бесплатно рефераты
 

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы

феодальной системы (носителями их были декабристы, позже - западники) также

можно рассматривать как проявление кризиса. Объясните, в чем вы видите

разрушительный характер западной идеологии?

3. Внешняя политика России в первой половине XIX века.

При изучении фактического материала выделите главные направления

внешней политики России. Стержнем европейского направления внешней политики

России были в начале XIX века российско-французские противоречия,

вызванные растущей агрессивностью наполеоновской Франции. В последовавшие

за поражением Наполеона годы Россия с ее сильнейшей в мире армией

выступала в Европе оплотом монархического строя в условиях нарастания

антифеодальных революционных движений. Во второй четверти XIX века

центральное место во внешней политике России занял восточный вопрос,

связанный с ослаблением Османской империи и стремлением России в этих

условиях добиться наиболее выгодного режима черноморских проливов,

укрепления своего влияния на Балканах и освобождения православных

государств от османского ига. Подумайте, что послужило причиной, а что

поводом к Крымской войне? На какие два этапа можно разделить военные

действия? Каковы ее важнейшие итоги?

Задания для самоконтроля

1. Проблемные вопросы.

а) Почему кризис феодально-крепостнической системы в России наступил

значительно позже, чем в странах Западной Европы?

б) Что лежит в основе возникновения кризисных явлений в феодально-

крепостнической системе?

в) Почему Александр I и Николай I не решились пойти на отмену

крепостного права?

г) В чем главные отличия конституционного проекта Муравьева от

“Русской правды” Пестеля?

д) Что означает принцип разделения властей, предложенный Сперанским в

его проекте преобразования органов государственной власти в России?

е) Что такое “Тарутинский маневр”, задуманный Кутузовым в ходе

Отечественной войны 1812 года?

ж) Почему некоторые историки называют Николая I русофилом?

з) Каким образом революционное движение в Европе в первой половине XIX

века влияло на характер внешней политики России и международные отношения в

целом?

2. Тесты для самоконтроля:

а) Какой административный орган Российской империи был высшей судебной

инстанцией?

1) Сенат

2) юстиц-коллегия

3) министерство юстиции

б) Кто был наставником Александра I до его вступления на престол?

1) А.А. Аракчеев

2) Ф.С.Лагарп

3) М.М.Сперанский

в) Какой строй должен был установиться в России по проекту

П.И.Пестеля?

1) конституционная монархия

2) демократическая республика

3) самодержавная монархия

г) Какую форму правления должна была принять Россия по проекту

Н.Муравьева?

1) демократическая республика

2) самодержавная монархия

3) конституционная монархия

д) Каковы были планы Наполеона осенью 1812 г.?

1) отступать по Владимирской

дороге

2) отступать через Смоленск

3) отступать через Калугу и

Тулу

е) В каком году был издан указ о вольных хлебопашцах?

1) 1801

2) 1803

3) 1812

ж) Какой полк пришел первым на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года?

1) Московский

2) Преображенский

3) Семеновский

з) Каких крестьян касалась реформа, проведенная П.Д.Киселевым?

1) частновладельческих

2) государственных

3) крестьян западных губерний

и) Кто осуществил кодификацию русского законодательства в 1830-е годы?

1) М.М.Сперанский

2) В.П.Кочубей

3) А.Х.Бенкендорф

3. Проверьте знание карты.

а) Найдите на карте и покажите территории, присоединенные к

Российской империи в первой половине XIX века (Грузия, Финляндия, Аландские

острова, Эриванское и Нахичеванское ханства, Бессарабия и др.) В результате

каких войн были присоединены эти территории?

4. Работа с первоисточниками

Прочтите приводимые отрывки из “Философических писем” П.Я.Чаадаева и

“О том же” К.С.Аксакова. Чем отличаются их взгляды на характер и

особенности русской истории, русского народа? (Тексты приводятся по

изданию: В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия

по истории Российской общественной мысли XIX и XX веков. Часть 1. М.,

1994).

П.Я.Чаадаев

Философические письма

(1828-1831)

“...Народы - существа нравственные, точно так, как и отдельные

личности. Их воспитывают века, как людей - годы. Про нас можно сказать,

что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из

них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а

существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. ...Силлогизм

Запада нам чужд. В лучших умах наших есть что-то еще худшее, чем

легковесность. Лучшие идеи, лишенные связи и последовательности, как

бесплодные вспышки, парализуются в нашем мозгу. ...В наших головах нет

решительно ничего общего, все там обособленно и все там шатко и неполно. Я

нахожу даже, что в нашем взгляде есть что-то до странности неопределенное,

холодное, неуверенное, напоминающее обличие народов, стоящих на самых

низших ступенях социальной лестницы. .....Одинокие в мире, мы миру ничего

не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению

вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы

исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального

существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни

одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни

одна великая истина не была выдвинута из нашей среды ..... Чтобы заставить

себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера.

