бесплатно рефераты
 

СССР в первые послевоенные десятилетия (1945 – 1964 гг.)

злоупотреблениях местных властей, с предложениями об улучшении дел в

сельском хозяйстве. Делались попытки противодействия внутриполитическому

курсу. Так, в Воронеже была создана нелегальная молодежная организация.

Ее участники, обеспокоенные экономическим положением страны, пришли к

выводу о необходимости изменения хозяйственной политики. Организация,

насчитывавшая несколько десятков человек, была раскрыта, ее руководители

преданы суду.

В условиях административно-командной системы возникло глубокое

противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и

экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и

осуществить эти изменения.

Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В семи странах

Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы.

Созданные в них новые правительства возглавили представители

коммунистических и рабочих партий.

Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух

социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-

государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в

частности, в работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в

СССР». В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех

пор, пока существует империализм.

В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли

между странами была создана межправительственная экономическая организация

– Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до

1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. и

ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин

создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с

СССР и государствами Восточной Европы.

С окончание Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях

СССР с бывшими союзниками. «Холодная война» – такое название получил

внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга

в период второй половины 40-х – начале 90-х годов. Он характеризовался

прежде всего враждебными политическими акциями сторон.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым

США планом Маршалла. Эта программа предусматривала оказание экономической

помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны.

Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской

политики и отказалось участвовать в конференции. По его настоянию об отказе

участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны

Восточной Европы.

Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических

и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз

(НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной

Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза

между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС).

Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной

ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Она

была создана в 1945 г. и объединяла 51 государство. Ее целью было

укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между

государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с

предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного

оружия, о выводе войск с территорий чужих государств. Все эти предложения,

как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В

одностороннем порядке СССР вывел свои войска с территорий нескольких

государств, куда они были введены в военные годы.

Таким образом трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-

политической жизни, усиление международной напряженности – таковы были

результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще

более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-

административная система. В эти же годы в общественном сознании все более

четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В.

Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших

все сферы общественной жизни.

БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО В ВЫСШИХ ЭШЕЛОНАХ ВЛАСТИ В

1953 -1957 гг.

ХХ СЪЕЗД КПСС – ПОВОРОТ К ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СТРАНЫ

Борьба за политическое лидерство. 5 марта 1953 г. скончался И.В. Сталин

– Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР, а 14 марта

состоялся Пленум ЦК КПСС и избран секретариат ЦК КПСС. Были осуществлены

изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства.

Секретариат ЦК партии возглавил Н.С. Хрущев – известный партийный деятель,

многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны.

Председателем Совета Министров был назначен Г.М. Маленков, министром

иностранных дел – В.М. Молотов, министром обороны – Н.А. Булганин.

Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К.Е. Ворошилов. Во главе

нового министерства внутренних дел встал Л.П. Берия, ранее бывший

заместителем министра внутренних дел. Новые лидеры заявили о своей

готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых

же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое

лидерство. Основными соперниками в ней были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и

Н.С. Хрущев.

Между Маленковым и Берия велась затаенная борьба и после смерти Сталина

эта борьба обострилась, приняв уже смертельный характер, хотя создавалось

впечатление, что Маленков и Берия «подружились» и будут управлять страной

вдвоем. О том, что они заключили между собой временный союз, говорило то,

что Маленков утвердил все новые назначения Берии в МВД.

Имея далеко идущие планы по захвату власти в стране, путем всевозможных

комбинаций Берия в четвертый раз за советскую историю объединяет МГБ СССР и

МВД СССР в одно министерство. Он стремится срочно расставить на ключевых

постах своих ставленников, освободившись от неугодных ему, хотя и честных

работников. Хитрых ход придумал Берия с амнистией после смерти Сталина.

Берии было крайне необходимо вновь отправить в ссылку неугодных, задержать

оставшихся там. Тогда-то и начали выпускать уголовников и рецидивистов.

Они тут же принялись за старое. Недовольство и нестабильность могли дать

Берии шанс вернуться к старым методам. Берия начал наступление на

партию, подчиняя ее Министерству внутренних дел.

