вольностей.

Инициаторами движения явились феодалы. Неслыханное оттоле попирание

королём их прав и бесконечные вымогательства и конфискации, проводимые

короной для получения средств на борьбу с французским королём Филиппом II,

вызвали среди баронов чрезвычайно острое недовольство. Вооружённое

столкновение стало неизбежным.

Весьма возможно, что баронам не удалось бы поднять против становившегося

невыносимым политического режима восстание, если бы им не помогло одно

чрезвычайно важное по тем временам обстоятельство. Столкновение короля с

церковью и вызов, который он не побоялся бросить главе католического мира,

решили его участь, развеяв последние остатки того морального престижа,

который не смогли ещё сокрушить все его беззакония.

Поводом к столкновению послужил вопрос о замещении Кентерберийской

кафедры, ставшей вакантной в 1205 году. Папа не утвердил кандидатов,

выставленных королём, и назначил в 1207 году архиепископом одного из своих

кардиналов, Стефана Лэнгтона. Иоанн отказался признать нового архиепископа

и через 2 года был отлучён от церкви. Иоанн повелел конфисковать все

церковные владения в королевстве и фактически поставил английскую церковь

вне закона.

В 1211 году папа формально освободил всех англичан от верности и

подданства королю и под страхом наказания запретил им иметь с ним какое бы

то ни было общение. Не довольствуясь этим, Иннокентий III и вовсе низложил

Иоанна и поручил французскому королю Филиппу II Августу возглавить

крестовый поход против английского короля.

Перспектива французского нашествия подействовала на Иоанна сильнее угроз

папы. Он прекрасно сознавал, что рассчитывать на своих баронов ему нельзя.

Он боялся их больше, чем неприятеля. Иоанн принял единственно правильное

решение: он решает подчиниться папе. Вскоре после этого (1213 год) в

Англию прибывает новый архиепископ и снимает с короля отлучение, заставив

его при этом повторить свою коронационную присягу. После этого король

потребовал от баронов, чтобы они отправились с ним на континент против

Филиппа Августа, вполне уверенный в том, что бароны не решатся оказать ему

неповиновение после его примирения с церковью.

Но Иоанн не подозревал всей серьёзности своего положения. А между тем

пятилетняя борьба с церковью сделала своё дело, углубив корни

общественного недовольства, которое теперь уже переходило в общественное

движение с определённой программой. Северные бароны ответили отказом на

требование короля, он, в свою очередь, двинул на них свои наёмные отряды,

но архиепископ Кентерберийский остановил его, посоветовав предварительно

расследовать дело судебным путём.

В лице архиепископа Стефана Лэнгтона начавшееся уже общественное движение

приобрело руководителя и идейного вдохновителя, укреплявшего его своим

авторитетом. Уже через месяц после прибытия в Англию (август 1213 года) он

проводит собрание баронов и высших иерархов церкви в Лондоне, на которых

звучит призыв в полном объёме восстановить былые вольности (так называемую

«Хартию Генриха I» и законы Эдуарда Исповедника).

Законы Эдуарда Исповедника не представляли на самом деле постановлений

короля Эдуарда; под этим именем известны были составленные гораздо позднее

(по-видимому, в XII веке) частными лицами сборники англосаксонского права,

насколько последнее применялось в период нормандского владычества. Если

под законами Эдуарда Исповедника разумелось саксонское право, то грамота

Генриха I была документом феодального права. Генрих I незаконно занял

английский престол и чтобы отстоять своё положение, должен был опираться

на сочувствие своих подданных. Необходимость расположить их к себе

заставила Генриха в начале своего правления даровать вассалам грамоту,

целью которой было прекращение произвола и злоупотреблений эпохи

Вильгельма Завоевателя. Эта грамота являлась феодальным договором между

сеньорами и сюзереном. В нём обеспечивались мир и права церкви,

ограничивался произвол короля во взимании релифа. Рыцарь, нёсший личную

военную службу в войске, признавался свободным от уплаты воинской подати.

При решении судебных дел король обещался руководствоваться законами

Эдуарда Исповедника в том виде, как установил их Вильгельм со своими

баронами. Замечательна одна особенность Грамоты Генриха I: ограничивая

короля по отношению к вассалам, она налагала такие же ограничения и на

баронов по отношению к подвассалам.

Когда указанная Лэнгтоном грамота была прочтена баронам, все с радостью

поклялись, не жалея жизни, сражаться за такие права.

Ещё более важное совещание произошло у баронов в Эдмондсбери в 1214 году.

