бесплатно рефераты
 

Татария в составе русского централизованного государства

Татария в составе русского централизованного государства

Тема: Татария в составе русского многонационального централизованного

государства

С середины XVI в. историческая судьба населения Татарии неразрывно

связана с историей России, ставшей к этому времени мощным централизованным

многонациональным государством. В XVI в. на Руси создались все предпосылки

к началу формирования внутреннего национального рынка и включением ее в

европейско-азиатскую торговую схему. Под влиянием этого феодализм на Руси и

подчиненных ей землях вступил в новый этап своего господства, который

характеризуется значительным развитием производственных сил и торговли как

внешней, так и внутренней, а в области социальных отношений усилением

крепостного гнета для крестьян и введением поместной системы для служилых

людей.

Дальновидная внешняя политика Русского государства в условиях

столкновения с Турцией увенчалась полным успехом: Россия овладев Казанским

и Астраханским ханствами, создала могучий плацдарм для русской колонизации

в Башкирии, на Урале, с Западной Сибири и на северном Предкавказье.

Присоединение татарских ханств и Башкирии вполне обеспечило спокойствие в

тылу для наступления и берегам Балтийского моря.

Политика правительства в Татарии

После падения Казани организация управления краем, существовавшая в

бывших Казанском и Астраханском ханствах, была ликвидирована. В Казани и

Сивряжске были поставлены русские «Большие воеводы» с двумя-тремя «меньшими

воеводами», с толмачами (переводчиками), со стряпчими (следователями по

судебным делам), с дьяками и подъячими. Воеводы были в крае наместниками

государя. Гарнизон Казани состоял из 600 стрельцов и более 20 пушкарей.

Около 400 стрельцов было в Сивряжске. Воеводы подчинялись приказу

Казанского дворца, как центральному московскому учреждению.

Среди приказной администрации распространен был старинный взгляд на

службу государю как кормление, вследствии того каждый стремился увеличить

свои доходы и поднять благосостояние незаконными поборами с подсиненного

населения. Взирая же на покоренных как на объект колониальной эксплуатации,

жажда наживы у администрации была безгранична.

Вместе с воеводами, дьяками и подъячим, вместе с купцами и военными

начальниками, вместе с посадскими и русскими крестьянами появилось в крае и

православное духовенство. Оно было призвано вести идеологическую

«обработку» нерусского населения, попавшего в колониальную эксплуатацию,

распространять христанство среди местных народов с целью русификации

населения. Православие становилось средством подчинения российскому

правительству и господствующему классу России, средством закабаления и

закрепощения присоединенного населения.

В 1555 г. в Казани учреждается епархия во главе с архиепископом,

которому были пожалованы обширные владения с крестьянским населением.

Архирей являлся крупнейшим вотчинником в крае. Основано было несколько

монастырей (Зилантовский и Спасо-перображенский в Казани, Богородицкий в

Сивряжске), которые также получили крупные угодия, населенные русскими

крестьянами. Монастыри стали опорными пунктами миссионерской деятельности

духовенства среди нерусского населения края.

Строительство городов было одним из важнейших мероприятий

правительства. Большинство их основывалось как военные пункты русского

владычества над местным населением края. Некоторые из них возникали для

охраны от нападений крымских и ногайских татар. Вскоре после постройки

укреплений в городах селились купцы и посадские, занимавшиеся ремеслом,

промыслами и мелким производством на рынок и торговлей.

Город Казань превратился в первоклассную крепость. В 1556 г. в городе

началось строительство стен кремля из «белого камня». С этой целью из

Новгорода и Пскова прислали 200 каменьщиков. Кремлевская стена имела 13

башен, вооруженных пушками и пищалями. Вблизи Булака были расположены

пороховой, а вскоре и артиллерийские дворы.

Строились укрепленные крепости - Арск, Чебоксары (1555 г.) и Лаишев

(1557 г.). Укреплен был прежний татарский город Тетюши. В 1573 г. строится

город Кокшайск, а вскоре на Вятке – Уржум и Малмыж. В 80-х годах появились

города Козьмодемьянск и Уфа, слобода Кукарка, в 1590 г. – город Цивильск, а

вскоре Ядрин. В гуще марийского населения возник Царевококшайск.

Во всех этих городах допускались к поселению только русские.

Колониальный гнет.