Когда-то великий человек вздумал нас цивилизовать и для того, чтобы

приохотить нас к просвещению, кинул нам плащ цивилизации; мы подняли плащ,

но к просвещению не прикоснулись... В крови у нас есть что-то такое, что

отвергает настоящий прогресс. Одним словом, мы жили и сейчас еще живем

лишь для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам,

которые поймут его: пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в

порядке разумного существования...”

К.С.Аксаков

О том же.

(предположительно 1850)

“Россия - земля совершенно самобытная, вовсе не похожая на Европейские

государства и страны....

Как занимателен и важен самобытный путь России до совершения ее (хотя

отчасти) на путь Западный и до подражания Западу!... История нашей родной

земли так самобытна, что разнится с самой первой своей минуты. Здесь-то, в

самом начале, разделяются эти пути Русский и Западно-Европейский до той

минуты, когда странно и насильственно встречаются они, когда Россия дает

страшный крюк, кидает родную дорогу и примыкает к Западной...

Все Европейские государства основаны завоеванием. Вражда есть начало

их. Власть явилась там неприязненной и вооруженной и насильственно

утвердилась у покоренных народов.... Русское государство, напротив, было

основано не завоеванием, а добровольным призыванием власти..... Таким

образом, рабское чувство покоренного легло в основании Западного

государства; свободное чувство разумного и добровольного призвавшего власть

легло в основание государства Русского.

Итак, в основании государства Западного: насилие, рабство и вражда. В

основании государства Русского: добровольность, свобода и мир. Эти начала

составляют важное и решительное различие между Русью и Западной Европой, и

определяют историю той и другой.

Пути совершенно разные... до такой степени, что никогда не могут

сойтись между собой, и народы, идущие ими, никогда не согласятся в своих

воззрениях... Пути эти стали еще различнее, когда важнейший вопрос для

человечества присоединился к ним: вопрос Веры. Благодать сошла на Русь.

Православная вера была принята ею. Запад пошел по дороге католицизма...

если мы не ошибаемся, то скажем, что по заслугам дался и истинный, и ложный

путь Веры, - первый Руси, второй - Западу.”

Тема VII. Буржуазные реформы 60-70х гг. XIX в.

При изучении данной темы важно уяснить, что вторая половина XIX века

является одним из переломных периодов царствования Александра II, она

создала условия для экономического взлета конца столетия. Отмена

крепостного права, реформы в экономической сфере потребовали также перемен

в общественно-политической жизни страны. Такие перемены были достигнуты

благодаря земской, судебной, городской и военной реформам. Отмена

крепостного права ограничила позиции дворянства в экономике, городская и

земская реформы ограничили права дворян в управлении на местах и

соответственно расширили доступ буржуазии к местному самоуправлению ,

введение принципа всеобщей воинской повинности уравняло сословия в правах

при формировании воинского контингента, а судебная реформа была наиболее

демократична, так как в судопроизводство были введены наиболее

демократичные принципы, такие как соревнование обвинения и защиты в ходе

судебного разбирательства, а также участие присяжных заседателей на

процессе. Освобождение рабочих рук в связи с отменой крепостного права и

повышение роли городского сословия в общественной жизни привели к повышению

темпов экономического роста страны. Темпы роста российской экономики во

второй половине XIX в. были выше, чем в любой другой стране мира в

соответствующий период развития. Росту экономики способствовала активная

внешняя политика, проводившаяся как в период правления Александра II, так

и Александра III. В то же время половинчатый характер реформ вызывал

недовольство радикально настроенных слоев общества и способствовал росту

революционных выступлений.

При изучении раздела обратите внимание на следующие проблемы:

1. Предпосылки и подготовка реформ.

При подготовке этого вопроса вам предстоит разобраться в том, что

реформа по отмене крепостного права, назревшая в стране с конца XVIII

века, была проведена после неудачной для России Крымской войны. Выясните, в

чем состояло проявившееся в ходе военной кампании технико-экономическое

отставание России и чем сохранение отсталости грозило стране. Нужно также

уяснить сложность социально-политической обстановки в стране в 50е гг. XIX

в. Ответ будет неполным, если вами не показана личная роль Александра II в

подготовке и проведении реформ, так как многие исследователи отмечают, что,

несмотря на сложность положения, Россия в тот период все же не стояла еще у

последней черты и в проведении реформ личная позиция царя имела большое

значение.

