бесплатно рефераты
 

Тобольская губерния

промышленную деятельность мещан.2

Государство ограничивало юридическую свободу предпринимательских слоев.

Для причисления в другие сословные общества требовалось получение

увольнительных от своих обществ, все жители городов наследственно

прикреплялись к определенному месту жительства. Также ограничивалась

свобода перехода в другие города и передвижение по территории страны, что

затрудняло хозяйственную –деятельность. Для отлучки на расстояние свыше 30

верст нужно было запастись паспортом, а для этого рассчитаться ко времени

отъезда с податями и повинностями, с частными долгами, найти двух

поручителей за предстоящие непредвиденные платежи, получить разрешение от

своего общества.3

Разрешение на выезд должна была брать даже купеческая верхушка и члены

магистратов и дум.4

Основой системы налогообложения предпринимателей, существовавшей в

последние 10 лет перед реформой 1861, были сбор за свидетельства на право

торговой или промышленной деятельности и сбор за билеты на право содержания

лавок и промышленных заведений (сверх 3-х, на которые выдавались бесплатные

билеты). При капитале более 15тыс. рублей сбор за свидетельства с

некоторыми процентными надбавками составлял 660руб., от 6 до 15 тыс. –

264руб. и от 2,4 до 6 тыс. – 66руб. в год. За билеты при капитале более 6

тыс. руб. уплачивался дополнительный сбор: в столицах (Москве и Петербурге)

– по 30 руб., в прочих местностях – по 23 руб.

Также существовал сбор за свидетельства на право содержания мелких

торговых и промышленных заведений, принадлежащих крестьянам и мещанам, а

также приказчичьи свидетельства.

Самым существенным недостатком данной системы налогообложения было то,

что его основное бремя падало н мелких предпринимателей, а это в

значительной степени затрудняло развитие промышленности и торговли на самой

ранней стадии.

Очевидное несоответствие между состоятельностью предпринимателя и

размерами его обложения правительство пыталось компенсировать некоторыми

льготами. Одной из таких льгот было освобождение от уплаты гильдейского

сбора владельцев так называемых домашних заведений – мелких промышленников.

Другой льготой было освобождение на 1 год от выборки торгового

свидетельства лиц, состоявших в гильдиях и имевших намерение открыть

промышленные предприятия. Серьезность таких намерений подтверждалась

удостоверениями, подписанными губернаторами.1

Чтобы выделить купечество в особое сословие Городовым положением 1785г.

вводится институт «именитых граждан». Это звание присваивалось оптовым

торговцам, банкирам, судовладельцам с капиталом свыше 50 тыс.руб. Такие

лица не входили в состав гильдий и учитывались в разделе 5-м обывательской

книги.2

В 1800г. для купцов устанавливается звание коммерции советника, как

знака особого отличия. Это звание давало его обладателям права 8-о класса

штатной службы, т.е. этим лицам была дана возможность получить привилегии,

близкие к дворянским.

В 1807г. вышел манифест « О дарованных купечеству новых выгодах,

отличиях и преимуществах и новых способах к распространению и усилению

торговых предприятий», который подчеркнул разницу между «действительными»

купцами, которые здесь были названы «первостатейными» или негоциантами и

обычными подрядчиками, откупщиками и лавочниками. К 1-м относились только

оптовые торговцы.

Кроме того Манифест устанавливал правила для образования товариществ,

исключал из гильдий иностранных купцов, вводил бархатные книги для

записывания родов именитого купечества, объявлял льготы купечеству,

разрешал носить шпаги первостатейным купцам1…

В 1810г. объявлен Манифест «О способах к лучшему устройству суконных

фабрик», который устанавливал звание мануфактур-советника для купцов.

