бесплатно рефераты
 

Шумеры

Шумеры

Содержание

1

2

3

Первые поселения 3

Период Урука 6

Джемдет-Наср 7

Сельское хозяйство 10

Ремесла 13

Торговля 15

Рабство 16

Образование древних государств 19

Лагаш 22

Лагаш: Урукагина 24

Шумерийское царство 27

Литература 30

4

5 Первые поселения

Среди стран Передней Азии наиболее удобной для широкого развития

земледельческого хозяйства была страна, лежащая между Тигром и Евфратом,

которую древние греки называли Месопотамия (Междуречье). Эта страна тянется

от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. На западе она

граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке — с горными кряжами

Западного Ирана. Средняя и южная части Месопотамии представляют собой

равнину, созданную наносными отложениями (аллювием) Тигра и Евфрата,

которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю. Тигр берёт своё

начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к

востоку от Эрзерума на высоте 2 тыс. м над уровнем моря. Течение Тигра

отличается большой быстротой. Несмотря на то, что Тигр на 750 км короче

Евфрата, он несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина

которого достигает 2 600 км. Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому

Евфрат затопляет значительно большую территорию и разлив его длится дольше,

чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября. Русла обеих рек

переместились в течение истекших пяти тысячелетий. Древние города Шумера и

Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса, были

расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи.

Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла

Евфрата. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-

востоку. Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем

самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше. Тигр

и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными

магистралями страны; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с

древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.

Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в

горах Армении, имели определённое значение для развития земледельческого

хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на

юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько

отличались друг от друга в климатическом отношении. В Шумере зима была

сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По

климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и

финиковая пальма в диком виде не растёт.

Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Жирная и

вязкая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьём в руках первобытного

гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали

особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в

южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие

металла, что ставило местное население в зависимость от северных и

восточных металлургических районов.

Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны

акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в

хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли

в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям

принадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а также

тамариск, из которого добывали сладкую смолу. Древнейшие надписи и

изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны

различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы

(муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга — дикие свиньи, которые были

приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей.

Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.

Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для

развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной

жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.

Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились

в эпоху позднего цеолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности

Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения

они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота,

они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают

находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями. Эти племена,

возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою Передней Азии.

Но подлинными создателями шумеро-аккадской культуры и

государственности были шумерийцы, очевидно, пришедшие в Месопотамию из

восточных горных областей, а также семитские племена Аккада, родственные

племенам сирийско-месопотамской степи. Раскопки последних двадцати лет на

территории Месопотамии позволяют восстановить древнейшую, доисторическую

стадию их культурной жизни.

Памятники архаической эпохи, найденные на территории Средней и Южной

Месопотамии, принято делить по местам наиболее типичных находок на три

культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша)

в Аккаде. Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти

всё четвёртое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию

древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье.

Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось

около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над

болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и

рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к

скотоводству и земледелию.

В эту эпоху были приручены овца, коза и свинья и акклиматизирована

полба - древнейшее зерновое растение Передней Азии. Земледельцы ещё

пользовались очень примитивными орудиями: мотыгами из рогового камня и

серпами с кремнёвыми зубьями. Некоторого развития достигли керамика,

ткацкое дело и обработка камня. Глиняные сосуды, сделанные из тонкой глины

желтовато-зелёного цвета, покрывались раскрашенными узорами и украшались

изображениями зверей, птиц и людей. Из камня выделывались различные орудия

и оружие: топоры с отверстием для рукоятки, мотыги, ножи, наконечники булав

и стрел. В эту же эпоху появляются и первые металлические орудия, как,

например, плоские топоры.

С развитием металлургии начинают делать из меди помимо орудий и другие

предметы, как, например, зеркала и булавки. Так совершается крупнейший

переворот в области техники, переход от камня к металлу, в данном случае к

меди. Древнейшее оседлое население Эль-Обеида жило в маленьких хижинах,

стены которых были построены из плетёного камыша, облепленного глиной.

Однако при постройках уже начинает применяться кирпич. Так, внутри хижин

были найдены очаги, сложенные из крупного кирпича плосковыпуклой формы. Тут

же были обнаружены каменные косяки, служившие для деревянных дверей.

6 Период Урука

К этому древнему времени относится также формирование религиозных

верований древнейших племён Южной Месопотамии. О вере в загробную жизнь и

очень древнем появлении заупокойного культа свидетельствуют скорченные

погребения, найденные в ямах, и вторичные погребения костей в особых

сосудах. В могилу рядом с умершим обычно клали сосуды с пищей, бусы,

раковины, а также глиняные статуэтки женщин со следами татуировки. Культура

Эль-Обеида существовала очень долго. Своими корнями она уходит в древние

местные культуры Верхней Месопотамии. Однако уже появляются и первые

элементы шумерийской культуры.

Следующий период шумерийской архаики носит название периода Урука по

месту наиболее важных раскопок. Для этой эпохи характерен новый вид

керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком,

возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на

гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем

раскрашенная керамика времени Эль-Обеида.

