бесплатно рефераты
 

Судебная реформа 1864 года и наших дней

Судебная реформа 1864 года и наших дней

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исследовательская работа на тему:

«СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА И НАШИХ ДНЕЙ»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: УЧАЩАЯСЯ

ГРУППЫ 10 – 2

ИВАНОВА Т.В.

РУКОВОДИТЕЛЬ: ЧЕРНИЧКИНА Н. М.

МУРМАНСК

ЛИЦЕЙ № 1

1999

Содержание

1. Введение: обзор исторического развития судопроизводства

в России до 1864 г.

3

2. Александр II и его реформы

4

3. Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги

6

4. Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и развитие

17

5. Суд присяжных – центральный институт судебных реформ 1864 и 1993 г.

23

6. Заключение

25

7. Исторические термины

28

8. Историческая справка

29

9. Литература

30

Введение: обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864

года.

Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на

интересы господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения

мер государственного принуждения с лицом нарушающим установленный

правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в

самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и

образования специального государственного аппарата.

В России суд входит со времени Киевской Руси, где суд творился

князем, его представителями-посадниками и тиунами. В Новгородской

феодальной республике судебную власть осуществляли вече (высшая судебная

инстанция), князь, посадники, архиепископ, староста, братчина. В Московской

Руси в 15-17 веке суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой,

некоторыми приказами, а на местах помещиками, волостелями, вотчинниками. С

упразднением системы кормлений судебные полномочия были переданы губным

избам. Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром

I, при котором в 1713 году в губерниях была учреждена должность судьи

(ландрихтера), а затем (в1718 году) - оберландрихтера. Однако компетенция

этих судей не была четко определена и для решения наиболее сложных дел они

должны были обращаться в юстиц-коллегию. Были также созданы военный Суд,

духовный Суд. Высшей судебной инстанцией был Сенат. При Екатерине II была

создана система судебных учреждений: в нее входили уездные и земские суды

для дворян; губернские и городские - для горожан; нижняя и верхняя расправа

- для свободных крестьян. В 1864 году была проведена судебная реформа,

которая ввела основы буржуазного судопроизводства в России: были учреждены

суд присяжных, выборный мировой суд, адвокатура.

В следующих разделах данного реферата будет более подробно

рассмотрена, именно судебная реформа 1864 года Александра II, ее

положительные и прогрессивные стороны, ее недостатки, а также судебная

реформа наших дней, которая явно имеет связь и похожие черты с реформой

1864 года.

Александр II и его реформы.

Правление императора Александра II (1855-1881) стало периодом

радикальных преобразований российского общества. Реформы этой эпохи

существенно изменили государственный строй империи, стимулировали

экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию ее социальной

структуры.

Под влиянием поражения в Крымской войне 1853-1856 года в условиях

создавшейся революционной ситуации Александр II вынужден провести ряд

реформ.

Энтузиазм и доверие, единодушно выраженные всеми слоями общества,

укрепляли Александра Николаевича в его намерении при первых шагах

царствования. Всем было ясно, что необходим поворот от прежней

николаевской политики, необходимо жить и развиваться по-новому. Но как?

Мнений на этот счет было предостаточно и в громко заговорившем обществе, и

в близких к новому императору кругах. Вырабатывались планы, писались

записки, начинались нескончаемые громкие споры.

Споры пошли по всей стране, благо стало возможным спорить публично.

"Оттепель", "гласность" - тогда появились эти понятия.

В критический для страны час он смог переступить через многие

привычные взгляды и убеждения, пренебречь принципами и верностью своему

классу ради цели много большей. Вот почему не стоит пренебрежительно

оценивать преобразования Александра II только как "вынужденные".

За четверть вековое его правление в России было уничтожено крепостное

право (1861),проведены университетская(1863) и судебная(1864) реформы, до

радикализма которых до сих пор не дошло наше общество, введено местное

самоуправление в городах (1870) и сельской местности (1864),сняты

варварские цензурные ограничения в печати(1865);в эти же годы положено было

основание тяжелой и легкой промышленности; осуществлена финансовая реформа,

создан Государственный банк(1860);развитие железных дорог завершило

создание новых основ народного хозяйства страны; военные реформы(1860-1870-

е годы) создали новую русскую армию.

Александру II хватило дальновидности и мужества для проведения

революции "сверху". Частичные, казалось бы, социальные и экономические

преобразования благодаря объективным условиям и воле правителя страны

переросли в реформу феодальной системы, был совершен качественный скачок в

развитии общества, позволивший ему приблизиться к уровню передовых стран.

В то же время неполнота, известная ограниченность реформ были вызваны

тем, что власть учитывала огромную инертность человеческого сознания (да и

сама не могла ее преодолеть). Устойчивость имеющихся авторитетов и

ценностей и тяга к ним в условиях общего сдвига всех структур естественна,

а попытка их устранения, как правило, чревата взрывом недовольств. Один из

законов реформы, в полной мере проявившейся в ходе преобразований, состоит

в том, что уступка традиции в погоне за общественным прогрессом, как

правило, облегчает сохранение стабильности в обществе.

