бесплатно рефераты
 

Шпоры по истории

Шпоры по истории

1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби.

Формационная теория:

3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист,

коммунист.) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки

перехода от 2 к 3 стадии:

1. переход от присв. пр-ва к производящ.

2. отделение ремесла от с\х

3. начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с

4. появл-е письм-ти

5. появл-е моногамной семьи

6. формиров-е предпосылок обр-я г-ва

обозначается прим-но 5 тыс л.н.

Осн- критерии для выдел-я цив-ции:

1. спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я)

2. социально-классовая структура об-ва.

Недостатки:

1. не выражен личностный аспект в историч. Процессе

2. не все страны подходят под эту теорию

3. всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так

разнообразен

4. абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т.к. смена обществ.-эк.

формаций происходит путем рев-ции

Достоинства:

1. хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века

2. хорошо выражены отношения классов

б) цивилизационный подход.

Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам.

В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются,

исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития.

1 путь для России: возврат к авторит системе

2 путь: объединение народа и г-ва

3 путь: исчезновение русской цив-ции.

Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин.

Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в:

1.примитивное об-во

2.цивилизация

Примитивные об-ва:

. короткий срок существования

. небольшая территория и небольшое колво насел-я

. существуют в стационарном состоянии

. характерно сходство обычаев и традиций

. небольшое разделение труда

. примитивные языческие верования

. отсутствие классов и г-ва.

Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и

находятся в постоянном взаимодействии. Признаки:

. обширная терр-рия

. имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других

обществ

. большое кол-во людей

. находятся в постоянном развитии

. большое разделение труда

. наличие мировой религии

. наличие гос-ва и классов

Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет.

Критерии выделения цив-ции:

1. природная среда обитания

2. система ведения хоз-ва

3. соц орг-ция

4. религия и духовн ценности

5. полит индивидуальность

Классификация цив-ций:

1. Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская,

Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России),

Иранская и др.

2. Цив-ции-спутники: Тибетская

3. Неразвившиеся

4. Застывшие: Спартанская, Эскимосская.

Этапы развития:

1. генезиса и роста

2. расцвет

3. надлом

4. разложение

Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов.

Причины исчезновения:

1. неверный ответ на вызов

2. творческое меньшинство идет на поводу общества

3. творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа.

Позитивные моменты цив подхода:

1. ц.п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии

2. открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы

3. позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва

4. учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва

недостатки:

1. расплывчатость выделения критериев

2. трудно определить ментальность и дух развития чел-ка

Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное

основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые

особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство

принадлежности к данному сооб-ву.

3. Типы общественного развития. (типы чел об-в)

Признаки выделения типов чел. Об-в.

1. общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития

2. взаимопереплетение культур

3. наличие сферы общих интересов и общих задач с т.з. перспектив развития

1.Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики,

племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири). Сущность непрогр.

типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение.

Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни.

Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на

основе обычаев и традиций.

Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается

как часть живой природы. Ценность типа:

1. глубокое знание законов природы

2. нет разрушения природы и среды обитания

2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа:

изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими

поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно.

Экономич. Структура:

1. основу эк жизни сост аграрный тип развития

2. господтво нат хоз-ва

3. общинный коллект труд (формы ч/с не выражены)

4. гос-во явл верховным собственником всех земель

Полит структура:

1. характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в

2. личный интерес был подчинен обществ интересу

3. управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны

4. обезличенность госуд машины

соц структура:

1. строгая иерархия слоев

2. существуют только вертикальные связи

Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового

порядка.

3.Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции)

Суть: быстрое поступательное развитие.

Экономич структура:

1. ярко выражен изначально индустр тип

2. интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х

Политич структура:

1. рано появляется новая форма гос власти в виде демократии

2. разумное сочетание личных и обществ интересов

3. наличие развитых, независимых от власти горизонт связей

Соц-классовая структура:

1. множество прослоек

2. возможен переход от одной соц группы к другой

Дух жизнь и ментальность:

1. эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые

люди, только наделенные большими кач-вами

2. антропоцентрический хар-р культуры и ментальности

3. инновационный хар-р мышления

4. духовная свобода человека

Противоречия:

1. высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во

2. возведение европ ценностей в абсолют

3. научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере

гуманист ценностей

4. постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет

стандартизация мышления

радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам

4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования.

1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и

запад имели общие христианские ценности

2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много

Восточных черт

3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип

развития, Россия будет спасительницей мира.

