бесплатно рефераты
 

Век золотой Екатерины

считалась неприступной. Ее безуспешную осаду русские войска вели с

сентября 1790 г. 2 декабря под Измаилом появился А.В. Суворов. Сразу

началась интенсивная подготовка к штурму крепости: в учебном лагере

выкопали ров и насыпали вал, соответствовавшие габаритам крепостных

сооружений, и войска тренировались в преодолении препятствий. За 5 дней

до начала штурма Суворов отправил коменданту крепости знаменитый

ультиматум: "24 часа на размышление и воля; первые мои выстрелы уже

неволя; штурм -смерть". На рассвете 11 декабря начался штурм: войска

преодолели ров, по штурмовым лестницам взобрались на вал, ворвались в

крепость и шаг за шагом, тесня ожесточенно сопротивлявшегося неприятеля,

овладели ею. Овладение Измаилом принадлежит к числу героических

подвигов русских воинов –в штурме крепости сочетались высокий боевой дух и

замечательная выучка солдат и офицеров с полководческим гением A.A.

Суворова. Взятие Измаила венчало исход не только кампании 1790 г., но и

всей войны.

29 декабря 1791 г. был заключен Ясский мирный договор. Цели, ради

которых Османская империя развязала войну, не были достигнуты. Ясский

договор подтвердил присоединение к России Крыма и установление протектората

над Грузией. Результаты войны для России не соответствовали ни ее военным

успехам, ни понесенным ею жертвам и финансовым затратам. К ней была

присоединена лишь территория между Бугом и Днестром. Бессарабия, Молдавия

и Валахия были возвращены османам. Скромные для России итоги войны были

связаны с тем, что Англия не расставалась с идеей создания антирусской

коалиции. Ранее русской дипломатии удалось расстроить эти планы. Чтобы не

оказаться в изоляции, правительство должно было форсировать мирные

переговоры.

Три обстоятельства определили успехи России в войнах с Османской

империей и Швецией: России в этих войнах доводилось не нападать, а отражать

агрессивные действия соседей; боеспособность русской регулярной армии была

неизмеримо выше шведской и особенно османской - ополченцы последней,

располагая двойным, тройным перевесом в численности, неизменно терпели

поражение от хорошо обученных и вооруженных русских полков; немаловажной

причиной победоносного окончания войн было наличие в русской армии и флоте

талантливых полководцев (П.А. Румянцев, A.A. Суворов) и флотоводцев (Г.А.

Спиридов, Ф.Ф. Ушаков). Они подняли военное искусство на более высокую

ступень. Суворов вместо господствовавшей в Европе кордонной стратегии,

смысл которой состоял в равномерном распределении войск по всей линии

фронта с использованием в качестве опорных пунктов крепости, применил более

эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на

главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и

истощение ресурсов противника, уничтожение его живой силы.

Знаменитое сочинение Суворова "Наука побеждать" наполнено

множеством афоризмов и крылатых фраз, понятных как офицеру, так и солдату.

Главными достоинствами воина он считал патриотизм, храбрость,

выносливость, решительность. Флотоводец Ф.Ф. Ушаков, опиравшийся на

собственный опыт и опыт своего предшественника Г.А. Спиридова, подобно

Суворову, не знал поражений. Главной целью сражения он считал уничтожение

неприятельского флота и прежде всего флагманского корабля, на котором

должен быть сосредоточен огонь.

Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых

военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина,

Лазарева и других - на флоте.

б). Россия и революция во Франции. Разделы Польши.

В отношении русского царизма к событиям во Франции прослеживается

два этапа. На первом, продолжавшемся, впрочем, недолго, царский двор

рассматривал начавшуюся революцию как событие повседневной жизни, т.

е. как бунт голодной черни, с которым королевская власть способна

быстро справиться. Ни Екатерина, ни ее окружение не считали происхо-

дившее в Париже результатом глубоких социальных противоречий, а связы-

вали его с временными финансовыми затруднениями и личными качествами

незадачливого короля.

По мере развития революции и решительной ломки феодальных поряд-

ков настроение правящих кругов в Петербурге менялось. Там вскоре убе-

дились, что революция угрожает судьбам трона не только в Париже, но и

всем феодально-абсолютистским режимам Европы. Екатерина убедилась и в

другом: Людовику XVI и французскому дворянству своими силами не восс-

тановить старый порядок. Опасения русского двора разделяли обладатели

тронов Австрии и Пруссии.

