бесплатно рефераты
 

Строгановы первые из знаменитых людей

|Норвегии к Швеции, в чем последняя искала поддержки. Совместные военные |

|действия против наполеоновских армий в 1813 г., в частности успешные |

|сражения шведов с датчанами, способствовали укреплению русско-шведского |

|союза. В депешах из Стокгольма Строганов подчеркивал дружеское |

|расположение шведского правительства к России, о котором ему |

|неоднократно говорили члены королевской фамилии. Шведский король, |

|сообщал Григорий Александрович, желая обратить внимание российского |

|представителя на особую к нему милость, оказывал ему лестные знаки |

|внимания, пренебрегая при этом придворным этикетом. На этом я остановлю |

|рассказ о его военных заслугах, а рассмотрим его со стороны семьи. |

|В Испании Строганов встретил свою будущую вторую супругу - урожденную |

|Оейнгаузен (Д'Альмейда). Жениться на ней он смог только после смерти |

|первойсупруги в 1821 г. К этому времени он имел от Юлии Павловны, как на|

|русский манер звали Д'Альмейду, взрослую незаконнорожденную дочь. Это |

|обстоятельство, считают некоторые исследователи, негативно повлияло на |

|характер будущей петербургской красавицы, отличавшейся вспыльчивостью и |

|неуравновешенностью. В конечном результате эти свойства ее характера |

|оказали роковое влияние не только на судьбу ближних, но и на всю русскую|

|культуру, ибо имя дочери Строганова - Идалия Полетика. Та самая |

|Полетика, которая, не простив А.С. Пушкину насмешки над собой, |

|способствовала его травле в свете, приведшей к роковой дуэли. |

|В то же время Григорий Александрович, несмотря на большую возрастную |

|разницу, был дружен с А.С. Пушкиным, которому приходился свойственником |

|через Н.Н. Гончарову. Юлия Павловна Строганова дежурила у постели |

|умирающего поэта; позже Григорий Александрович Строганов взял на себя |

|все материальные расходы, связанные с похоронами великого поэта, а затем|

|был опекуном осиротевшей семьи. Граф Григорий Александрович Строганов - |

|Андреевский кавалер, оберкамергер, член Государственного совета - |

|скончался в 1857 г. в возрасте 86 лет. |

|Прослеживая деятельность Строганова-дипломата, можно отметить "не |

|дипломатический" в традиционном смысле этого слова характер деятельности|

|российского посланника. Два из трех мест его назначения - Испания и |

|Турция - являлись "горячими" точками, где назревали 71 происходили |

|освободительные движения и национальные революции. |

|Имея поддержку наиболее радикально настроенных политических деятелей |

|России, он стремился действовать с учетом максимальных выгод |

|национальных движений, в центре которых оказывался, чем претворял в |

|жизнь принципы либерального лагеря русского общества. Строганов |

|принадлежал к тому кругу передового российского дворянства, которому |

|были близки идеи декабристов, в частности идея освобождения балканских |

|народов от османского ига. |

|Обладая развитым чувством чести и достоинства, Строганов находил |

|возможным действовать по своему усмотрению, заботясь, в первую очередь, |

|об авторитете России. Так, защищая интересы сербского, а затем |

|греческого народов, посланник исходил из признанной традиции |

|покровительства России православным подданным Османской империи и |

|придерживался мнения о необходимости более решительных действий в |

|развитии принятого в правящих кругах России тезиса о желательности |

|ослабления "больного человека" Европы - Турции. |

|Деятельность его в этой стране оставила глубокий след как среди |

|османских министров, помнивших "бомбардировки" нотами в пользу |

