бесплатно рефераты
 

Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви

Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви

Средневековая европейская цивилизация и место в ней католической церкви.

1 Пространственные и временные рамки Средневековья.

Средневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века)

до возникновения протестантизма (начало XVI века). За это время западная

цивилизация менялась настолько сильно что нужно выбрать какой-то период в

качестве характерного. Для нас эту роль будет играть «высокое»

средневековье (XI -XIII века). О том, как менялась цивилизация до и после

этого времени, сказано в главе 2.

В пространственном отношении центром средневекового запада является

территория Италии, Франции, Германии и Англии. Но даже на этой территории

не все процессы проходили одновременно и равномерно. Например, Италия в

культурном и социальном развитии опережала остальные территории примерно на

два века. Зато в плане государственного объединения Италия и Германия

отстали настолько, что стали едиными государствами только в XIX веке.

Вокруг этого ядра средневековой Европы находится периферия: Балканский

Полуостров, Польша, Скандинавия, Ирландия и др. Здесь характерные для

средневековья процессы шли с запозданием и часто совсем по другому.

Например, Балканы все это время находились под действием иной, Византийской

цивилизации, а Скандинавия стала христианской только в XII - XIII веке.

Наконец, часть географической Европы вообще не может быть отнесена к

той же цивилизации, что и вышеуказанное ядро. На Востоке это самобытная

Византийская цивилизация и Киевская, а затем Московская Русь. На западе это

южная Испания, которая большую часть этого периода принадлежала к арабской

цивилизации.

2 Динамика Средневековой цивилизации.

По сравнению с античностью, Средневековье - гораздо более динамичный

период. В нем все время что-то меняется то к лучшему, то к худшему. Грубая

схема этой динамики: резкий упадок после крушения римской империи -

короткий подъем при Каролингах - новый, но не столь глубокий упадок в

эпоху варварских нашествий (IX-X века) - крутой взлет после 1000 г. - пик в

XIII веке - быстрое развитие, но и внутреннее перерождение вплоть до XV

века.

1 «Темные века»: VI - VIII век.

Средневековье рождалось внутри самой Римской империи. Его признаки:

огрубление культуры после III века, смешивание римлян с варварами, растущая

самостоятельность территорий и упадок централизации. Варварские нашествия,

сломавшие Римскую империю в V веке и длившиеся весь следующий век, предали

этому начавшемуся упадку характер катастрофы: культурной, экономической и

политической. Показатель ее глубины - количество обезлюдевших территорий,

заросших лесом, которые после 1000 г. пришлось распахивать заново. Самый

яркий признак римского присутствия - масштабное каменное строительство -

прекратилось полностью. Строили из дерева или растаскивали на свои нужды

камни римских зданий. Сухопутная торговля прекратилась из-за опасностей и

из-за того, что некому и нечем было торговать. Римские дороги заросли,

торговые поселения исчезли.

Нравы также стали варварскими. Хозяевами новых территорий были банды

завоевателей. Главари самых больших банд называли себя королями, а поменьше

- баронами. Они не управляли своей территорией, а только собирали с нее

дань. Они не умели читать и писать, как и почти никто, кроме монахов. Право

было правом меча. Когда возникал правовой спор, в который не вмешивался

меч, он мог решаться десятком различных несогласованных правовых систем.

В эти темные века остатки культуры и единства европейской цивилизации

сохранила церковь. Она сохранила централизацию, хотя донесения или приказ

между, скажем, Римом и Ирландией могли двигаться по полгода.

Немногочисленные хроники, из которых мы знаем об этом времени, все написаны

в монастырях. Церковь потихоньку собирала под себя земли, и на них

восстанавливалось хотя бы слабое подобие римского порядка под посохом

епископа. Христианство как религия не потерпело тяжелых потерь, но кое-где

отступало - население возвращалось к язычеству. Но в других местах

миссионеры завоевывали новые души. И, в конце концов, церковь в большой

мере подготовила почву для Каролингского возрождения.

2 Каролингское возрождение и романская эпоха: IX - X век.

Период примерно с 750 по 850 год - кратковременное объединение западной

Европы под франкской династией Каролингов. Пик его - коронование папой

Карла Великого в 800 году. Карл впервые создал государственную

администрацию и систему образования для чиновников. Это положило начало

выходу учености из монастырей. Для укрепления государства Карл стал

передавать земли наиболее верным соратникам, делая из них графов и

герцогов. Те создавали собственных вассалов, и это положило начало

феодализации Европы.

