бесплатно рефераты
 

Средневековые государства XIV-XV вв.

имеет и другие названия — Государство кочевых узбеков, Узбекское ханство.

Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были Джумадук хан, Махмуд

Ходжа-хан, Мустафа-хан и др., завершились гибелью хана Ак-Орды Барака и

избранием на ханство в 1428 г. Шайбанида Абулхайра, сына Давлат-Шайх-

оглана. Абулхайру удалось создать самостоятельное ханство и удерживать

власть в течение сорокалет на обширной территории степных районов

Казахстана. Территория ханства Абулхайра простиралась от Яика (Урала) до

Балхаша на востоке, от низовий Сырдарьи и Аральского моря на юге до

среднего течения Тобола и Иртыша на севере.

Этнический состав населения ханства был таким же сложным, как и состав

населения Ак-Орды. В него входили в основном те же племена, что и в это

политическое объединение. В конце XIV — первой половине XV вв. эти племена

были известны под общим этнополитическим именем «узбеки». Источники

называют в их числе такие этнические группы (по терминологии письменных

источников того времени иль, улус, аймак, тайфа и др.), как кыпчаки, найма-

ны, мангыты, карлуки, кунграты, канглы, уйшуны, уйгуры, курлауты, дурмены,

кенегесы, утарчи, буркуты, кушчи, кият, ктай, джат и др. Это были тюркские

племена в основном кыпчакского и карлукского происхождения, потомки

населения раннесредневекового Дешт-и Кыпчака и Юго-Восточного Казахстана,

таких, как канглы, уйсуни, карлуки, а также давно уже тюркизированные

монгольские. Несколько позднее многие из этих этнических групп стали

известны как племена казахского Среднего жуза. Упомянутые племена и

племенные объединения были близки между собой по уровню экономического

развития, общественным отношениям, культуре.

Ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно

подразделялось на несколько этнотерриториальных, этнополи-тических групп,

владений (улусов) во главе с Чингизидами разных линий и верхушкой кочевых

племен. Усобицами и войнами был заполнен весь период правления Абулхайра. В

30-х гг. он разбил на Тоболе Шайбанида Махмуд-Ходжа-хана, в присырдарьнских

степях одержал верх над Джучидали Махмуд-ханом и Ахмед-ханом (из потомков

Тука-Тимура), захватил Орду-Базар. В 1446 г. Абулхайр разбил Мустафу-хана.

В числе продолжавших сопротивление противников Абулхайра источники называют

Джучидов Ибак-хана, Буреке-султа-на, правнуков хана Ак-Орды Уруса Джаныбека

и Гирея.

В угоду поддерживавшей его знати кочевых племен Абулхайр-хан вел

завоевательные войны за пределами своего ханства — в Средней Азии, на юге и

юго-востоке Казахстана. В 1430 г. на короткое время он захватил Хорезм,

разграбил Ургенч. В 1446 г. Абулхайру удалось отобрать у Тимуридов и

потомков акордынских ханов ряд городов на Сырдарье и в предгорьях Каратау-

Сыгнак, Сузак, Ак-Курган, Узгенд, Аркук. Города были розданы в виде уделов

(сойургал) поддерживавшим его вождям племен, в частности, мангытам. Это

значительно укрепило авторитет Абулхайра среди одной части знати, обострило

отношения с другой.

Сыгнак стал столицей ханства (до того ханскими ставками были города Тара

и Орду-Базар). В 50-х гг. Абулхайр-хан совершал грабительские набеги на

Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы Тимуридов

Мавераннахра. В 1457 г. Абулхайр, в свою очередь, потерпел под Сыгнаком

жестокое поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного

Казахстана. В конце 50-х — начале 60 гг. в западную часть Могулистана от

Абулхайра откочевала часть племен во главе с султанами Джаныбеком и Гиреем,

против которых он предпринял поход в 1468 г., но по пути умер. После смерти

Абулхайр-хана государство распалось. Преемник хана Абулхайра Шайх Хайдар-

хан был убит сразу же в развернувшейся междоусобной борьбе многочисленных

Джучидов. Внуку Абулхайра Мухам-маду Шайбани пришлось вести долгую и

упорную борьбу за власть в степи, а главное — в южных городах региона

Средней Сырдарьи и Каратау с казахскими ханами.

Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства,

постоянные династийные распри и усобицы за раздел территории и вместе с тем

сопротивление эксплуатации и гнету со стороны рядовых кочевников,

выражавшееся в откочевках массы людей на другие территории, ослабили

ханство Абулхайра и привели к распаду. Практически действовали те же

причины, что и в Могулистане. Как и там, здесь также шел процесс

консолидации племен в обособленные этнополитические структуры.

С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхайра на

территории Восточного Дешт-и Кыпчака прекратилась. Часть кочевых узбеков

(групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во

главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр. На территории Казахстана

оставшиеся племена отошли под власть казахских ханов. Воспользовавшись

ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней

Азии.

Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада

Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в XIV— XV вв. часть

территории Западного Казахстана. Первоначально, с конца XIV в., это

объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по

названию одного из наиболее крупных его племен. Обособление Ногайскуй Орды,

как полунезависимого владения, началось еще при Едыге, который был крупным

деятелем в Золотой Орде, фактически державшим в своих руках власть в ней

около 15 лет (1396—1411). Едыге воевал с Тохтамышем, ставил подставных

ханов в Золотой Орде, в период феодальных смут и усобиц пытался усилить

Ногайский улус. Был убит в 1419 г. Позднее вожди мангытов ориентировались

на восточных соседей, были союзниками Абулхайр-хана. Окончательно Ногайская

Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сынеЕдыге Hyp ад-Дине

(1426—1440).

Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в

зависимости от внешнеполитической обстановки. Ко второй половине XV в.

ногаи вышли за пределы левобережья Урала и стали занимать кочевья

«узбеков», продвигаясь все дальше к востоку и югу. Занятый сырдарьинскими

городами, набегами в Среднюю Азию, Абулхайр не противодействовал ногайцам.

Они могли пополнить контингент его кочевых подданных. Кочевья ногаев на

северо-востоке простирались уже до Сибири (земли юго-восточнее Тюмени

назывались Ногайской степью), на юго-востоке они временами кочевали у

Сырдарьи, берегов Аральского моря. Здесь их правители Ваккас-. бий мангыт,

Муса-мирза, Ямгурчи и др. помогли Абулхайру в захвате городов на Сырдарье.

Позднее ногайцы то воевали, то вступали в союзные отношения с казахскими

ханами. В середине XVI в. Хакк-Назар-хана называли в источниках «ханом

казахов и ногаев».

Этнический состав Ногайской Орды до определенного периода, периода

завершения консолидации тюркских народностей региона, был близок к составу

племен Ак-Орды и Ханства Абулхайра. В составе его были тюркские и

тюркизированные монгольские племена и племенные объединения. Помимо

мангытов, в Ногайскую Орду входили кыпчаки, канглы, кунграты, найманы,

уйшуны, карлуки, ктай, аз(ас), алшин, тама и др. Ногайская Орда возникла

как этнопо-литическое объединение; входившие в нее племена составили основу

ногайской народности, сформировавшейся к концу XV в.

Во второй половине XV в. появилось название народности «ногаи», под

которым они стали известны соседним народам.

В ногайском обществе XIV—XVI вв., как и в других обществах окружающего

кочевого мира, существовали раннефеодальные отношения, при этом сохранялись

многие черты патриархально-родового уклада. На высшей ступени сословной

лестницы находились князья, ханы, мурзы, султаны, баи; они стояли во главе

орд, улусов, аулов, решали все экономические вопросы жизни соплеменников.

Владея огромным богатством, а оно заключалось главным образом в

многочисленных табунах лошадей, верблюдов, отарах овец, стадах крупного

рогатого скота, ногайская степная аристократия распоряжалась и кочевьями,

пастбищами, охотничьими угодьями, хотя формально на них сохранялась родовая

общинная собственность.

В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической

организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную власть,

военную, дипломатическую, административную, Орда состояла из нескольких

улусов, каждый из которых объединял множество родоплеменных групп. Во главе

улусов стояли мурзы, нередко обладавшие неограниченной властью в своих

владениях, распоряжавшиеся лучшими и наиболее удобными улусными пастбищами.