В 1790 г. был заключен союз Австрии и Пруссии с целью военного

вмешательства во внутренние дела Франции. Тотчас реализовать эти наме-

рения не удалось, так как Австрия, Россия и Пруссия были озабочены

разделом Речи Посполитой, а Россия, кроме того, вела войну с Османской

империей. На этом этапе абсолютистские режимы ограничились разработкой

планов интервенции и оказанием материальной помощи французской эмигра-

ции и контрреволюционному дворянству внутри страны. Екатерина на ско-

лачивание наемной армии дала французским принцам взаймы 2 млн. руб.

Она стала душой коалиции, создаваемой для борьбы с революционной Фран-

цией.

Согласно русско-шведскому союзу Густав III обязался высадить в

австрийских Нидерландах десант, к которому должны были присоединиться

войска французских принцев, а также Австрии и Пруссии. Екатерина вмес-

то войск, занятых в русско-турецкой войне, обязалась до окончания ее

выдавать субсидию в размере 300 тыс. руб.

Выступление коалиции не состоялось по двум причинам: смерть Лео-

польда II и убийство Густава III вынудили отложить поход; но главная

причина состояла в том, что монархические режимы обнаружили продвиже-

ние идей революции к границам их собственных владений и сочли первос-

тепенной задачей остановить это продвижение. Речь идет о событиях в

Речи Посполитой.

В состав этого федеративного государства входили Польша, Литва,

Украина и Белоруссия.

На протяжении столетия, с середины XVII по середину XVIII в., Ли-

товское княжество переживало глубокий экономический кризис, обуслов-

ленный непрерывными войнами Речи Посполитой. Они опустошали казну и

истощали экономические ресурсы. В 1648 г. население княжества насчиты-

вало ок.оло 4,5 млн. человек, через два десятилетия оно уменьшилось почти

вдвое (2,3 млн.), к концу Северной войны сократилось до 1,8 млн. чело-

век и лишь к 1772 г. достигло 4,8 млн. На долю литовского и белорусс-

кого народов пали тяжелые испытания: запустело хозяйство в деревнях и

ремесло в городах.

Правительство Речи Посполитой проводило политику полонизации и

окатоличивания белорусского населения. В 1697 г. был принят закон,

провозгласивший польский язык государственным языком Великого княжест-

ва Литовского. Еще раньше, в 1673 г., был закрыт доступ не католикам в

шляхетское сословие.

Отсталые формы социально-экономической жизни, слабая степень

централизации, допускавшая существование у магнатов собственных воору-

женных сил, ставили под угрозу самостоятельность существования Речи

Посполитой как суверенного государства.

Слабость Речи Посполитой давала повод для вмешательства в ее

внутренние дела сильных соседей и позволила осуществить ее первый раз-

дел. Конституция 3 мая 1791 г. сохраняла за шляхетством его феодальные

привилегии, крестьяне оставались в крепостной зависимости, за каатоли-

чеством сохранялось значение государственной религии. Однако конститу-

ция отменяла "liberum veto", запрещала организацию сепаратистских кон-

федераций, передавала исполнительную власть королю. Было упразднено

деление Речи Посполитой на королевство Польское и Великое княжество

Литовское, на их основе провозглашалась единая Польша.

Укрепление государственности противоречило интересам Пруссии,

Австрии и России. У них был формальный повод для вмешательства в дела

Речи Посполитой, так как ей не разрешалось изменять конституцию и от-

менять "liberum veto". В самой Речи Посполитой некоторые магнаты и

шляхта воспротивились усилению королевской власти. В знак протеста

против конституции 3 мая 1791 г. они при поддержке Екатерины II орга-

низовали в Тарговицах конфедерацию и обратились к России за помощью.

По призыву конфедерации в Речь Посполитую были двинуты русские и

прусские войска, создались условия для нового раздела.

В январе 1793 г. был заключен русско-прусский договор, по которо-

му к Пруссии отходили польские земли (Гданьск, Торунь, Познань), а

Россия воссоединилась с Правобережной Украиной и центральной частью

Белоруссии, из которой была образована Минская губерния.

Второй раздел Польши вызвал подъем в ней национально-освободи-

тельного движения, возглавленного участником борьбы североамериканских

колоний за независимость генералом Тадеушем Костюшко. Оно началось в

марте 1794 г. в Кракове, а в апреле - в Великом княжестве Литовском.

Осенью 1794 г. А. В. Суворов взял штурмом предместье Варшавы Пра-

гу. Восстание было подавлено, Костюшко попал в плен.