С другой стороны, чисто охранительная политика: курс царя и его

единомышленников на либеральные реформы постоянно наталкивался на

противодействие консервативных сил высшей бюрократии, сохранявшей

значительное политическое влияние при дворе. Несколько раз Александру II

предлагали ввести конституционные элементы в систему государственного

управления, но, умом понимая неизбежность этого, самодержец всероссийский

нутром своим не мог принять ограничение своей власти и пошел на это в самый

последний миг.

Среди сторонников преобразований видную роль играли великий князь

Константин Николаевич (младший брат царя), министр внутренних дел

Г.А.Валуев, военный министр Д.А.Милютин, министр народного просвещения

А.В.Головин и другие. Видную же роль в подготовке именно судебной реформы

играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И.Зарудный,

под руководством которого к 1862 году были выработаны основные начала

нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра

II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения,

университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу новых судебных

уставов. А лагерь противников реформ возглавили начальник III отделения

Собственной канцелярии граф П.А.Шувалов и министр юстиции граф В.Н.Панин.

Судебная реформа 1864 года и ее основные итоги.

Широко распространено мнение, что судебная реформа началась 20 ноября

1864 года, когда царь Александр II подписал Указ Правительствующему сенату,

утвердившей четыре законодательных акта:

- Учреждение судебных установлений;

- Устав уголовного судопроизводства;

- Устав гражданского судопроизводства;

- Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В последующем эти акты стали именоваться судебными уставами. На них

возлагались большие надежды. В упомянутом Указе наряду с прочим отмечалось:

"Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуют желанию

нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех

подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую

самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону,

без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть

постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего".

Фактически же реформа началась задолго до указанной даты. Она

коснулась не только судов, но и других взаимодействующих с судами органов –

прокуратуры и следственного аппарата. Она также выразилась в крайне

запоздалом учреждении адвокатуры, которого серьезно побаивались

предшественники Александра II.

Первым шагом в практическом проведении реформы принято считать

изданный в мае 1860 года Закон о судебных следователях. Что же касается

реформы в целом, то подготовка к ней началась значительно раньше, еще в 30-

х годах этого столетия. К ней были привлечены лучшие специалисты того

времени.

На последних этапах во избежание случайных и непродуманных решений

была разработана концепция реформы, получившая наименование "Основные

положения преобразования судебной части в России» (апрель 1862г.).

Опубликование по высочайшему повелению этого документа и всестороннее его

обсуждение способствовали более тщательной доработке проектов

законодательных актов, утвержденных 20 ноября 1864 года.

Чтобы обеспечить организованное осуществление намеченных

преобразований,19 октября 1865 года царь утвердил "Положение о введении в

действие судебных уставов", которое ориентировало на постепенное,

планомерное распространение по всей территории огромной страны предписаний

новых законов. Официально реформа шла в течение 35 лет, до того момента,

когда царь Николай II издал специальный указ о ее окончании(1 июня 1899

г.). На деле же идеи реформу пытались реализовать вплоть до начала Первой

мировой войны, то есть почти в течение 50 лет, но далеко не во всем

успешно.

Для того времени и на фоне существовавших тогда судебных систем в

других странах российскую реформу нужно считать безусловно прогрессивной.

Она не была слепым и бездумным подражанием порядкам, сложившихся в

государствах Европы и Северной Америки. Ее основные положения строились с

учетом специфики конкретных экономических, социальных, политических,

демографических, этнических, религиозных и иных условий, сложившихся в

России. Возможно, организаторы реформы не во всем были последовательны, но

в любом случае следует признать, что они стремились к сознанию совершенной

судебной системы.

Важной частью этой реформы было кардинальное упрощение

судоустройства. Вместо множества судов, существовавших для "обслуживания"

различных сословий, учреждались единые для всех сословий общегражданские

суды. В их число включались две группы судов: общие судебные установления и

местные судебные установления(в те годы термину "установление" придавалось

значение, весьма сходное с современным термином "орган").

Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды,

судебные палаты и Правительствующий сенат.

Окружные суды образовывались обычно на территории нескольких уездов с

учетом численности населения и объема работы. Председатели и члены этих

судов назначались императором по представлению министра юстиции, который,

представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего

собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. К

претендентам на судейские должности по закону предъявлялись жесткие и

многочисленные требования (образование, стаж работы, наличие определенного

имущества, безупречность репутации и т.д.). Срок полномочий для судей этого

уровня не устанавливался.

В составе окружных судов образовывались, в зависимости от количества

судей, присутствия (в некоторых крупных судах таких присутствий было

несколько, кое-где шесть и более). Им было подсудно большинство дел,

отнесенных к компетенции общих судебных установлений (дела о преступлениях,

которое не могли рассматриваться местными судебными установлениями). К

основному их полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских

дел по первой инстанции. Иногда окружные судам приходилось выступать в роли

второй инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять

законность выносившихся ими судебных решений.