|угнетенных, так и среди сербов, которые с благодарностью вспоминали |

|своего "друга" и продолжали переписку с ним после отъезда Строганова из |

|Константинополя. |

|Строганов активно помогал сербскому народу в его борьбе за освобождение.|

|При активном участии Строганова в 1816-1821 гг. происходили все |

|сербскотурецкие переговоры, на которых он пытался отстоять права сербов,|

|зафиксированные в русско-турецком договоре 1812 г. Вслед за ним принципы|

|конституционного устройства Сербии отстаивали его преемники в |

|Константинополе - А.И. Рибопьер и А.П. Бутенев. |

|Руководители министерства иностранных дел, да и сам император, не всегда|

|одобряли точку зрения Строганова на ту или иную проблему, однако, как |

|правило, вынуждены были соглашаться с оценками событий и действиями |

|посланника как наиболее приемлемыми в сложных ситуациях |

|национально-освободительных движений в Испании и Греции. Лейтмотивом |

|поведения Строганова-дипломата даже в самых непредсказуемых |

|обстоятельствах могут служить его слова, обращенные к Александру I: " Из|

|всех жертв, на которые я готов пойти ради славы В.И. В-ва, потеря чести |

|является единственной жертвой, которую я не могу по своей воле принести |

|". |

|Деятельность Строганова-посланника оставила след в истории отечественной|

|дипломатии, и балканские народы, в особенности сербы и греки, по праву |

|могут считать его своим союзником в борьбе за национальное освобождение.|

| |

Top of Form 1

Bottom of Form 1

Александр Сергеевич (1818 - 1864), граф, егермейстер двора Его

Величества, известен как собиратель средневековых и новоевропейских монет;

был одним из основателей Санкт-Петербургского археологического общества и

членом Одесского общества и истории древностей Российских. Участвовал в

сражениях под Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом. В 1831 г. участвовал в

усмирении польского восстания. В 1834 г. Строганов назначен товарищем

министра внутренних дел. В 1836-1838 гг. был генерал-губернатором

Черниговским, Полтавским и Харьковским, а с 1839-1841 гг. управлял

министерством внутренних дел. С 1849 г. был членом государственного совета.

В Одессе граф Строганов интересовался деятельностью тамошнего общества,

историей и древностью России. Его громадная библиотека завещана томскому

университету.

Следующий из рода Строгановых идет Сергей Григорьевич, но о нем я расскажу

чуть позже.

Александр Григорьевич (1795 - 1891), граф, генерал-адъютант, член

Государственного совета. Воспитывался в Корпусе инженеров путей сообщения;

вступив в Лейб-гвардии артиллерийскую бригаду, участвовал в сражениях под

Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом; находился при занятии Парижа; в 1831 г.

участвовал в усмирении польского восстания. В 1834 г. Строганов назначен

товарищем министра внутренних дел. В 1836 - 1838 гг. был генерал-

губернатором Черниговским, Полтавским и Харьковским, а с 1839 по 1841 г.

управлял Министерством внутренних дел. С 1849 г. был членом

Государственного совета. Пробыв год (1854) военным губернатором Петербурга,

он потом был около 9 лет Новороссийским и Бессарабским генерал-

губернатором. В бытность в Одессе граф Строганов интересовался

деятельностью тамошнего Общества истории и древностей России, был его

президентом и сделал очень много ценных пожертвований в музей. Громадная

его библиотека завещана Томскому университету. В 1846 г. 3 ноября он

венчается с Татьяной дмитриевной Васильчиковой (дочерью егермейстера

Дмитрия Васильевича и АДЕЛАИДЫ Петровны Васильчиковых).

От этого брака рождаются дети : Мария (родилась в 1850 г.) ,. Сергей

(родился в 1852 г.), Ольга (родилась в 1857 г.)