В 1795 г. состоялся третий раздел Польши, положивший конец ее су-

ществованию. Соглашение было подписано в октябре 1795 г., но, не дожи-

даясь его заключения, инициатор раздела Австрия ввела свои войска в

Сандомир, Люблинскую и Хелминскую земли, а Пруссия - в Краков. К Рос-

сии отошли западная часть Белоруссии, западная Волынь, Литва и гер-

цогство Курляндское. Последний король Речи Посполитой отрекся от прес-

тола, а древний трон польских королей из Кракова был доставлен в Пе-

тербург и установлен в ... таулетной комнате российской императрицы.

На нем она и умрет "садясь на судно" (по словам А. Пушкина) в ноябре

1796 года.

Воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины и вхождение

в состав России Литвы и Курляндии имели два последствия. Польско-ли-

товские феодалы сохранили свои владения, и повинности с крестьян взи-

мались в прежних размерах. Иначе и не могло быть - царизм, безжалостно

эксплуатирующий собственный народ, проявлял в этом вопросе полную со-

лидарность с литовскими и польскими феодалами, которым были предостав-

лены права и привилегии российского дворянства.

Но эта сторона перекрывалась положительными итогами. Российское

правительство ликвидировало своеволие польско-литовских магнатов, ли-

шив их права держать свои войска и крепости. Население бывшего Велико-

го княжества Литовского и Западной Украины втягивалось в орбиту все-

российского рынка. Для него наступило время мирного труда, прекрати-

лись свары между шляхтой, пагубно отражавшиеся на хозяйстве крестьян и

горожан. Россия обеспечила защиту извне, чего не могла гарантировать

слабая Речь Посполитая. Прекратились религиозные преследования правос-

лавных, а католикам была предоставлена свобода вероисповедания. Воссо-

единение с Россией народов, этнически близких русским, способствовало

взаимному обогащению их культур.

В годы, когда монархи были поглощены разделами Речи Посполитой,

события во Франции развивались своим чередом: 10 августа 1792 г. там

была свергнута монархия, через два дня семья короля оказалась под

стражей; 20 сентября войска интервентов, вторгшиеся во Францию, потер-

пели сокрушительное поражение при Вальми; 21 января 1793 г. состоялась

казнь бывшего короля Людовика XVI. Это событие потрясло монархическую

Европу.

Императрица принимала меры к организации новой антифранцузской

коалиции. В марте 1793 г. была подписана конвенция между Россией и

Англией об обоюдном обязательстве оказывать друг другу помощь в борьбе

против Франции: закрыть свои порты для французских судов и препятство-

вать торговле Франции с нейтральными странами. Дело на этот раз огра-

ничилось отправкой русских военных кораблей в Англию для блокады фран-

цузских берегов - двинуть сухопутные силы в помощь англичанам, нахо-

дившимся в это время в состоянии войны с Францией, императрица не ре-

шалась -они были необходимы для борьбы с повстанцами Тадеуша Костюшко.

Как только движение в Речи Посполитой было подавлено, между Рос-

сией, Англией и Австрией в конце 1795 г. был заключен контрреволюцион-

ный тройственный союз. В России началась подготовка 60-тысячного экс-

педиционного корпуса для действий против Франции. Смерть императрицы

помешала отправке этого корпуса.

4. Новые черты в культуре.

Вторая половина 18 в. явилась важным периодом в развитии русской

культуры, и абсолютистскому государству принадлежала в этом процессе

значительная, а порой и инициативная роль.Так, Екатерина II утверждала,

что только "заведением народных школ разнообразные обычаи в России

приведутся в согласие, исправятся нравы". В 60-70 гг. ею была сделана

попытка создать в стране систему воспитательно - образовательных

учреждений. По поручению императрицы И. И. Бецкой - один из

представителей педагогической мысли в России, взгляды которого

формировались под влиянием идей Я. А. Каменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо -

разработал "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества". В

соответствии с этим учреждением были отрыты училище при Академии художеств

(1764), Общество двухсот благородных девиц (1764) с отделениями для

мещанских девиц, коммерческое училище (1772). среди созданных Бецким учебно-

воспитательных учреждений одно имело особое значение в истории русской

школы и просвещения - это Общество благородных девиц (Смольный монастырь,

или Смольный институт) Оно положило начало женскому среднему образованию

в России. Воспитанницы делились на 4 возраста: 6-9, 9-12, 12-

15, 15-18 лет.

Каждый возраст носил платья своего цвета: коричневого, голубого,

сероватого и белого. Прием в первый класс производился раз в три года.

Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику,

географию, историю, стихотворство, геральдику, архитектуру, рисование,

музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области домашней

экономии.

