бесплатно рефераты
 

Социальная структура средневекового японского общества

Социальная структура средневекового японского общества

План

Введение 3

Происхождение, организационная структура и идеология самурайства 4

Сёгун 6

Император 6

Кугэ 7

Букэ 7

Крестьяне 9

Ремесленники 12

Торговцы (купцы) 13

Служители храмов (священники) и монахи 15

Низшие слои населения 15

Ронин 16

Ниндзя 16

Ямабуси 17

Гейша 17

Актер театра 17

Раб 17

Заключение 18

Список литературы: 20

Меж цветов красуется

сакура,

меж людей – самурай

Японская пословица

Введение

Прежде, чем пытаться обрисовать социальную структуру средневекового

японского общества определим основные понятия.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной

системе. Основными элементами социальной структуры общества являются

индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие

определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на

основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные,

этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное

деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на

различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным

критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь,

является сложной социальной системой со многими подсистемами и связями.

Социальная структура в узком смысле – совокупность взаимосвязанных и

взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

Для описания социальной структуры средневековой Японии возьмем за

основу сословную систему си-но-ко-сё, установленную в Японии при сёгунате

(военная диктатура) Токугава, т.к. именно период правления сёгуната (1192-

1867) считается классическим феодализмом Японии. Си – было представлено

самурайством (военным сословием), но – крестьянством, ко – ремесленниками,

сё – торговцами.

На вершине социальной пирамиды Японии находился обожествляемый

император (тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно

религиозно-церемониальные функции.

Непосредственно за ним следовала родовая знать – кугэ, не имевшая (к

XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна – высшего чина

самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего

действительной властью в Японии. Сёгун владел самым большим количеством

земель в Японии – считавшихся государственными.

Следующую ступень занимали букэ (самураи) – фактически являвшимися

высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей

(даймё), имевших частные земельные владения, и на буси – рядовых самураев,

вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Даймё не платил

сёгуну налогов.

Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли

официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян,

ремесленников и торговцев.

Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне

объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.

Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к

XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи.

За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в

купеческие гильдии.

На этом сословная иерархия заканчивается. Все остальные классы и

прослойки находятся вне ее и относятся к низшим слоям населения. К ним

относились: этб («неприкасаемые», буракамин), ронины, ниндзя, гейши,

отшельники (ямабуси и др.), бродяги, пираты и разбойники, актеры народных

театров (кабуки), коренные народы отдельных японских островов (айны) и др.

Описав в общих чертах существовавшие в средневековой Японии слои

населения, перейдем к их описанию более подробно, по возможности раскрывая

историю их возникновения и особенности, для чего иногда придется

затрагивать и вопросы экономического развития Японии средневекового

периода. Но сначала раскроем ключевое понятие классического японского

средневековья – «самурай».

Происхождение, организационная структура и идеология

самурайства

Самураи – господствующий военный класс в средневековой Японии.

Существовало три источника формирования самурайского сословия.

Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного

крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации.

Второй путь – наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной

группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее

главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной

необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-

за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их

боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где

предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных

групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их

боеспособности, ибо теперь они сражались не за харчи, а за свою, лично им

принадлежавшую землю.

В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет

губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов

(вотчин), превращались в крупных феодальных собственников. (Местные

землевладельцы для гарантии безопасности своего владения (сёэна)

коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность

приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор

в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной

аристократии, либо самому императору. При такой двойной коммендации

губернатор становился владельцем, а вышестоящее лицо – патроном,

покровителем сёэна).

По другим источникам, самурайство зародилось в VIII в. на востоке и

северо-востоке Японии. Основу ранних воинских дружин (самураев) составляла

специализировавшаяся в военном деле (борьба с айнами на востоке, пиратами и

разбойниками и т.д) средне- и низкоранговая аристократия, не занятые в

земледелии охотники, рыбаки и т.д., хотя было достаточно выходцев и из

крестьян. Становлению особого военного сословия способствовали и усиление

земледельческой направленности всей экономики, и распространение запрета

убийства всего живого (при въезде в столицу воины совершали специальную

церемонию очищения).

Первые самурайские дружины еще не имели условий для самостоятельного

существования, они вступали в отношения зависимости к столичным феодалам,

чиновникам провинциальных управлений.

В X-XII вв. в процессе незатихавших феодальных междоусобиц

окончательно оформились владетельные самурайские роды,

предводительствовавшие дружинами, которые лишь номинально числились на

императорской службе.

Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан). Эти

формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов

и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее

влиятельной самурайской семьи в округе. Самурайские подразделения выступали

на стороне враждующих феодальных группировок, стремившихся заручиться

поддержкой наибольшего числа самураев, от боеспособности и численности

которых зависел успех или поражение в междоусобных войнах. Позже с

ослаблением влияния глав крупных семейных групп и с одновременным усилением

мелких семей происходит выделение из состава самурайских объединений (то)

мятежных лиг (икки). Они состояли из младших сыновей, которые нанимались то

к одному, то к другому феодалу. От поддержки таких лиг часто зависел успех

или поражение сторон в междоусобных войнах за землю, за власть, за

единоличное право феодала эксплуатировать крестьян.