Хрущев понимал, конечно, что может его ожидать. И именно он организовал

низвержение Берии со всех его высоких постов. Существенное состояло в том,

что Никита Сергеевич получил полную поддержку маршала Жукова и генерала

Москаленко и именно они объявили Берии, что он арестован.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты

в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены

из заключения участники «мингрельского дела». 26 июня 1953 г. был арестован

Л.П. Берия. Он был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

В приговоре, объявленном 23 декабря 1953 года, Берия обвинялся в том, что

он сколотил враждебную Советскому государству изменническую группу

заговорщиков, которые ставили своей целью использовать органы внутренних

дел против Коммунистической партии и Советского правительства, поставить

МВД над партией и правительством для захвата власти, ликвидации советского

строя, реставрации капитализма и восстановления господства буржуазии.

Став в марте 1953 г. министром внутренних дел СССР, Берия начал усиленно

продвигать участников заговорщической группы на руководящие посты.

Заговорщики принуждали работников местных органов МВД тайно собирать

клеветнические данные о деятельности и составе партийных органов. Были

приняты меры к активизации буржуазно-националистических элементов в союзных

республиках, разжиганию вражды и розни между народами СССР. Был установлен

шпионаж за руководством партии и правительства.

Суд обвинил Берия и его соучастников в том, что они совершали

террористические расправы над людьми, со стороны которых боялись

разоблачений и т.д. 3 В связи со всем этим и другими тяжкими

преступлениями суд приговорил всех подсудимых к расстрелу, указав, что

приговор окончательный и обжалованию не подлежит. В этот же день приговор

был приведен в исполнение.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала

работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-

командной системы, в частности, по преодолению культа личности И.В.

Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н.С. Хрущеву, избранному в

сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. В печати началась критика

культа личности И.В. Сталина. Проводились реорганизация структуры и

обновление кадров в органах внутренних дел. Осуществлялась работа по

реабилитации невинных жертв репрессий.

Преобразования в общественно-политической жизни. Большое значение в

начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел ХХ съезд КПСС

(февраль 1956 г.). На съезде обсуждался отчет о работе ЦК партии, директивы

шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. Съезд уделил

большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового

развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности

предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к

социализму. (В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А.

Громыко – профессиональный дипломат, длительное время представлявший

интересы страны в ООН.) На закрытом заседании съезда выступил Н.С. Хрущев

с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались

собранные сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации

народов в 30-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом

личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, отступлениями

от марксистско-ленинского понимания роли личности

_____________________

3 Берия: конец карьеры. – М., 1991. – стр.411-414.

в истории.

Из доклада Н.С. Хрущева ХХ съезду Коммунистической партии Советского

Союза 25 февраля 1956 г.: «Факты показывают, что многие злоупотребления

были сделаны по указанию Сталина, не считаясь с какими-либо нормами

партийной и советской законности. Сталин был человек очень мнительный, с

болезненной подозрительностью, в чем мы убедились, работая вместе с ним. Он

мог посмотреть на человека и сказать: «Что-то у вас сегодня глаза бегают»

или: «Почему вы сегодня часто отворачиваетесь, не смотрите прямо в глаза?».

Болезненная подозрительность привела его к огульному недоверию, в том числе

и по отношению к выдающимся деятелям партии, которых он знал много лет.

Везде и всюду он видел «врагов», «двурушников», «шпионов».

Имея неограниченную власть, он допускал жестокий произвол, подавлял

человека морально и физически. Создавалась такая обстановка, при которой

человек не мог проявить свою волю.

Когда Сталин говорил, что такого-то надо арестовать, то следовало

принимать на веру, что это «враг народа». А банда Берия, хозяйничавшая в

органах госбезопасности, из кожи лезла вон, чтобы доказать виновность

арестованных лиц, правильность сфабрикованных ими материалов. А

какие доказательства пускались в ход? Признания арестованных. И

следователи добывали эти «признания». Но как можно получить от человека

признание в преступлениях, которых он никогда не совершал? Только одним

способом – применением физических методов воздействия, путем истязаний,

лишения сознания, лишения рассудка, лишением человеческого достоинства. Так

добывались мнимые признания.» 4

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н.С. Хрущева на

собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у

слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства

беззакониям со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И.В.

Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие

перемены в общественном сознании, разрушении системы страха. «Умирают в

России страхи….» – такими словами начиналось одно из стихотворений Е.

Евтушенко тех лет.

Проводимая Н.С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные

перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее

недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих

руководителей страны, разоблачение культа И.В. Сталина вело к падению

авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г.

группа партийных лидеров, возглавляемая Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым и

Л.М. Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого

секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов

«коллективного

_____________________

4 Свет и тени «великого десятилетия»: Н.С. Хрущев и его время. –Л., 1989.

- стр. 71-72.

руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных

внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое

сопротивление части партийных и государственных руководителей политике

реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских

лидеров в этот момент поддержала Н.С. Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК

КПСС признал группу Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и Л.М. Кагановича

виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы

были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых

ими постов.

После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших

органов власти. Был освобожден от обязанностей Председателя Верховного

Совета СССР К.Е. Ворошилов – его место занял Л.И. Брежнев. Был смещен

министр обороны Г.К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в

сохранении Н.С. Хрущева на посту лидера КПСС.

Таким образом к 1958 г. закончилась борьба за лидерство в высших

эшелонах власти, начавшаяся еще в марте 1953 г. Соответственно возрастал

культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он совмещал уже две должности: первого

секретаря ЦК партии и главы правительства. Началась либерализация

общественно-политической жизни. Большое значение в демократизации страны

имел ХХ съезд КПСС.

РЕФОРМЫ Н.С. ХРУЩЕВА В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ.

«ОТТЕПЕЛЬ» В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СССР

Экономический курс в деревне. Во второй половине 1953 года начались

кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и

направленность свидетельствовали о некоторых изменениях экономического

курса. Перемены касались прежде всего сельского хозяйства, его ускоренного

подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой

промышленности – сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной

из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась

разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на

сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Центральное место в ней занимали:

повышение государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию,

увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой

политики. Изменялась система планирования сельскохозяйственного

производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей

сдаче продукции. Несколько раз повышались цены на сдаваемую государству

сельхозпродукцию. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян

и вводилась новая система налогообложения (с единицы земельной площади).

Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и

совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Для подъема

целины в восточные районы страны – на Южный Урал, в Сибирь, Казахстан –

прибыли свыше 350 тыс. переселенцев.

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право

покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические

станции. Целесообразность этой меры нейтрализовалась поспешностью при ее

проведении и неоправданно высокими ценами на устаревшую технику.

Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других

преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укрупнения

колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись

массовые

преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия

(совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В

конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных

хозяйств. После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам – по

его настоянию – рекомендовалось переходить к посеву кукурузы, «царице

полей» и даже тем регионам где она не могла нормально произрастать и

созревать в связи с климатическими условиям.

Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных

успехов в развитии аграрного производства. Так в январе 1964 года за

успешное развитие животноводства Совет Министров РСФСР присудил Вологодской

области переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР. Но коренного

улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Результатом

непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с

сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать

его за рубежом.

Реформы управления промышленностью. Переориентирование экономики на

развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У

руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в

области экономики. В начале 1955 г. Г.М. Маленков – сторонник стратегии

развития легкой промышленности – был вынужден покинуть пост председателя

Совета Министров. Восстанавливался принцип приоритетного развития

производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой

пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.).

Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных

предприятий. В их числе – Череповецкий металлургический комбинат и Омский

нефтеперерабатывающий завод. Развивались новые промышленные отрасли –

радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК

партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство

новейших достижений науки и техники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на

качественно новую ступень. Вместе с тем жесткая, централизованная система

управления тормозила развитие промышленности. В 1957 г. был принят закон о

перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с

ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через

министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали

Советы народного хозяйства – совнархозы. В стране было создано 105

экономических районов на базе существующего административного деления. Все

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.