бесплатно рефераты
 

Шпоры по истории

Шпоры по истории

1)Предмет и задачи курса в системе эк образования.

Совр. Концепции высшего обр-я в России предусм. Его гуманизацию и

гуманитаризацию. Перед вузами стоит задача общекультурного и патриотич.

Воспитания. В современной сист. обр-я необх. Уделять внимание гуманитарным

наукам. Социогуманитарная подготовка студентов осущ-ся за счет подбора

гуманитарных дисциплин, дающих общ. Представления об общ-ве, месте в нем

индивида (науки: философия, социология, культурология, социология, история,

политология) Знание всех этих наук должны опираться на историческую

подготовку, историч материал, иначе они стан-ся беспредметными. Любой

грамотн. Чел-к должен знать ист-ю своего отечества, те более экономист.

Изучение истории дает возможность получения системных знаний об общ.

Принципах и ос-тях ист. Развития России в контексте мировой цивилизации.

Знание исторического опыта своей страны необходимо для выбора ориентиров и

путей развития в настоящее время

2) Сущность исторического знания.

Под историч. Знанием понимается совокупность представлений общ-ва и его

соц. Групп в отдельности, о своем прошлом, о прошлом всего чел-ва.

Осмысление историч. Опыта-необх. усл-е для поиска соц. и нравств.

ориентиров в совр. Жизни. Задачи курса: *изуч-е осн. тенденций мирового

разв-я, *осмысление опыта становления циваилизаций, *поиск путей и

альтернатив общ. Прогресса, *изучение прошлого для познания настоящего и

предсказания будущ. Основной целью предлагаемого курса явл. Формирование

полного представления об ист. пути России, показ становления и развития

страны, являющейся цивилизац неоднородным обществом, а также выявление

воздействия на Россию цивилизионноформирующих центров (Восток и Запад) «

Уважение к минувшему – вот черта отличия образованности от дикости.»

А.С.Пушкин. Для того, чтобы познать настоящее надо познать историю.

Предметом изуч-я И. явл. Чел-к как единств творец и носитель И. *И-

повествование, *И-событие, *И-процесс развития, *И-обозначение жизни общ-

ва, законов общего разв-я., *И-прошлое, *И-наука, изучающая прошлое История-

ничто иное как деятельность преследующего свои цели чел-ка. Историч.

Сознание вкл. 4 уровня: *низший(на осн. накопления непоср. Жизн. Опыта, чел-

к наблюдает события своей жизни, стан-ся их участником.), *2-й ур-нь (под

вл. Худ. лит-ры, кино, радио, театра, живописи и т. д.), *3-й ур-нь(на

основе собственно историч. Знаний), *высший ур-нь (форм-е историч созн-я на

осн. осмысления прошлого, выявления тенденций историч. разв-я) И-элемент

обществ. Сознания. И-ю нужно изучать системно. Формирование историч. Знания

для сохр-я историч. Памяти народа. Знание И обесп. Духовное единство

донного народа, их нац. Самосознания (культура, традиции).

3) Концепции исторического развития в историографии…

Нестор: «Повесть временных лет.

Субъективистская методология: историч. Процесс объяснялся действием великих

людей(правителей, полководцев и др.)-приверж.-Карамзин, Соловьев,

Ключевский. Карамзин говорил, что власть- самое главное для развития гос-

ва. Соловьев: «История Р-и есть история страны, кот-я колонизируется», С

вел хронологию «от царя до царя»

Ключевск. Уделял внимание развитию Р-и в контексте мировой истории, но

большую роль он отводил не власти, а народу.

Два осн. подхода к изуч. Истории – цивилизац. и формац.

Формац. Подход(Маркс, Энгельс)-материалистич. Объяснение истории Согл.

Марксистско-Ленинск. Точки зр-я, Россия шла по формац. Коридору, но с

отставанием от зап. Европы. Несмотря на существ. Недостатки, эта теория

была единственно приемлимой т. зрения в истор. Науке СССР

Цивилизац. подход (*школа «Анналов»- Блок, Февр, Бродель *Тойнби, Шпенглер,

*Данилевский, Леонтьев, сорокин)-осн. структурной единицей историч.

Процесса явл. Цивилизация.

Цивилизац. и формац. Подходы имеют как преимущ-ва, так и недостатки.

4) Понятие цивилизации.

Стартовый период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся

сходством всех сфер жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра.

Соц., политич., культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма

разнообр.=>мир, народы и страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться

во всем этом разнообразии историками было введено понятие Ц как осн.