Идеология самурайского сословия отразилась в военных эпопеях,

крупнейшими из которых являлись «Повесть о доме Тайра» и «Повесть о великом

мире». В первой повествовалось о соперничестве двух самурайских группировок

Тайра и Минамото, во второй – о борьбе за власть между западными и

восточными феодалами.

Военные эпопеи сложились на основе народных устных сказаний,

излагавшихся странствующими слепыми сказителями. К X-XII в. сложились и

устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но

мити»), позже превратившегося в знаменитый кодекс самурайского сословия

«Путь воина» (бусидо).

В качестве норм поведения самураев в кодексе «Бусидо» прославлялись

верность вассала своему господину, мужество, скромность, самопожертвование,

искренность, вежливость, утверждался приоритет долга над чувством (те же

качества, что прославлялись рыцарством в средневековой Европе).

В «Пути воина» имел место синтез трех идеологических течений:

японского синто с его идеей патриотизма, доходящего до верноподданничества;

китайского Чань (Дзэн) буддизма с концепцией самоконтроля и самообладания,

выработки психологического настроя путем самососредоточения (медитации) и

вхождение в состояние «над схваткой» перед лицом смертельной опасности;

конфуцианства с проповедью верности долгу, послушания господину, морального

совершенствования, презрения к производительному труду.

Влияние кодекса «Бусидо» сохраняется в Японии и в наши дни,

преимущественно в армии.

В дальнейшем, когда идеология самурайства пустила глубокие корни,

«истинный самурай», отправляясь в поход, давал три обета: забыть навеки

своей дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство

вассала (вспарывание живота) после гибели сюзерена стало традицией.

Примечательно, что утвердившийся в европейской литературе термин «харакири»

имеет для японцев ироническую окраску в отношении самурая, неудачно

«распоровшего живот». Истинный социальный смысл этого действия определяется

как демонстрация беспредельной верности вассала господину и связывается с

термином «сэппуку» - иероглифы те же, что и в «харакири», но

«облагороженные» прочтением по-китайски. Здесь следует упомянуть, что

самурай носил два меча (что являлось знаком принадлежности его к

самурайскому сословию), один из них был короткий, который и использовали

для совершения сэппуку. Вообще меч был душой самурая, занимал особое место

в его доме, посторонний человек не мог даже прикасаться к мечу.

В 1716 году вышли одиннадцать томов книги «Сокрытое в листве»

(«Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» самураев. Это произведение

принадлежало Ямамото Цунэтомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на

южном острове Кюсю. «Хагакурэ» - гимн смерти. «Сокрытое в листве» ставит

смерть в центре всех представлений о чести и долге самурая:

«Путь воина означает смерть. В ситуации «или-или» без колебаний

выбирай смерть. Это не трудно. Исполнись решимости и действуй…

Следовать по Пути искренности означает жить каждый день так, словно ты

уже умер…

Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой

жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит

превратится в стальной щит».

Испытанием принципов самурайской морали стала затяжная война между

кланами Тайра и Минамото, которая закончилась в XII в. истреблением

большинства самураев дома Тайра. В гражданской войне XII в. вызревали

предпосылки, необходимые для установления сёгуната – правления самурайского

сословия с верховным военачальником (сёгуном) во главе.

Сёгун

Сёгун – титул военных диктаторов, которые управляли Японией с 1192 по

1867 год, исключая период Кэмму (1333-1336), когда экс-император Годайго

попытался реставрировать политическую власть императорского дома.

Термин «сёгун» - сокращение от сейи тай сёгун (по-японски

«генералиссимус покоренных варваров»), был впервые использован в период

Нара (начало VIII века). Этот титул получали генералы, направляемые

покорять племена на северо-востоке острова Хонсю. По другим источникам в

413 г. Дзингу (вдова царя Тюай) направила в Китай посольство с целью

добиться признания ее сына Одзина «королем Ва» (Японии). Аналогичные

посольства с данью направлялись и при Одзине в 425 г. и при его младшем

брате Хансё в 438 г. для получения от Китая инвеституры и звания

главнокомандующего по замирению Востока. Китайский император пожаловал

Хансё, а затем и другим японским царям звание не главнокомандующего, а

генерала («цзян цзюань» по-китайски, «сёгун» по-японски). Такое звание, по-

видимому, связано с отождествлением японских и китайских местных

правителей, которым жаловалось аналогичное генеральское звание.

Так или иначе, титул «сёгун» не употреблялся до 1192 года, когда

Минамото Ёритомо принял его, победив в междоусобной войне соперничающий

самурайский клан Тайра. Минамото в ходе войны с кланом Тайра было создано

на востоке страны в селении Камакура, впоследствии выросшем в город,

военное правительство бакуфу, состоящее из Самурайского ведомства

(самурайдокоро, 1180 г.), Административного ведомства (кумондзё, позднее –

мандокоро, 1184г.), Судебного ведомства (монтюдзё, 1184 г.).