Улусные рядовые кочевники-скотоводы обязаны были кочевать со своими

мурзами, вносить подать, являться с оружием во время военных походов.

Набеги, войны с соседями приносили степной аристократии большие доходы.

Орда могла выставить до 300 тыс. воинов.

В XVI в. устанавливаются торгово-экономические и политические связи

Ногайской Орды с Русским государством. История Ногайской Орды теснейшим

образом связана с историей соседних ханств Поволжья и Сибири, Средней Азии

и Казахстана. Особенно близко связана история ногайцев с историей кочевых

узбеков и казахов. Часть ногайцев, кочевавшая от Эмбы до Сырдарьи,

находилась в постоянных контактах с казахами.

После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи

с междоусобицами среди ногайского правящего рода, Ногайская Орда распалась

на несколько самостоятельных орд. Часть ее населения на территории

Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. Ногайские орды в период

раздробленн остов XVI—XVIII вв. за пределами Казахстана находились в

определенных отношениях с Крымским ханством и Российским государством. На

северо-востоке часть ногайских родов отошла под власть сибирских

владетелей. Владения Ногайской Орды в этом направлении доходили до Иртыша,

граничили с территорией Сибирского ханства.

Сибирское ханство с 60-х гг. XV в. до конца XVI в. вместе с территориями

Западной Сибири, землями по Оби, Тоболу, Ишиму, охватывало и часть

территории современного Северо-Восточного Казахстана, земли правобережья

Иртыша. До этого в XIV в. здесь существовало Тайбугинское политическое

объединение тюркских племен, главенствующую роль среди которых играли

киреиты. Южнее в XIV — начале XV вв. располагались земли Ак-Орды; до Иртыша

и Алтая доходили владения ханов Могулистана.

Основное население Сибирского ханства составляли тюркоязыч-ные племена,

известные под собирательным этнонимом «сибирские татары», и угорские

племена. В источниках упоминаются владения ханов Сибирского ханства (из

династии Шайбанидов) на среднем течении Тобола, Ишима, Иртыша, землях до

Ямышевского озера. Территории юго-восточнее по Иртышу занимали уже в XVI в.

ойраты (джунгары или калмаки). На северных территориях распавшегося в:

начале XVI в. государства Могулистан, по верхнемутечению Иртыша, к востоку

от Тарбагатая, в верховьяхИли, шел процесс политического объединения

ойратских племен. Сибирские ханы и ойратские тайши в XV—XVI вв. были

постоянными соперниками казахских ханов на северных и восточных границах

Казахстана, которым приходилось в долгой борьбе отстаивать свои земли.

§ 2. Экономика и культура

Основным занятием населения Казахстана в XIV—XV вв. оставалось, как и в

предшествующие века, кочевое скотоводство. Кочевники разводили овец и

лошадей, верблюдов, в отдельных районах — крупный рогатый скот, например, у

ногайцев и каракалпаков в западных и южных землях, в поймах рек и

предгорьях. В этих же местах население занималось и земледелием, богарным и

поливным, также рыболовством и повсюду — охотой. Лошадь являлась основным

средством передвижения во время перекочевок и в военных походах.

Овцеводство было распространено повсеместно. Кроме основного продукта

питания мяса, оно давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для

изготовления одежды, постельных принадлежностей, ковров, войлочных изделий,

для утепления юрты и т. д. Домашние ремесла по обработке животноводческого

сырья удовлетворяли потребности кочевников в предметах одежды и быта.

Отдельные мастера изготовляли более сложные предметы — конскую сбрую,

металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы),

арбы, детали юрты и т. д.

Соотношение выделившихся в ходе эволюции скотоводческого хозяйства трех

его типов — кочевого, полукочевого и оседлого — издавна существовавших на

территории Казахстана, на протяжении -веков не оставалось неизменным. Оно

менялось не только в зависимости от экологических условий, но и от

политических событий, миграций племен и народов, в свою очередь, связанных

с этими условиями и событиями. Эти события и условия могли даже повлиять на

изменение маршрутов кочевании, издавна сложившихся в соответствии с

естественно-географическими условиями и историческими традициями. В силу

традиций кочевые роды и племена Ак-Орды и Ханства Абулхайра переходили на

зиму из кочевий в отдельных районах Восточного Дешт-и Кыпчака в долины

Сырдарьи и ее притоков, в предгорья Каратау и Приаралья.