типологич. единицы истории. Факторы опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения

–хоз-ва, *соц. Организация, *религия, *духовн. Ценности, *политич.

Индивидуальность. Ц -сообщ-во людей, объединенных общ. Духовн. Ценностями,

имеющее опр. Черты соц.-политич. Организации, культуры, эк-ки и психологич.

Чувство причастности к этому сообществу.Менталитет-особенность

общественного сознания и поведения того или иного народа, совокупность опр.

Ценностей, особое мировоззрение. Тип цивилизации = тип развития Сущ мн-во

цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.) Признаки типа Ц: *общность

исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я, *взаимопереплетение

культур, *общ. Цели и задачи с т . зрения перспектив развития. 3 осн. типа

Ц: *природное сообщество, *циклический тип, *прогрессивный тип (Зап.) Осн.

приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы»

5) природные сообщества.

К этому типу разв отн народы, жив в рамках прир годового цикла, жив в

гармонии и единстве с прир. Важн категорией общ-го сознания явл

представление о времени и цели сущ чел общества. Важность ее определ уже

тем, что истор есть только там, где есть время. Эти народы сущ вне истор

времени. Отсутств понятие пр, буд, нет идей о необход изменения правил. Для

них сущ лишь время текущее и время мифическое, в кот живут боги и души

умерших предков. Эти народы адаптир к окруж среде, видят свою цель, смысл

сущ-я: сохранен хрупкого равновесия м/у чел и пр, т.е. тчательно сохраняют

сложив традиции, приемы труда, обычаи. Вся жизнь общ подчин пр циклу (сезон

охоты, сбор плодов). Они ведут кочевой или полукочевой полуосед обр жизни.

Господ община. Гос-ва у них нет ,но без власти нельзя и властные отнош осущ

вожди, т.к. процессы надо регулировать _координ перекочевок, разреш внутр

конфликтов). Здесь нет разв –это замкнут круг в единстве с пр – сущность

данного общ-ва. Самое строж табу на измен. Жизнь полностью завис от пр от

изм пр условий. Разорвать этот замкн круг можно только извне: пр катоклизмы

или встреча с людьми др цив-ий. Всреднем живут 35-37 лет, в их организме

нет фермента для переработки совр продуктом, т.е. на «рельсы» др цив-ии их

перевести невозможно. Ценность в том, что когда чел-во вплотную подошло и

столкнулось с эк проблемами, то опыт этих народов возрос в цене.

6) феномен востока.

Дан тип развития сущ в рамках категорий времени. Вост тип разв возник в

глуб древности. Он сущ в рамках истор времени, но представление о врем

имеет свои особенности: время земное и небесное текут одновременно. Неб

силы рассм как часть живой пр, они влияют на чел-ка и наст, и пр и буд сущ

одноврем, т.к. на вост душа считается бессмертной. Хар-ой чертой вост

цивилиз явл традиционализм. Обществ жизнь вост цив построена на принципах

коллективизма. Личностное начало не развито. Личн интересы подчин

общим:общинным, гос-ым. Коллектив общин определял и контролир все стороны

жизнедеят. Это общ-во где нет рыночн эк-ки, оно не рассматривается, но есть

богатые и бедные, а собственников нет, т.к тип гос-ва диспотия, т.е.

ограничен, безконтрольн власть. Гос-во здесь предстает как сила,стоящая над

чел. Оно рег всемногообр чел отнош. Глава гос-ва (фараон,халиф) обл всей

полнотой законад и судебн власти). В таком общ-ве развитие идет циклами.

Его истор путь выглядит в виде пружины где каждый виток –один цикл: как

только власть ослабевает идут конфликты- соц взрыв- упадок власти и ослабл

гос-ва – соц катастрофа:бунт народа, нашествие иноземцев. При таком

развитии общ-во имело богатую дух жизнь, высокоразвит науку, культуру.

7) античный тип об-ва и гос-ва.

Тип прогрес развития связан с пост измен жизни чел-ка. Больш изм происходят

в жизни одног поколения. Она так резко меняет свое содержание, что быт

старшего покел быстро устарев и отвергается молодыми. Возникает проблема

отцов и детей. Прошлое восприним как материал изучения уроков и новое

поколение не ориентируется на эти уроки. Этот тип разв начал возникать на

берегах Средиземного моря. В ант цив нпервый план входят частно-собственич

отн, проявл господство частного товарного произ-ва, оно ориентир на рынок.

