бесплатно рефераты
 

Соловецкие юнги

Соловецкие юнги

Соловецкие юнги. Часть 1.

Владимир Константинович Зуев.

[pic]

1глава.

Обстановка на фронтах Великой Отечественной войны в

43 – м оставалась напряженной. Немецко – фашистские захватчики продолжали

топтать нашу землю, кровопролитные бои за ее каждый клочок не ослабевали.

Владимир Константинович, печатник Добрянской

типографии, хотел добровольно идти на фронт. Писал в районный комитет

комсомола и райвоенкомат. Отказывали. Ему тогда шел только семнадцатый год,

но в связи с тяжелой обстановкой на фронте народной комиссариат Военно –

Морского флота в мае 1942 года издал приказ о создании школы юнг ВМФ. По

здоровью подошел. Но опять вышла заминка. Не было совершеннолетия и

разрешения родителей.

Материнское сердце чувствовало, что сына не

удержать. Дороги Марии Михайловне были и интересы Родины.

- Благословляю, – попросту сказала она, - иди на битву с проклятым

врагом.

И тут вручила

Володе тетрадный лист, окропленный непрошеными слезами, со своим

письменным согласием. И вот с этого момента начались фронтовые дороги

Владимира Константиновича Зуева.

… Пермь - 2, архангельская пристань Соломбово. Пароход «Заря» взял курс по

Белому морю на Соловецкие острова, что у самого Полярного круга. Володе

Зуеву пришлось легче. Он попал по второму набору. Именно тяжелые испытания

достались на долю самых первых юнг. В условиях крайнего Севера они на

первых парах жили в палатках, ручными пилами и топорами валили лес,

корчевали пни, кирками долбили землю и лопатами выкапывали ее, чтобы

соорудить землянки, учебные корпуса, столовую, клуб. И в то же время каждый

старался овладеть морской специальностью.

-Но трудности не обошли и нас -, вспоминал Владимир

Константинович, – В условиях бомбежки приходилось улучшать жилище и бытовые

помещения. Нередко и без того короткий сон прерывала тревога, а с раннего

утра начиналась снова боевая учеба.

Владимир Константинович вместе со сверстниками

хотел скорее на фронт. И уже через один год, досрочно, получил морскую

специальность рулевого сигнальщика.

2 глава.

Судьба бросала Володю с Белого моря на Азовское, а затем на Черное море.

Катер, на котором он служил, был предназначен для уничтожения мин, которыми

«начинили» фашисты морские просторы.

Рулевому – сигнальщику в составе второй Керченской

бригады траления довелось очищать фарватеры у Севастополя, избороздить на

тральщике Азовское море и Керченский пролив. Он, как и другие его товарищи,

вылавливал смерть из воды.

Маленькие, но сплоченные экипажи тральщиков,

почти в каждом, из которых были юнги, мастерски выполняли своё

малозаметное, но важное дело – пробивали фарватеры в минных полях.

Володя быстро познакомился с экипажем, хорошо усвоил

устройство катера, оборудование боевого поста, рулевое хозяйство, изучил

компас, научился различать вехи и буи, вести катер по компасу. Во время

боевых походов он был особенно старателен, серьезен и подчеркнуто

официален. Громко повторял команды, выполнял их с похвальным усердием. А в

глазах – гордость: «Войны и мы юнги – настоящие моряки! Вот и мы воюем, а

не только носим красивую форму!» Навсегда моряку запомнились первые взрывы

мин в тралах, поднимающие вверх огромные фонтаны воды, камни и грязь,

летящие в небо.

3глава.

Первое задание.

Как – то катеру нужно было точно проникнуть на минное

поле, поставленное противником. Оно было таким плотным, что там и днем

тралили с большим риском.

Вся надежда была на знание и сметку рулевого –

сигнальщика. Экипаж катера, не смыкая глаз, нес бессменную вахту всю ночь.

Юнга сосредоточенно всматривался в ночной мрак, чтобы своевременно

обнаружить всплывающую мину и дать сигнал. На неоднократное предложение

командира – спуститься в кубрик отдохнуть, Володя отвечал: «Я делаю только

то дело, которое определенно боевой инструкцией, ни больше, ни меньше».

Командир тральщика оставался, доволен службой прикамского юнги и не раз

ставил его в пример всей команде. И для экипажа не было неожиданностью,

когда сам командир бригады траления капитан 2- го ранга Катунцевский вручил

молодому моряку медаль Ушакова. В то время подобную награду удалось

заслужить еще немногим.

4 глава.

Отгремели победные самолеты, а юнга был юнгой до самого

пятидесятого года, продолжал службу на флоте. Лишь после полного

разминирования морских просторов, вернулся в родную Добрянку. До войны

Владимир Константинович успел поработать печатником в типографии. А на

флоте Володя полюбил технику и без труда освоился в коллективе, тогдашнего

металлургического завода. После ликвидации предприятия перешел в ремонтно-

механический. Был газоэлектросварщиком. Заслужил много благодарностей,

премий, почетных грамот. Вместе с почетными грамотами бывший военный моряк

бережет серебряный слиток медали, напоминающий ему о боевом детстве.

Часть 2.

Лагунов Михаил Георгиевич.