Территории нередко приходилось удерживать силой в борьбе с правителями

соседних государств. Традиционные маршруты кочевий ногайских скотоводов от

зимних стоянок в устье Волги и на северовосточном побережье Каспийского

моря до летних вверх по Волге, Уралу, Эмбе в соответствии с политической

обстановкой сдвигались как в сторону Приаралья и низовий Сырдарьи на

востоке, так и вдоль побережья Каспия на юг, к Кумской низменности — на

запад. В Семиречье маршруты кочевий были более короткими. Источники

называют наиболее известные из пастбищных угодий: джайляу Улуг-Жулдуз и

Кишик-Жулдуз в бассейне р. Или, пастбища равнины Абиш Между Чарыном и

Чиликом и др.

В XIV—XV вв. произошли коренные изменения в общем балансе хозяйственных

занятий населения Юго-Восточного Казахстана. Длительное господство

монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII в. новых многочисленных

кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны в Чагатайском

улусе, в государстве Хайду за перераспределение владений, а с этими войнами

были связаны длительные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV

в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семиречье.

Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние

города Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др.

Повсеместно возобладало кочевое скотоводство, оно превратилось в главную

отрасль хозяйства местного населения. Следы земледельческой жизни еще

сохранялись в XIV—XV вв. в Западном Семиречье в долинах Чу и Талас, в

округах исчезнувших городов. Письменные источники сообщают о строительстве

в XV в. новых поселений, караван-сараев, крепостей, например, по сведениям

Мухаммад Хай-дара, в районе Иссык-Куля. Но в целом, в период вхождения

региона Юго-Восточного Казахстана и Киргизии в государство Могулистан

городская жизнь здесь так и не возродилась. Поэтому в экономической и

политической жизни этого государства важное значение имели оседло-

земледельческие районы и города Кашгарии. Борьба за них часто вызывала

междоусобные войны в Могулистане. В конце XV в. могульским ханам,

вмешавшимся в борьбу казахских ханов, шайба-нидских правителей и последних

Тимуридов за власть над городами в бассейне Средней Сырдарьи, удалось

подчинить на время Ташкент и Сайрам. Жизненные интересы населения кочевых

районов Семиречья, необходимость сбыта продуктов скотоводства и получения

предметов городского ремесленного производства и земледельческой продукции

ориентировали их на экономические связи с населением земледельческих

областей также и Южного Казахстана и Средней Азии.

Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв.

происходил на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве

в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном,

Мубарак-Ходжой, Уру-сом. Возводились жилые постройки, культовые и

общественные здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления,

строительство которых ранее было запрещено монгольскими властями. Наиболее

значительным сооружением на рубеже XIV—XV вв. является возведенный эмиром

Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городеЯсы (Туркестане). Складывался

новый архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы,

развивались ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича,

облицовочных материалов, в частности поливных изразцов). В городах

развивалось ремесленное производство. В Отраре, например, археологическими

раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов, ткачей,

хлебопеков и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась

местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды),

Отрара, Сарайчика (столица Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала

развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и

других городов. На поливных землях выращивались зерновые культуры (пшеница,

ячмень), а также огородные и бахчевые; распространено было виноградарство и

садоводство. Продукция земледельцев и городских ремесленников служила

предметом обмена в хозяйственных связях населения Южного Казахстана и

Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. Торговля была одной из наиболее

существенных сторон жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживилась

и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в

Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торговые пути из Средней Азии

через Семиречье на Алтай и в Восточный Туркестан.

Торговый взаимообмен скотоводов степных районов Восточного .-Дешт-и

Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским насе-.лением Южного

Казахстана и Средней Азии положительно воздействовал как на рост городского

и земледельческого хозяйства на юге, так и скотоводческого в степи.

