бесплатно рефераты
 

Союзы племен и ранние государства на территории Казахстана

происхождения, каменные жертвенники и оселки — точильные камни. В одном

захоронении обнаружен железный меч в деревянных ножнах, украшенных бляхами

в виде волков, остатки конской узды — удила с псалиями.

Много изделий прикладного искусства: изображения животных, золотые бляшки

с изображением оленя, сайгака, лошади, горного козла, льва, барса, хищных

птиц. Культура саков Приаралья занимала как бы промежуточное положение

между двумя культурными ареалами — европейским и сибирским.

Культура массагетов достигла своего расцвета в середине I тыс. до н. э.

Это было время становления в Приуралье Хорезмийского государства.

Экономические и культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли

в это время высокого уровня. Под

влиянием оседлой культуры у саков возникли оседлые поселения и города. К их

числу относятся открытые археологами городища Чирик-Рабад и поселение Бабиш-

мулла на Жанадарье и поселение Баланды на Инкардарье. Рядом с ним

обнаружены остатки древней ирригации. В планировке, фортификации этих

населенных пунктов прослеживаются традиции оседлой культуры древнего

Хорезма.

§ 2. Хозяйство и общество саков

С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств,

господство скотоводства, в его различных формах, в сочетании с земледелием.

Древние авторы несколько односторонне определяют жизнь саков, говоря о них:

«не земледельцы они, а кочевники», или определяют эту жизнь формулой:

«Перекочевывают с места на место, смотря по приволью, воде и траве». На

самом деле форма хозяйства саков во многом определялась природными

условиями, близостью к городским центрам и торговым путям.

Изучение скотоводства у народов мира показало, что оно имело множество

вариантов — от кочевого до пастушеского (отгонного). Кочевое скотоводство,

для которого были характерны длительные перекочевки с летних на зимние

пастбища, было присуще Западному, отчасти Центральному Казахстану. В случае

кочевого скотоводства весь род и все племя со своими стадами и пожитками

передвигались на большие расстояния как в меридиональном, так и в широтном

направлениях. Мужчины ехали на лошадях, женщины, дети и старики в повозках,

крытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках,

расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей

травой, либо по берегам рек и озер, в местах, которые не продувал ветер, и

где сохранялся подножный корм для скота.

Зимние стоянки не были долговременными. Основными видами скота у

кочевников были лошадь, овца и верблюд — наиболее приспособленные для

дальних кочевий.

Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и

летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках

строились жилища — землянки и полуземлянки. Часто на зимниках, на лето

оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливая

на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в

Восточном Казахстане, в Семиречье, в ряде районов Центрального и Западного

Казахстана.

Третий вид скотоводства — оседлый — предусматривал постоянную оседлость

части населения, которая занималась земледелием. Другая вместе со скотом

откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные, как правило,

неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Арыси, Келеса.

В стаде было много крупного рогатого скота. Конечно, в жизни все было

сложнее и существовало множество отклонений от этих видов скотоводческого

хозяйства и накладывало отпечаток на жизнь населения разных регионов и

районов Казахстана.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. По

костным материалам из раскопок Центрального Казахстана установлены два вида

лошадей. Это низкорослая толстоногая с массивной головой и туловищем лошадь

и рослая стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники.

На материалах останков 86 коней из раскопок Пазырыкских курганов на Алтае

удалось выделить четыре вида лошадей. Наиболее крупные, резвые лошади

появились в результате селекции. Эти лошади использовались вождями и

знатными воинами.

В выведении новых пород лошадей участвовали и знаменитые породистые кони

соседних территорий, славившиеся своими скакунами — Ферганы, Бактрии,

Парфии. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же в

случае смерти хозяина сопровождали его в «потусторонний мир».

Одним из важнейших видов домашних животных у кочевников были овцы,

дававшие мясо, шерсть, молоко и шкуры. Раскопки показывают, что были

распространены крупные животные с сильно выраженной горбоносостью. Они были

близки современной породе казахских курдючных овец.

Наряду с овцеводством у саков было развито верблюдоводство, в первую

очередь, в степных и полупустынных районах Западного и . Южного Казахстана.

Верблюд использовался как верховое, так и вьючное животное, он давал

шерсть, мясо и молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый

год оставались под открытым небом. До недавнего времени было распространено

мнение о том, что начиная с эпохи ранних кочевников крупный рогатый скот не

играл заметной роли в хозяйстве. Объяснялось это тем, что для коров

необходимы большие работы по заготовке кормов на зиму, поскольку в отличие

от лошадей и овец они не могут круглый год обходиться подножным кормом.

