бесплатно рефераты
 

Универсальный эволюционизм

Универсальный эволюционизм

От Автора: заранее приношу извинения за качество нижеприведенного.

1. Курс Концепции современного естествознания в новой парадигме образования

1. Анализ цивилизации на рубеже веков Анализ проблем современного

постиндустриального информационного общества (локальные войны и опасность

ядерного конфликта, рост населения и энергетический кризис, экологические и

медико-генетические проблемы, статистика социального нездоровья - бедность,

самоубийства, нарушения психики, алкоголизм, наркомания, преступность и

раздробленность культуры) позволяет сделать вывод: земная цивилизация на

рубеже тысячелетий вступила в фазу эволюционного кризиса (Налимов

1993,1994, Назаретян 1996: 109, Моисеев 1998: 275-288). Причинами кризиса

являются дисбаланс ме технологическим могуществом и гуманитарной

составляющей (мудростью) Интеллекта А.П.Назаретян), доминирование науки,

научно-технического прогресса и непонимание природы человека, природы

смыслов в которые он погружён (В.В.Налимов), разрушение человеком своей

экологической ниши (Н.Н.Моисеев). Междисциплинарные

• ' исследования антропосоциогенеза, истории, диалектики информация-

энтропия подсказывают, что возможно два варианта выхода из кризиса:

самоуничтожение или трансформация Интеллекта, становление нового сознания:

этика ненасилия, терпимость к различиям, экологический императив (Седов

1991: 3-29, Назаретян 1991: 185, Дискуссионный клуб, Стратегия выживания,

Глобалистика и футурология ~! Общественные науки и современность 1992-

1999). Главными шагами по гуманистическому пути являются объективная

информация о негативных тенденциях для общества, реформирование системы

образования и признание образования самой приоритетной сферой общественной

жизни (Н.Н.Моисеев Гуманизм - заслон против надвигающегося средневековья 11

Здравый смысл1997, е5).

1. 2. Становление новой парадигмы образования Становление новой парадигмы

образования связано с признанием базисного значения образования, науки для

общества и изменениями функций системы образования в информационном

обществе: от подготовки узких специалистов и ориентации на знание к

воспитанию новой нравственности, пониманию актуальных проблем общества и

опережающей социализации личности по принципу Не знание, а методология.

Недостатки нынешней системы высшего образования во всём мире это узкая

специализация и потеря целостного взгляда на мир, ориентация на информацию

и отсутствие анализа сегодняшних проблем. В устремлённости к узкой

специализации проявляется одряхлелость, раздробленность культуры (Налимов

1994: 63-64). Приоритетом должны пользоваться проблемы людей и

человеческого общества сегодняшнего дня (Г. Кюнг). Суть реформ в системе

высшего образования сводится к принципиальной переориентации приоритетов от

дисциплинарности к

анс с а ности на основе "сквозной" идеи Человек и его будущее и от

подготовки узкого специалиста к формированию образованной, культурной,

понимающей свою ответственность за будущее всей земной цивилизации

личности. Реализовать новые тенденции можно в системе многоуровневого

высшего образования: первые два года - изучается унифицированный блок

общеобразовательных дисциплин (естествознание и гуманитарные науки),

содержание которых раскрывается в контексте актуальных проблем общества

(неполное высшее), следющая ступень - два года общей специализации

(бакалавриат), третья ступень - либо год узкой специализации, либо два года

магистратура (Моисеев 1996, »евелёва 1997, Аршинов В.И., Буданов В.Г.,

Суханов А.Д. 1994, Кинелев В.Г., Аршинов В.И., Князева Е.Н. и Курдюмов

С.П.,Назаретян А.П., Суханов А.Д. и др. 1994).