Выгодное положение региона Южного Казахстана на стыке оседло-

земледельческогомира скочевой степью, на перекрестке магистральных торговых

путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов

соседствующих народов. Они способствовали заимствованию кочевниками и

земледельцами друг у друга элементов материальной культуры, быта,

хозяйственных навыков, социальных норм, форм государственной организации,

военного искусства, вели к культурному обмену. Через эти города шло

распространение среди степной аристократии мусульманской культуры,

письменности, книжного образования.

Регион Южного Казахстана (по терминологии источников того времени —

Туркестана), особенно его северная часть, были традиционным политическим и

экономическим центром всех государствен-. ных образований на территории

Казахстана. Присырдарьинские города Сыгнак, Отрар, Ясы (Туркестан), Сайрам,

Сауран, Сузак и др. постоянно были в центре военных столкновений правителей

сосед--них государств. За них сражались с Тимуридами, правившими в Средней

Азии (Мавераннахр), ханы Ак-Орды на рубеже XIV—XV вв., Абулхайр-хан — в

40—60 гг. XV в.; за них сражались с узбеками щайбанидами первые казахские

ханы. Здесь правители Восточного Дергг-и Кыпчака раздавали владения своим

вассалам, собирали налоги, опирались на местные города в борьбе за власть в

степи, осуществляли строительство. Здесь находились их родовые усыпальницы

(знак владения территорией). Свой вклад в развитие городской и

земледельческой культуры на юге Казахстана, как и на юго-востоке в прошлом

внесли далекие и близкие предки казахской народности, как и сами казахи в

XV—XVII вв.

.Процесс феодализации общественных отношений в кочевых ско-товодческих

районах Ак-Орды, Ногайской Орды, Ханства Абулхайра и Могулистана происходил

медленно, при значительном сохранении .уиережитков родоплеменной

организации кочевников. Последнее было связано с ростом удельного веса

кочевого скотоводства, рестав-йрацией патриархальных черт в организации

управления, в формах Землевладения, эксплуатации подвластного населения в

период монгольского господства.

Существовавшая улусная система общественной организации на- селения

позволяла кочевникам иметь в общинном владении определенную территорию с

пастбищными угодьями и водоемами, предотвращала столкновения сдругими

улусными объединениями родопле-менных групп. Право на кочевые улусы и

соответствующие им территории имели все члены правящей династии (огланы,

султаны, мирзы). Многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы

(улусбеки, эмиры, баи, карачи), приобретала иммунитетные права

(тарханство). В источниках отмечены другие формы землевладения, земельной

собственности: инджу (ханские земли), мульк — частновладельческие земли,

встречавшиеся в земл едельческих оазисах, вакф— земли мусульманских

учреждений и духовенствав районах распространения ислама, в южных городах

Казахстана. Более упорядоченной стала система взимания налогов и податей с

оседлого населения. Институт «родовой помощи» у кочевников скрывал

различные формы зависимости и эсплуатации бедных богатыми.

Интенсивно развивался в XIV—XV вв. начавшийся ранее процесс образования,

объединения, становления тюркскихлитературных языков трех основных

диалектных групп: карлукско-уйгурской, уйгурско-огузской и кыпчакско-

огузской. Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского

языка. Местная тюркская среда сравнительно легко поглотила монгольские

элементы.

На кыпчакском языке в XIII—XIV вв. было создано большое количество

литературных памятников, развивалось устное народное творчество. Кыпчаки и

другие тюркские племена имели свою устную поэзию. Образцы фольклора

(загадки, афоризмы, пастушеские песни) сохранились в памятнике кыпчакского

языка «Кодекс кумани-кус». В XIV—XV вв. из кыпчакско-ногайской подгруппы

кыпчакской группы тюркских языков выделился казахский язык. В эту подгруппу

кроме казахского входят ногайский и каракалпакский языки. В Дешт-и Кыпчаке,

в Ногайской Орде развивалось творчество певцов (жы-рау), известны имена

Сыпыра-жырау и Кодана-Тайши (XIV в.), Аса-на-Кайгы и Казтугана (XV—XVI

вв.), воспевавших идею единства народа, любовь к родине. Складывался

кыпчакский героический эпос.

В оседло-земледельческой полосе Южного Казахстана становился

господствующей религией ислам, распространяли свое влияние суфийские ордена

«ясавийя» и «накшбандийя»; кочевое население придерживалось шаманизма и

культа предков.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.