Однако кочевникам удалось вывести такую породу крупного рогатого скота,

которая круглый год содержалась на пастбище. Такую приспособленную к

кочевой жизни породу отличала сравнительно низкая продуктивность, малый

живой вес, неприхотливость в пище и густой шерстный покров, спасающий от

холодов.

Земледение и ирригация. Посевы на зимовках давали сакам растительную

пищу. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с

сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабищ-мулла, Баланды посевы орошались с

помощью каналов.

Ремесла и торговля. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы

и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем

бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться уже известные

месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра, золота. Приблизительные

подсчеты специалистов показывают огромные масштабы горнорудных разработок.

Так, в Имантауском месторождении извлечено 3 млн. пудов медной руды, а из

Джезказганского и Успенского — соответственно 10000 и 20000 тыс., причем

большая часть добычи приходится на сакское время.

Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники

ч»

стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и

жертвенники, многие из которых являются замечательными произведениями

искусства. Для отливки изделий использовались формы, сделанные из камня,

глины.

Особенно многочисленны находки сакских котлов и жертвенников на

территории Семиречья — в Илийской долине и Прииссык-кулье. Котлы

сферической формы, на сферическом поддоне или на ножках, которые зачастую

оформлялись в виде ног животных. Ручки котлов петлевидные, а у некоторых

края украшены прото-мами животных. Так, один из котлов, найденный вблизи

Алматы, был украшен протомами крылатых горных козлов.

Жертвенники представляют собой квадратные либо круглые столикообразные с

бортиком подносы на ножках или ножке. Размеры их различные — от больших

«столов» до компактных изделий.

Уникальный по своей композиции жертвенник был найден на территории

Алматы, на месте бывшего святилища, от которого сохранилась круглая

глиняная платформа с остатками кострищ, слоем золы, перемешанной с костями

животных и керамикой. На конусовидной подставке находилось круглое блюдо,

украшенное по краю 15 фигурками быков. На блюде укреплена фигурка конного

лучника, повернутого вполоборота к быкам и стреляющего в них из лука, рядом

вертикальная трубочка для фитиля. Возможно, всадник изображает Митру —

«владыку рогатого скота», «угоняющего быков». Рядом с Алматы был найден еще

один широко известный специалистам бронзовый жертвенный стол, известный под

названием «Семиреченский алтарь». Он имеет прямоугольную форму с бортиком и

ручками для переноски. Сам поднос поставлен на. четыре короткие ножки в

виде ног копытного животного. По краю стола «идут» фигурки крылатых

хищников.

Жертвенники-светильники, видимо, были связаны с культом огня, а также в

комплексе с котлами (как правило, их находят вместе с котлами)

использовались во время празднеств, связанных с весенними и осенними

праздниками, проводившимися по случаю начала кочевий на летние пастбища или

окончания летнего сезона, когда нагулявшие жир табуны коней и отары баранов

спускались с альпийских лугов в предгорья. Именно в предгорьях, в красивых

долинах проводились такие празднества, на которых в котлах готовили

угощение, а в святилищах, украшенных жертвенниками и светильниками,

приносили жертвы богам.

Торговля. В период сакского господства в степях и горных долинах Евразии

началась транзитная международная торговля, которая связывала страны Запада

и Востока, Средиземноморье и Китай.

В середине 1 тыс. до н. э. начал функционировать степной путь, по

которому доставлялись, престижные товары в степную зону по 40 параллели и,

начинаясь в большой излучине Хуанхэ, он пересекал восточные и северные

отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и

этрусков.

По описаниям Геродота, степной путь шел из Причерноморья к берегам Дона,

затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай в

страну аргиппиев, населявших район верхнего Иртыша, а оттуда — в Монголию и

Китай.

На значительном протяжении этот путь проходил через Казахстан. По нему

к сакам попадали китайский шелк и иранские ковры, остатки которых были

обнаружены при раскопках Пазы-рыских курганов на Алтае.

Общество саков. Вопрос о том, как было организовано сакское общество, до

сих пор вызывает споры ученых.

В письменных источниках мало сведений о том, какие группы людей по своему

имущественному положению, характеру занятий, по своей роли входили в

сакское общество.