Русская колонизация территории бывшего казанского ханства развернулась

очень широко. Русские служилые люди, явившиеся в казанский край из

центральных уездов, быстро стали помещиками, так как им были отведены земли

татарских феодалов, из котрых многие были убиты в боях, а другие бежали в

Башкирию и Сибирь. Земли всех татарских вотчинников и помещиков объявлялись

государственными и передавались русским служилым людям, особенно вблизи

Казани, вокруг других городов, по рекам Каме и Волге. На эти земли сажались

русские крепостные.

Иногда в поместье русским служилым людям передавали и деревни с

татарским населением. Так, С.М.Койсаров получил в поместье деревню Ковали,

где было 5 дворов ясачных татар и 3 двора служилых татар. В таких случаях

татарам предстояло переселение в другую деревню.

Кроме помещичьей и монастырской колонизации в селах и деревнях

селились буглые русские крестьяне, приходившие из центральных и верховных

уездов и часть черносошных крестьян из северных уездов. Они селились на

дворцовых и государевых землях, сохраняя свои права ясачников.

В течении первых 15 лет русская колонизация охватила 206 селений и 60

пустошей, ранее находившихся у татар.

Царское правительство установило размер ясака не выше, чем собирали

татарские ханы (полуполтину со двора), но местная администрация ввела целый

ряд других сборов, и часто в свою пользу, что в несколько раз превышало

ясак. Делопроизводство и суд производились только на русском языке, а

незнание его сопровождалось большими платежами и взятками в пользу

администрации. Судебная волокита и судопроизводство сопровождались великим

вымогательством со стороны судебных лиц. Военные из русских служилых

безплатно пользовались подводами, позволяли себе всякие насилия, присвоение

и вымогательство, особенно при наборе ратных людей и лошадей. Каждый

сборщик налогов разъезжал с воинской командой, обирая население в свою

пользу. Купцы и посадские, проникая в деревню, скупали за бесценок дорогую

пушнину, хлеб, сено и всякие изделия.

Часть татарских феодалов остались в своих деревнях, относилась к

русским властям совершенно лояльно, и даже поступало на службу российского

государя, становилась в ряды служилых людей и сохраняла свои владения.

Служилые татары обладали некоторыми правами русских служилых людей, им

разрешено было поселиться за пределами посада Казани в Татраской слободе за

Булаком (до 150 дворов). Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг.

указывает 73 деревни, где жили служилые татары.

Переселение городского татарского населения имело большое значение для

татарской деревни. Продолжая заниматься своим ремеслом, татары и там

создали различные производства: кожевное, шубное, валяльное,

деревообделачное, слесарное и ювелирное. Иные занимались торговыми

операциями с местным нерусским населением, овладевали местными рынками и

выходили на отдаленные. В татарских, башкирских, удмуртских и марийских

селах и деревнях торговые татары заняли господствующее положение, но на

казанском и всех отдаленных рынках они должны были уступать господство

русским купцам и их приказчикам. На восточных рынках татарские купцы

выступали в роли приказчиков русских купцов, но вели торговлю и от себя.

Таким образом в области производства и в торговых операциях колониальная

зависимость сильно ощущалась татарами и другими народами.

Колониальный режим проявился в стремлении царского правительства

обратить в православие все нерусское население присоединенного к Руси края.

В первое время русское православное духовенство ограничивалось лобровольным

обращением в православие, предоставляя целый ряд льгот крестившимся. Но

редко кто соглашался добровольно оставить веру отцов и своего народа. Тогда

православное духовенство стало изыскивать меры принуждения, пользуясь

полной поддержкой администрации и правительства. Под страхом потери земель,

служебного и общественного положения почти за полстолетие небольшая группа

татар приняла христианство, но лишь формально, для вида. В 1593 году

митрополит Гермоген писал, что крещенные в православии не утвердились, что

они не отстают от мусульманских обычаев, а другие народы – от языческих

обычаев. Поэтому религиозное насилие православного духовенства значительно

усилилось: в татарских деревнях стали разрушать мечети, а в деревнях

чувашей, мари и удмуртов – священные рощи, где происходили моления

языческим богам. Это мероприятие не могло не вызвать народного гнева.

Классовый состав населения

Населения края резко делилось на 2 класса. К первому относились

немногочисленное господствующее население: русские помещики и вотчинники,

воеводы и военноначальники, высшее духовенство, особенно черное (архиреи и

игумены монастырей) и некоторые дьяки, имевшие поместья. В 60-х годах XVI

века последних было более 200 семей.

Число помещиков и купцов к XVII столетию увеличилось. До 600 семей.

Увеличилось и количество служилиых татар, чувашей, мари и удмуртов. Только

в казанском уезде в 1603 году последних числилось более 300 семей, да и

Сивряжском уезде – более 60 семей.