Состоявших в 1-й гильдии 12 лет подряд и кто производил на собственной

фабрике более 100 000 аршин сукна ежегодно. Этот титул предоставлял те же

права, что и коммерции-советнику. Получившие звание коммерции или

мануфактур-советника могли переходить в разряд почетных граждан, который

был введен в 1832г. Звание потомственного и личного почетного гражданина

давало ряд прав: освобождение от рекрутской повинности, подушного оклада и

телесных наказаний… Почетными гражданами могли становиться также купцы 1-й

гильдии после 10-летнего пребывания в ней. Почетные граждане пользовались

«правом титуловаться, как и дворяне, и ваше благородие». Таким образом,

почетные граждане являлись промежуточной прослойкой между дворянством и

купечеством и сыграли определенную роль в формировании слоя городских

предпринимателей.1

Кроме того, купцы, которые вели торговлю с заграницей в течение 5 лет

не менее, чем на 50 тыс.руб., получали звание торгового гостя и в

«почестях» приравнивались к 7-у классу штатной службы. Эти преимущества

распространялись и на членов купеческих семей.2

Наличие таких привилегий повышало общественный статус купечества в

условиях сословного строя, облегчало ведение коммерческой деятельности,

создавало дополнительные возможности накопления капитала. Такая политика

государственного протекционизма смогла усилить стремление предпринимателей,

вышедших из крестьянского или мещанского сословий, вступать в гильдии.3

После издания Манифеста 1775г. термин мещанство получил общерусское

значение.

Исследованием корней происхождения мещанского сословия занимается

Шилкина С.З. Она отмечает: «… в русский язык слово «мещанин» в значении

житель посада, мелкий торговец и ремесленник попало в 14в. через Украину и

Белоруссию из Польши. В переводе с польского означает «горожанин» («место»

по-польски город). Там мещанами называли горожан вообще, представителей

торгово-ремесленной части города. На Руси в 16- 1-й половине 18в. мещанами

называли выходцев из польских городов и горожан Украины и Белоруссии. В

1671-72г.г. в Москве была основана Мещанская слобода, в которой жили

выходцы из польских владений. Занимались ее жители различными ремеслами.

Название среднего рода люди или мещане – есть следствие трудолюбия и

добронравия»4.

В Жалованной грамоте городам все мелкие ремесленники и торговцы, не

желающие записываться в купеческие гильдии или цеха, были «поименованы»

мещанами и, в отличие от гильдейцев, были обязаны уплачивать подушную

подать, которая составляла 8 рублей в год и внутренние городские сборы,

отбывать рекрутскую повинность.

Термин мещанство имел три значения: «городовые обыватели», «среднего

рода люди», мелкие торговцы и ремесленники. Теперь мещане составляли

отдельное сословие городских жителей – «мещанское общество». Звание

мещанина было наследным и потомственным.1

Принадлежность к мещанам оформлялась записью в годовой обывательской

книге. Это звание было наследственным и потомственным.

Для записи в мещане необходимо было иметь в городе недвижимую

собственность, заниматься торговлей или ремеслом, нести податные

обязанности и исполнять городские общественные службы. При соблюдении этих

условий записаться в мещане мог каждый желающий.

В свою очередь, лишить мещанства мог только суд и мещанское общество.

Выйти из мещан горожанин мог и по собственному желанию с согласия

мещанского общества. Мещанство по Грамоте получало право корпоративного

объединения, в частности сословного самоуправления. Имели специальный орган

управления – мещанскую управу и мещанский суд по мелким гражданским делам.2

Для мещан занимающихся «мелочной» торговлей, определялось три формы

отчетных документов: кассовая книга для ежедневного учета прихода и

расхода; товарная – для записи всех полученных товаров; расчетная – для

учета долгов и счетов. Торгующие в розницу вели еще книгу регистрации

торговых документов. Документ, принимавшийся у мещан в качестве

доказательства городского гражданства, одновременно свидетельствовал об

имущественном положении.1

Существовала сложная система учета хозяйственных операций. В финансовой

документации отражались имена и сословная принадлежность участников сделок,

названия товаров, стоимость, вид сделок и т.д. Финансовая отчетность по так

называемым гербовым сборам, т.е. налогам на векселя и контракты – месячная,

по третям года и годовая – призвана была, кроме всего, давать оперативную

информацию о характере сделок.2

В 1824г. Александр I заметно «подсек» предпринимательскую инициативу

мещан. Он издал закон, обязывающий покупать мещанские торговые

свидетельства, в которых фиксировались все виды деятельности, способ

торговли, перечень товаров… Цена мещанских свидетельств была непомерно

высокой: при сохранении 8 руб. подушной подати в год мещанин в данном

случае должен был платить от 40 до 120 руб. в зависимости от класса

местности. Для основной массы мещан такие оклады были непосильны и через 2

года они были отменены, но сам принцип фискальной политики не изменился.3

Одновременно с 1824г. торгующим мещанам дозволялось производить

розничную торговлю, заключать частные сделки, брать подряды и откупа на

сумму не свыше 4тыс. рублей.4

Правовой статус мещан был ограниченным, так как они не представляли для

казны такого фискального интереса, как купцы.