Только римский историк Квинт Курций Руф пересказывает легенду о том, что

у саков есть волшебные небесные дары: плуг и ярмо (хомут) для земледельцев,

копье и стрела — для воинов, чаша — для жрецов.

Исходя из этого, в сакском обществе можно выделить три группы населения:

воинов (древнее индоиранское название воина «ратайштар» — «стоящие на

колеснице»); сословие жрецов, атрибутами которых была жертвенная чаша и

особый головной убор, и сословие саков-общинников, «восьминогих», т. е.

имеющих двух волов для запряжки в плуг. Каждому из названных сословий

соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и

золотисто-красные, жрецам — белый, общинникам — желтый и синий.

Особо следует остановиться на фигурах вождей и царей. Скорее всего, вожди

сакских племен были представителями воинского сословия. Греки называли их

басилевсами — царями. Атрибутами воинов и царей были лук со стрелами. Свой

лук царь передавал сыну и наследнику, поэтому лук и стрелы клали в могилы

воинов и царей. Умение виртуозно владеть луком должно было быть

прерогативой царя. Не случайно стрельба из лука и умение точно поражать

цель проверялись на всевозможных празднествах, а самый меткий стрелок по

древней традиции получал на время таких празднеств право повелевать людьми.

В то же время царь проводил первую борозду на весенней пахоте, он же был

по традиции и воспитанником пастуха, что демонстрировало его связь с

народом. Царь принадлежал к сословию воинов, он же был и избранником богов,

посредником между небом и землей, центром мира, носителем земного

процветания. От его физической мощи и духовной энергии зависело

благосостояние народа. Он был воплощением всех слоев народа6.

Археологические материалы подтверждают деление сакского общества на

сословия, или группы. Это заметно, прежде всего, по разнице в размерах

погребальных курганов. В могильнике Бесша-тыр особенно четко видна

принадлежность огромных курганов — вождям, средних — воинам и мелких —

рядовым общинникам. В центре могильника Уйгарак находились большие курганы

вождей и знатных воинов с богатым набором вооружения — луками, стрелами,

топорами, клевцами. В восточной части располагались захоронения жриц с

каменными жертвенниками, зеркалами и

кусками охры и в западной части — бедные могилы рядовых общинников. Вместе

с находками сакской письменности в кургане Иссык это свидетельствует о

существовании у саков раннеклассового общества и, видимо, государства7.

§ 3. Искусство и мифология

Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с

искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством

Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой8.

В науке существуют разнообразные предположения относительно места и

времени формирования сакского искусства «звериного стиля».

Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали

новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к

земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана,

стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе»,

коней, верблюдов. Однако, как полагают исследователи, сакское искусство

нельзя сводить только к луристанскому — это два самостоятельных

художественных стиля.

Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современного Ирана

стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился

ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами

и появились новые сюжеты в искусстве.

В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту,

восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые

черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана,

которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились

саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов.

После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и

унесли с собой многие образцы изобразительного творчества.

При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м

и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные

конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы

размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7

м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще

нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно

последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены

срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще

многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана.

Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов.

Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю

археологов: самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в

кольцо пантеры или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой

в виде фигурки кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется

VIII в., а найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми

древними. Это позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в

азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки.

Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны

наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II — начале I

тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было

«звериным стилем».

Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с

которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно

тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти

образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран,

верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только

украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание.

Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-

художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать

удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота,

серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня,

предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с

подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-

нашивки на одежду.

Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык,

по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных

саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.

В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым

золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка

дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют

деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные

застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с

обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек,

пуговиц.

Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких пород

камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из

цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры

изготавливали бусы.

Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру,

грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их

понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких,

как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и

фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве

евразийских степей.

Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество

Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке

лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения

крылатых коней

на головном уборе царя из кургана Иссык — это солнечная колесница. Образ

крылатого коня как образ солнца есть в мифологии других народов. У греков

крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.

Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении

индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом,

которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.

Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе

представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением

солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых

были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание

трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У

мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.

Примером символического представления саков о космосе является головной

убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три

вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор

и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На

вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой

горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон.

Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный

мир — земля — небеса. На четырех крестообразно расположенных точках

кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света;

востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная

эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре

золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и

четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю

сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение

такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.