Современники воспринимали деятельность Карла как восстановление Римской

империи, которая для многих оставалась желанным идеалом на фоне окружающего

варварства. Держава Карла быстро распалась при его наследниках: возникли

Франция, Германия, Лотарингия, Бургундия. Но германская и итальянская часть

сохранила название Священной Римской империи.

Закат Каролингов в IX веке совпал с возобновлением варварских набегов

сразу с нескольких сторон. Скандинавы - викинги, норманны - своими морскими

походами терроризировали все европейское побережье и доходили даже до

Италии. Они оседали на завоеванных приморских землях, например в Нормандии,

откуда они потом завоевали Англию. В X веке с Востока появились венгры,

которых по опасности сравнивали с новыми гуннами. С юга Сицилию, Италию,

Испанию и Прованс атаковали мусульманские пираты. Все это создало на

значительной части Европы обстановку террора и страха, которые усугублялись

тем, что, по апокалиптическим пророчествам, к 1000г. ждали конца света. Но

цивилизация мало-помалу развивалась. Очень важным было введение более

питательных культур: бобов и др. Это способствовало росту населения. В эту

эпоху по всей Европе достигла расцвета романская архитектура и живопись.

3 «Высокое Средневековье»: XI - XIII век.

Экономический и социальный взлет после 1000 г. начался со строительства.

Как говорили современники: «Европа покрылась новым белым платьем церквей».

Это был и симптом роста населения. Затем последовало расширение пахоты и

рост городов, которые с римского времени прозябали в уголке своих старых

стен. Возобновилась экспансия христианства: в славянские земли, в

Скандинавию, на юг Испании (Реконкиста). А в XII - XIII веках на восток

периодически выплескивались крестовые походы, что говорит, может быть, и о

перенаселении.

В это время активно развивались оба будущих конкурента - феодальное

поместье и город. Развитие торговли и импорт предметов роскоши с Востока

стимулировали отказ феодалов от хозяйственной изоляции. Торговля

подпитывала и город, хотя в эту эпоху он был в первую очередь центром

ремесла. Впрочем, приморские города (Венеция, Ганзейский союз, Генуя)

распространяли свое торговое и политическое влияние на огромные территории

и основали настоящие колонии.

В это время могущество крупных феодалов достигло пика, а значит,

королевская власть была слаба. Залогом будущих изменений стало начало

чеканки денег королями. Этого требовала экономика, но потом монета стала

мощным политическим рычагом централизации.

Культурная жизнь потихоньку перемещается из монастырей в город.

Характерно, что именно в городах впервые появляются готические соборы в

конце XII века. С конца одиннадцатого века стали появляться городские

университеты. Даже монастыри часто строились в городах.

Церковь участвовала в общественной динамике самым активным образом. Она

поддержала инициативу крестовых походов. Часто поддерживала города против

феодалов. Напоминала о том, что по Библии труд - это положительная

ценность, в противоположность надменности аристократов. Даже начальный

капитал для большинства средневековых начинаний в эту пору исходил, в

конечном счете, от церкви, потому что крупных финансистов еще не было.

Однако вовлеченность церкви в светскую жизнь создала и проблемы. Папы

оказались вовлечены во многовековой конфликт с германским императором, а

затем и с французским королем. В этой борьбе у церкви были победы и

унижения, но в целом она теряла лицо. Однако все равно вся жизнь города

протекала в церковном ритме, вокруг собора и в подчинении или

противостоянии церковным нормам. Епископ был как минимум столь же важным

лицом в городе, что и глава городского совета.

4 «Осень Средневековья».

Этот термин, Й. Хейзинга относит к периоду XIV -XV вв. Уже о Божественной

Комедии Данте (1321г.), говорили, что она завершает Средневековье в

культурном смысле. Тогда же был построен последний большой готический

собор. Социально и экономически же закат Средневековья связан с тем, что

городам и торговле стало тесно в его структуре. Они требовали

общегосударственного пространства, международных связей, стандартных монет,

налогов и т.д. С другой стороны, развитие техники отодвигало феодальные

войны в прошлое. Последней такой войной можно считать вялотекущую Столетнюю

войну в XIV-XV вв. Она ярко показала, что эпоха походов феодала с дружиной

кончается и наступает время общенациональных ополчений. Все это

стимулировало сосредоточение власти в руках государей, окончательно решив в

их пользу спор за власть с церковью. И горожанам, избалованным

разнообразием городской жизни, тоже стало тесно в стенах церковных норм.

Но выход из Средневековья не происходил безболезненно. В XIV веке

развернулся сельскохозяйственный и финансовый кризис. За ним последовала

знаменитая «Черная Смерть», которая уничтожила, по некоторым данным, треть

населения Европы. В напуганных и лишенных религиозной базы народных массах

стали появляться симптомы «психологических эпидемий»: преследования

евреев, охота на ведьм и т.п. Это затронуло и церковь: в ней появилась

инквизиция.