СТРОГАНОВ Сергей Григорьевич (08.11.1794, Москва – 28.03.1882, Петербург) –

граф, русский государственный деятель, историк искусства, археолог,

коллекционер, меценат. Из знаменитого рода Строгановых – выходцев из

разбогатевших поморских крестьян, ставших купцами и промышленниками Урала и

Сибири. Потомок А.Г.Строганова – одного из трех братьев Строгановых,

возведенных в 1722 г. Петром I в “баронское Российской империи

достоинство”. Старший сын барона Г.А.Строганова, посла в Швеции, Италии и

Турции. Пятнадца ти лет от роду С.Г. поступил в Институт корпуса инженеров

путей сообщения, по окончании которого (1811) определен на военную службу и

был произведен в офицеры. Участвовал в Отечественной войне 1812 г.,

отличившись в Бородинской битве, а также в заграничных походах русской

армии 1813-14 гг., дойдя до Парижа. Более полутора лет барон Строганов

провел в столице Франции, осматривая дворцы и музеи, изучая коллекции

произведений искусства, посещая различные ученые и особенно художественные

учреждения. Впоследствии участвовал в русско-турекой войне 1828-29 гг. и

Крымской войне 1853-56 гг.

В 1815 г. Строганов женился на своей двоюродной племяннице Наталье

Павловне, представительнице графской ветви Строгановых и унаследовал ее

графский титул. От брака с ней родилось четверо сыновей, старший из которых

Александр (1818-1864) окончил в 1840 г. юридический факультет Московского

университета, стал полковником лейб-гвардии Преображенского полка, флигель-

адъютантом, егермейстером двора, путешественником, нумизматом и историком.

В наследство от отца и тестя С.Г.Строганов получил огромные земельные

наделы в полтора миллиона десятин с 95 тыс. крепостных.

Граф С.Г.Строганов был одним из крупнейших деятелей русского просвещения. В

1825 г. он на свои деньги основал бесплатную Строгановскую школу рисования,

в которой училось искусствам и ремеслам 360 человек, в том числе и бедные

дети горожан и крепостные. В 1843 г. школа стала государственной, в 1860 г.

получила название Строгановского училища, которое закончили многие видные

зодчие и художники (с 1945 г. – Московское высшее художественно-

промышленное училище).

С восшествием на престол Николая I был назначен его флигель-адъютантом, а

14 мая 1826 г. – одним из членов учрежденного рескриптом Комитета

устройства учебных заведений. В мае 1826 г. в связи с готовившейся казнью

декабристов и предстоящей коронацией Николая I Строганов был послан в

Московский университет с ревизией, получив секретное предписание – обратить

внимание на “вредный образ мыслей”, господствоваший между студентами

университета и особенно воспитанниками Благородного пансиона, на систему

преподавания наук в университете и “благонамеренность самих наставников”.

Присутствуя на вступительной лекции профессора И.И.Давыдова “О возможности

философии как науки”, нашел ее вредной и стал инициатором изъятия печатных

экземпляров этой лекции, запрещения преподавания Давыдову и временного

закрытия кафедры философии. В результате преподавание философии в

Московском университете было прекращено почти на 20 лет, и лишь в 1845 г.

по инициативе того же Строганова преподавание этой науки было представлено

адъюнкту М.Н.Каткову , не отличавшемуся педагогическими способностями.

Найдя в Московском университете много “беспорядков”, Строганов добился

устранения того же Давыдова с должности инспектора Благородного пансиона, а

профессора Ф.А.Денисова – с должности студентов и предложил распространить

на Московский университет реакционную инструкцию Виленского ун-та по

наблюдению за студентами, чьл нашло отражение во “временных правилах”

внутреннего распорядка Московского университета, утвержденных в августе

1826 г.

В 1820-е гг. в Комитете по устройству учебных заведений Строганов вместе с

министром народного просвещения А.С.Шишковым (председателем Комитета) и

М.М.Сперанским составили т.н. “славянский триумвират”. Строганов выступал

против тех мероприятий, которые впоследствии, став попечителем Московского

учебного округа, считал необходимым всячески поддерживать. Так, в 1827 г.

он резко выступил против предложения ректора Дерптского ун-та Г.Ф.Паррота

(поддержанного самим Николаем I) об учреждении Профессорского института в

Дерпте для двухгодичной стажировки молодых специалистов из числа лучших

выпускников – будущих претендентов на профессорские кафедры – перед

отправкой за границу, однако большинство Комитета провело эту идею в жизнь.