[pic]

Отец Михаила рабочий, прошел гражданскую войну, большевиком был. Воевал он

на бронепоезде «Архангельск», на архангельском направлении. Потом с белыми

поляками, на киевском и полтавском направлениях. Пока не было электричества

в Добрянке, работал литейщиком, а когда поставили машину «Динамо» и стали

свет проводить, пошел работать электриком. Профессию электрика освоил на

бронепоезде. Мать домохозяйка. Когда Михаил пошел в школу в 1936 году, его

отец умер. Они остались вчетвером, он, два брата и мать. Старший брат за

отца. Но в 42-м году брата забрали на фронт. И пришлось Михаилу бросить

школу и идти работать киномехаником в кинотеатре. Однажды его встретила

пионервожатая из школы, где он учился, и предложила ему поехать на флот. У

Лагунова тогда была мечта стать летчиком. И поэтому сначала не соглашался,

но когда понял, что Россия нуждается в моряках, согласился. Написал

заявление и отдал в военкомат.

Прошло два месяца, про это дело он уже забыл. Как-то раз

собрался сено косить, выпросил велосипед и поехал на сенокос. Там он

встретил почтальона, который принес ему повестку. Михаил тут же вскрыл

письмо, где было написано: «Срочно явиться в военкомат».

Лагунов приехал военкомат. Там ему объяснили, что

необходимы добровольцы. Он, как это всегда делается, прошел медицинскую

комиссию. После чего его отправили в Пермь на воинский пересыльный пункт.

Как только прибыл, снова комиссия. По здоровью Миша подошел, а по росту не

проходит, нужно иметь рост 1,5 м., он всего на два сантиметра не дорос до

принятой нормы. Но ему повезло, приметил его старшина и взял под свою

ответственность. Погрузили мальчишек в вагоны «теплушки». Как только

приехали в Архангельск, снова медкомиссия. Погода в то время стояла

суровая, ветер с Ледовитого океана. Некоторые сразу струсили, не захотели

дальше ехать.

После Архангельска их отправили на Соловецкие острова. Во

время этого путешествия с ними произошло опасное событие. « Ночью транспорт

«Вятка» вышел в Белое море. Пассажиры, включая Михаила, всю ночь не спали,

находились на верхней палубе. Внизу транспорта опасно было находиться, так

как в случае попадании торпеды никто не уцелеет. Утром подошли к Соловкам.

Как только они стали выгружаться, из- под воды «выскочила» немецкая

подводная лодка и запустила торпеду. В эту опасную минуту Лагунов находился

на берегу и видел как маленькое судно «почтовое сообщение и связи с

берегом», пожертвовав собой, спасло их транспорт. После этого ужасного

происшествия, юнги впервые увидели, какая страшная бывает война, о которой

они так много слышали. Оправившись от инцидента, они пошли вглубь острова к

Соловецкому монастырю. Всю ночь шли, устали. Дорога вся разбита. Как только

они подошли к землянкам, командир скомандовал отбой. На другой день

началось строительство. Часть юнг рубят лес, другие копают котлованы для

следующих землянок, так как в одной тесно. Ставят печки, благоустраиваются

к зиме. Все сделали до снега. Затем началась учеба. Первая неделя, строевая

подготовка. Потом обучали стрелять. Бросали настоящие гранаты. Юнги, не

смотря на свой возраст, обороняли остров от фашистов. Фронт находился в

шестидесяти километров. Немецкие самолёты, летя бомбить Архангельск, не

забывали бомбить и Соловки. С подводных лодок высаживались диверсанты, для

уничтожения школы юнг. Но все же, не смотря на трудности, старались

учиться. Учились по двенадцать часов в сутки, восемь часов занятий и четыре

часа самоподготовки. Чем скорее закончат, тем быстрее на фронт попадут.

Программа рассчитана на один год, а управились раньше. После чего расписали

по флотам. Лагунов попал на дунайскую флотилию.

Как другие юнги, Михаил объездил почти всю Россию. Был в

Москве, в Севастополе, в Одессе, в Измаиле, в Белграде, наконец, в

Будапеште. В Будапеште он попал на бронекатер.

Сами рассказы Лагунова впечатляют самоотверженностью,

героизмом, подвигом наших моряков. Они не жалели своих сил и жизней для

защиты нашей Родины.

В Добрянке, после флота Миша работал электриком. Сейчас он на заслуженном

отдыхе, встречается с молодёжью, участник Советов ветеранов. Часто приходит

к памятнику Соловецких юнг, расположенному на берегу добрянского залива.

Заключение.

На овеянном легендами Большом Соловецком острове на

плечи подростков Зуеву, Лагунову и другим добрянским юнгам выпали далеко не

ребячьи испытания. В условиях сурового севера, живя в палатках, умываясь

снегом и ледяной водой, питаясь под открытым небом, ребята строили кубрики-

землянки, столовую, клуб и другие помещения, необходимые для учебы и жизни.

Наши ребята обороняли Соловецкий архипелаг. Несмотря на колоссальные

трудности, никто не хныкал, не просил скидок на молодость. У мальчишек

ковались характеры моряков, настоящих войнов.

А кто знает, если бы не война, гоняли эти мальчишки

футбольный мяч по пыльным улицам добрянского заводского поселка и не стали

бы героями и не проявили бы свою смекалку и умение ответственно,

добросовестно выполнять свою работу. Как и другие юнги, они помогли одолеть

врага на воде.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.