Именно здесь появилась демократия-республ форма правления, впервые возникла

и была обоснована в др Греции-этот фактор один из гл, кот отличал ЕВр от

Азии. Диспотия превращ людей в неорган толпу. Все кто не счит с греками

варварами не заслуживают чел звания. Хар-но, что греко-латинск цив впервые

поставила и решила : нужны хорошие законы. Они должны оранять граждан и

соблюдаться как гражданами так и правителями. Правовое гос-во как теория и

практика сущ уже античности. В антич мире заложены основы гражд общ-ва-

право каждого участв в управлении признания его личных достоинств, прав,

свободы. Гос-во не вмешивалось в частную жизнь. Дем-ия носила огранич хар-

ер (рабы, иностр гражд искл из сфер деят-ти). Антич мир был светским,

потому что развитие науки привело к появлению атеизма. У этой цив не

сложилось мощной дух основы.

10)стан совр евр цив.

В эк-ки евр стран нач процесс формир нового уклада. Одновр шел процесс

первонач накоплен капит, источник кот стали внутренняя межд торговля,

ограбление колоний, экспуат крестьянства, мелких гор и сельск

ремесленников. Товарно-денеж отнош в 15-17вв перераст в рыночн систему хоз-

ва. Они проникли во все сферы эк-ки, а с развит морского судоходства и вел

геогр открытиями создают базу для формир мир рынка. Произ изн в соц

структуре общ-ва. Соц перелом феод общ стали рушится. Нач формир нов общ

обостр отнш между соц группами, классами. Утвержд особая ценность разума,

прогресса науки и техники. В экон сфере происх становл кап отнош. В

комплексе факторов приведших к нач переменам в евр общ и способств нов типу

цив развития, важную роль страны два явления в ее культуре: ренесанс и

реформация. Реформ разруш представлен о дух власти церкви, о ее роли между

богом и чел. Главное новшество сост из утвержд что между чел и богом возн

только непосред личные отнош.

12) модернизац обществ вост типа.

В 19 в в странах вост типа начались реформы, с кот связаны надежды, что

вост впишется в евр стандарты. Процесс модерн не принял широкого масштаба,

и вост страны продолж сущ в век опроб опыте. Дальше всех в реф 19в продвин

Япония, кот не была затронута колонист-ами. Я открывает для себя путь

частной предприн деят, защищен юридически, что спос прон развит страны.

1889г в Я прин конституц от имени императора. Я стала конституц монархией,

в ней обр парламент. Начало мод обществ вост типа совпало с мир цив криз,

идет процесс проникнов культур, но каждая страна сохр особенности своего

цив разв как происх мод обществ вост типа. Наиболее масштабно мод на В

развер после 2 мир войны. Цель: 1. Ускорение развит, индустриал-ии 2. Общ в

т сохр свои фундаментальные ценности, добиваясь сохр общ-ва. После 2 мир

войны продолжился процесс деколонизации, и каждая из стран В выбирала свой

путь мод-ии: сущ 3 пути мод-ии: 1.внедрение и приспособлен элементов

прогрессивн типа разв в полном объеме с сохр или приспособл к собств

условиям. Успех мод во многом зависел от того, что именно после 2 мир

войны было заметно обновл з т разв 2. Внедрение организ-технолог элементов

индустриал общества, рыночных отнош при сохр общ системы 3. Превносятся

организ-техн структуры без рынка и демократии. Созд индустр научн базы,

созд высококвал кадры. Этот вар относ прем к соц. На 1-й план выдвиг

тезнократы. Произв ради произв. Нет саморазв обществ, нужен регулятор-гос-

во. Несмотря на то что эл зап типа проникли в эл вост типа, общ-ва вост

типа начин быть менее зависимы от зап. Наметился процесс обратного

проникновен:прогрессивный может быть не только индивид, но и коллектив.

Происходит изм в общ сознании: попытка одухотв зап меркантильную жизнь. Т.о

идет поиск материала для новации.

13) проблемы ед мир цив.

Цив-я-это опред ступень в развитии общ-ва. Развитие ее циклами.

Представление об истории как всеобщем процессе имеет широкое распростр.

Считается, что такой подход предполаг выделение явлений фактов, кот стан

всеобщими. Совр взгляд дает веские аргументы в подтверждение этого

понимания. рынок, правовое, демокр гос-во, гражд общ-во. Разн страны стрем

освоить эти механизмы, втягиваясь в рын отнош, внедряя эл-ты демократии. На

базе этих мнений появилось утверждение, что складыв единая мир цив, т.е.