Впоследствии же Строганов сам деятельно заботился об улучшении

образовательного ровня профессуры Московского университета и делал ставку

на молодых людей, получивших образование за границей.

Участвуя в подготовке устава низших и средних учебных заведений 1828 г.,

Строганов высказывался за усиление влияния местной администрации на ход

учебного процесса и по его инициативе были учреждены в каждом губернском

городе советы “для усовершенствования училищной части” во главе с

губернатором. В то же время Строганов не принадлежал к реакционному крылу

комитета, выступив на одном из заседаний против предложения пиетиста гр.

К.А.Ливена, сменившего в 1828 г. Шишкова на посту министра, об издании

специального руководства для учителей по дидактике догматически-

религиозного характера, заявив, что оно напоминает “язык того времени,

когда под покровом религии скрывалось гонение на прсовещение и науки”.

Император признал справедливость доводов Строганова. В вопросах об

устройстве новых учебных заведений – в частности, Белорусского университета

или Лицея в Орше, возобновления при Московском университете Благородного

пансиона, занимал осторожную позицию. Когда возник проект создать

Новороссийский учебный округ, Строганов вместе со Сперанским высказался

против столь обширного учебного региона, в результате чего был образован

Одесский учебный округ, куда вошли не все губернии Новороссии, а лишь

Херсонская и Таврическая и часть Бессарабсккой области.

Через рассмотрения Строганова прошли почти все вопросы народного

просвещения, требовавшие законодательного разрешения, а 7 октября 1829 г.

он был назначен одним из четырех членов образованной из состава Комитета

особой комиссии для редактирования нового университетского устава. Вместе с

К.А.Ливеном, бывшим ректором Петербургского ун-та М.А.Балугъянским, акад.

А.К.Шторхом, директором Морского кадетского корпуса И.Ф.Крузенштерном, экс-

попечителем Хальковского учебного округа А.А.Перовским , графом

М.Ю.Виельгорским и С.С.Уваровым , Строганов подписал “Проект устава

университетов С.-Петербургского, Московского, Харьковского и Казанского” от

27 августа 1832 г. При подготовке устава именно Строганов, как

свидетельствует его еонфиденциальное письмо Уварову, хранящееся в архиве

последнего, выстпил инициатором запрещения преподавания естественного права

в Московском университете – одного из основных предметов нравственно-

политического факультета 1804 г. Более того, Строганов просил Уварова

рекомендовать профессорам юридического ф-та “неофициальным порядком”

раскрывать “абсурдность теорий, на которых зиждется наука естественного

права! В конечном итоге, уставом 1835 г. естественное право было исключено

из учебных программ юридического факультета. В то же время Строганов

выступал против пресловутого п.80 устава, предоставлявшего право министру

не только утверждать, но и самому назначать профессоров университетов (как

известно, именно этот пункт, принятый по настоянию Уварова, был одним из

наиболее негативных ограничений университетской автономии).

В свете нового устава 1835 г. особую роль приобретала личность попечителя.

Строганов, как никто другой, подходил для этой должности в таком умственном

центре России как Москва. Человек в материальном отношении независимый,

равнодушный к служебной карьере, европейски просвещенный, он прослыл

“идеальным попечителем” (в этом смысле его сравнивали с М.Н.Муравьевым ), а

время его управления округом м университетом – “строгановской эпохой”.

Кандидатура Строганова на пост попечителя Московского учебного округа

обсуждалась еще в 1830 г., после ухода с этого поста А.А.Писарева , но

тогда попечителем был назначен кн. С.М.Голицын . В 1831-34 гг. Строганов

исполнял обязанности военного губернатора в Риге и Минске. Его назначение

попечителем состоялось 1 июля 1835 г., накануне введения нового

университетского устава (утвержденного Николаем I 26 июля того же года).