В октябре этого года король вернулся с континента, где вёл неудачную войну

с Филиппом Августом, окончившуюся разгромом англичан при Бувине и потерей

всех английских континентальных владений, и потребовал с северных баронов

уплаты щитовых денег в небывалом размере, в которых они отказали ему

ранее. 4-ого ноября состоялось совещание короля с баронами в Эдмондсбери.

Переговоры не привели ни к чему, и король уехал. Но бароны не разъехались.

Под видом богомолья они устроили тайное совещание. Это был решительный

момент в развитии движения. Бароны поклялись на церковном алтаре вести

войну против короля до тех пор, пока он не вернёт им вольности времён

Генриха I и короля Эдуарда. Было решено отправиться к королю и заставить

его принять баронские условия. В случае отказа бароны рассчитывали

захватить королевские замки и силой заставить Иоанна удовлетворить их

требования.

Иоанн был осведомлён о том, что происходило на собрании. Видя, что дело

принимает серьёзный оборот и борьба становится открытой, король решает

привлечь на свою сторону церковь и издаёт хартию о свободе церковных

выборов. Но было уже поздно. Движение к тому времени стало на вполне

твёрдую почву и его нельзя было сломить с помощью подобного рода

экспериментов, тем более, что глава церкви был всецело на стороне

движения. Кризис с каждым днём близился к разрешению.

Лишь только прошли рождественские праздники, бароны явились к королю

вооружёнными и потребовали от него подтвердить вольности, указанные в

законах короля Эдуарда и в Хартии Генриха I. Испугавшись их натиска,

король попросил перемирия до конца Пасхи, чтобы «поразмышлять и поступить

сообразно достоинству короны». Не теряя надежды, король принял обет

крестоносца, так как личность крестоносца была священной (и поэтому была

неприкосновенна).

Но бароны были непоколебимы. Как только срок перемирия окончился, они

собрали огромное войско (которое насчитывало одних только рыцарей 2000

человек) и направились к городу Брэкли (Нортгемптонское графство). Король

из Оксфорда отправил к баронам посланников, чтобы выяснить требования

баронов, на что те вручили им письменный документ, в котором содержались

«древние законы и обычаи королевства». Бароны потребовали, чтобы король

«дал им эти законы и скрепил их печатью», грозя в противном случае

захватом всех его земель, крепостей и владений с тем, чтобы заставить его

сделать это.

Прочитав документ, король пришёл в негодование и в страшной ярости

поклялся, что никогда не даст им «таких вольностей, которые его самого

делают рабом».

Отвергнув попытки склонить короля к мирному соглашению, бароны избирали

Роберта Фиц-Уолтера своим предводителем и в боевом порядке двинулись к

Нортгемптону. Не сумев взять крепость без осадных орудий, после

двухнедельной осады бароны двинулись к Бедфорду. Здесь их приняли с

почестями. Сюда явились тайные посланники из Лондона и тайно сообщили,

чтобы они шли как можно быстрее к столице, если хотят иметь её на своей

стороне. Это известие подняло дух баронов, и они немедленно двинулись к

Лондону. 24 мая баронское войско без всякого шума и тревоги вошло в

столицу на рассвете, когда горожане были на заутрене.

Отсюда они разослали письма всем баронам, графам и простым рыцарям,

которые ещё как будто держали сторону короля, приглашая их оставить

клятвопреступника и присоединиться к ним для борьбы за вольности и мир в

королевстве, грозя в противном случае поступить с ними как с врагами. На

этот призыв откликнулось подавляющее большинство.

Почти все покинули короля. Пришлось начать переговоры. Был назначен день и

место для окончательного соглашения. 15 июня 1215 года уполномоченные

баронов сошлись с королём и его немногочисленными приверженцами в долине

Рэннимид, на Темзе и здесь Иоанн, видя, что силы его не равны силам

баронов, подписал Великую Хартию Вольностей.

Великая Хартия Вольностей.

Среди всех хартий XII-XIII вв. в Англии Хартия 1215г., именуемая Великой,

представляет собой наиболее обширный список не только материальных, но и

отличающихся новизной политических требований, предъявленных королю. Её

юридическим источником можно считать, прежде всего, феодальный обычай, на

соблюдении которого настаивают многие статьи Хартии, а также Хартию

Генриха I. Основным же отправным документом для Хартии 1215г. являлись так

называемые Баронские статьи - петиция баронов, датируемая предположительно

10 июня 1215г. и представляющая собой перечень «статей, о которых бароны

просят и на которые король даёт согласие». Окончательная редакция Хартии

позволяет судить, что Баронские статьи подверглись значительной

редакционной обработке и некоторым дополнениям, хотя основное содержание

их осталось неизменным.