2. Отмена крепостного права

Эта реформа явилась наиболее значительной из всех, так как это была

реформа основ экономического устройства в обществе. При изучении вопроса

обратите внимание на то, как проходила подготовка реформы. Выясните, с

какого периода эта подготовка началась, какие учреждения были созданы и в

чем состоял буржуазный характер проводившейся реформы. Ознакомьтесь с

документами, явившимися итогом работы. Изучите их основные положения. И,

наконец, ознакомьтесь с ходом работ по практическому обеспечению реформы.

3. Земская и городская реформы

Эти реформы явились крупным этапом в социально-политическом развитии

российского общества. Если во второй половине XVIII века было введено

дворянское местное самоуправление на основе сословных дворянских собраний,

то в соответствии с требованиями капиталистического развития земская и

городская реформа предусматривали усиление политической роли буржуазных

городских и сельских слоев. Уездные, губернские и городские собрания,

выборные думы стали шагом вперед в развитии местного самоуправления.

Проанализируйте систему местного самоуправления, как формировались органы

власти, каковы были их полномочия.

4. Судебная реформа

Это была самая демократичная по тому времени реформа. Освобождение от

крепостного права миллионов крестьян уравняло их в юридических правах с

другими категориями населения и потребовало отмены феодальных судов.

Вводилась система гласных, открытых, состязательных судов присяжных, что

было новым крупным шагом в судопроизводстве. Выясните, как формировались

местные и центральные суда, как осуществлялся судебный процесс.

5. Военная реформа.

Эта реформа вводила совершенно новую организацию военной службы на

основе всеобщей воинской повинности. Такая организация соответствовала

новому этапу межгосударственных противоречий периода развитого капитализма,

надвигающимся империалистическим войнам. Выясните ее особенности.

6. Особенности российского капитализма

Обратите внимание на высокие темпы экономического развития в стране и

причины, на это повлиявшие. Выясните, кто был автором планов экономического

развития пореформенной России, как сочетались частный интерес и роль

государства, откуда были взяты средства на капиталистическую

индустриализацию страны. Проследите, смог ли российский капитализм к

концу XIX века решить проблему благосостояния народа, и если нет, то к

каким социальным последствиям это вело. Изучите также состояние

пореформенной деревни и сравните состояние дел в сельском хозяйстве и в

промышленности.

7. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в.

Обратите внимание на балканскую политику. Во второй половине XIX в.

балканский вопрос стал одним из главных в мировой политике. Сравните

последствия для международного положения России Крымской войны с одной

стороны и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с другой. Уточните, какие

договоры заключила Россия с Китаем, Японией, Францией. Уточните, как

внешняя политика России создавала благоприятные условия для решения

внешнеполитических задач.

Задания для самоконтроля.

1. Проблемные вопросы:

а) В чем заключается буржуазный характер реформ 60-70х гг. XIX в.?

б) Чем была вызвана половинчатость реформы по отмене крепостного

права? Какими могли быть последствия немедленной и полной реформы в

земельном вопросе?

в) Могло ли углубление земской реформы послужить противовесом росту

революционных настроений молодежи через широкое вовлечение молодых людей в

дела местного самоуправления?

г) В чем противоречивость развития русской экономики в конце XIX в.?

д) Чем вызван рост авторитета России на Балканах по итогам русско-

турецкой войны 1877-1878 гг.?

2. Тесты для самоконтроля:

а) Укажите даты правления императора Александра II:

1) 1855-1881

2) 1843-1871

3) 1861-1881

б) Какое событие произошло во время правления Александра II:

1) битва при Ватерлоо

2) возникновение

народнического движе-

ния в России

3) англо-бурская война в

Южной Африке

в) Члены какой организации совершили убийство Александра II:

1) Черного передела

2) Земли и воли

3) Народной воли

г) Кто был председателем уездных и губернских собраний:

1) предводитель дворянства

2) губернатор

3) тот, кто избирался

дворянским земским

собранием

д) Боевые действия между Россией и Турцией в 1877-78 гг. завершились

подписанием:

1) Берлинской конвенции

2) Константинопольского мира

3) Андрианопольского

перемирия

е) Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в

1880е гг.:

1) заинтересованность в

ограничении устрем-

лений Англии

2) победа России в русско-

турецкой войне

1877-78гг.