Одной из главных заслуг Строганова в области управления университетом

традиционно считается привлечение на кафедры высококвалифицированных

молодых специалистов, прошедших, как правило, заграничную стажировку,

вооруженных передовой методикой. При этом, вопреки бытующей в историографии

точке зрения о постоянном конфликте между Строгановым и министром народного

просвещения С.С.Уваровым, переписка между ними, хранящаяся в фонде Уваровых

в ОПИ ГИМ и Строгановых в РГАДА, показывает, что в период введения

университетского устава министр и попечитель действовали согласованно,

обсуждая детально каждую позицию, внимательно подбирая молодых профессоров,

руководствуясь прежде всего оценкой их научного и педагогического

потенциала. В результате ключевые позиции в Московском университете заняли

профессора новой формации, такие как Т.Н.Грановский , Д.Л.Крюков ,

С.М.Соловьев , К.Д.Кавелин , П.Г.Редкин , Н.И.Крылов , О.М.Бодянский ,

К.Ф.Рулье , Я.А.Линовский , М.Ф.Спасский , Ф.И.Иноземцев ,

А.С.Филомафитский и др. На некоторые кафедры, как например, греческой и

римской словесности и древностей, определялись по три преподавателя –

профессор и два адъюнкта, или даже два профессора и адъюнкт. Наличие двух

профессоров на кафедре российской словесности – И.И.Давыдова и С.П.Шевырева

– позволило читать дополнительный курс истории всемирной литературы.

Безусловно позитивным явилось решение определить М.П.Погодина на впервые

образованную кафедру российской истории, что позволило на освобожденную им

кафедру всеобщей истории пригласить Т.Н.Грановского, кандидатура которого

была единодушно одобрен и Уваровым, и Строгановым. Как член “славянского

триумвирата” в Комитете устройства учебных заведений, Строганов сыграл

большую роль в реорганизации созданной еще в 1811 г. кафедры славяно-

русской словесности в кафедру истории и литературы славянских наречий и в

поиске достойного ученого, способного ее возглавить. Именно он послал в

Министерство народного просвещения план пятилетней командировки

О.М.Бодянского “по славянским странам”, по возвращении из которой последний

стал заведовать этой кафедрой.

Кардинальная реорганизация юридического факультета позволила в кратчайший

срок обносить его профессорский состав “учениками Сперанского”,

вернувшимися из университетов Германии, оснащенными методикой новейшей

юридической школы. Имеются ввиду прежде всего П.Г.Редкин и Н.И.Крылов, с

именами которых было связано превращение юридического ф-та в один из

наиболее популярных в Московском университете 1840-х гг.

Несмотря на гуманитарную направленность личных научных интересов, Уваров и

Строганов смогли обеспечить и приток молодых ученых на естественнонаучные

факультеты, где в отличие от гуманитарных, широко применялась система

приват-доцентуры для преподавания тех дисциплин прикладного характера

(механики, технологической химии и т д.), которые в перспективе должны были

занять место в учебной программе. Всего при Строганове в штат Московского

университета было зачислено 37 молодых преподавателей (и не только его

выпускников), прошедших заграничную стажировку.

Возрождением традиций “муравьевской эпохи” стали публичные лекции, которые

читались в 1840-е гг. Грановским, Шевыревым, Рулье, Линовским, Спасским,

Филомафитским, Гейманом, т.е. крупнейшими университетскими профессорами, в

течение нескольких лет. Эти лекции, собиравшие не одну сотню стушателей,

были популярны в среде московского общества, и не только в просветительском

плане. Так, особое практическое значение имели лекции по сельскому

хозяйству Линовского, метеорологии Спасского и “химии для фабрикантов”

Геймана, что было связано с экономическим развитием России в эпоху

“промышленного подъема”. Заслугой Строганова также было и повышение

научного уровня университетских исследований, т.к. он способствовал

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.