Основную часть эксплуатируемого класса составляло крестьянство, в

основном ясачное и государевое.

Уплачивая натуральный денежный оброк и ясак в государеву казну,

ясачники пользовались государственной землей (пашенной, луговой и лесной),

снимали в аренду за оброк мельницы, рыбные ловли, бортные угодья. В

интересах государевой казны ясачников помещикам не отдавали, как и

государевых русских крестьян, плативших налоги с выти пашни (8-12 десятин).

Бежавшие в Камско-Волжский край помещичьи крестьяне старались записаться

или в государевы крестьяне или в ясачники. Если это им не удавалось

селились на монастырских землях, и только в последнюю очередь поневоле

рядились к помещикам, ибо форма крепостной зависимости в помещичьих

владениях была наиболее тяжелой. Во второй половине XVI века приток русских

крестьян из центральных уездов был хотя и значительный, но далеко не

достаточный для обеспечения рабочей силой хозяйств служилых людей;

последним приходилось переводить сюда крестьян из своих центральных

владений.

Во второй половине XVI века значительно выросли группы бобылей и

соседей из крестьян, лишившихся земли и попавших в зависимость от

землевладельцев.

Кроме крестьянского населения, во второй половине XVI века выделяются

холопы, или дворовые люди, как у русских помещиков, так и у служилых татар.

Они большей частью обслуживали помещичью усадьбу и семью помещика. Холопы

не имели гражданских прав, и помещики распоряжались ими по своему

усмотрению.

Как среди посадского населения, так и у сельских жителей имущественная

обеспеченность была сильно различна. Это объяснялось не только различной

наделенностью пашей, лугами и лесами, не только производственной и

хозяйственной инициативой крестьян и бобылей, но и степенью крепостной

эксплуатации, практиковавшимися государственными учреждениями и монастырями

и разных рангов помещиками и вотчинниками.

Экономика края

Присоединение края к русскому государству стимулировало развитие

местных производительных сил, в значительной степени обогащенных за чсет

притока русского ремесленного и крестьянского люда. Казанский край стал

теперь поставщиком некоторых товаров на отдаленные рынки государства. В

свою очередь и российские товары получили возможность распространения на

обширной территории края и за его восточными и южными пределами.

Через 15 лет после завоевания Казани наблюдается значительное

оживление экономической жизни: из 300 семей ремесленников особенно

выделились кожевники, металлисты, деревообделочники, каменщики. Возникли

различные мастерские, которые производили продукцию не только по заказу

потребителя, но и для внутреннего и особенно внешнего рынка: товары шли и

в Среднюю Азию, и на запад (до Москвы), и на юг (в Астрахань), и в Сибирь.

Несмотря на то, что крупнейшим торжищем была Макарьевская ярмарка, в

Казани почти во всякое время года можно было найти купцов из Хивы, Бухары,

Ирана, Грузии и Армении. Они закупали меха, кожи, воск и продавали главным

образом шелковые изделия.

Помещичьи хозяйства во второй половине XVI века только еще

распространялись и укреплялись. Они занимали довольно значительные площади,

особенно воеводские, но обеспеченность их крестьянами была еще

недостаточна. Последним определялось и направление эксплуатации природных

богатств края во второй половине XVI века: основной доход помещику

приносила не пашня, не зерновое хозяйство, а луговодство, лесоразработки и

различные оброчные угодья. Товарную продукцию составляли пушнина, сено и

лес; помещик сдавал в аренду мельницы, рыбные угодья, кабаки в селениях по

большим дорогам и т.п. Преобладал денежный оброк.

Нельзя не отметить значительность монастырского хозяйства. Межевая

книга Кикина называет 36 селений, которые через 15 лет после завоевания

Казани уже находились в распоряжении монастырей. Монахам отдали рыбные

ловли на Волге от устья Казанки и вниз по Волге до устья Камы.

Эксплуатировались и берега рек; за причал судов к монастырским берегам

взымалось от 2 денег до 1 рубля . В первые годы переписи на монастырских

землях насчитывалось 158 крестьянских дворов, в которых проживало 170 душ.

Крестьяне после льготных лет должны были платить по полтине со двора оброка

или пахать десятинную пашню на архиепископа.

Росло число служилых людей из татар. Так, если в Казанском уезде по

переписи 1565 г. их было только в 13 селах, то к 1601-1603 гг. в этом же

уезде они отмечаются в 70 селениях. Из 217 семей служилых татар избыточно

были обеспечены угодьями 16, средне – 35, ниже среднего – 83, недостаточное

количество имели 83. Абсолютное большинство не имело крепостных.