Исходные позиции для анализа Русск цив-ции:

1. Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных

народов с разной ментальностью

2. Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р

всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития

Осн факторы становления Р цив-ции

1. природно-географич и климатич

2. этнич фактор

3. духовный фактор

Этапы развития:

1. Доисторический (2 тыс лет до н.э. - 9 в)

2. Киевская Русь 9-13 вв

3. Московская Русь 14-17 вв

4. Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г

5. Демократич правовая Россия 1985 - ????

6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская

теории.

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)

2. Антинорманская

3. Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер,

Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были

способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

Доводы

1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на

юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-

бюр апп-т

3. 1-е киевск князья были варягами

4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили

дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого

отношения к формированию в-слав г-ва

Доводы:

1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени

роксолан

2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что

говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.

В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и

призванный охранять обществ порядок.

Признаки гос-ва:

1. единая терр-рия

2. наличие чиновнич апп-та

3. армия

4. наличие суд системы

К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне,

а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени

оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот

начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться

сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.

Причины оформления гос-ти у В сл-н:

1. усложнение эк жизни

2. отделение ремесла от с/х

3. выделение воен сословия

4. появление эк нерав-ва

Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород

приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает

Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт

обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:

1. варяги - хорошие воины

2. у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва

3. нейтральная фигура

7. Соц-полит и эк развитие К.Р. в к 10 - нач. 12 вв

Почему этот период называют периодом расцвета?:

1. была упорядочена система управления страной, т.е. оформлена полит

структура К.Р.

2. формируются эк связи в гос-ве

3. была создана законодат база г-ва

4. была упорядочена соц структура об-ва

5. была сформирована единая нац идея (христианство)

Полит структура:

КР представляла из себя военно-феод монархию: власть становится

наследуемой, привилигиров сословие - военно-служилаю знать, кот за службу

получает земли, населенные кр-ми, т.е. начинают формироваться феод. Отн-я.

Киевск князь явл главой всех ветвей власти. Власть наследуется по родовому

принципу. При князе существует боярская дума - это совещат орган, кот

состоял в основном из старшей дружины княза. Дружина состояла из 2 частей:

Старшая дружина (более опытные, кто за службу получал земли с правом

наследования, впоследствии - бояре), младшая дружина, жила при князе, и

князь делился с ней доходами, отдавая 1/3. На этом этапе ликвидируется

институт местного княжения и на местах сидят наместники князя.Формируется

чин апп-т. Вместе с тем власть князя была не так сильна, т.к. 1. Были

усобицы за престол м/д родственниками

2. боярская дума имела право вето на решение князя.

3. старшая дружина была самостоятельной, имела свои земли, свою

дружину, ....

Законодат основой КР явл «РП», основопол-ком кот-й явл Ярослав Мудрый.

Экономика КР:

1. Основу эк жизни КР сост с/х

2. КР активно занимается внешн торговлей

3. продолжает сохранять свою значимость другие виды хоз деят-ти (охота,

рыбалка, собир-во, борт-во)

4. получают развитие феод отн-я. Но на этом этапе они не были развиты, т.к.

военно-феод знать основной источник доходов видела не в земле, а в воен-

торг походе, и в КР % зависимого населения был весьма незначителен.

Соц структура:

В соответствии с РП в КР выделяется 3 катег нас-я:

1. люди служилые (привилегированное сословие, старш друж-ки)

2. люди (свободные жены городск или сельской общины)

3. черные люди (полностью зависимые, полузавис)

На этом этапе происходит крещение Руси....

8. Крещение Руси (причины, ход, последствия)

Причины:

1. Византия, как и КР, занимала серединное положение между В и З

2. Церковь в Византии была строго централизованной и подчинялась гос

власти, Виз церковь всегда стояла за единое г-во

3. многие русские были знакомы с этой религией

4. неудача языческой реформы

Последствия:

1. Объединение славянских земель на единой духовн основе

2. приобщение к зап-евр и визант культурным и христ традициям и традициям

вообще

3. рост междунар авторитета КР

4. гуманизация нравств отнош-й

5. влияние на эк-ку (рост междунар торговли, развитие и совершенствование

с/х пр-ва)

6. толчок развития культуры

7. появление каменной архитектуры

8. интенсивно развивается ИЗО

9. литерат традиции (появл письменности)

10. и др.

Негатив:

1. оформление культа власти

2. рабская психология, произошло превращение церкви в идеолог инструмент

гос-ва

3. мистич восприятие хр-ва

9. Феодальная раздр-ть и т-м протекторат на Руси.