1. 3. Естествознание и гуманитарные науки Раздробленность культуры (этика,

религия, искусство, философия, наука как одна из форм познания реальности,

паранаука, мистический опыт, учения Древнего Востока) и разрыв

естественнонаучного и гуманитарного знания в современной науке приводят к

фрагментарному видению реальности (Налимов 1993, 1994). "Мы страдаем от

неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия

между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных

областях" (О. Тоффлер). Естествознание буквально означает знание естества,

природы вне человека: естествознание (физика и космология, химия и

биология) - знание о природе неживой и живой материи. Гуманитарные (от

слова Ношо-человек) науки исследуют сознание и общество, это науки о

сознании и общественном бытии человека. Естественнонаучное и гуманитарное

знание традиционно разделялось (рациональное и иррациональное, разные

предметы, методы, язык, объективное - мир как явление и субъективное -

состояние, в котором человек видит что-то как явление, Мамардашвили 1994)~

что было исторически обусловленно. Но в реалиях интеграции научного знания

(междисциплинарная теория прогрессивной эволюции Вселенной и человека,

концепции самоорганизации и новый антропоцентризм), понимания условности и

вредоносности разделения науки, естественнонаучное и гуманитарное знание

синтезируется в одну науку - науку о человеке (Назаретян А.П. Одна наука II

Знание-сила. 1988. я 34,Назаретян 1991: 3), основой же подобного синтеза

является общенаучная теория пройрессивной эволюции.

1. 4. Логика и архитектоника курса Курс "Концепции современного

естествознания" следует понимать как эволюционный, поскольку центральной

идеей современного естествознания является идея е сального эво ю о з

(эволюция от лат. развёртываться, раскрываться) и философский (обсуждаются

философские проблемы происхождения и будущего Вселенной и Интеллекта).

Единая модель эволюции Вселенной, биосферы и человека синтезирует данные

естественных и гуманитарных наук и выступает основой трансдисциплинарной

единой теории (Назаретян 1991, 1996, Ласло 1997: 80, Моисеев 1998: 62, Янч

1999: 143-157). В рамках такой модели развития Вселенной (Универсальный

эволюционизм или Большая история), курс становится не технократическим, а

гуманитарным, так как история человеческой цивилизации представлена как

одна из фаз самоорганизации Вселенной.

Основные этапы эволюции Вселенной связываются с разделами современного

естествознания: Большой Взрыв и эволюция микро- и мегамиров - физика и

космология, самоорганизация молекул и химических реакций, макромолекул и

гиперциклов - химия, происхождение и эволюция биосферы - биология,

антропосоциогенез, социально-историческая стадия эволюции и перспективы

цивилизации - гуманитарное естествознание.

Эмпирические обобщения современной .науки позволяют утверждать, что

Вселенная, Универсум претерпевает непрерывные и необратимые изменения. Всё

сущее является продуктом процесса самоорганизации элементарных частиц,

который начался в результате взрывной неустойчивости 15-20 миллиардов лет

назад. После Большого взрыва из огненной точки бесконечной плотности

(сингулярность), вещество синтезируется уже в первые милисекунды -

образуются микро- (протон, ядра гелия, тяжёлые ядра в недрах звёзд первого

поколения) и мега- (газы, звёзды, галактики) миры. Эволюция химических

систем (молекулы и химические реакции, макромолекулы и гиперциклы)

происходит в Космосе и в условиях

ранней Земли. Методами микропалеонтологии обнаружены древнейшие клеточные

формы жизни - прокариоты (около 4-х миллиардов лет назад в Австралии).

Антропосоциогенез (процесс происхождения человека и общества) начинается

более 6 миллионов лет назад. Оформление биологического вида Ното Яар1епз

завершается 40-50 тысяч лет назад. 20 тысяч лет назад племенные сообщества

Нопю начинают эволюционировать в современные общества - социально-

историческая стадия самоорганизации Вселенной (Ласло 1997, Янч 1999).

2. История естествознания 2. 1. Наука: определения и критерии

Анализ различных определений термина наука. Инварианты дефиниций науки:

интерсубъективная форма деятельности людей -общезначимость научного знания,

наука как социальный институт, научные традиции; производство и

систематизация знаний о природе, общественном бытии, сознании человека -

цель науки; научный метод как средство получения знания - индуктивный или

дедуктивный методы (Налимов 1993: 14-21); принципиальная незавершённость

науки - устремлённость в будущее, ориентация на изучение объектов

актуальных и потенциальных, эволюция научного знания (Степин 1992: 58, 177-

189, Ясперс 1994: 101-102); эзотеричность науки - особая подготовка, другие

формы познания - религия, искусство, обыденное познание, паранаука.