В зависимости от особенностей конкретного дела, опасности и сложности

преступления закон предусматривал возможность образования коллегий в разных

составах. В одних установленных законом случаях дела рассматривались в

окружных судах коллегиями в составе трех профессиональных судей, в других -

профессиональными судьями с участием сословных представителей, а в третьих

- профессиональными судьями с участием присяжных заседателей.

Суд с участием сословных представителей - суд сословных

представителей – был одним из весьма наглядных проявлений

непоследовательности судебной реформы 1864 года. "Замахнувшись" на

множественность судов создавшихся для "обслуживания" дворян, купцов,

ремесленников, крестьян и других сословий, власти не решились полностью

изолировать суды от влияния сословных интересов. Были выделены категории

преступлений, рассмотрение дел, о которых ставилось под контроль

представителей основных сословий. К таким преступлениям относились,

например, дела о государственных преступлениях, о "преступлениях по

должности".

При их разбирательстве к профессиональным судьям присоединялись

предусмотренные законом четыре сословных представителя - губернский и

уездный предводители дворянства, городской голова и волостной старшина

(допускалось некоторое изменение такого состава сословных представителей: в

рассмотрении дела мог участвовать не сам губернский предводитель

дворянства, а кто-то другой, кому доверялось выполнить эту миссию от имени

дворянского собрания). Сословные представители участвовали в вынесении

приговоров, пользуясь теме же правами, что и профессиональные судьи: при

постановлении приговоров они заседали все вместе и все вместе решали вопрос

как о том, виновен ли данный подсудимый в совершении преступления, в

котором его обвинили, так и о том, подлежит ли он наказанию, а если

подлежит, то какому.

Рассмотрение уголовных дел с участием сословных представителей

осуществлялось не только в окружных судах, но и в судах других инстанций

общих судебных установлений - в судебных палатах и Правительствующем

сенате.

Суд с участием присяжных заседателей - суд присяжных - значительно

более прогрессивное явление для того времени, чем суд с участием сословных

представителей. К середине XIX века, когда велась подготовка российской

реформы 1864 года, суд присяжных пережил период своего наибольшего расцвета

и признания. Он считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал

привлечение к отправлению правосудия представителей народа. Его недостатки

проявили себя несколько позже.

Введение суда присяжных в России было встречено неоднозначно. Одни

восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма

государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и

критиковали, порой довольно остро. Среди последних были не только

консерваторы и реакционеры, но и такие признанные всеми выдающиеся

мыслители, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей-

профессионалов и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать

российские подданные, которые отвечали установленным законом требованиям

(возраст, состояние здоровья, знание русского языка, обладание земельным

наделом размером не менее ста десятин или недвижимостью определенной

стоимости и т.д.). Специально образовавшиеся комиссии заблаговременно

составляли списки всех, кто в данной местности мог быть вызван в суд в

качестве присяжных. Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого

священник приводили их к присяге (отсюда их наименование). Дав присягу, они

начинали участвовать в разбирательстве дела.

Основной функцией присяжных того времени было принятие решения по

вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления,

в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным они могли

высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не заслуживает

он снисхождения при определении меры наказания. Другими словами, судьи-

профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения раздельно.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в

окружных судах. В соответствии со ст.201 Устава уголовного судопроизводства

к числу таких дел относились дела "о преступлениях или проступках, за

которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или

ограничением прав состояния".

Судебные палаты - вышестоящие по отношению к окружным судам

инстанции. Создавались они, как правило, на территориях нескольких

губерний. Председатели и члены этих судов тоже назначались царем.

Требования к тем, кто хотел занимать такую должность, во многом совпадали с

требованиями, предъявлявшимися к кандидатам в окружные судьи.

К основным функциям судебных палат относились:

- принятие решений о предании суду, в том числе иногда и по делам,

рассматривавшимся в окружных судах с участием присяжных;

- разбирательство по первой инстанции дел о государственных

преступлениях и "преступлениях по должности" (обычно в эти суды

попадали чиновники так называемого среднего уровня);

- проверка в апелляционном порядке обоснованности и законности

решений окружных судов по гражданским делами их приговоров,

вынесенных по уголовным делам без участия присяжных заседателей или

сословный представителей.

По первой инстанции в судах этого уровня решения и приговоры выносились,

как правило, профессиональными судьями. Для некоторых случаев закон

допускал или считал обязательным участие сословных представителей. Участие

присяжных не предусматривалось.

Правительствующий сенат венчал вершину пирамиды общегражданских судов. В

его составе было два кассационных департамента – по гражданским и уголовным

делам. Они и выполняли судебные функции:

- рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по первой инстанции с

участием или без участия представителей;

- проверку в апелляционном порядке обоснованности и законности приговоров,

вынесение без участия сословных представителей судебными палатами или

судьями самого Сената (сенаторами);

- проверку в кассационном порядке законности решений и приговоров всех

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.