Причины феод раздр-ти:

1. Увеличение значимости вотчинного землевладения

2. недостатки родового принципа наследования престола

3. ослабление полит и эконом роли Киева

4. поводом феод раздр-ти явился Любечский съезд. Он изменил принцип

наследования престола и ввел принцип от отца к сыновьям.

15 крупных самост княж-в получили название земель. Только 2 кн-ва не были

переданы никому в насл-во: кивевкс и новгор.

Почему не раздробилось Киевское кн-во?:

1. формально киевск князь считался великим князем

2. на киевск престол могли претендовать все самые сильные князья

Феод раздр-ть - это закономерный этап в развитии об-ва, кот прошли все

страны. Поэтому однозначно оценивать фр нельзя:

Позитив:

1. Интенсивное развитие регионов, власть больше приблизилась к народу

2. феод усобицы стали реже

3. интенсивное соверш-е эк-ки, а именно с/х пр-во, переход на 2-3 польную

систему,

4. интенсивное изнотовл-е мет о/т, развитие городов.

К концу 13 в в ККн насчитывалось около 300 городов. Происходит превращение

городов в центры ремесла и торговли, создаются купеч корпорации,

развивается система мсу.

5. феод отн-я вступают в свой зрелый этап

Негатив:

1. многие русск земли попадают в зав-ть от других народов

Этапы и формы зав-ти от т-м:

Прямого полит правления на Руси т-м не ввели, но выдавали князьям ярлыки на

княжение. Ярлыки были двух видов: золотой и простой. Золотой с правом

передачи власти по наследству. Т-м использовали методику разделяя властвуй.

Русск земли должны были платить ЗО выход.

К 1236 году монг империя представляла собой огромную империю.

Этапы ТМП:

1 этап: - 1237-1327 гг - самый тяжелый и разрушительный этап. До 1257 года

дань не была фиксированной. С 1257 размер дани стал фиксиров. Эту дань

собирали уже не откупщики, а баскаки.

II этап - 1327-1380 был ликвидирован институт баскачества. Моск князьям

было предоставлено право самим собирать дань с земель и везти в Орду, как

следствие прекратились набеги. На этом этапе ослабевает как экон так и

полит влияние Орды на русск земли. Ярлык на великое княж-во во Влад-Сузд

земле закрепился за Моск князьями и передавался по наследству. На этом

этапе был разбит миф о непобедимости монголов.

III этап: - 1380-1480 - на этом этапе власть ЗО была номинальной. ЗО уже не

выдавала ярлыки, дань выплачивалась нерегулярно.

11.11.1480 - конец стояния на Угре.

Негативные последствия мтп:

1. ослабление русск княжеств

2. на длит время русск земли оторвались от визант и з-е цив-ций

3. происходит разрушение и замирание хоз жизни

4. тмп оказал влияние на ментальность человека

Позитив:

1. Гумилев отмечает, что в ходе тмп прошло взаимовлияние культуры разных

народов, поэтому народы друг друга обогатили

2. положит была регенерация русск этноса

3. подчинение чужой воле порождало доп мотивы к объединению

10. Предпосылки и этапы объединительного процесса. Причины возвышения

Москвы.

Предпосылки объединения земель:

1. эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало необходимость

расширения обмена и торговли между отд кн-вами

2. формирование на местах опыта управления и создания структур управления

3. мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов.

4. народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели

стабильности; за объединение выступала церковь

5. сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в

языке, лит-ре, обычаях, трдициях.

Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой

крепостью, первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского)

Причины возвышения Москвы:

1. выгодное географич полож-е:

а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на

юг

б. Удобные водные пути

в. Моск кн-во занимало центр полож-е

2. Умелая политика моск князей

а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель

б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения

насел-я в эти р-ны

в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО

г. введение института наследования престола от отца к сыну

3. Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья кафедра

была перенесена в М)

4. отсутствие сильных врагов

5. нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во представлялось

процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М.

Этапы объединения:

I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый (1341-1353),

Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М к-ва в полит,

эконом, духовн аспектах, а именно:

1. за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км

2. благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли

3. были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя крупнейш противники

(Тверь, Новгород, Рязань)

4. М становится центром русского православия

5. ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за М кн-ми

6. на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв

7. именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м

II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В этот период

вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская земля.

Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М

становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены

самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с

католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь отказалась

подписать унию.

III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV Грозный.

Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.