Усмирив одних, подкупив других и снискав бескорыстную преданность

третьих, Ёритомо самовластно назначал и снимал государственных чиновников,

раздавал ленные владения (земли за службу), выплачивал содержание

дружинникам в рисовых пайках и даже контролировал заключение брачных

союзов. Управление феодальными домами было распространено на всё дворянское

сословие. В стране установилось правление сёгуната.

Власть сёгуна достигла своего апогея во времена сёгуната Токугава

(период Эдо: 1603-1867). Официальная доктрина сёгуната Токугава гласила,

что сёгун правит на основании полученного им «мандата Неба», является

верховным правителем страны, объектом «великого морального долга» со

стороны подданных. В установленной Токугава сословной системе си-но-ко-сё

(си было представлено самурайством, но – кресьянством, ко – ремесленниками

и сё – торговцами) самурайство занимало высшую ступеньку общества. Однако

си было неоднородно – его верхушку составляли сёгун и его ближайшее

окружение. Император, живший в старой столице Киото (новой столицей с 1603

года был Эдо (совр. Токио)), осуществлял лишь религиозно-церемониальные

функции, вся полнота власти была сосредоточена в руках сёгуна.

Император

Хотя император – тэнно (кит. «тянь хуан» - небесный правитель) –

является логической вершиной социальной структуры Японии он не обладал в

средние века реальной властью в стране.

В первых летописях Японии: «Записки о деяниях древности» («Кодзики»,

712 г.) и «Анналы Японии» («Нихон сёки», сокращенно «Нихонги», 720 г.)

императоры изображаются потомками богов, в особенности богини Солнца

Аматэрасу – главного божества синтоистского пантеона. Начало императорской

династии было отнесено к 660 г. до н.э., хотя фактически она появилась

несколько веков позже.

С VII по середину VIII в. наблюдалось автократическое правление

обожествляемых императоров, опиравшихся на разветвленную бюрократическую

систему китайского образца, базирующуюся на рангах и государственных

должностях. (Последние формально не являлись наследственными). На

протяжении всей последующей истории Японии (за редкими исключениями) власть

императора была или ограничена, или формальна.

С 729 года власть в стране была сосредоточена в руках жреческой

группировки Фудзивара. С древнейших времен эта группа была связана с

синтоистским религиозным культом и поэтому пользовалась большим влиянием.

В 858 г. Фудзивара добились места регента при малолетнем императоре, а

когда он подрос, захватили пост канцлера. Политика регентов и канцлеров

Фудзивара имела следствием утрату императорами их политического влияния,

что проявилось в исчезновении в источниках самого термина «император»

(тэнно), замененного на «отрекшийся император» (ин). Император отрекался от

престола в пользу своего малолетнего сына и постригался в монахи. Но не

обремененный никакими ограничениями отрекшийся император пользуясь

поддержкой самурайства (японского дворянства), провинциальных должностных

лиц и церкви, приобретал всю полноту власти, ослабляя влияние Фудзивара.

Поэтому период истории Японии с 1068 по 1167 год именуется правлением экс-

императоров (Инсэй). Практика самопострижения императоров в монахи

существовала и позднее, когда экс-императоры противостояли правлению

самураев (сёгунат) и стремились вернуть себе всю полноту власти.

Несмотря на свою формальную власть, император как потомок Аматэрасу –

лицо священное и неприкосновенное. Понятно, что не заручившись его

поддержкой, нельзя было рассчитывать на реальную власть в стране. Поэтому

все действительные правители страны от регентов-канцлеров (сэккан)

Фудзивара и Ходзё до сёгунов Минамото, Асикага и Токугава уважали

императора и всегда старались получить у него признания своей власти.

Таким образом, своеобразие феодальных отношений Японии нашло отражение

в двойственной структуре власти: император – «живой бог» – царствовал, но

не управлял, почитание его было связано с религиозным культом – синтоизмом,

реальной же властью обладал сёгун.

Кугэ

Непосредственно ниже императора на социальной лестнице при сёгунате

Токугава стояли кугэ – придворная киотоская (столичная) аристократия –

родственники императора и потомки родовой аристократии периода формирования

японского государства (III-VI вв.). Этот социальный класс был тесно

переплетен с центральным правительством. Кугэ принимали участие в

детализированных дворцовых церемониях, занимавших все их свободное время.

Кугэ не имели земель и, следовательно, не обладали экономической и

политической силой. Они получали жалованье рисом от сёгуна и полностью

зависела от его действий.

Кугэ номинально составляли самый высокий разряд феодального дворянства

(си), остальная его часть была отнесена к категории букэ (военные дома),

которые и представляли господствующий в стране класс военно-феодального

дворянства.

Букэ

Со второй половины XI-XII в. основной социальной единицей

господствующего класса стал «дом», в котором важную роль играли не кровные

связи, как в предыдущей патронимии удзи (группа родственных или малых

семей, имеющих определенное хозяйственное и общественное единство), а

брачные и имущественные. Дома базировались на частной собственности на

землю и имущество, их наследовали по мужской линии, усилилась роль

распоряжающегося имуществом главы семьи.

Букэ делились на владетельных князей (даймё) и рядовых дворян (буси),

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.