Критерии научного знания в контексте ненаучных форм знания (религия,

искусство, паранаука, обыденное знание): теоретическое доказательство,

верификация (проверка), фальсифицируемость или опровержение. Проблемы

современной науки - незнание природы человека, локальность описания

мироздания, отношения науки с философией и религией, этические проблемы

(Налимов 1993: 28-43, 235-238). Роль современной науки в системе духовного

и материального производства.

2.2. Развитие науки в эпоху античности и средневековья Проблема

возникновения науки: в каменнок~ веке, в Древней Греции, с Роджера Бэкона -

"111 в., с работ

Коперника-Кеплера-Галилея, в "1" в. (Философия и методология науки 1996: 38-

43). Культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Древней Индии, Древнего

Египта и Вавилона) не создали предпосылок научного способа исследования,

хотя в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур

решения задач. Социально-политический фон (деспотии, кастовость),

отсутствие доказательства и предписательный характер знания для практики

позволяет говорить о преднауке Древнего Востока.

Переход к науке в собственном смысле слова был связан с изменениями в

культуре античного мира - возникает теоретическая наука, в европейской

культуре эпохи Возрождения и Нового времени - становление

экспериментального метода. Для перехода к научному способу порождения

знания необходим был иной тип цивилизации (демократическая форма

правления), появление логического и математического доказательства и

объяснительный характер знания (модели мира). Греческие философы

оперировали идеальными формами (апейрон, атом), и познавали мир ради

познания, а не практики (Философия и методология науки 1996: 4347, Степин,

Горохов, Розов 1996: 4248).

Античная наука характеризуется умозрительностью и отсутствием эксперимента

(вера в совершенные и неизменные сущности, формы, идеи; отношение к миру

как к живому организму и Космосу - красоте, гармонии, порядку; презрение к

ремеслу и прагматичности знания). Античная наука была целостной

(додисциплинарной), описывая мир в единстве, и антиисторичной, понимая мир

как стационарный или вечно вращающийся в пределах гармонии целого

(Рожанский 1979, Степин 1992: 84-86).

Западноевропейская наука в средние века: натурфилософия Аристотеля и

неоплатонизм как основа знаний о природе; теоцентрическая картина мира;

астролого-медицинские знания и алхимия; догматизм и схоластика (Гайденко,

Смирнов 1989). Первые научные эксперименты эпохи схоластики Роджера Бэкона

(Реале, Антисери 1994 т. 2: 162-166).

2.3. Принципы классического естествознания Научные революции (изменение

картин мира, методов исследования, философских оснований науки) в истории

естествознания - становление классического естествознания, переход к

дисциплинарно-организованной науке, становление неклассического

естествознания, переход к постнеклассической науке (Степин, Горохов, Розов

1996: 291-306).

Наука "У1 - "УП в.в.: гелиоцентрическая модель Космоса Н. Коперника, учение

о бесконечности миров и отсутствии центров во Вселенной Дж. Бруно, законы

движения планет И. Кеплера. Возникновение экспериментальной науки: опыты Г.

Галилея, первые нау 1нь1е инструменты (телескоп, маятник), закон инерции и

принцип относительности движения, идеализация как метод познания.