Однако созданные по проекту Бецкого воспитательно-учебные заведения

охватывали слишком малое количество детей. В 1782 г. для проведения более

масштабной школьной реформы была образована Комиссия об учреждении училищ.

Основные документы и план реформы были разработаны австрийским педагогом

сербом Ф. И. Янковичем, который хорошо знал русский язык. По этому плану

в городах создавались народные училища двух типов: главные - в губернских

городах и малые - в уездных. Эти училища являлись всесословными и

содержались за счет государства. В малых училищах изучались чтение, письмо,

чистописание, арифметика, катехизис, а в главных - Закон Божий, русский

язык, география, история, естественная история, геометрия, архитектура,

механика и физика, иностранный язык. Значение этой реформы трудно

переоценить - речь шла о создании общероссийской системы образовательной

школы.

Учрежденная в 1763 г. Медицинская коллегия должна была готовить

медицинских работников. В 1774 г. при Берг-коллегии открылось Горное

училище, впоследствии реорганизованное в горный институт. Появились и

другие специальные учебные заведения, частные школы.

Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783 г. была основана

особая Российская академия для изучения языка и литературы. Существовавшая

с петровских времен Академия наук за 1768-1774 гг. провела пять экспедиций,

которые внесли ценный вклад в изучение географии страны. В 1765 г.

возникает Вольное экономическое общество, в "трудах" которого печатались

многочисленные статьи по организации и ведению сельского хозяйства. В

Академии наук значительно возросло число русских ученых, среди них -

выдающиеся натуралисты И. И. Лепехин и Н. Я. Озерецковский, астроном С. Я.

Румовский, минеролог В. М. Севергин и др. К рассматриваемому времени

относилась деятельность видных историков М. М. Щербатова и И. Н.

Болтина; активно публиковались источники по русской истории ( Н. И.

Новиковым, академией наук). Издательская продукция увеличивается

чрезвычайно. За весь 18 век в России было издано 9500 книг, из них

около 85 % приходилось на царствование Екатерины II. 15 января 1783 г.

императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта все

большего числа людей. В Петербурге была открыта первая в России публичная

библиотека. Книготорговцы начинают открывать при лавках платные

библиотеки. К концу 80-х годов существовало 15 государственных библиотек.

растет число частных книжных собраний. "Книги сделались предметом моей

страсти". - пишет Е. Р. Дашкова, собравшая библиотеку в 900 томов. Такие

страстные книголюбы были и среди дворян, и среди купцов, и даже среди

крестьян.

Н.М.Карамзин, в статье, опубликованной в 1802 г. в "Вестнике

Европы", отмечал, что число любителей чтения "едва ли в какой земле... так

скоро возрастает, как в России. Правда, еще многие дворяне, и даже в

хорошем состоянии, не берут газет, но зато купцы, мещане любят уже читать

их, самые бедные люди подписываются и самые безграмотные желают знать, что

пишут из чужих земель". Его поддерживает другой литератор И. И. Дмитриев:

"В зрелых летах Хераскова читали только просвещеннейшие из нашего

дворянства, а ныне всех состояний: купцы, солдаты, холопы и даже торгующие

пряниками и калачами".

Крепнет национальное своеобразие отечественной литературы.

новаторские достижения в русской литературе прежде всего имели место в

произведениях Д. И. Фонвизина, Г. Р .Державина, Н. М. Карамзина.

Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными

идеями века Просвещения. Эти идеи естественных прав человека, свободы и

равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Все более

заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной

культуры, вбирающий в себя достижения и традиции культуры, созданной

многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь -

крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными

слоями общества.

"Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты

привязывали" - писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и

изящество составляли характернейшую черту эпохи, которую потомки стали

называть "екатерининской" Императрица была ласкова и проста в обхождении

с придворными и даже слугами и в отдельных случаях помнила, что «поклон

спины не ломит». После грубости монархов предшествующего времени все это

казалось удивительным и даже пугающим. Сама Екатерина с тоской

рассказывала: "Когда я вхожу в комнату, можно подумать, что я медузина

голова: все столбенеют, все принимают напыщенный вид; я часто кричу ...

против этого обычая, но криком не остановишь их, и чем более я сержусь,

тем менее они непринужденны со мною, так что приходиться прибегать к

другим средствам".

О придворных нравах времен Елизаветы Петровны она презрительно

писала: "Остерегались говорить об искусстве и науке, потому, что все были

невеждами: можно было побиться об заклад, что лишь половина общества еле

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.