Оригинальный текст Хартии1215г. изложен на латинском языке, без

подразделения на статьи, и не имеет чёткой системы изложения.

Великая Хартия Вольностей представляет прежде всего феодальный договор,

определяющий права вассалов и сюзерена. Она в значительной степени

повторяет параграфы грамоты Генриха I, однако в ней есть и особенности,

которые мы не найдём в той грамоте. Зарождение новых отношений (общества,

где граждане подчиняются одним и тем же законам, состоящего из однородной

массы свободных людей) отразилось на составе Хартии. Некоторые из её

параграфов были вызваны желанием положить предел тому произволу и

злоупотреблениям, которые опускал король, развивая государственный

характер своей власти. Эти параграфы не только не утратили своего смысла с

исчезновением феодализма, но даже получили широкое применение с развитием

новых государственных отношений и стали основанием нового государственного

порядка.

Сама Великая Хартия Вольностей имеет форму королевского пожалования.

«Пожаловали мы, - читаем мы в конце её первой статьи, - всем свободным

людям королевства нашего…» Этот как будто односторонний акт монаршей воли

был внушён королю, по его словам, исключительно внутренними мотивами,

мистическим путём. Не вполне, правда, согласуются с этими заявлениями

слова параграфа 63 Хартии, что «принесена была присяга, как с нашей

стороны, так и со стороны баронов, что всё это вышеназванное будет

соблюдаться добросовестно и без злого умысла», а содержание параграфа 61 и

вовсе их опровергает, вскрывая истинное положение вещей. Тут уже идёт речь

о «раздоре, произошедшем между нами и баронами нашими» и о гарантии,

которую король даёт баронам, обеспечивающую им ненарушимое и вечное

пользование их вольностями.

Гарантия эта заключалась в следующем. Бароны изберут из своей среды 25

человек и на них возложат обязанность блюстителей «пожалованных» королём

вольностей. Если король или кто-либо из его должностных лиц «нарушит

какую-либо из статей этого мирного договора», то об этом должно быть

сообщено четырём из этих двадцати пяти баронов, и они обратятся к королю

или к его заместителю с требованием в течение сорока дней восстановить

нарушенное право. В случае неисполнения королём этого требования, все 25

баронов вместе с «общиной всей земли» постараются силой принудить к этому

короля, оставляя, тем не менее, неприкосновенными личность короля,

королевы и их детей. Все обязаны были принести баронам присягу, что будут

вместе с ними «принуждать и теснить короля», а 25 баронов, в свою очередь,

присягали, что будут добросовестно выполнять свои обязанности. Решения в

комитете двадцати пяти принимались большинством голосов.

Великая Хартия Вольностей - это настоящий мирный договор между воюющими

сторонами, настоящая капитуляция. Она содержит статьи, требующие выдачи

королём взятых им заложников, о роспуске наёмных отрядов и т. д. Мы не

будем заниматься этими статьями, носившими чисто временный характер, и

прямо перейдём к основным параграфам Хартии, говорящими о правах и

вольностях английского народа и каждой из составляющих его отдельных

групп.

Материальные требования оппозиции, которые сводились в основном к

требованиям ограничить произвол короны в области вассально-ленных и

фискальных отношений и уважать старинные феодальные обычаи в этом вопросе.

Вполне естественно, что бароны как лидеры движения и представители его на

окончательных переговорах с королём, закрепили в Хартии прежде всего свои

материальные требования. Другие же участники оппозиции, выступившие вместе

с баронами и доверившие баронам закрепление своих требований, несмотря на

силу и решающую роль этой поддержки, получили неизмеримо меньше, а кое в

чём и понесли ущерб в угоду крупным феодальным собственникам. При этом

следует учесть, что рыцарство не имело своей программы, существенно

отличной от баронской, а баронство, добиваясь ограничения произвола со

стороны короля, не было заинтересовано в ограничении своих фискальных

притязаний в отношении собственных держателей. Поэтому оно ограничилось

несколькими весьма абстрактными обещаниями в пользу своих вассалов и, если

иметь в виду рыцарство, своих классовых союзников. Горожане же вообще

принадлежали к другому классу и сословию, и там, где интересы короля и

баронов противоречили интересам горожан, последние были просто обмануты.

На первом месте Великой Хартии Вольностей находились церковь и бароны.