Математика как язык описания природы. Френсис Бэкон: обоснование

индуктивного метода в науке, классификация наук. Правила классической

рациональности в познании Р. Декарта; правило "когито" (абсолютность

сознания), объективность и протяженность внешних материальных тел, сознание

как зеркало, адекватно отражающее материальный мир (Мамардашвили 1994: 6-

12). Гносеологические и онтологические следствия принципа устранения

субъекта из концептуального аппарата науки. Внемировой наблюдатель,

неспособный влиять на извечный, определённый Богом ход событий, но

способный познавать и предугадывать (Моисеев 1998: 25-28). Механическая

картина мира И. Ньютона (Реале, Антисери 1996: 140-147): принципы

элементаризма (всё состоит из неделимых, твёрдых частиц), редукционизма

(свойства любой системы выводимы из свойств элементов системы, Моисеев

1998: 32-35), детерминизма (мир - это часовой механизм, в котором все

связано и причинно обусловленно), обратимости законов природы (кем-то

запущенный механизм Вселенной функционирует по вечным, неизменяющимся

законам, а человек способен познавать эти законы, и, следовательно,

познавать абсолютную истину), простоты окружающего мира (Моисеев 1998: 23-

35, Мамардашвили 1994: 3-38).

2.4. Развитие представлений об эволюции Идеи и теории геологии о

становлении земной поверхности во времени (Н. Стено, 1669, Г. В. Лейбниц,

1680, Р. Гук, 1757, Д. Геггон, 1785, А. Вернер, 1787). Эволюционная

гипотеза Канта (1754)-Лапласа (1796) о становлении Солнечной системы из

вихревой туманности. М. В. Ломоносов (1757) о постоянном развитии Земли и

всей Вселенной (Фолта, Новы 1987: 115-148).

Эволюционные идеи Ж. Л. Бюффона в работах 1749 года - связь животных и

растений со средой, изменчивость видов под влиянием среды, борьба за

существование, подобие обезьян и человека (Фолта, Новы 1987: 135). Первая

целостная концепция биологической эволюции (1809) Ж. Б'. Ламарка (среда

заставляет организм приспосабливаться и перестраиваться, приобретённые

признаки наследуются, живое самозарождается из неживого).

Палеонтологические,

сравнительно-анатомические исследования и теория катастроф Ж. Кювье (в

прежних геологических эпохах существовали отсутствующие ныне животные виды,

отрицание изменчивости видов).

Революционное значение теории происхождения видов путём естественного

отбора Ч. Дарвина (1859): живые организмы возникли не в результате

творения, а являются результатом длительной эволюции от простых форм к

сложным; причина эволюции - борьба за существование (конкуренция) и

выживание наиболее приспособленных к среде (естественный отбор);

доказательства (искусственный отбор, географическое распределение, сходство

всего живого, данные археологии и эмбриологии). Причины критики теории Ч.

Дарвина - значение случайности, происхождение от обезьян (Реале, Антисери

1997: 230-237). Открытие биогенетического закона Э.Геккелем в 1866 году

(онтогенез повторяет филогенез) и периодического закона химических

элементов Д.И.Менделеевым в 1871 году: единство линии развития неживой и

живой материи (Силин 1997: 142).

Философские концепции развития: развитие монад от неживых к живым и

мыслящим у Лейбница; саморазвитие Абсолютной Идеи по законам диалектической

логики в концепции Г. В. Ф. Гегеля (Реале, Антисери 1996: 275-286, 1997: 67-

70, 95-98). Теории общественного развития: идеи социального прогресса (А.

Тюрго, Ж. А. Кондорсе); данные этнографии; экономическая теория К.Маркса

(эффективность производства условий существования людей как высший критерий

прогресса в обществе, эволюция надстройки - общественных отношений, Реале,

Антисери 1997: 127-128). Наука и производство: научно-технический прогресс.

2.5. Термодинамические законы Во второй половине "1" века радикальные

изменения произошли в понимании физической картины Вселенной -

представление о запретах, налагаемых законами природы и возникновение

эволюционных идей в физике. Закон сохранения энергии (первое начало

термодинамики): энергия может переходить из одной формы в другую, но она не

может возникать из ничего и не может исчезать (Р. Майер, Д. Джоуль), нельзя

совершить работу без внешней энергии, невозможно создать вечный двигатель.