3 Материальная цивилизация Средневековья.

В техническом отношении средневековье мало отличалось от античности, это

связано с неохотным восприятием новшеств, что казалось неблагочестивым.

Однако потихоньку изобретения проникали в средневековую практику, в первую

очередь через строительство и военную технику. Из сельскохозяйственных

изобретений главную роль играли плуг, ветряная и водяная мельница.

1 Сельское хозяйство.

Даже с учетом городов сельское хозяйство было основой жизни любой страны

или княжества. Любой регион мог обеспечить себя всем необходимым, и это не

изменилось даже к концу средних веков с развитием торговли: разделение

труда не заходило слишком далеко. При несовершенстве техники единственным

способом увеличить урожай было расширение запашки. Территории для этого

было сколько угодно, но не хватало людских ресурсов. Таким образом, рост

населения и рост запашки должны были идти параллельно.

Низкая урожайность (сам-три, сам-пять ) делала крестьян очень зависимыми

от погоды. Два неурожая подряд означали голод и смерть. Это сдерживало

развитие сельского хозяйства. Кроме того, недоедавшие не могли эффективно

работать. Исключения составляли только крестьяне-монахи, у которых был

дополнительный доход в виде подношений монастырю. Впрочем, в голод

монастырские запасы часто распределялись между населением округи.

2 Ремесло.

Ремесло развивалось еще в эпоху упадка городов, в основном текстильное.

Города сильно развили его, образовались специальные цехи чесальщиков,

красильщиков, валяльщиков и т.д. Долго оно оставалось основным в городе, а

текстиль - основным предметом торговли. С началом высокого Средневековья

произошел взрыв разнообразных специальностей: сначала металлургических и

каменных дел, стекольных, а затем и всяких других, вплоть до цеха

аптекарей. Ремесло определяло и социальный статус человека: город делился

на цеха. Это сильно сдерживало развитие ремесла, потому что специальность

должна была наследоваться и потому что объем продукции и ее технические

характеристики жестко регламентировались.

Важным стимулятором развития ремесла была церковь. От нее исходили

заказы на наиболее сложные и совершенные изделия. Они и оплачивались лучше

других.

3 Торговля и финансы.

Финансовый капитал существовал с глубокой древности у ростовщиков и менял.

Церковь сурово критиковала эти занятия, а иногда и конкурировала с ними,

предоставляя ссуды. Однако, несмотря на осуждение, услугами ростовщиков

пользовались почти все, включая королей, которые брали займы на свои

походы, чтобы расплатиться из добычи. Настоящий финансовый капитал долго не

появлялся из-за ограниченности прибавочного продукта и дефицита звонкой

монеты. Первые банкирские дома появились в XIII веке в Италии. Они сразу

стали мощным стимулятором экономического и социального развития: все, куда

вкладывался капитал, - ремесло, торговля, земледелие - получало как бы

новый импульс. Но и религиозные нападки на банкиров усилились: они

представляли собой как бы воплощенный грех алчности.

Финансовый капитал был главным двигателем международной торговли и вообще

международных связей: банкиры разных стран по простой записке передавали

друг другу огромные деньги. Была создана система кредита. На средства

банкиров снаряжалась большая часть морских экспедиций, включая и знаменитые

экспедиции эпохи Великих географических открытий (конец XV - XVI век).

Можно сказать, что финансовый капитал был главным тараном, взломавшим

изнутри прочный панцирь Средневековья.

4 Строительство.

Строительство велось даже в самые нищие века. Но «бытовое строительство»

вплоть до самого высокого Средневековья было исключительно деревянным. Даже

замки иногда строились из дерева. Но мы будем говорить только о каменном

зодчестве. Во все эпохи строили каменные соборы, каменные монастыри,

каменные замки. А с развитием городов все вообще в них стало каменным, так

что город позднего Средневековья - это «каменные джунгли».

Строительство, а особенно архитектура всегда были элитной профессией.

Знаменитые архитекторы были почти аристократами. Строительные рабочие были

«аристократами среди народа», по крайней мере по оплате. За счет этого

строительство всегда выступало как двигатель прогресса. Другая его важная

роль - оно стимулировало накопление капитала. На обновление деревянной

церкви в камне настоятель мог копить десятилетиями. На новый собор город

или монастырь мог копить веками. А пока деньги копились, они могли

«работать», стимулируя экономику.

4 Политическая цивилизация Средневековья.