Города Тобольской губернии в экономическом отношении носили

полусельскохозяйственный характер. На окраинах городов проживали городские

крестьяне, которые занимались сельским хозяйством и промыслами. Они

являлись главными поставщиками сельскохозяйственной продукции на городские

рынки.

Интерпретируя Полное собрание законов, Тарловская В.Р. дает следующее

представление о социальном статусе городских крестьян:

«Поселившиеся в городах крестьяне в своем большинстве разрывали связь

со своим сословием. В силу существовавших правил они долгое время вынуждены

были еще обращаться к местам своей прописки за получением паспортов.

Несмотря на то, что Городское положение 1785г. расширяло доступ в

городские сословия, правительство стремилось к распространению сословий.

Дети крестьян, родившиеся в городе получали городскую прописку, но

продолжали числиться крестьянами и не могли входить в состав городского

общества.1

Тем не менее, крестьяне не спешили записываться в другие городские

сословия, так как размер подушного сбора, который платили горожане, был

вдвое выше, чем у крестьян.2

До 1812г. крестьянам не разрешалось заниматься торговлей за пределами

своего уезда, открывать фабрики и заводы. Общегосударственной реформой

1812г. были приняты «Дополнительные правила для дозволения крестьянам

производить разными товарами торговлю с получением на сие право

свидетельств с платежом определенных пошлин»3, т.е. теперь крестьяне могли

держать лавки в городах.

С 1812г. по 1822г. крестьянские права были расширены, им разрешалось

заводить в деревнях фабрики и заводы, кроме того, участники ярмарочной и

базарной торговли освобождались от платежа всяких пошлин и покупки торговых

свидетельств.1

В 1824г. вводится сословно-патентная система обложения торговли и

промыслов, которая предоставляла право за определенные пошлины заниматься

стационарной торговлей всем желающим2 «…дозволено ввозному торговцу

переходить в торговый разряд во все продолжение года со взносом токмо

дополнительных пошлин…»3

Несмотря на повышение нормы взноса в казну, крестьяне воспользовались

предоставленным им правом заниматься постоянной торговлей в городах. В

случае чего, торговые крестьяне начинают играть более заметную роль в

непериодической торговле, а к концу 50-х годов 19в. стали успешно

конкурировать с гильдейским купечеством, постепенно монополизируя торговлю

в своих руках.4

Таким образом, городские торговые крестьяне становятся активными

участниками экономической жизни городов Тобольской губернии.

Правительство отводило городским торговым крестьянам роль поставщиков

сельскохозяйственной продукции на городские рынки.

В 1810-20-х годах наблюдалось сокращение численности гильдейского

купечества и рост числа крестьян-промышленников. Повышение экономической

роли крестьянских торговых элементов потребовало от правительства изменения

законодательства.

Рындзюнский П.Г., анализируя общие тенденции государственной политики в

сфере предпринимательской деятельности городских слоев дореформенной

России, обратил внимание на Гильдейскую реформу Канкрина (министр

финансов):… «в 1824г. было издано «Дополнительное постановление об

устройстве гильдий и о торговле прочих состояний», в котором торговцы-

крестьяне и торговцы-мещане получали на рынке и в промыслах права, равные

гильдейским купцам, но без личных преимуществ, имевшихся у купцов

(получения почетных званий, орденов, ношение мундира и прочие).1 Царская

администрация лишала возможности получить личные привилегии мещан и

городских крестьян в связи с тем, что это могло привести к обновлению

кадров буржуазии, размыванию сословных граней и возникновению угрозы

самодержавию.

Рассмотрим расписание цен свидетельств на право торговли или промысла и

билетов на лавки:

| |Свидетельства |За особый билет на |

| | |лавку |

|1 |2 |3 |

|За право торговли купцам |2200 руб. |В столицах 100, в |

|I.1-й гильдии | |прочих местах 75 руб.|

|В цене свидетельства заключается по| | |

|45 с капитала – 2000руб., наводного| | |

|и сухопутного сообщения – 200 руб. | | |

|Итого: 2200 руб | | |

|II. 2-й гильдии: |880 руб. |Также как I. |

|4% с капитала – 800 руб.; | | |

|наводные, сухопутные сообщения – 80| | |

|руб. | | |

|III.3-й гильдии |220 руб. |Также как I и II |

|2,5 % с капитала – 200 руб.; | | |

|наводные, сухопутные сообщения – 20| | |

|руб. | | |

|в льготных губерниях в цене |132 руб. |50 руб |

|свидетельства заключается 1,5% с | | |

|капитала – 120 руб.; | | |

|наводные, сухопутные сообщения 12 | | |

|руб. | | |

|IV. За право торгующего мещанина: -|120 руб. |50 руб. |

|в столицах; | | |

|В губерниях, портовых и пограничных|80 руб. |30 руб. |

|городах, где есть таможенные места;| | |

| | | |

|в льготных губерниях; |60 руб. |20 руб. |

|в уездных городах и местечках |60 руб. |20 руб. |

|V.за право торгующих крестьян: | |В столицах 100 руб. |

|1-го рода |2.600 руб. |В прочих местах 75 |

|2-го рода |1100 руб. |руб. |

|3-го рода |400 руб. |В столицах 75 руб. |

|4-го рода |150 руб. |В прочих 50 руб. |

|5-го рода |40 руб. | |

|6-го рода |25 руб. | |

|VI.Приказчик 1-го класса |80 руб. | |

|Приказчик 2-го класса |40 руб. | |

Данные таблицы показывают, что самой высокой была цена крестьянских

свидетельств первого рода, а самая низкая у крестьянских свидетельств

шестого рода. Не выходя за границы одного сословия, правительство

предоставляет разные возможности для торговой деятельности. Тем самым

пытаясь втянуть в рыночные отношения широкие слои населения, в которых

видело новые объекты фискального обложения.

Стоимость свидетельств для мещан и для купцов 3-й гильдии варьировалась

в зависимости от местности, где происходила торговля. Но цена свидетельств

для купцов 3 гильдии примерно в 2 раза выше, чем у мещан.

Цена свидетельств за право торговли купцов 1 и 2 – й гильдий оставалась

стабильной. Причём свидетельство для купцов 1-й гильдии стоило в 2,5 раза

больше, чем для 2-й гильдии.

Государство стимулировало развитие торговли и промыслов, чтобы

удовлетворить свой фискальный интерес, то есть собирать налоги в рамках

каждого сословия.

Участники торгово-промышленной деятельности различались сословными

правами, социальным статусом и степенью участия в предпринимательской

деятельности.

Наиболее втянутыми в рыночные отношения являлись представители

купечества. Ядром мелкого и среднего предпринимательства были мещане.

Торговые городские крестьяне постепенно монополизируют торговлю на

городских рынках. По закону 1815 года чиновникам запрещалось заниматься

предпринимательством, поэтому только уйдя в отставку, некоторые из них

вступали на этот путь. У военных не хватало времени на торгово-промышленную

деятельность, они находились на государственной службе, за которую получали

высокое жалованье. Тем не менее, отставные военные, как и чиновники,

приняли небольшое участие в предпринимательстве. Малочисленное дворянство в

силу того, что не обладало в Сибири ни большой собственностью, ни землёй и

не имело психологического настроя, слабо проявило себя в торгово-

промышленной деятельности.

С 1731 по 1820 годы продажа соли была монополией казны. В основном

ямышевская соль привозилась из Тобольска в Сургут и Берёзов (ежегодно до

1000 пудов) и продавалась в казённых лавках по 19-20 копеек за пуд.

Государство получало с каждого проданного пуда соли примерно 10 копеек

прибыли. В 1820 году издаются «Правила о свободе внутренней торговле

солью»,1 что означало отмену государственной монополии на соль.

В 1822 году были изданы правила для соляного управления в Сибирских

губерниях. Право вольной продажи соли предоставлялось людям всех состояний,

за исключением служащих по соляному управлению, чиновников и служителей, их

семейств.

Устанавливалась вольная и казённая продажа соли. Оптовые подряды на

развоз казённой соли не допускались.2

В связи с этим доходы казны от продажи соли на севере начали

сокращаться, а к 1835 году среди доходных статей «соляные» деньги здесь уже

отсутствуют.

Государственные органы всячески стремились сохранить рыболовные угодья

края за аборигенными жителями. Для этого они в 1805 году запрещают

заключать арендные договора более, чем на 1 год, требуют в обязательном

порядке согласия аборигенных старшин и князцов на эти акты.1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.