3) оформление австро-германского

союза

3. Исправьте ошибку:

а) Храм Христа Спасителя был построен в честь победы в русско-турецкой

войне 1877-1878 гг.

б) После гибели Александра II в России усиливается либеральное

движение.

в) Земская реформа была проведена в 1877 г.

4. Проверьте знание карты:

а) По итогам Крымской войны Россия потеряла Севастополь.

б) Почему в ходе русско-турецкой войны бои за Шипку были особенно

упорными?

в) Какие государства освободились от ига Османской империи в 70-е гг.

XIX века?

г) Какие территории присоединены к России в Азии во второй половине

XIX

века?

5. Работа с первоисточниками:

Оцените, какие проблемы в развитии российского общества были выделены

в следующем документе:

Речь Александра II в Государственном Совете

20 января 1861 г.

Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение

Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России

вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я

уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и

необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что

откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета,

чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено

к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность

председательствующего в Государственном Совете. Повторяю, и это моя

непременная воля, чтоб это дело теперь же было кончено. Вот уже четыре

года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в

помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть

пагубно для государства. Я не могу не удивляться и не радоваться и уверен,

что и вы все также радуетесь тому доверию, и спокойствию, какое выказал наш

добрый народ в этом деле. Желал бы тоже сказать и о дворянстве, хотя

опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых

близких материальных интересов каждого; при всем при том я не забываю и не

забуду, что приступ к делу сделан по вызову самого дворянства, и я

счастлив, что мне суждено об этом свидетельствовать перед потомством. При

личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время

путешествий моих по России, при приеме дворян, я не скрывал моего образа

мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это

преобразование не может свершиться без некоторых пожертвований с их стороны

и что все старание мое заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь

возможно менее обременительны и тягостны для дворянства. Я надеюсь,

господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный

Совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод

помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или

добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу

только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение

быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом

деле.

(Цит. по: “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917” под ред.

В.Г.Тюкавкина. - М.: Просвещение, 1990 г.)

Тема VIII. Революция 1905-07 гг.

Реформы П.А.Столыпина

Революция 1905-07 гг. в России явилась одной из наиболее ярких страниц

героической и драматической борьбы рабочих за достижение лучшего будущего.

Она стала не только первой российской революцией ХХ века, но и первой

революцией эпохи империализма, монополистического капитализма. Только в

России действовало свыше 30 монополистических объединений. Они все больше

становились хозяевами основных отраслей промышленности. Монополии вводили

монопольные цены, что приводило к обострению противоречий. В 1903-1904 гг.

усилилось революционное движение рабочих, крестьян и окраинных народов

России. В 1904 г. крупные политические стачки прошли в Москве, Петербурге,

Харькове и других городах страны. Поражение России в русско-японской войне

1904-1905 гг. усилило возмущение народа политикой царизма. В стране

назревал революционный кризис.

Необходимо уяснить причины, характер, особенности и движущие силы

революции, раскрыть расстановку политических сил, их стратегию и тактику,

обратить внимание на формы и средства борьбы, роль политических лидеров

революционного движения, участие в революции текстильщиков, понять размах,

определить периоды революции.

Проанализировав современную историографию и публицистику о

П.А.Столыпине, обратитесь к его программе модернизации России, определите

отношение общества к его политике, дайте оценку итогов и последствий

столыпинских реформ.

От студентов требуется овладение комплексным подходом и системным

анализом. Революция 1905-07 гг. знаменовала собой поиск путей общественного

прогресса. Необходимо проанализировать роль российской интеллигенции в

искании общенационального демократического идеала и причину узости

социальной базы для парламентской демократии. Студенту следует показать

развитие социалистической идеи от марксизма до анархизма и

распространенность социалистических идей как отражение кризиса ценностей

западного общества. Необходимо видеть особенности лагерей либералов и

революционеров, формирование их партийно-политических структур. Следует

оценить важную роль появления Советов рабочих депутатов как новой формы

власти. Оцените значение манифеста 17 октября 1905 г., проследите историю

формирования российского парламента, его структуру, место в системе органов

власти, особенности. Проанализируйте характер политической борьбы в

Государственной Думе и ее влияние на общество. Поражение революции не

разрешило, а загнало вглубь социальные противоречия и привело к новым

революциям.

Задания для самоконтроля.

1. Проблемные вопросы.