Это по большей части простая красная или чёрная керамика со скудным

нацарапанным узором. Но в целом период Урука характеризуется значительным

прогрессом, который, в частности, находит своё выражение в появлении

древнейшей монументальной архитектуры.

В этом отношении показательны остатки древнейшей ступенчатой храмовой

башни (зиккурата), каменный фундамент храма и монументальная постройка из

больших кирпичей с колоннами, украшенными пёстрой мозаикой. Хозяйственная

жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется

необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё

примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой

сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в

общей сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла

древнешумерийская письменность.

7 Джемдет-Наср

Третий период шумеро-аккадской архаики обычно носит по месту главных

находок название Джемдет-Наср (около Киша) раскопки, производившиеся здесь

с 1926 г., обнаружили множество памятников, свидетельствующих о некотором

прогрессе во всех отраслях культуры. В эту эпоху колонизация болотных

частей южной и средней части Месопотамии племенами восточных и северных

нагорий была в основном закончена. Земледельческое хозяйство получило своё

дальнейшее развитие, наряду с ячменём население начинает возделывать

пшеницу. Крупное хозяйственное значение имело приручение быка и осла.

Разделение труда и рост техники повлекли за собой значительное развитие

ремёсел. Глиняные сосуды теперь делаются при помощи гончарного круга,

снабжаются ручками, лепными украшениями и геометрическим орнаментом.

Разнообразие узоров и раскраски, а также зрелость форм указывают на

значительное развитие керамики. Дальнейшее развитие получает и металлургия.

Костяные и каменные орудия и оружие все более вытесняются медными. Развитие

сельского хозяйства и ремесла приводит к появлению торговли, зачатки

которой в некоторой степени, впрочем, существовали и раньше. Древнейшие

торговые связи всё теснее связывают Среднюю Месопотамию с Северным

Двуречьем, с Эламом, с Западным Ираном и с Северной Сирией, на что

указывают находки предметов типа Джемдет-Наср во всех этих странах.

Появление торговли влечёт за собой развитие транспорта. К этому времени

относится появление колеса, колесницы и повозки, а также распространение

особых лодок с высоким носом и приподнятой кормой. Рост материального

богатства приводит к социальному расслоению, косвенным подтверждением чего

являются развалины древнейшего дворца: большого монументального комплекса

помещений размером 92х48 м. Погребальные обычаи и художественные

изображения указывают на дальнейшее развитие земледельческих культов, среди

которых видное место занимал культ богини-матери.

Раскопки древнейших поселений в Месопотамии дали большой

археологический материал, который позволил учёным поставить ряд

существенных вопросов о том, к каким племенам принадлежало древнейшее

население Двуречья и откуда, а также в какую эпоху, пришли в Месопотамию

древнейшие племена шумерийцев и семитов Аккада. Самые разнообразные

гипотезы были построены учёными для объяснения этих проблем. Однако ни одна

из них полностью не может быть доказана, так как в древнейших

археологических слоях было найдено ещё слишком мало архаических надписей,

которые могли бы пролить свет на этот вопрос. В настоящее время с некоторой

уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной

Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику,

так и по языку.

Семиты Аккада, родственные по своему внешнему облику и языку семитским

племенам сирийско-месопотамской степи, Сирии и Аравии, очевидно, пришли в

Двуречье с запада. Имеются все основания предполагать, что шумерийцы пришли

в Месопотамию из горных областей. На это указывает очень древний способ

изготовления крупных кирпичей, напоминающих каменные блоки, постройка

ступенчатых храмов (зиккуратов), очевидно, воспроизводящих форму

искусственной горы, наконец, вера в богов, обитающих в горах. Возможно, что

шумерийцы, близкие по типу своей материальной культуры к племенам Элама,

пришли в Месопотамию с востока. Можно предполагать, что шумерийцы обитали в

Нижней Месопотамии уже в эпоху культуры Урука, однако некоторые элементы

шумерийской культуры восходят к более древней эпохе Эль-Обеида.

Значительное развитие сельского хозяйства, возникновение металлургии и

распространение меновой торговли повлекли за собой рост производительных

сил и потребность увеличения рабочей силы. Результатом этого было

разложение древнего родо-общинного строя и возникновение на его развалинах

древнейших рабовладельческих государств. Этот процесс можно проследить

благодаря большому количеству документов и памятников материальной

культуры, найденных в развалинах шумерийских и аккадских городов,

относящихся к третьему тысячелетию до н. э.