Второе начало термодинамики или закон возр~стания энтропии: тепло идет

только от горячего к холодному, но не наоборот или невозможно совершить

работу за счег энергии тел в тепловом равновесии (Л. Карно), запрет

позволяет ввести функцию - энтропию (от греч. поворот, превращение) как

меру "степеней" хаоса, рассеивания энергии, однообразия, равновесия (Р.

Клаузиус 1865). Формулировки второго начала (Моисеев 1998: 29-30, 78-80) -

в любой замкнутой системе энтропия может либо оставаться постоянной (если в

системе нет диссипации энергии), либо возрастать, или всякая система, не

подверженная внешним воздействиям (взаимодействиям), стремится к состоянию

максимального хаоса (термодинамического равновесия).

Теория тепловой смерти Вселенной (А. Эддингтон, Дж. Джинс). Концепция

необратимости и времени (нарушение симметрии прошлое-настоящее). Л.

Больцман первый открыл смысл энтропии как меры молекулярного хаоса, связал

энтропию с числом комплексов, применил вероятностный подход к трактовке

второго начала термодинамики - порядок в Космосе, жизнь и Интеллект это

результат маловероятной статистической флуктуации (Пригожин 1985: 30-31, 95-

96, Е.А.Седов Одна формула и весь мир. Книга об энтропии. М., 1982).

Возникновение основного естественнонаучного парадокса эволюционной картины

мира.

2. 6. Идеалы и нормы неклассического естествознания Дуализм субъекта и

объекта, принцип простоты и вечности законов природы как наследие

классического рационализма. Формирование специфических картин реальности,

дифференциация идеалов и норм исследования: переход к дисциплинарно-

организованной, неклассической науке - третья научная революция (конец "1"

- середина "" столетия, Степин, Горохов, Розов 1996: 293-297).

Революция в математике - неевклидова геометрия (1826г.) Н. И. Лобачевского

(Моисеев 1998: 40), теорема К. Геделя (1931) о неполноте любой

математической или логической системы (Успенский 1982).

Открытия в естествознании "1" в. - клеточная природа живого (Т. »ванн

(1839), теория электромагнитных явлений Дж. К. Максвелла (1864), законы

наследственности и мутации (Г. Мендель, Г. Де Фриз), закон возрастания

эн~ропии Р. Клаузиуса и теория биологической эволюции Ч. Дарвина -

возникновение парадокса эволюционной картины мира, открытия радиоактивности

(А.Беккерель, 1896) и электрона (Д. Томсон, 1897). Эксперименты Майкельсона-

Морли: крах закона сложения скоростей.

Теория относительности и квантовая механика - наука о микро-мире (начало ""

в.): изменение представления об одновременности, связь материи - энергии -

пространства - времени - движения, невозможность разделения субъекта и

объекта (проблема наблюдателя, необходимость учета средств наблюдения),

крах детерминизма и элементаризма, неопределённость в мире элементарных

частиц и вероятностное (неоднозначное, полиморфное, размытое) видение мира

(Налимов, Дрогалина 1995: 16-27), принципы соответствия (включённость идей

классической науки в более общую систему) и относительности истинности

теорий (Моисеев 1998: 41-61).

Исследования высшей нервной деятельности (И. П. Павлов) и структуры

сознания (3. Фрейд) - проблема иррациональности.

2.7. Структура научного познания Достоинства и недостатки гносеологических

концепций: классической (знание как адекватное отражение объекта, Демокрит

и Аристотель, Р.Декарт и И.Ньютон); субъектной (знание есть познание

абсолютного мира идей или априорных форм сознания, Платон, Кант, Гегель);

агностицизма (познание принципиально ограничено, Юм и Кант). Опв~бочность

представлений о существовании только двух элементов в познании (субъекта и

объекта).

Идеи Ф. Энгельса о деятельностной природе познания (реальность тождественна

объекту, науки отличаются по предмету) и развитии форм движения матерйи.

Деятельностная концепция научного познания в современной философии науки

(Степин 1992: 56-57, 187-188): взаимодействие с объектом через призму

технических средств (научные приборы, экспериментальные ситуации,

компьютер); предметность (исследование конкретной стороны объекта);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.