цив-ми считаются страны, кот развиваются, скадыв по зап типу разв-я. Сов

экономист Кондратьев говорил и цикличности разв-я об-ва. Значит, цив-это

опред ступень разв общ-ва. Совр-сть дает дополнит аргументы. Н.т прогресс

ведет к сотрудничеству, создает систему информац, связи тр-та, торговли, об

угрозе ядерной, эконом катастрофе, можно теперь говор о террорист угрозе.

Все это дает основание утверждать идею об един чел цив-и. Аргументы в

пользу един мир цив-ии веские, но говорить об един цив-ии преждевременно.

Это скорее всего мечты. Само об-во неоднородно, его истор невозможно

понять. Ее надо знать, понять и правильно оценить. Истор свид-т, что жизнь

многообразно. Разв истор идет по пути усложнения, увелич, многообраз. Важно

понять, что сущ не только европ зап взгляд на истор, но и др совершенно. В

1992г проходило празднование 500-летия открыт Америки Колумбом под знаком

вступлении народов открытого континента в общеистор жизнь. Однако для истр

масс коренного нас Амер это время восприним как катастрофа крушения их

собствен мира. исто-ии опыт гов, что нельзя перевести об-ва одного типа

разв в др-ой, новый. Личность можно. Она через 2-3 поколения адаптируется в

новой среде. Но сообщества людей –нельзя, оно разруш. Напр индейцы в США.

Это гос-во преврат в высокоразв витрину зап мира. Но индейцы, корен жители-

чужие на этом празднике жизни. Они вымирают. Видимо 21 век увидит больш

изменения. Тойнби писал, что «тезис о единстве цив-ий чвл ложной

концепцией». Запад доминирует в эконом и полит-х планах, но он не смог

лишить народы своих исконных собствен-ей.

14) совр дискуссии о месте Р в мир ист проц.

Среди известн мир цив рус цив принадлеж особое место. Оно было уготовано

ее истор судьбой и феноменом развития культуры рус народа, впитавшего в

себя традиции зап и вост, а также восприятия культ достижений оседло-землед

и кочевого миров Евраазии. Уже в 18в в отеч истрориографии стояла проблема

истрор Р в контексте мир истр, поднимался вопрос об особом ее развитии.

Среди совр историков в ходе полемики о путях развития Р взгляды раздел-сь.

Одни отстаивали общеевроп путь ее развития, а др-особый, самобытный, кот

привел к сложению уник цив. Славянофилы признавали истор разв Р и ее истор

судьбу загадкой. Многие великие писатели и философы прощлого и нашего

столетия (как Достоевский, ссСоловьев, Бердяев) видели особый божественный

путь Р и как место приложения Божьей воли, а рус народ – как избранный

богом. Идея особой миссии рус народа в защите и сохранении христ-го мира

зародиласьна Руси очень рано, еще в правлении Ярослава Мудрого. Свящ

история распадается на 2 эпохи: Ветхого Завета-закона, хранителем кот был

Израиль, и эпохи Нового Завета-т.е. благодати., нести и оберегать кот

должен рус народ. А Рим и Византия рассматрив лишь как связующее звено

между “старым” и “новым”, кот будет лидером на ист арене. В сов время в

марксистской идеологии проблему особого пути развития уникальной цив не

рассматривали. В конц 20в полемика о месте Р в мир цив поднялась на гос

уровень. В наст время в об-ве возраст потребность в правдивом и

непредвзятом изложении истории нашей родины, в освещении осн этапов становл

и разв, как одного из крупн гос-в средневек и совр мира.

15) вост славяне в древности.

История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от

Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом

обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от

з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с.

занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места.

Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ

влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э.

славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн

отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила

община соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли

старейшины, облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений.

Появл неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц

групп. Род власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во

главе племени стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8-

9вв идет интенс разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в

идет пост процесс складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с.

Ее истоки уходят в индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе:

Сварог-бог вселенной, его сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром

сверхьест существ, за кот стояли силы прир. Это был мир фантастики и поэт

он входил в каждодн жизнь каждой славянской семьи.

16) Проблемы происх древнерусской госуд-ти.

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)

2. Антинорманская

3. Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер,

Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были

способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

Доводы

1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на

юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-

бюр апп-т

3. 1-е киевск князья были варягами

4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили

дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого

отношения к формированию в-слав г-ва

Доводы:

1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени

роксолан

2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что

говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.

В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и

призванный охранять обществ порядок.

Признаки гос-ва:

1. единая терр-рия

2. наличие чиновнич апп-та

3. армия

4. наличие суд системы

К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.