Своим первым параграфом Хартия объявляет свободной английскую церковь и

неприкосновенными её права и вольности и подтверждает изданную перед тем

Иоанном хартию о свободе церковных выборов (п. 1). Согласно этому

документу, выборы высших и низших иерархов церкви должны были

производиться свободно во всех церквях и король должен утверждать их, если

только для отказа не будет основательной причины. В этом Хартия была

сходна с грамотой Генриха I, которая точно так же раньше всех других

уступок обеспечивала права и мир церкви. Церковь, как самая могущественная

часть феодального общества, всегда стоявшая во главе недовольных,

естественно, требовала освящения своих прав прежде всего.

Непосредственно следующие за этим 7 параграфов (п.п. 2 - 8) заняты

исключительно феодальными вопросами (о релифах, которые уплачивали королю

вступающие во владение своими ленами наследники его военных держателей, о

принадлежащих королю правах опеки над несовершеннолетними наследниками

умерших королевских держателей, о правах их наследниц и вдов). Великая

Хартия Вольностей устанавливает размер релифа (с графов и баронов - по 100

фунтов стерлингов, с рыцарей - по 100 полновесных шиллингов - п.2), что

является продолжением грамоты Генриха I. Хартия требовала, чтобы сюзерен

во время опеки держал в хорошем состоянии опекаемые владения, а также

подтверждала наставление о вдове вассала, которая должна была получать

определённую часть владения после смерти мужа (п.п. 4 - 5; 7 - 8).

Чисто феодальными отношениями занято ещё более двенадцати параграфов

Хартии, трактующих о повинностях держателей рыцарских ленов, о землях

осуждённых преступников, которые оказались во владении короля, о правах

феодальной опеки (п.п. 16, 29, 32, 37, 43, 46). Всё это простое

констатирование главных пунктов феодального права, необходимое в виду их

постоянного нарушения Иоанном Безземельным, но едва ли вносящее в них

что-либо новое. Ещё хартия вольностей Генриха I формулировала эти пункты,

хоть и с несколько меньшей детальностью.

Иной характер имеют п.п. 12, 14 и 34. Параграф 34 постановляет, что впредь

королевская курия никому не будет выдавать приказов для перенесения иска о

собственности на то или иное держание из феодальной курии в королевскую,

нанося тем самым ущерб свободному человеку (!). Здесь бароны пытаются

остановить планомерную объединительную работу центральной власти в сфере

юрисдикции, начатую Генрихом II, так решительно урезавшим своими ассизами

гражданскую юрисдикцию феодалов. Это была со стороны баронов попытка

затормозить тот путь, по которому шло политическое развитие Англии с

нормандского завоевания.

Ещё более знаменательными в этом отношении являются параграфы 12 и 14

Великой Хартии Вольностей. Параграф 12 гласит, что ни щитовые деньги, ни

какие-либо вспомоществования не должны взиматься в английском королевстве,

кроме как с согласия общего совета королевства. В этом параграфе мы

читаем: «…а чтобы иметь этот общий совет королевства, мы повелим позвать

архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими

письмами за печатью и, кроме того,… повелим позвать… всех тех, кто держит

от нас непосредственно… к определённому дню… и в определённое место; и во

всех письмах объясним причину созыва».

Вопрос о субсидиях королю был самым больным вопросом английского общества

этой поры. Финансы были как раз той сферой, в которой обществу больше

всего приходилось страдать от произвола короля. Тут все были равны, без

различия классов и состояний и было вполне естественно, что поднявшие

восстание бароны прежде всего должны были озаботиться изысканием способов

оградить на будущее себя и других от бесцеремонного хозяйничанья

правительства. Это, в сущности, был едва ли не самый главный вопрос,

поставленный перед английским обществом правлением Иоанна Безземельного.

12 и 14 параграфы Хартии ставят себе целью превратить Великий Совет в

учреждение, которое авторитетно и планомерно ограничивало бы королевскую

волю и тем отнимало бы у неё возможность свободно распоряжаться средствами

общества. Но достаточно самого близкого знакомства с этими параграфами,

чтобы сразу бросилась в глаза чисто феодальная постановка этой цели. Речь

здесь идёт исключительно о феодальном налоге (щитовых деньгах) и о

феодальных пособиях, взимавшихся королём со своих непосредственных

вассалов. Ни словом не упомянуты всякие другие взимания, от которых

особенно страдали, например, города.

Что касается порядка созыва Великого Совета, то при внимательном прочтении

параграфа 14, мы понимаем, что это настоящий феодальный сейм. Бароны

совершенно игнорировали все те условия, которые были созданы нормандским

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.