Земельные угодья служилых татар обрабатывались ясачниками или по

договору об аренде, или за часть урожая. В аренду отдавались мельницы,

рыбные ловли, кабаки и другие угодья.

Товарная продукция сельского хозяйства имелась лишь у крупных и

средних помещиков: сено, лес, продукция животноводства давали значительный

доход. Мелкопоместным приходилось иногда брать в оброк угодья от казны,

особенно луговые.

Большая часть служилых татар вышла из ясачников. Ясачные татары по

переписи 1565 года отмечены в Казанском уезде в 28 селениях, а в Сивряжском

– в 25 селениях. В 1602 году только в Казанском уезде описано их было

более 800 дворов. Больше половины ясачников имели пашни от 5 до 10 десятин

в доном поле, 38% ясачников обладали недостаточным наделом. Богатая

прослойка, в руках которой было от 10 до 15 десятин и больше, была

незначительной (6,2%).

Имущественное расслоение татар ясачников было довольно значительным и

уступало только русским крестьянам. Много слабее расслоение имело место у

мари и удмуртов.

Социально экономическое развитие края шло по пути укрепления хозяйства

русских служилых людей, крупных торговцев, русских промышленных людей,

высшего духовенства и администрации.

Во второй половине XVI века в товарно-денежные отношения были

вовлечены не только посадские люди и русские крестьяне, но и местное

население: и татары, и мари, и чуваши, и удмурты. Однако это вовлечение

господствующего класса – многонационального крестьянства Среднего Поволжья.

Правительство и господствующий класс поставили крестьян в условия

крепостного права: ясачники и дворцовые крестьяне были закрепощены

правительством; крестьяне жившие на монастырских и архирейских землях,

закрепощались духовенством; а крестьяне жившие на землях служилых людей, -

помещиками, которые в большинстве своем мелкопоместными были самыми ярыми

крепостниками и эксплуататорами. Правительство овладело землями и угодьями

татар, мари и прочих народов, присвоило себе законодательство, суд и

управление всеми народами, стало регулировать социальные взаимоотношения,

пытаясь изменить религиозно-нравственный быт населения всех не русских

народов.

Колониальный режим, сказывающийся прежде всего в злоупотреблениях

администрации своей судебной, военной и административной властью, вызвал

грабеж подчиненного населения под видом сбора ясака, налогов и сборов,

подвидом исполнения натуральных повинностей. Беззаконие и вымогательство,

насилие и нравственные издевательства над угнетенными сопровождали все

действия гражданских, военных и духовных властей.

Такая Колониальная основа классовых взаимопониманий породила

ожесточенную классовую борьбу, направленную против феодального и

колониального гнета.

Восстание крестьян

Классовая борьба во второй половине XVI века в Казанском царстве

определялась общими политическими событиями, развернувшимися на территории

бывшего Казанского ханства. Феодалы не церемонились в выборе средств для

наживы. Летописец правдиво зафиксировал что посланные с государственным

заданием обеспечить политическую лояльность покоренного населения

российскому правительству, они совершенно забыли об этом задании. Дальше

больше: они не только отложили в дальний ящик государственные задания, он

«многие грады и волости пусты учинили».

Львовская летопись под 1553 г. сообщает, что «луговые казанские люди

изменили, ясаков не дали и ясатчников, которые Луговой собирали, Мисаря

Лихорева да Ивана Скуратова побили, прошли на арское соодиначилися вси с

одного и стали на Высокой горе у засеки».

Восстание 1552-1557 гг. быстро охватило огромную территорию,

колониальный грабеж кормленщиков вызвал всех пострадавших на активное

сопротивление.

Казанские воеводы попытались подавить это восстание силой оружия. Они

послали стрельцов и казаков в разных направлениях под командой Василия

Елизарова и Ивана Ершова. Поход этих отрядов окончился плачевно: стрельцов

было ранено и убито – 350, казаков – 450. После этих сражений восстание

охватило и правый берег Волги. Летопись отмечает еще одно поражение русских

войск под командованием воеводы Салтыкова, который не только был разбит,

но в числе 200 человек попал в плен к восставшим. Восставших возглавляли

батыры Зензеит и Сарый. А.Курбский писал в своих сочинениях, что восстание

распространилось от Нижнего Новгорода и даже до Муромской земли. А это

лишний раз убеждает, что восстание было крестьянским, а не

аристократическим или феодальным. Восставшие были не только татары,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.