1. В чем заключаются экономические и социально-политические

предпосылки революции 1905-1907 гг.?

2. Какова тактика царизма, буржуазии и социал-демократов в революции

1905-1907 гг.?

3. Каково соотношение основных политических сил и политических партий

в Государственной Думе?

4. В чем состояли основные идеи земельной реформы П.А.Столыпина,

почему они оказались нереализованными.

2. Тесты для самоконтроля:

а) Какая партия была самой многочисленной в период 1905-07 гг.?

1) Эсеры

2) Большевики

3) Кадеты

б) Кому принадлежат слова: “Чтобы удержать революцию, нам нужна

маленькая победоносная война”?

1) П.К.Плеве

2) С.Ю.Витте

3) А.Н.Куропаткину

в) Каков итог столыпинской реформы:

1) Она окончилась полным провалом везде, кро-

ме Сибири, где в годы реформы были выделены

земли поселенцам.

2) Она привела к полной перестройке всего сельско

го хозяйства.

3) Крестьяне получили землю в частную

собственность

(с правом продажи), что привело к созданию в

деревне

нового слоя богатых крестьян-фермеров (кулаков).

г) Как изменилась форма правления в России в результате революции 1905-

1907 гг.?

1) Россия стала конституционной бюрократической мо

нархией.

2) В России еще более укрепилась самодержавно-

бюрократическая монархия.

3) Россия стала парламентарной монархией по типу

Англии, Бельгии, Италии, Венгрии.

д) Какие права получили крестьяне по указу от 9 ноября 1906 года?

1) Требовать землю в частую собственность.

2) Выйти из общины, но без земли.

3) Брать общинную землю в аренду.

е) Кто был председателем IV Государственной Думы?

1) А.И.Гучков

2) М.В. Родзянко

3) П.Н.Милюков

ж) В чем, по мнению П.А.Столыпина, заключалась главная причина

неустройства сельского хозяйства в России?

1) В существовании помещичьего землевладения.

2) В резком расслоении крестьян на кулаков и

батраков.

3) В сохранении крестьянской общины.

з) Какие события произошли во время третьеиюньского государственного

переворота 1907г.?

1) Роспуск II Государственной Думы и введение ново-

го закона о выборах.

2) Военный путч.

3) Смена кабинета министров.

и) Когда был принят основной указ по аграрной реформе П.А.Столыпина?

1) 9 ноября 1906 года.

2) 10 ноября 1907 года

3) 14 марта 1911 года

к) Какое влияние оказала аграрная реформа П.А.Столыпина на помещичье

землевладение?

1) Ликвидация помещичьего землевладения.

2) Позволила значительно увеличить помещичье зем-

левладение за счет крестьян.

3) Сохранение помещичьего землевладения.

3. Проведите сравнительный анализ рабочего и крестьянского движения,

программ политических партий начала ХХ века и выявите на основе такого

анализа внутренний спектр каждого политического лагеря от “правых” до

“левых”. Можно изобразить такую шкалу графически. Составьте также таблицу

статистических данных о результатах столыпинской реформы.

4. Столыпин считал, что для превращения России в великую державу ему

понадобится 20 лет. Если бы история отпустила бы ему этот срок, смог бы он

реализовать задуманное? Ваша точка зрения.

5. Работа с первоисточниками.

Прочтите и проанализируйте требования рабочих Петербурга, выраженные в

петиции царю 9 января 1905 г. (Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. - М.:

Просвещение, 1990. - с.281-284).

“Государь! Мы, рабочие и жители С.-Петербурга разных сословий, наши

жены и дети, и беспомощные старцы - родители, пришли к тебе, государь,

искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным

трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как

к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать... Нет больше

сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент,

когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук...

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за

политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские

беспоря*********************************************************************

***********************************************************************

****************************************************************************

***********************************************************************

****************************************************************************

***********************************************************************

***********************************************************************

*******ей, дешевый кредит и постепенная передача земли народу.

3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно быть в

России, а не за границей.

4) Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

1) Отмена института фабричных инспекторов.

2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных от

рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии

рабочих. Увольнение рабочих не может состояться иначе как с постановления

этой комиссии.

3) Свобода потребительско-производственных и профессиональных рабочих

союзов - немедленно.

4) 8-часовой рабочий день и нормирование сверхурочных работ.

5) Свобода борьбы труда с капиталом - немедленно.

6) Нормальная заработная плата - немедленно.

7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке

законопроекта о государственном “страховании рабочих” - немедленно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.