В Средневековье на политическом и социальном поле было столько «игроков»

т.е. действующих сил, как ни в какую другую эпоху. Причем в целом ни один

из игроков не доминировал над другими, так что средневековый человек любого

сословия жил в сложном переплетении сил, исходящих из разных полюсов, с

которыми он был обязан считаться. Мы рассмотрим основные противоборствующие

пары этих полюсов.

1 Вассалы и сюзерены.

Феодализм - это, по определению, общество сюзеренов, которые наделяют

вассалов землей - феодом- на условиях службы, и вассалов, которые правят в

своем феоде от имени сюзерена. На этой лестнице сюзеренов и вассалов много

ступеней, и сам король - вассал Бога. Но при этом ни на одной ступени надел

не является собственностью: сюзерен всегда мог переместить вассала в другой

надел или вообще лишить его феода.

В такой идеальной форме эта система почти никогда не работала (за

исключением короткого периода в X - XI веках). Сначала - в Каролингскую

эпоху и до нее - надел, как правило, получали непосредственно от короля,

так что на лестнице было всего две ступеньки. Раз полученный надел всеми

правдами и неправдами старались унаследовать, но даже когда это удавалось,

владение было основано не на праве, а на традиции. В высоком же

Средневековье вассалы одержали решительную победу над сюзеренами: добились

официального наследования феода и юридического «оформления» прав

собственника, а не только правителя по отношению к нему. С объединением

государства сюзерен остался один - король, и его роль снова возросла.

Противостояние вассал - сюзерен ощущалось в любой точке феодальной

аристократии. При этом любой аристократ был одновременно и сюзереном, и

вассалом, причем вассалом зачастую у нескольких сеньоров, так что мог

играть на противоречии их интересов. Таким образом, это не противостояние

конкретных людей, а противостояние ролей. Но оба полюса были нужны друг

другу. Без сюзерена у вассала не было юридической основы для власти в

феоде, не было бы защиты от жадных соседей. Без вассалов откуда бы сюзерен

брал налоги и войско? Да и прямое управление большими территориями было

невозможно в эту эпоху слабых коммуникаций.

2 Государство и удел.

Другая линия противостояния, прошедшая через все средние века, - между

общенациональным государством, которое представлял, как правило, король и

княжеством, провинцией, территорией, которые представлял местный сеньор. В

те времена нации в современном смысле этого слова не существовало:

провансальцы отнюдь не считали себя такими же французами, как парижане, а

флорентийцы с негодованием отвергли бы всякое сравнение с миланцами. Чем же

было понятие «Франция» или «Италия», и зачем вообще оно нужно было людям,

живущим в замкнутом мирке, который сам себя всем обеспечивал?

Ответ достаточно неожиданный: почти во все Средневековье государство -

это общность не социальная и экономическая, и даже не столько политическая,

как культурно - историческая. В нем жила память о Римской империи как об

идеальном общественном устройстве. Церковь также всемерно поддерживала

понятие «христианского государства»: государи были для нее светским

отображением божественной власти (хотя, конечно и менее совершенным, чем

отображение церковное).

Лояльность к государству и лояльность к местному сеньору могли буквально

тянуть человека в противоположные стороны. Так было перед Столетней войной

на западе Франции, где люди были исторически и культурно французами, но

несли вассальные обязательства по отношению к английскому королю. Это было

одной из причин войны.

3 Власть светская и власть духовная.

В «темные века» светская власть церкви была суровой необходимостью. С

укреплением феодальных сеньоров они стали оспаривать эту власть: сначала у

местных епископов, а затем - короли у папы. Н этой почве произошли самые

острые конфликты Средних веков. Например, трехдневное стояние германского

императора Генриха на коленях перед папским замком в Каноссе, и наоборот,

семидесятилетнее «пленение пап» в Авиньоне под властью французского короля.

Стандартная проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в

этих случаях стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих

видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой,

что в те времена серьезно подрывало акции отлученного (даже не столько в

глазах собственных подданных, лишенных привычных треб, сколько перед всегда

готовыми к нападению соперниками).

Претензии пап на первенство над государем базировались на так называемом

«даре Константина» - документе, которым этот знаменитый римский император

даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена

этого никто не знал.

Несмотря на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все

остальные пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германские

императоры своими войсками некоторое время поддерживали папский домен в

Италии. Светская власть обеспечивала авторитет и безопасность церкви на

местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь

давала королям духовную санкцию «богопомазанности», так необходимую им в

борьбе со своими могучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил

давало эффективную систему управления - аналог современного разделения

властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы.

4 Город, замок и деревня.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.