8 Сельское хозяйство

Первобытные формы хозяйства, охота и рыболовство пережиточно сохраняли

некоторое значение в экономике страны. Однако ведущую и прогрессивную роль

играло сельское хозяйство, возникшее в силу естественных условий ещё в

древнейшую эпоху и получившее своё дальнейшее развитие в третьем

тысячелетии до н. э. В некоторых частях Нижней Месопотамии плодородная

почва была уже в значительной степени обработана и щедро кормила

многочисленное и трудолюбивое население. На большую плотность населения

указывает тот факт, что развалины крупных городов, как, например, Ларсы и

Урука, находятся на расстоянии всего лишь 24 км друг от друга. Обширные

луга и степи, простирающиеся к западу от Евфрата, давали возможность

заниматься скотоводством. Короткорогие и длиннорогие быки содержались на

подножном корму и получали прикорм зерном. Рабочим скотом пользовались при

орошении почвы, пахоте и молотьбе, а также для перевозки грузов. Разводили

и мясо-молочный скот, дававший большое количество мясных и молочных

продуктов. Очень широко был распространён мелкий рогатый скот, особенно

курдючные и мериносовые овцы, а также козы различных пород. Для нужд

транспорта пользовались быками и ослами. Лошадь появляется значительно

позднее, очевидно, лишь во втором тысячелетии до н. э.

Развитию земледелия особенно благоприятствовало плодородие почвы,

обилие воды и естественных удобрений, которые приносили с собой реки.

Однако население должно было приложить много труда, чтобы превратить

болотистые области в земледельческие культурные районы. Сперва надо было

осушить сплошные болота, а затем регулировать разливы рек и создать систему

искусственного орошения, которая позволяла равномерно распределять по всей

стране воду реки во время наводнения. Поэтому задачей первых общин,

образовавшихся на территории южной части Месопотамии, было устройство целой

сети искусственного орошения. Энгельс писал: “Первое условие земледелия

здесь — это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо

провинций, либо центрального правительства”.

Несмотря на то, что уже в глубокой древности в Месопотамии была

создана густая сеть оросительных каналов, техника изготовления

сельскохозяйственных орудий отличалась большой примитивностью и

застойностью. В течение тысячелетий для обработки земли пользовались

простейшей мотыгой, особой бороной для разрыхления почвы и первобытным

плугом, столь же примитивным, как и плуги старокитайской конструкции,

которые взрывали землю, как свинья или крот. При жатве обычно пользовались

простым серпом, который в древнейшее время делался из дерева и снабжался

острыми кремнёвыми зубьями. Молотили при помощи скота, который растаптывал

колосья своими копытами на току. Зерно отвеивали лопатами и хранили в

амбарах.

Необычайное плодородие орошаемой почвы не требовало от человека особых

усилий для её обработки, но тем самым объективно тормозило развитие

сельского хозяйства. Документы хозяйственной отчётности указывают на то,

что урожай ячменя был здесь обычно сам-36. В некоторых случаях он достигал

максимальной цифры — сам-104,5. С другой стороны, низкий уровень

примитивной и застойной техники сельского хозяйства объясняется в

значительной степени своеобразными условиями рабского труда. По мере

распада старых сельских общин количество рабов в стране увеличивалось.

Одновременно с этим пленников, захваченных во время войн, обращали в

рабство. Поэтому в сельском хозяйстве стал применяться труд рабов. По мере

развития рабства становилось возможным постепенно увеличивать количество

рабов в хозяйстве. Таким образом, не ощущалось необходимости заботиться о

развитии техники сельскохозяйственных орудий. К тому же рабы в силу своего

положения не были заинтересованы в бережном обращении с орудиями труда.

Вследствие этого рабовладельцы обычно давали рабам наиболее грубые орудия.

В Месопотамии уже с древних времён были известны различные виды

хлебных злаков, среди которых первое место занимал ячмень. Наряду с ячменём

была известна и полба, служившая главным образом для изготовления хлеба и

пива. Культура пшеницы в Месопотамии была распространена меньше; стоимость

пшеницы превышала вдвое стоимость полбы и ячменя. Наконец, возделывалась

дурра (один из видов зернового растения сорго, известного в Азии и в

Африке), сохранившаяся до настоящего времени на Востоке.

Уже в шумерийскую эпоху постепенно развиваются сравнительно

интенсивные земледельческие культуры, огородничество и садоводство. На это

указывает существование в шумерийском языке особых слов, служивших для

обозначения поля, сада, луга и виноградника, пахаря и садовника. Высокая

оценка садоводства нашла своё отражение в мифологических и исторических

легендах.

Помимо различных овощей и фруктовых деревьев крупное хозяйственное

значение имела в древней Месопотамии финиковая пальма, культура которой

восходит к глубокой древности. Существовали особые сады финиковых пальм,

некоторые породы которых искусственно облагораживались. Для увеличения

урожайности пальм применялся особый способ искусственного опыления, на что

указывают религиозные изображения, строго установленный тип которых

сохранился вплоть до ассирийской эпохи. Важное хозяйственное значение

финиковой пальмы нашло своё отражение в литературе, в изобразительном

искусстве и в религии. Финиковая пальма издавна считалась священным

деревом. Так, “правитель Ларсы Гун-Гунум на втором году своего царствования

пожертвовал богу солнца Шамашу две бронзовые пальмы”. В связи с культом

финиковой пальмы стоит легенда о священном “дереве жизни”; соответствующие

изображения долго сохранялись на печатях шумеро-аккадской эпохи.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.